ВОЛЬНАЯ БОРЬБА. Пока растут "медвежата"
В последние годы закончили выступления в сборной команде чемпион мира и серебряный медалист Олимпиады-92 Сергей Смаль, вице-чемпион Олимпиады-96 Алексей Медведев, олимпийцы Олег Гоголь, Игорь Козырь, Александр Савко. Из тех, кто пришел им на смену, наиболее заметных достижений добились Герман Контоев (чемпион мира-01 и серебряный призер ЧЕ-98), Бейбулат Мусаев (серебряный медалист ЧЕ-2000,-02), Мурад Гайдаров, Александр Шемаров (вторые на ЧЕ-2002) и Александр Карницкий (третий на ЧЕ-01). Но только последний полностью воспитан белорусскими специалистами, остальные прибыли к нам из России.
Государственный тренер по вольной борьбе Иван ТИТОВ без колебаний согласился обсудить с корреспондентом “ПБ” сложившееся положение дел.
— Это произошло по объективным причинам. В СССР существовала четкая пирамидальная система подготовки борцов высокого класса. На первом этапе проводился набор мальчиков 8-10- летнего возраста в группы начальной подготовки, которая была рассчитана примерно на 2-3 года. В ДЮСШ таких групп набирали 18-20 по 16-18 человек в каждой. Это примерно 300 ребят. В этот период перед тренерами ставилась задача не только найти и отобрать способных к борьбе ребят, но и закалить, оздоровить всех занимающихся.
Ко второму этапу — учебно-тренировочному (с 12 до 16 лет) — происходило естественное сокращение числа занимающихся примерно на треть. Наиболее талантливые и стойкие попадали в группы спортивного совершенствования (17-20 лет). На заключительном этапе — высшего спортивного мастерства — специалисты высокого класса работали с двумя-тремя спортсменами каждый исключительно на результат.
В суверенные годы по экономическим причинам система перестала срабатывать. Я сам прошел этот период, работая тренером в СДЮШОР N 7. Из-за сокращения финансирования приходилось ужимать группы, сокращать календарь. Когда стоял выбор, куда направить ограниченные средства — на массовость или на мастеров, как правило, выбирали последний вариант. Тренеры и функционеры вынуждены были заботиться в первую очередь о лице спортивной школы и своего региона.
— Иногда громкий успех одного взрослого мастера оправдывает существование целой школы.
— Свое черное дело сделали Чернобыль и открывшиеся возможности для эмиграции. Сейчас мы видим, что для спортсменов-профессионалов не имеет большого значения промежуточный этап, и они нередко выбирают страну, в которой могут реализовать накопленный годами многолетней работы потенциал. Подготовка резерва естественным образом отошла на второй план. Это и привело к описанной вами ситуации.
— Экономические реалии диктуют новые принципы подготовки атлетов.
— Верно. Наши специалисты их искали и, кажется, нашли. Ученик заслуженного тренера СССР, одного из наставников Медведя Болеслава Рыбалко Александр Шахлай разработал новую программу подготовки борцов, но есть сложности с ее финансированием. В соответствии с ней уже на начальном этапе предусмотрен углубленный медицинский осмотр. Желающих заниматься много, а здоровых детей мало. Важно как можно раньше выявить нарушения в организме. Поэтому на первый план выходит селекция, которой занимаются такие энтузиасты, как Владимир Халло. Он просматривал детей по районам столицы на специально организованных соревнованиях. Ребята отжимались, бегали, прыгали в длину. Наиболее одаренным предлагали записаться в спортивные классы, организованные в средней школе N 21.
Очень важную роль в воспитании атлетов высокого класса играют турниры “Медвежонок”, которые инициировал и проводит Николай Нижибицкий, директор СДЮШОР N 7. В этот раз уникальные соревнования прошли уже в восьмой раз.
— В чем их уникальность? Какую практическую пользу они принесли белорусской вольной борьбе?
— “Медвежонок” — международный юношеский турнир, возраст участников — 15-17 лет. Его победители становятся на пьедестал и получают призы из рук Александра Васильевича Медведя и других знаменитостей вместе с победителями турнира Гран-при. Для юношей — это большая честь и огромный стимул.
Первыми в этих соревнованиях участвовали ребята 1980 года рождения. Теперь им по 23. Многие уже успели проявить себя. Сергей Прохорчик (вес до 74 килограммов) — вице-чемпион мира среди военнослужащих, Василий Маруденко (84) — бронзовый призер тех же состязаний. Тяжеловес Борис Гринкевич на год моложе, но он уже участник взрослых чемпионатов мира и Европы. Членами национальной сборной стали также Александр Каминский, Семен Семенюк, Алексей Мостепанов, Александр Пирский. Верим, что за ними последуют и более молодые ребята. Кстати, мужают не только наши “медвежата”. В прошлом сезоне борцом года ФИЛА назвала Николая Пасларя, чемпиона мира и Европы из Болгарии.
— Но одного турнира явно недостаточно.
— Безусловно, нужна соревновательная практика. В советское время программа подготовки предусматривала примерно 20 стартов в год. Борцы проводили 50-70 схваток, и комплексная научная группа (КНГ) получала богатый статистический материал, на основе которого выдавала эффективные рекомендации для совершенствования тренировочного процесса. Сейчас даже для членов национальной команды мы можем обеспечить только восемь стартов.
Два с половиной года назад я стал гостренером. Вместе с моими коллегами по тренерскому цеху мы предприняли мозговой штурм, и он дал кое-какие результаты. Налаживаем комплексный научный контроль, тем более что руководство олимпийских баз “Стайки” и “Раубичи” помогает нам в этом. Теперь к соревнованиям на личное первенство допускаем неограниченное количество атлетов от всех территорий. Правда, оплачиваем участие только 10 борцов и двух тренеров. Конкуренция заметно возросла. Прежде командные итоги подводились по результатам выступлений в личном турнире. Теперь мы ввели командные соревнования — “стенка на стенку”. Дружины, представляющие регионы, борются по кругу. Это позволяет увеличить соревновательную практику и закалять волевые качества спортсменов. Всего борцы за три дня проводят до 10 схваток. По такой же формуле 4-7 июня мы проведем в Стайках чемпионат Беларуси.
— “Стенка на стенку” — это всегда увлекательно для зрителей и полезно для спортсменов. Но теперь в мужской “стенке” появилась и женская кладка.
— Женская борьба — дело для нас относительно новое. В борьбу идут девчонки специфического склада, те, кого называют чертятами в юбке. Тренеры, работающие с девочками, получают такую же зарплату, как и те, кто работает с мальчиками — никакой дискриминации.
— Однако Елена Бабак, Ольга Хилько, Елена Карейша, защищавшие честь Беларуси на турнире Медведя, прежде были известны как самбистки либо дзюдоистки.
— Но ведь начинать с чего-то надо. Когда вольная борьба делала в Беларуси первые шаги, ею занимались борцы греко-римского стиля. И наоборот, немало борцов-вольников перешли в самбо и дзюдо.
— Теперь широко практикуется не только переход из одного вида борьбы в другой, но и смена флага. В Беларусь в последние годы привезли столько варягов, что они занимают больше половины мест в основном составе сборной.
— Если вспомнить историю, в Беларуси были и есть сильные, двигательно одаренные люди. Однако есть и другие факты. Двери минского ИФК были открыты для всех граждан СССР. И сюда приезжали учиться борцы из Якутии, Северного Кавказа и других регионов. Тогда мы вкладывали в них, теперь идет отдача. Например, тренер Контоева учился в Минске. И когда Герман выбирал, куда ехать поступать, тренер ему порекомендовал наш город. Потому что по своему опыту знал: здесь нормальная человеческая и профессиональная атмосфера. Заметьте, Герман сюда приехал просто мастером спорта, здесь его подготовили до уровня мастера-“международника” и чемпиона мира. Или другой момент. Когда Медведь стал тренером, Союз поручал Александру Васильевичу централизованно готовить для сборной команды СССР борцов легкой и тяжелой категорий. Так в Минске появились Малхаз Мерманишвили, Ваха Евлоев, ставшие чемпионами Европы, Николай Скрипкин.
Мы надеемся, что наша перспективная молодежь в конкуренции с теми, кто приехал, вырастет до международного уровня.
— Как это происходит в сборной команде?
— В весе до 55 килограммов вместе с Германом Контоевым готовится 23-летний Александр Каминский. В весе до 74 килограммов в спаррингах с Мурадом Гайдаровым совершенствуются вышеназванный Сергей Прохорчик и Юрий Звижинский. В категории до 84 килограммов соперничают Бейбулат Мусаев и Сергей Борченко, чемпион мира среди военнослужащих, а также уже упомянутые Василий Маруденко и Семен Семенюк. В затылок полутяжу Александру Шемарову дышит 22-летний Алексей Мостепанов.
— В других весах тоже есть выбор?
— В весе до 60 килограммов конкурируют опытные Александр Гузов и Александр Карницкий. В следующей категории спорят олимпийцы Николай Савин и Сергей Демченко, призер чемпионата континента, которые прежде боролись в разных весах, но после объединения категорий попали в одну. Тяжеловесы у нас молоды: Борису Гринкевичу — 22 года, Александру Пирскому — 20.
— Но ведь на чемпионат континента поедут только семеро…
— Параллельно с чемпионатом Европы, который пройдет в Риге с 1 по 4 мая, в Махачкале состоится турнир на призы пятикратного чемпиона мира Али Алиева. Туда отправится второй состав.
— Как будет проходить розыгрыш олимпийских лицензий?
— Всего в каждой из семи мужских весовых категорий на Играх в Афинах выступят по 20 атлетов, в четырех женских — по 12. Занявшие на чемпионате мира нынешнего года места с 1-го по 10-е у мужчин и с 1-го по 5-е у женщин сразу получат лицензии. Для остальных в Европе и Америке (мужчины) состоятся два квалификационных турнира, в которых мужчины разыграют еще по 9 путевок, женщины — по 6. И по одному месту в каждом весе без отбора получат хозяева.
— Какие задачи ставятся перед мужской и женской национальными командами?
— Перед нами поставлена задача добыть олимпийскую медаль. Поэтому будем стремиться к завоеванию оптимального количества лицензий — шесть-семь у мужчин и одну-две у женщин. Постараемся добиться цели уже на чемпионате мира, который состоится в сентябре в Нью-Йорке, дабы избежать изнурительных квалификационных отборов.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь