Формула УКАЗуистики. “Сдавать автобус в аренду, а самому на трамвае ездить?”

20:57, 22 июня 2011
svg image
3334
svg image
0
image
Хави идет в печали

Пакет документов раздали прямо в зале. С трибуны зачитали — пока приглашенные лихорадочно их листали. Те искали в многостраничном опусе свои предложения, беспокоясь: учли ли? В такой обстановке воспринять на слух юридические изыски было сложно. Здесь не до споров. Поэтому все мирно разошлись. Чтобы позднее, в тишине своих кабинетов, признаться: формула далека от идеала.

Заменили эрзацем

Возможно, в спортивной отрасли когда-нибудь появятся спецы, в совершенстве владеющие техникой юридического письма. И тогда они напишут документ на каких-то трех страничках, где, не мудрствуя лукаво, четко и ясно изложат суть прямой и косвенной поддержки спорту: кто кому платит, дает товары и услуги, кто кого освобождает от какой-то обязанности.
Но это в будущем. А сегодня мы все словно во власти традиции: чем документ пространнее, тем кажется внушительнее. Поэтому считается обычным делом переписывание одних и тех же громоздких формулировок, которые кочуют из одного нормативно-правового акта в другой, отчего создается впечатление, что иначе быть не должно.
Посему при прочтении не разглядишь главного — идеологии поддержки спорта. “Все сводится к одному принципу — давай деньги”, — возмутился президент 5 мая, однако в новом проекте своего указа он обнаружит лишь все тот же посыл.
Экономика, как известно, — это анализ альтернативных вложений ограниченных ресурсов. Однако сомнительно, что проект составлялся теми экспертами-экономистами, коих, образно говоря, собрали в одном помещении, снабдили кофе с сигаретами и заперли, чтобы сподобились на мозговую атаку. А здесь то ли атака сорвалась, то ли кофе заменили эрзацем…
В результате из текста по-прежнему неясен объем этой самой господдержки, не говоря уже про механизм контроля за ее расходованием. Опять давать будут столько, сколько смогут. А сколько именно, заранее тот же клуб знать не сможет. Поэтому снова все его сметы будут иметь, прямо скажем, довольно мало смысла, так как на момент подготовки всех клубных заявок и прочих “паперок” неясна будет наполняемость бюджета, особенно местного.
Увы, никаких изменений не произошло в концепции поддержки. Она так и осталась добровольно-принудительной. Приказали какому-нибудь, допустим, гормолзаводу выделить денег, он и выделит как миленький. Альтернативы нет! И ничего для него не изменится, поскольку его продукцию и так покупают. А переписанные из предыдущего указа налоговые льготы, по сути, экономическими льготами не являются. Просто помощь спорту позволили учитывать при ценообразовании — то есть все мы почувствуем ее на собственном кошельке.
Как говорится, трудно кормить одновременно свою семью и свое правительство. А тут еще игровики на шею сели…

Привязали к 118 тыс. рублей

Клубы не перестанут из средств господдержки платить игрокам, тренерам и функционерам. Но на сей раз разработчики указа пошли путем, давно освоенным всеми бюджетниками: привязали зарплаты к тарифной ставке первого разряда. Чем это обернется для клубов? За комментариями “ПБ” обратился во вторник к председателю правления “Динамо-Минск” Юрию ЧИЖУ.
— Ничего страшного не произошло. Просто все будем работать в одинаковых условиях.

Да вроде, согласно расчетам разработчиков, максимальная зарплата у футболистов составит не более 13 миллионов рублей.
— Ну да. Нужно будет зарабатывать самим и платить больше.

Однако проект указа предусматривает размер вознаграждения не более “100 процентов годовой заработной платы по основному месту работы”.
— Мы будем предлагать, чтобы клубам разрешили за счет частного капитала уходить от этих норм.

Любопытна была бы, к примеру, и точка зрения руководителя гандбольного клуба им. Мешкова. Однако замначальника аппарата правления ОАО “Газпром” Александр МЕШКОВ, находясь в Москве, отказался комментировать что-либо по телефону. Видимо, россиянин также придерживается мнения о том, что деньги любят тишину, которое постоянно звучит с наших телеэкранов. Посему Мешков для печати сказал лишь, что когда ситуация будет проанализирована с учетом законодательства и мнения юристов, позицию клубов доведут до федерации. Не удивимся, если и там вынашивается идея либо изменить формулировки проекта, либо вообще избежать вхождения в поле действия нового указа.
К слову, всем федерациям было строго наказано прислать в Мин- спорта свои замечания и предложения по проекту еще в прошлую пятницу. Однако клубам явно необходимо больше времени, чтобы прийти в себя и сориентироваться.
Обделенные и избранные
Как и обещал на заседании “круглого стола” в Доме футбола помощник президента Игорь Заичков, повышающие коэффициенты к клубным окладам поставлены в зависимость от места, занятого в чемпионате страны. Но слова словами, а когда стали готовы соответствующие документы, то ко всем заинтересованным лицам они почему-то не попали. Пришлось мне выступить своего рода благотворителем. Посетив федерации футбола и гандбола, я предоставила их представителям возможность все-таки ознакомиться с проектом постановления Совмина.
Исходя из логики нововведений, богатые клубы станут еще богаче, бедные — беднее. Эту практику дружно осудили участники “круглого стола”, организованного “ПБ” совместно с БФФ.
Зампред БФГ Иван СЕМЕНЕНЯ, получив из моих рук проект постановления и пробежавшись по тексту, заметил:
— Получится так: чтобы как-то улучшить финансовое положение, руководители клубов и тренеры станут стремиться не своих спортсменов готовить, а ради повышающих коэффициентов привлекать легионеров. Денежные средства будут уходить из страны. Развитию нашего спорта нанесут ущерб.
При этом, подчеркнем, системы внутрикорпоративной поддержки чемпионата страны как не было, так и нет, а значит, ни о какой непрогнозируемости исхода речи не ведется. И вестись не будет. Ибо больше всех по указу будут получать хоккейные “Юность” и “Динамо”! Это положение прописано в пункте 4.1 очень четко. Так, в первом абзаце читаем:
“При достижении клубом… значимых спортивных результатов — вхождении в число лучших 16 команд на европейских клубных турнирах по игровым видам… сметы на следующие два календарных года… могут пересматриваться в сторону увеличения расходов без учета норм и нормативов, установленных для бюджетных организаций”.
Под это условие, очевидно, подпадает только “Юность”, выигравшая Континентальный кубок. Последний абзац еще более конкретен:
“Хоккейные клубы, участвующие в матчах КХЛ, могут не руководствоваться в своей деятельности нормами и нормативами, установленными для бюджетных организаций”.
Особенно умиляет слово “могут”…

Проявление неуважения

Памятуя о просьбе Анатолия Капского не сталкивать лишний раз футбол и хоккей, “ПБ” обратился за комментарием по пункту 4.1 в федерацию гандбола. СЕМЕНЕНЯ за восемь лет исполнения депутатских полномочий изучил немало нормативно-правовых актов и, казалось бы, видел всякое. Однако здесь не сдержал эмоций:
— Никаких исключений ни для кого в проекте указа быть не должно! Все клубы обязаны находиться в равных условиях. Если всем жесткие рамки сметы — значит, всем. А здесь для хоккейных клубов, участвующих в КХЛ, оговаривается возможность получать бюджетное финансирование без каких бы то ни было ограничений. Даже если будет занято последнее место. Считаю, эту позицию в указе необходимо убрать. Иначе она будет воспринята как проявление неуважения к другим федерациям и клубам.
А почему должны быть льготы для клуба, вошедшего в число лучших 16 команд на европейских турнирах? Да, сегодня в хоккее нет Лиги чемпионов. Плохо, система не выстроена. Но даже Лига чемпионов не дает объективного представления о силе клубов. К примеру, словацкая “Артмедиа”, львовские “Карпаты”, кипрский “Анортосис” вышли в групповой раунд по футболу. Пусть они на меня не обижаются, но это не “Барселона”, не “Реал” и “Челси”. Поэтому я предлагаю вспомнить про такие понятия, как мировой рейтинг, европейский рейтинг. Надо отталкиваться от них.

Какой рейтинг сейчас у гандбольного “Динамо”?
— Клуб тридцатку замыкает в Европе. А БАТЭ сегодня на 41-м месте. Поэтому мое предложение: надо написать “при вхождении клуба в число 50 лучших команд европейского рейтинга”.

В БФФ, к слову, тоже есть предложения по этому поводу. Помощник руководителя федерации Сергей ИЛЬИЧ заметил:
— Для мужского футбола вхождение в число 16 лучших команд на европейских клубных турнирах — это очень жесткое требование, будем говорить откровенно. Не всегда даже такие клубы, как, к примеру, итальянский “Ювентус” или российский ЦСКА, могут войти в их число. Поэтому мы предлагаем следующий вариант: “При достижении клубом значимых спортивных результатов — вхождении в групповые стадии европейских кубковых турниров”. Напомню, в групповой стадии Лиги чемпионов играют 32 команды, Лиги Европы — 48. Наша мотивация следующая: “Конкуренция в мужском клубном футболе жесточайшая. И за обладание европейскими кубками ежегодно ведут борьбу более 250 клубов”.
После ознакомления с проектом указа решили обратить на этот пункт особое внимание. К слову, отмечу, что, по моему мнению, недавний прогресс белорусских клубов в европейских турнирах стал возможен только благодаря указу о господдержке.

Но, может быть, это сама федерация хоккея пролоббировала пункт 4.1? Этот вопрос я без обиняков задала главе ФХРБ Евгению ВОРСИНУ. Евгений Николаевич покачал головой:
— Нет. Я таких предложений не вносил. Не знаю, это, по-моему, разработчики, возможно, даже министерство, поскольку о содержании указа докладывал Мазуркевич. Федерация хоккея с точки зрения лоббирования своих интересов никакого отношения к этому пункту указа не имеет. И более того, полагаю, что надо трансформировать этот пункт для всех ведущих клубов нашей страны по любому виду спорта, никого не выделяя.

И обратите внимание на саму формулировку. “Могут”! Это что за стиль закрался в документ, которому собираются придать силу закона?
— Согласен. И хотел бы сказать следующее. Концептуально я поддерживаю то, что было предложено в проекте. Но с точки зрения правовых основ, юридических, экономических и так далее его еще нужно очень внимательно читать. Вы правильно заметили: многие юридические нормы в указах не могут быть так написаны. Здесь не должны быть никаких “могут”, “наверное”, “пожалуйста” и так далее. Только жесткая норма, которая читается так, как написана.
Так кто же напрямую причастен к пункту 4.1, откровенно выпячивающему два клуба? По всей видимости, за ответом следует обратиться к стенографии “круглого стола” (“Диагноз и формула: резко с иглы или передозировка?”, “ПБ” от 14.06.2011). Там начальник управления спорта профильного министерства Сергей Мазуркевич, который был представлен Заичковым как ответственное лицо, отвечающее за претворение формулы в жизнь, проинформировал: “Мы собирали руководителей: генеральных директоров, замов. И из человек тридцати присутствовавших никто дельных предложений не вынес. Поэтому сейчас работают профессионалы — экономисты, спортивные функционеры. БФСО “Динамо”, хоккейный клуб “Юность”.
Комментарии, излишни…

Детей подкорректировали

Игорь ЗАИЧКОВ, заявляя на “круглом столе”, что формула уже готова, подчеркнул: “На нужды детского спорта должно идти 25 процентов средств”. Однако в проекте указа стоит иная планка — 10 процентов. На совещании в Минспорта разработчики пояснили, что раньше в пресловутые 25 процентов входили и затраты на инфраструктуру. Сейчас заботы о юношестве провели отдельной строкой, одновременно ее сузив, и вопросов сей факт ни у кого из заинтересованных лиц не вызвал.
Помощник председателя БФФ ИЛЬИЧ пояснил: “Планируется за три года действия указа произвести качественные изменения в наполнении клубных бюджетов. Решили не вносить каких-либо предложений в отношении процентных ограничений, потому что единой позиции по этому поводу внутри федерации нет. Что же все-таки лучше: загонять клубы в жесткие рамки или дать возможность их руководству самому планировать свою деятельность? Полагаю, проект указа позволяет руководителям клубов думать над этим вопросом самостоятельно, в рамках своего перспективного плана развития”.
Тем временем зампред федерации гандбола СЕМЕНЕНЯ считает:
— Планка в 25 процентов была явно завышенной. Достичь ее могли только две трети из 18 гандбольных команд. Остальным шести затруднительно. Во-первых, из-за скромного финансового положения. Во-вторых, из-за того, что многие субъекты хозяйствования, которые вошли в перечень к указу N 116 и должны были перечислять клубам деньги, не выполнили своих обязательств. Мы сами себя обманывали: средств нет, а требовали, чтобы клубы отдали 25 процентов.
Поверьте, от снижения планки не пострадает развитие детского спорта. Зато это будут реальные цифры. У нас в стране более 80 клубов по игровым видам. Если все они выделят по 10 процентов, то получится сумма более весомая, чем собиралась прежде.

Кто будет следить, чтобы выполнялись эти 10 процентов?
— Как и раньше — федерация. Причем сейчас планируем контролировать не раз в год, а раз в полгода. Не выполнившие понесут персональную ответственность. Дисциплина и порядок в БФГ есть. Еще ни разу не случалось такого, чтобы какой-то клуб отказался бы предоставить отчет. У нас все цифры открыты.

ВОРСИН высказался в том же русле:
— Когда мы стали разбираться, сколько из 25 процентов выделяется клубами на инфраструктуру, а сколько на детско-юношеский хоккей, то выяснили, что на детей шло меньше 10 процентов. У кого-то 8, у кого-то 0,9. Потому что купили льдоуборочный комбайн — записали в эти 25 процентов. Приобрели автобус, что-то отремонтировали — туда же. Но при чем здесь дети? Поэтому, думаю, выделение детского спорта отдельной строкой было обоснованно. А хороший хозяин и так даст на эти цели больше 10 процентов.

Чистый популизм

Как ни странно звучит, но понятие “клуб” толком не прописано ни в одном нормативно-правовом акте Республики Беларусь. Определение, данное в законе “О физической культуре и спорте”, явно устарело: “Клуб по виду спорта — это организация, осуществляющая деятельность по подготовке спортсменов (команд спортсменов) и представлению спортсменов (команд спортсменов) от своего имени на спортивных соревнованиях по виду спорта”.
В свете нового указа это определение вызывает по меньшей мере улыбку. Ибо отныне от клубов требуют “последовательного сокращения к 2015 году доли средств государственной поддержки до 50 процентов от их общих средств”. То есть за три года (предполагается, что указ вступит в силу с 1 января 2012-го) наполовину. Вот это прорыв. Только нигде не прописано, чем грозит невыполнение.
Вместе с тем федерации сомневаются в реальности сроков. Впрочем, ВОРСИН даже уверен:
— 50 процентов к 2015 году? Не будет такого.

Неужели это чисто популистский ход?
— Может быть. Не стал ни с кем спорить. Я не бизнесмен, и маркетинг — это самая слабая моя сторона. Но, думаю, если мы хотим серьезно заниматься хозяйственной деятельностью, то надо мыслить в направлении участия клубов в каких-то производственных цепочках. Однако прежде необходимо понимание: требуется ли для этого прописать специальные правовые нормы, либо это должна быть личная инициатива клубов.
Я “Динамо” говорю: “Вы молодцы, очень хорошо раскрутились. Но все забывают одно: у БФСО есть четыре или пять фабрик. Это ваше хозяйство, вот откуда у клуба хозяйственная деятельность. Ничего другого нет. Скажите, что вы еще делаете? Ну, транспорт сдаете — у вас большой автопарк. Вы его используете: деток возите, еще кого-то. Шоу организуете. Очень хорошо. Наверное, что-то от билетной программы имеете”. Но нельзя же сравнивать: “Минск-Арена” вмещает 16 тысяч зрителей, а в Гродно всего лишь 3 тысячи мест, в Гомеле — 2600-2700, в Новополоцке — тысяча, в “Юности” — 700… Какая, скажите, будет у каждого клуба прибыль от продажи билетов?
А баскетбол? Волейбол? У них вообще нет своей базы! Они же все время ходят, просят. Тогда я думаю: а чем они будут зарабатывать?

СЕМЕНЕНЯ предлагает:
— 50 процентов к 2015 году — слишком короткий период. У нас будут проблемы. За три года мы не сможем это сделать. Как, к примеру, “Друти” в Белыничах организовать хозяйственную деятельность? Это будет очень сложно. И то же самое касается районных команд по другим видам спорта.
Поэтому я не сторонник столь кардинальных шагов. Иначе через два-три года мы все снова соберемся и получим нагоняй: “Вам дали возможность, а вы за этот срок ничего не сделали”. 50 процентов к 2015 году — нереальная цифра в нашей непростой экономической ситуации.
Только на подготовительный период уйдет года полтора-два. Много времени придется потратить на бумажную казуистику. А найти торговые места, складские помещения? И мы еще не уверены, как будет складываться ценовая политика. Нельзя думать, что, если нам развяжут руки, эффект будет достигнут столь скоро. Мое предложение — выйти на цифры 50 на 50 к 2017 году. Не сработали — живите за счет того, что имеете, умерьте аппетит. Я полностью согласен с мнением главы государства, что мы упустили момент и все еще надеемся на блюдечко с голубой каемочкой.

Какова самоокупаемость у федерации гандбола?
— Хотелось бы, чтобы была выше. Пока показатель низкий: к концу 2010 года не вышли на отметку 10 процентов. Однако матч Беларусь — Дания, где мы заработали на продаже билетов и продаже рекламных мест датской фирме, укрепил наши позиции. Мы работаем со спонсорами, подтянули “Белгосстрах”, “Ваше лото”, национальную перестраховочную организацию и ряд других страховых компаний, которые хотят видеть свою рекламу у нас во время телевизионных трансляций. Но нам бы за пару лет выйти хотя бы на рубеж 20 процентов, и то будет хорошо.

ИЛЬИЧ констатирует:
— Нужно смотреть правде в глаза. Только один клуб высшей лиги — минское “Динамо” — имеет свой стадион. Могилевский “Днепр” владеет, по-моему, автомобильным рынком. Бобруйская “Белшина” имеет гостиницу. Говорят, что БАТЭ получит долю в новом борисовском стадионе. Хорошо. Это хоть какие-то активы, но чтобы ими распорядиться, необходимы также знания и соответствующие возможности. Другие клубы в лучшем случае располагают автобусом, возможно, спортивной базой, в худшем — только игроками. Как зарабатывать? Конечно, нам могут сказать, что где-нибудь в Голландии готовят игроков, а потом продают. Но прежде чем получить хоть какой-то доход, следует что-то вложить.
Сложно представить, что пройдет три года, и мы начнем резко зарабатывать. Вложения в футбол — это длинный рубль. Быстрой окупаемости ждать не приходится. Чтобы создать систему, нужно время. У БФФ есть идеи. Спортивное платное телевидение — одна из них. При этом отмечу, что указ подготавливает условия для того, чтобы клубы начали зарабатывать. Это раньше давали рыбу, но не давали удочку, чтобы ее ловить. Сейчас при помощи перспективного планирования предоставляют возможность научиться что-то делать самостоятельно.

Интересно, а какую часть бюджета БФФ составляет продажа прав на трансляции?
— Существенную. Более 60 процентов. И эта тема, конечно же, заслуживает пристального внимания. Ее необходимо развивать. Все уже придумано до нас. Надо только перенимать лучшие идеи и прививать их на нашу почву.

БФГ: системный документ

Как федерации восприняли появление проекта указа? СЕМЕНЕНЯ согласился со мной, что проект указа требует доработки.

А можно ли назвать проект революционным? Или прогрессивным?
— Ни то, ни другое. Это системный документ, объединяющий практически все правоотношения, которые возникают в спорте. Принимать его надо. То, что поддержка государства нужна, даже не обсуждается. Потому что время уходит, клубы и федерации в ожидании: что будет в дальнейшем? Но поддержка должна быть адекватной, чтобы никто не спал и не ждал, что все придет из бюджета. В этом плане недорабатывают руководители наших клубов. Эти проблемы есть не только в гандболе, но и в других видах. Слово “дайте” пора отодвигать на второй план. Надо зарабатывать.
Практика, возможно, покажет, что указ неидеален и что нужно будет вносить изменения. Но радует, что те три момента, которые озвучивал не раз на совещаниях, нашли место в этом документе.
Самое важное в проекте — это то, что указаны источники финансирования. Первый — указ N 300 “О предоставлении безвозмездной спонсорской помощи”. Важное дополнение: поступившие средства смогут теперь использоваться на зарплаты спортсменам и тренерам. Второй источник — частичное финансирование за счет средств местных бюджетов (до 40 процентов от сметы клуба на календарный год). Третий — во время всех спортивных соревнований (а не только международных, как раньше) федерациям и клубам предоставляется право заниматься предпринимательской деятельностью без образования коммерческих организаций. Мы заявили в европейские кубки десять команд (по пять мужских и женских). Это дополнительная возможность заработать. Причем не только на реализации билетов (за скромную цену), но и на продаже прав на трансляции.
Единственный минус в том, что перечень является исчерпывающим: туристическая деятельность, оптовая и розничная торговля, оказание услуг в области спорта, организация отдыха и развлечений, сдача внаем собственного имущества, оказание транспортных услуг, хранение транспортных средств, рекламная деятельность. Хорошо бы написать “иная деятельность, которая не противоречит уставу организации”.

А чего вам недостает в этом перечне?
Добавили бы, допустим, посредническую и консультационную деятельность, проведение конкурсов и розыгрыша лотерей во время матчей. Мы бы решили здесь вопросы и привлечения зрителей, и популяризации, и зарабатывания денег.

К новому указу о господдержке снова будет приложен список организаций-доноров?
— Безусловно. Если этого не произойдет, то ничего не выйдет, получим полнейшее недопонимание между всеми заинтересованными сторонами.

БФФ: надо действовать

У БФФ свои предложения разработчикам. Их сформулировал ИЛЬИЧ.

Видение разработчиков указа совпало с видением федерации футбола?
— Могу с удовлетворением отметить: то, что председатель БФФ Сергей Румас декларировал в предвыборной программе в части краткосрочных и среднесрочных планов, нашло свое отражение в проекте указа. Имею в виду пункт 2:
“Основанием для оказания поддержки клубам… являются планы их развития на 2012-2015 годы, согласованные республиканскими федерациями… Министерством спорта… и утвержденные местными исполнительными и распорядительными органами”.
Такой формулировки прежде не было ни в одном нормативно-правовом акте. Причем подобное условие БФФ планирует сделать обязательным в рамках лицензирования клубов и на долгосрочную перспективу.
План развития позволит сформировать за три года какую-то имущественную ценность клуба. Повторюсь: что нынче есть у среднестатистического клуба, кроме прав на игроков? Фактически ничего.
Надеемся, что указ создаст экономическую конкуренцию среди руководителей клубов. Конечно, футбол — это прежде всего спорт. Но в то же время и борьба за долю рынка. Руководитель клуба, помимо решения непосредственных бизнес-вопросов, должен отвечать в том числе и за то, сколько болельщиков пришло на игру его клуба, как увеличить посещаемость матчей, как обезопасить их проведение, как популяризировать футбол в своем городе, какие условия созданы для подготовки его главной и детско-юношеских команд, сколько воспитанников клуба играет в главной команде и так далее. Делайте бизнес-план и воплощайте его в жизнь, все в ваших руках. В любом случае, чтобы что-то заработать, необходимо действовать.

Какие поправки в проект указа БФФ просит внести?
— Пункт 10 освобождает от налога на добавленную стоимость при ввозе инвентаря спортивные организации, за исключением клубов. Мы предлагаем изменить формулировку и написать: “За исключением клубов, которые не участвуют в европейских кубковых турнирах”. Потому что возможна ситуация, когда “Динамо”, БАТЭ, “Шахтер”, кто-нибудь еще захотят привезти, например, искусственное поле на свою базу, освещение или ту же форму. Полагаем справедливым предоставить им такую возможность.
Кроме того, в приложении 1 в перечне организаций, которым оказывается господдержка, нет клубов второй лиги (а это 16 команд). Нам посыпались звонки с мест. Но мы в рабочем порядке уже решили этот вопрос. Выяснили, что приложение 2 имеет расширительный смысл и определяет порядок оказания поддержки за счет средств местных бюджетов клубам всех лиг без исключения. В то же время клубы высшей и первой лиг могут получить еще и государственную поддержку, как это определяет пункт 1 указа президента.
Кстати, в указе N 116, который утратит силу после подписания нового документа, прописано, что поддержка клубам первой лиги ограничена 1 млрд. рублей в год. Теперь никаких ограничений нет. И БФФ это устраивает, ибо федерация заинтересована в том, чтобы разрыва между лигами не было.
Еще мы предложили включить в перечень видов, которым оказывается господдержка, мини-футбол. В нем две лиги, в высшей играет 16 команд. Достаточно серьезное соревнование.
Проект указа объединил несколько документов. Теперь стало проще его воспринимать. Раньше реально возникала путаница, когда клубы отсылали то к одному правовому акту, то к другому.

ФХРБ: другого выхода нет

ВОРСИН обрисовал попутно общую обстановку в хоккейном хозяйстве:
— Еще до презентации проекта указа мы проводили совещание с руководителями клубов на предмет оптимизации расходов бюджетной поддержки. Я хотел у них уточнить, какие есть версии, взгляды на то, что сейчас нам делать. Потому что наступает июль, близится к завершению заключение контрактов с игроками.
После того как президент 5 мая сказал, что приостанавливает действие указа N 116, спонсоры, которые по нему работали, фактически не имеют права давать какие-то средства. Хотя организации, которые с нами сотрудничают, подтвердили свои обязательства (договоры подписаны до конца финансового года).

Каково количество этих организаций?
— Всего по хоккею трудно сказать. У клубов по указу разное количество спонсоров. Допустим, у “Юности” их порядка 20-30. У федерации — двенадцать, а платежеспособных на сегодня всего четыре. Некоторые не в состоянии оказывать поддержку. К примеру, организации, относящиеся к Министерству промышленности, без согласования с ним не имеют права вольно распоряжаться своими средствами. Поэтому договоры с ними, как мне сказали руководители клубов, лежат в Минпроме без движения. Их не подписывают. Оказание помощи фактически приостановлено.
Эти вопросы мы и обсуждали на совещании с руководителями клубов. И выяснилось, что у всех до конца года бюджеты сформированы. В рамках этих бюджетов, собственно, и шла работа по подписанию игроков. У некоторых контракты закончились 31 мая. А у некоторых они продлеваются — у кого на год, у кого на два. А поскольку они были подписаны в условиях прежней ситуации, то не знаю, будут клубы пересматривать эти контракты или нет. Хотя в КХЛ есть такая практика, когда при особых экономических условиях могут отыграть контракты назад. Поэтому уровень оплаты труда может быть скорректирован. Пока это вопросы, вопросы и вопросы.
Сейчас каждый хоккейный клуб смотрит, что же он имеет в наличии. Получается так, что на бумаге сметы есть, а с финансированием пока еще далеко не решено. Поэтому для нас очень важно, насколько быстро и оперативно будут приняты проекты новых документов. Ибо многие вопросы застопорились сегодня именно на этом. Первый из них: что будет, если игрок подписывает контракт на заработную плату условно, в эквиваленте какой-то валюты. Ведь курс пока неизвестен: он может быть один, может быть другой или совершенно непонятный. Некоторые предлагают придерживаться соотношения валют по курсу Нацбанка на день выплаты. Но это тоже для нас в общем-то не очень удобно. Представляете, если курс будет расти, какая денежная масса должна его компенсировать.
Поэтому мы с руководителями клубов советуемся и рекомендуем: “Определяйте размер заработной платы в белорусских рублях”. Однако если национальная валюта будет девальвироваться, то, понятно, это будет совершенно разный уровень заработной платы. Но тем не менее привязка к белорусскому рублю видится сейчас как выход из положения.
Президент дал поручение оптимизировать наши расходы на содержание хоккейных клубов. Предполагалось, что экономия должна составить около 30 процентов. Но сегодня сама жизнь поставила нас в жесткие рамки, поскольку девальвация национальной валюты уже сократила бюджеты клубов, грубо говоря, на 50 процентов. И теперь будем думать, как в этих условиях обеспечить проведение чемпионата. Увеличились нормы питания, размещения — возможно, будем просить индексировать наши бюджеты на индекс инфляции. Покупаем хоккейную форму, а наш генеральный поставщик “Sport Lukss” прислал письмо, предупредив: дескать, никаких белорусских рублей, приобретайте валюту, и мы будем с вами работать только по курсовой стоимости ваших денег. То есть проблем у нас очень много. Почему мы сейчас с надеждой ждем подписания этого указа, поскольку он даст возможность хотя бы определиться в нашей дальнейшей деятельности. На каком свете окажемся, будет зависеть от того, пройдут ли те предложения, которые сегодня зафиксированы в проекте указа и более уточнены в проекте постановления Совмина.
Когда нам зачитывали в Минспорта эти документы, сразу обратил внимание, что указ вступает в силу с 1 января 2012 года. И сказал: “Ребята, а как мы будем жить вот эти полгода?” Если нас призывают к организации всей нашей финансово-хозяйственной деятельности, то мы не против этого. Но пока мы эту хозяйственную деятельность еще не почувствовали. По своим хоккейным клубам знаю, что она в объеме финансирования составляет всего 10 процентов. К примеру, какие транспортные услуги, прописанные в новом указе, я могу оказать, если у меня один автобус? Его сдавать, а самому на трамвае ездить?..
Разработчики попробовали объединить все документы в один. Но насколько это удалось? Начинаешь читать одно, потом другое и сразу сталкиваешься с противоречиями. Однако, повторюсь, юридическая сторона меня на данный момент мало волнует. Больше интересует содержание: что же мы хотим предложить.

Разве принципиально новое что-то есть?
— Ничего. Кроме механизмов стимулирующего характера: зависимости от результатов работы, повышающих коэффициентов к заработной плате, поощрений ведущим спортсменам.
Для меня здесь важно что? Президент сказал: “Давайте создадим нормативную базу, которая изначально уравнивала бы шансы клубов, независимо от вида спорта”. Все последующее будет зависеть от того, насколько будет организована деятельность клуба, насколько эффективно идет работа на спорт высших достижений. И в новом указе эта логика прослеживается.

— Однако есть и другое мнение: о том, что нововведения, прописанные в постановлении Совмина, приведут к еще большему разрыву в финансовом положении клубов.
— Но сборные формируются именно из клубов, которые находятся сегодня на более высоком уровне. На них действительно по этому указу распространяется больше льгот, чем на те клубы, которые оказались внизу. Но, по-моему, это нормально. Я другого выхода не вижу.
В этом году прочувствовал на себе. Пришел в федерацию, когда в ней не было ни копейки. Только 600 миллионов долгов. А с чего брать деньги? Спасла фишка “2014 год”. Под нее в федерацию пришли фирмы, а с ними и деньги. Только под нее! Если бы я сказал: “Ребята, давайте поднимем клуб в таком-то районе”, мне бы ответили: “Евгений Николаевич, не смеши”.
Говорите, бедные станут еще беднее. Но им же 40-процентная поддержка из местного бюджета гарантирована. Если клуб не работает на спорт высших достижений, то какие могут быть еще льготы?

Но потолок зарплат, получается, есть?
— Потолком ограничена только государственная доля. Хотя по клубу из КХЛ сказано, что можно выйти за пределы. Скажу, что в принципе сегодня это правильно, так как если “Динамо” этого лишить, то лишимся и единственного нашего клуба в КХЛ.

Выходит, все равно КХЛовский клуб вне критики…
— Да.

Какие предложения внесла ФХРБ по изменению в проекте?
— Там клубам предоставляется право на один год повышать оклады спортсменам и их тренерам в размере до 200 процентов за участие в финальных турнирах чемпионатов мира. Кроме того, предусмотрена надбавка за мастерство до 100 процентов пяти лучшим спортсменам клуба. Так вот вместо “пяти лучших” я предложил записать: “членам переменного состава национальной команды”.
Проекту еще требуется чисто экономическая детализация. Я задавал при обсуждении вопрос: “А просчитано ли все?” Допустим, хоккейный бюджет сегодня 168 миллиардов рублей на одиннадцать клубов. В представленных нам документах очень подробно расписана заработная плата. А все другое? Вот нужно купить форму. На нее в хоккее уходят огромные деньги. Одна клюшка стоит больше, чем вся экипировка для одного игрока из другого вида (за исключением футбола, где, может быть, бутсы дорогие), — 200-300 евро. А детские команды, юношеские? Где в проекте расписаны все остальные расходы по клубам?

Кто этим должен заняться?
— Экономисты Минспорта. Они должны подсчитать, сколько всего в стране клубов, какие из них подпадают под финансирование в 40 процентов. А как будут платиться коммунальные расходы? Ведь на содержание ледовых дворцов идут огромные суммы. Сказали так: государство тоже должно взять на себя часть этих расходов. Значит, это надо учесть.
Все подсчитать, взять сумму, которая была до сегодняшнего дня, и сравнить. Хотя разработчики уже сказали, что вся эта оптимизация, предусмотренная проектом документов, дает им возможность сократить бюджет примерно на 30 процентов.
Очень важно, чтобы указ вступил в силу в июле, самое позднее в августе. Или, как решение проблемы, продлить действие указа N 116. Иначе, не знаю про летние виды спорта, но зимние, в которых как раз идет период подготовки, мы можем просто потерять. И биатлон тоже, поскольку финансирование его клуба регулируется отдельно. Во всяком случае к 2014 году мы без этого указа не вылезем…

Странный подход

Напоследок — о перечне организаций, которым будет выделяться поддержка. Помимо НОКа, Паралимпийского комитета, уже упоминавшегося Белорусского клуба биатлона, там присутствуют федерации по олимпийским видам спорта. Все вроде бы логично. Коль президент провозгласил: “Впереди — Олимпийские игры!”, пора бы нам, наконец, определиться с направлением, по которому собираемся двигаться дальше.
Однако снова не сбылось. Ведь следующей строкой в перечне идут клубы не только по олимпийским видам — баскетболу и иже с ним, которые присутствуют и в аналогичном указе N 116, — но и клубы по бейсболу, мотоболу, хоккею с мячом. Почему бы тогда, следуя логике в одну кучу сваливать все, что связано с игрой в мяч, не присоседить сюда же какой-нибудь американский футбол с корфболом? Все равно их федерации официально зарегистрированы в НОКе…

СЕМЕНЕНЯ согласен:
— Странный подход. Есть вопросы.

Памятуя, что ВОРСИН был в прошлом министром спорта, осведомилась и о его мнении насчет неожиданных “новобранцев”.

Евгений Николаевич, я, например, с удивлением встретила в перечне такие неолимпийские виды, как бейсбол…
— Или хоккей с мячом, которого у нас нет. Вернее, он есть, но команду формируем раз в год под чемпионат мира. Внутренний чемпионат отсутствует.

— А мотобол?
— Там, по большому счету, только один клуб — в Пинске. В бейсболе тоже — в Бресте. Я также обратил внимание на расширение перечня, но, поверьте, мне неудобно говорить о ком-то и спрашивать, по какой причине эти виды там появились.

Кстати, согласно информации, размещенной на сайте Минспорта, среди федераций, имеющих статус “национальная”, нет ни бейсбольной, ни мотобольной, ни бенди. Впрочем, мотоциклисты-футболисты хотя бы регулярно привозят с чемпионатов Европы медали различного достоинства, как говорится, держат марку. Но разве подобным похвастается бейсбол, который, к слову, исполком МОКа в 2005 году вывел из олимпийской программы с формулировкой “не отвечает принципам МОКа о стремлении к чистым соревнованиям”? Но что здесь перья ломать. Белорусскую ассоциацию бейсбола и софтбола возглавляет важная персона — директор Центра по ценам Министерства экономики. Министерства, с которым разработчикам указа предстоит согласовать свой, нагрузочный для бюджета, пакет документов…
А поднимется рука у президента их подписать или нет, и какой окончательный вид они примут, узнаем этим летом.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?