Лотар Маттеус: у Бербатова были проблемы с такими парнями, как вы
Равных ему по количеству достижений в мировом футболе найти нелегко. Знаменитый немец, блиставший на полях Европы в 80-х и 90-х годах, играл до сорока, а сейчас ему уже пятьдесят. В последнее десятилетие он пытается заявить о себе в качестве тренера, причем где угодно, только не в родной Германии. Австрия, Сербия, Венгрия, Бразилия, вновь Австрия, Израиль и теперь вот Болгария — такова география странствий этого неутомимого пилигрима, известного своенравным и импульсивным характером. В преддверии визита Маттеуса в Минск “ПБ” решил взять у него эксклюзивное интервью. И задачу выполнил — примерно с двадцатого раза наставник болгар снял трубку своего мобильника. Наш звонок застал его в каком-то аэропорту — Лотар торопился, параллельно успевал переговариваться к кем-то рядом, тем не менее по возможности удовлетворил наше любопытство.
— Лотар, а почему ваша команда решила сыграть в Минске?
— Вы спрашиваете об этом у меня? Президент болгарской федерации, думаю, знает лучше. Полагаю, дела обстояли так: и мы, и белорусы хотели подыскать спарринг- партнеров в августе. Совсем скоро ведь важные отборочные матчи, и всем надо провести репетиции. Появилась возможность организовать товарищескую встречу в Минске — почему нет? Должно быть интересно.
— Видели в деле нашу команду?
— Да, матч с французами. Белорусы добились отличного результата. У вас вообще хорошая сборная. Качественная. Она вполне может пробиться на чемпионат Европы. Из белорусских игроков могу назвать Александра Глеба. Думаю, это один из лучших футболистов в вашей стране.
— Но Глеба нынче в сборной нет. А из его партнеров кого-нибудь знаете?
— Нам, немцам, сложно запоминать славянские фамилии. Я представляю, как выглядят многие белорусские игроки, знаю, как они располагаются на поле. Сейчас этого вполне достаточно. Но не спрашивайте у меня имен. О вашем национальном чемпионате тоже не имею представления. Информации из Беларуси поступает совсем мало. Да и из других стран этого региона — тоже. Если бы ваша сборная сражалась в одной группе с болгарами, тогда другое дело. Изучили бы соперника подробно. А так что рассказать? Знаю один белорусский клуб… ну, этот, из вашей столицы, куда недавно поехал работать Томас Брдарич. Вот, пожалуй, и все.
— Зато с Берндом Штанге вы знакомы давно, не так ли?
— Мы встречались много раз. В основном на официальных мероприятиях, организованных ФИФА и УЕФА. Кстати, последний раз виделись несколько дней назад — на жеребьевке в Рио-де-Жанейро. Хорошо пообщались.
— Правда, что в свое время вас приглашали возглавить сборную Беларуси? Помнится, наш президент Лукашенко рассказывал, что вы приезжали в Минск.
— Знаете, мне часто звонят агенты, что-то там предлагают. Но для меня имеют значение только серьезные варианты. Чтобы можно было поехать в страну, провести переговоры. С белорусами до этого дело не дошло, так что, считаю, и обсуждать нечего. Да, я бывал в Минске, но с частным визитом. К работе со сборной Беларуси он не имел никакого отношения.
— Болгарской командой вы руководите с октября прошлого года. Эта работа вас устраивает?
— Да, все хорошо. Даже отлично.
— Штанге постоянно живет в Минске и владеет русским. А вы?
— Я живу везде. И в Германии, и в Болгарии, и в других странах. Можете написать, что Лотар Маттеус — гражданин мира. А болгарского не знаю. Да и не нужен он мне. Язык футбола везде одинаковый. К тому же говорю по-английски.
— В белорусскую столицу привезете сильнейший состав?
— Окончательно определюсь в ближайшие дни. Но хотелось бы посмотреть, в какой форме ребята. Например, Стилян Петров из “Астон Виллы”. Чемпионат Англии ведь начинается позже, чем первенства многих других стран. В сентябре у нас два важных матча с командами Англии и Швейцарии. Надо как следует подготовиться к ним. Для этого и нужна игра в Минске.
— А почему за сборную не играет Димитар Бербатов?
— Спросите лучше у него. У Димитара были проблемы — и с федерацией, и с такими парнями, как вы…
— Журналистами?
— Да-да. Вот он и объявил о завершении карьеры в национальной команде. Сказал, что не хочет играть в ней, и точка. Случилось это еще до моего прихода в сборную. Конечно, хотелось бы, чтобы Бербатов передумал. Но это нереально. Я как тренер уважаю его решение. Слишком много плохого произошло в прошлые годы, чтобы взять и забыть обо всем.
— Болгарская сборная сейчас не блещет. А ведь в свое время она победила “бундестим”, цвета которой защищали вы, в четвертьфинале чемпионата мира.
— Было дело — в 1994 году. Я тогда с пенальти открыл счет, но мы не удержали преимущество. На том турнире болгары заняли четвертое место, и это стало фантастическим достижением для маленькой страны. Такой результат для Болгарии был пределом мечтаний.
— С тех пор команда стала намного слабее?
— Я не люблю сравнивать настоящее с прошлым. Что толку вспоминать о былых успехах? Вы же в Беларуси наверняка знаете, какая ситуация в болгарском футболе сейчас, какие у нас результаты. Есть спад — во многом из-за того, что сейчас в команде нет ярких личностей. Да и уровень национального чемпионата оставляет желать лучшего. Раньше были Стоичков, Балаков, Лечков. Потом — Бербатов… Когда нет звезд, надо много работать над коллективными действиями. Это и пытаемся делать.
— Немецкие наставники находят себе применение во всем мире. Ваша тренерская школа — лучшая?
— Вряд ли… Но вообще сложно сравнивать. Просто не знаю многих коллег из других стран. О белорусских коучах, кстати, мне тоже ничего не известно.
— Читал ваше интервью, в котором вы жаловались: мол, хотелось бы найти работу в Германии, но не предлагают.
— Наверное, это было лет пять назад. Тогда я мог так сказать. Сейчас же доволен всем в Болгарии. У меня контракт с федерацией, который надо выполнять. На родину особо не стремлюсь. Хотя, конечно, внимательно слежу за немецким футболом.
— При этом трудитесь в основном в Восточной Европе. Сербия, Венгрия, теперь вот Болгария…
— Так получилось. Мне хорошо везде. Конечно, славянский менталитет отличается от немецкого. Да и вообще, в каждой стране свои особенности, к которым надо привыкать. Однако футбол, да и спорт вообще, уже давно стал интернациональным явлением. Мы все говорим на одном языке.
— А как вам работалось в бразильском “Атлетико Паранаэнсе”? Наверное, немцу непросто было справиться с капризными кудесниками мяча?
— Почему же? Наоборот, там было очень здорово. Бразильцы оставили впечатление настоящих профессионалов. Тренировал их с удовольствием.
— Почему же пробыли там всего два месяца?
— А это уже не ваша проблема…
— Поговорим о сборной Германии. Почему она более двадцати лет не может стать чемпионом мира?
— Это вопрос к игрокам, которые защищали ее цвета за все эти годы. И, само собой, к тренерам, находившимся во главе команды. Ну серьезно: вы спрашиваете, почему так происходит. А я вам честно отвечаю: не знаю! Чтобы победить в мировом первенстве, надо для начала выйти в финал. “Бундестим” за два десятилетия удалось сделать это лишь однажды, в 2002-м. Нет финалов — нет и золота.
— Сборную образца 1990 года, в которой вы были капитаном, можно назвать сильнейшей за всю историю немецкого футбола?
— Ох, опять эти вопросы о прошлом. Не люблю я их… Некорректно сравнивать чемпионские команды 1954, 1974, 1990 годов как между собой, так и с нынешней “бундестим”. Разные времена, поколения, обстоятельства… Возможно, в 1990-м нам где-то повезло — и в итоге взяли на полях Италии золото. А может, на следующем чемпионате мира Германия вновь станет первой.
— Назовете тройку лучших игроков мира сейчас?
— Слишком сложно. Легко определить только обладателя первого места. Это Месси. Я болею за “Барселону”.
— Больше, чем за “Баварию”?
— А причем тут вообще она? Мы же вроде говорили о Месси? Хотя, не скрою, внимательно слежу и за мюнхенцами. Мне нравится, как этот клуб представляет немецкий футбол.
— В марте вам исполнилось 50 лет. Как отметили юбилей?
— С семьей и друзьями. Да, мне пятьдесят, но, надеюсь, многое еще впереди. Пока же я полностью доволен тем, как сложилась жизнь. Ни о чем не жалею.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь