ДЗЮДО. ЧМ. Испытание Осакой
Поэтому можно не сомневаться, что под сводами “Osaka-Jo Hall” будут кипеть нешуточные страсти, а зрители наверняка увидят множество захватывающих, бескомпромиссных и одновременно по-спортивному честных поединков. Ведь эмблема чемпионата — белая дзюдога (куртка спортсмена) с черным поясом — символизирует два принципа дзюдо: “путь” и “гармония”. Черный пояс олицетворяет собой магистральный путь прогресса человечества, представляющий историю и развитие древних боевых искусств, а белый квадрат дзюдоги — стабильность и гармонию мира. Символично, не правда ли?
Хочется верить, белорусские борцы не будут, как однажды справедливо заметили классики, “чужими на этом празднике”. Тем более что, начиная с триумфального первенства континента-2002 в словенском Мариборе, где, напомним, белорусы завоевали шесть наград различного достоинства, наши дзюдоисты брали медали на всех турнирах, в которых участвовали (за исключением августовской Универсиады в Южной Корее).
Сборная Беларуси отправилась в Страну восходящего солнца транзитом через Москву в минувший четверг, 4 сентября, а накануне вылета наших борцов в Японию корреспондент “ПБ” побеседовал в Стайках с главным тренером национальной команды Магомедом РАМАЗАНОВЫМ.
— Магомед Курбанович, кто выйдет на татами “Osaka-Jo Hall”?
— За награды чемпионата и олимпийские лицензии будут сражаться десять наших спортсменов: Сергей Новиков, Александр Шлык, Анатолий Ларюков, Сергей Шундиков, Сергей Кухаренко, Игорь Макаров, Юрий Рыбак, Татьяна Москвина, Светлана Тимошенко и Юлия Борисик. Причем не исключено, что Рыбак и Борисик выступят в двух категориях — в тяжелом весе и “абсолютке”. По регламенту соревнований в первый день чемпионата пройдут схватки в категориях +100 килограммов у мужчин и +78 у женщин. Посмотрим, как Юра и Юля отборются, как будут себя чувствовать, и, возможно, заявим их и в абсолютную категорию.
— Все проверенные и испытанные бойцы. А как происходил отбор на чемпионат мира, возникали ли вопросы по той или иной кандидатуре, скажем, Анатолий Ларюков либо Константин Семенов, Юрий Рыбак либо Руслан Шарапов?
— Основной спор велся между Игорем Макаровым и Юрием Рыбаком в категории до 100 килограммов: ребята здорово выступали на олимпийских лицензионных турнирах, стабильно зарабатывали рейтинговые очки. Правда, Игорь боролся увереннее и стабильнее — короче говоря, был сильнее. Однако в преддверии чемпионата Европы-2003 их спор разрешился сам собой. Руслан Шарапов не захотел ехать в Дюссельдорф, мотивировав решение тем, что будет целенаправленно готовиться к мировому первенству. Я с ним в принципе согласился, и было принято решение попробовать в категории +100 Рыбака. Откровенно говоря, мы рисковали, ведь он весит всего 105 килограммов, но не могли не дать ему шанс. Да и обидно было: у нас два таких хороших парня в “сотке” и один из них остается не у дел… Отрадно, что Юра не подкачал: он, как все, наверное, помнят, завоевал бронзу чемпионата Европы и тем самым заслужил право представлять страну на первенстве планеты.
— Вы человек достаточно суеверный, поэтому не буду расспрашивать о медальных планах. Однако тему смены руководства федерации не могу обойти. Общеизвестно, что в начале июня главой БФД неожиданно для многих был избран Виталий Песняк — спортсмен он, бесспорно, великий, однако, на мой взгляд, весьма слабо проявил себя как вице-президент федерации. Может, теперь, став у руля БФД, он работает, как говорится, за себя и за того парня?
— Пытается, чего кривить душой. Виталий Иванович даже средства нашел для поездки на турнир в Германию. Это были возвратные деньги, он их уже получил обратно. А больше… Я по-прежнему убежден: Владимир Геннадьевич Япринцев занимал свое место и должен был оставаться главой нашей федерации.
— Знаю, что только благодаря Япринцеву вы согласились остаться главным тренером сборной по дзюдо…
— Хочу поправить: пока согласился. Именно Володя, не в обиду будет сказано руководству Министерства спорта, убедил меня остаться: негоже, дескать, бросать начатое дело на полпути, надо продолжать работать. Слова Япринцева были для меня очень важны, поскольку накануне отчетно-выборной конференции пообещал Владимиру Геннадьевичу, что, если его не выберут на новый срок, я тоже уйду… Плюс не хотелось подводить ребят, благо сборная у нас сейчас очень хорошая и перспективная.
Скажу больше, я благодарен Володе за это. Поскольку работа, тренерская деятельность дали мне разрядку, позволили вдохнуть глоток-другой свежего воздуха, которого так не хватало после июньской конференции.
— Вы сказали, что Песняк пытается что-то сделать, а люди, которые во многом способствовали его избранию — Владимир Грищенков, Сергей Сохадзе и другие, не вставляют вам палки в колеса? Ходили слухи, что на место главного тренера сборной планировался иной человек…
— Они пока могут дергать меня только словесно… Благо в Беларуси все понимают, что дзюдо в стране стремительно прогрессирует, и, поверьте, те успехи, которых уже добились наши спортсмены на международной арене, — это далеко не потолок. Вопрос в другом: таких людей, как Грищенков, нельзя на пушечный выстрел подпускать к спорту. Создается впечатление, что Владимир Николаевич впитал в себя почти все отрицательные качества. Во всяком случае, более непорядочного человека, нежели Грищенков, я в своей жизни не встречал.
— В чем заключается его работа как генерального секретаря БФД?
— Я так думаю, что основная цель Владимира Николаевича — опять пробраться в федерацию, чтобы снова заниматься своими делишками, интриговать как против спортсменов, так и против тренеров.
— А не наблюдается ли после 4 июня какого-то раскола внутри команды?
— Не замечал. Мы стараемся сделать все от нас зависящее, чтобы это никак не затронуло ребят. На мой взгляд, они как тренировались добросовестно и с самоотдачей, так и продолжают работать, готовятся к чемпионату мира — главному старту сезона… Хотя, честно говоря, 4 июня нужно было подумать в первую очередь о спортсменах. Вы же присутствовали на конференции и наверняка помните, что подавляющее большинство выступавших в прениях призывали именно к этому, но люди, обладающие правом голоса, к их словам, к сожалению, не прислушались…
— Я помню также, что Япринцева обвиняли в том, что за время, пока он возглавлял БФД, в дзюдо пришло много самбистов. Что в этом плохого? Ведь Натик Багиров, Москвина, Рыбак, Шундиков, Семенов тоже начинали как самбисты.
— Да ничего здесь нет плохого. Когда Владимир Геннадьевич будучи президентом БФС (Белорусская федерация самбо. — “ПБ”.) возглавил и БФД, он стал инициатором того, чтобы дзюдо и самбо развивались параллельно, дополняя друг друга. Достаточно вспомнить чемпионат Европы в Дюссельдорфе, где медали первенства континента завоевали Таня Москвина и Юра Рыбак. Кроме того, наступил конец некоему противостоянию, которое на протяжении нескольких десятилетий наблюдалось между этими видами спорта. Нет, нельзя сказать, что раньше самбо и дзюдо враждовали, однако прекрасно помню то время, когда еще сам боролся и не имел права зайти в зал, где тренировались дзюдоисты… Теперь, к счастью, все по-другому. Скажем, главный тренер сборной по самбо Вячеслав Степанович Кот подключил к сбору перед чемпионатом мира своих ребят, благодаря чему дзюдоисты не испытывали никаких проблем со спарринг-партнерами. То есть мы рядышком, делаем общее дело, и наше взаимодействие однозначно даст еще больший результат, чем мы имеем сегодня. Главное, чтобы нам не мешали.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь