НеПРОФИЛЬный актив. Александр Старикевич: Герасименя не для “Playboy”
Впрочем, тогда, в начале 90-х, все происходящее казалось лишь предтечей каких-то грандиозных перемен и в голове сидела осознанная иллюзия, что теперь-то уж точно жить станет лучше и веселее: хотя бы потому, что перемен хотели все…
— В 91-м в переходе возле ГУМа стоял мужичок, продававший свежий номер “Прессбола”, у которого газета всегда появлялась на несколько часов раньше, чем в киоске. И я специально во вторник (тогда “Прессбол” еще был еженедельником) прокладывал свой маршрут таким образом, чтобы оказаться в переходе в обед и купить газету как можно раньше.
И до сих пор, уезжая в командировку или отпуск, прошу близких покупать все номера в период моего отсутствия. И даже при том, что на отдыхе регулярно захожу на прессболовский сайт, тем не менее дома аккуратно перечитываю пропущенные выпуски.
“ПБ” был и остается для меня главным источником получения спортивной информации. Других спортивных изданий я не читаю, в инете из белорусских спортивных ресурсов еще смотрю football.by и goals.by.
Кстати, всячески приветствую появление последнего портала — конкуренция со стороны молодых журналистов заставляет прессболовцев работать еще оперативнее и креативнее, да и в принципе это вещь полезная для любой сферы деятельности…
— Сейчас любят говорить, что “Прессбол” уже не тот, дескать, он постарел, заматерел и утратил свой извечный юношеский задиристый пыл…
— Я как-то ехал в Вильнюс и в дороге читал свежий номер “ПБ”, купленный рано утром в Минске. Выходя из поезда, хотел передать газету своему давнему приятелю, который раньше тоже зачитывался ею. Но он отказался едва ли не с негодованием, заявив: “Я “Прессбол” больше не читаю, потому что…” И начал перечислять: упал профессиональный уровень, газета освещает события избирательно, отчего подаваемая картина спортивной жизни выглядит искаженной.
Не знаю, истина, наверное, лежит где-то посередине, но я тоже газетчик и понимаю, что такое создавать продукт, поэтому воздержался бы от радикальных претензий к “Прессболу”. Каких-то глобальных недостатков в его работе не вижу. Наоборот, уважаю газету за то, что она ввязывается во многие чреватые неприятностями истории, которых легко могла бы избегать, грубо говоря, став таким белорусским “Спорт-экспрессом”: голы, очки, секунды, огромные интервью с футболистами по самому незначительному поводу, но никаких журналистских расследований и проблемных статей. “Прессбол” же эксклюзивен в том числе и тем, что задается вопросами, влазить в суть которых до него никому не приходило в голову.
— О чем в первую очередь читаешь в нашей газете?
— Конечно, о победах белорусов. Герасименя выиграла — и весь разворот взахлеб. Не только потому, что ее победа действительно историческое достижение, но еще и оттого, что Саша представляется как светлая и абсолютно положительная личность, которая, иногда кажется, вообще обделена какими бы то ни было вредными привычками.
В одном из последних номеров с большим интересом прочитал интервью агента Исаева — оно открыло глаза на новые вещи, связанные с нашим футболом.
Жаль, в последнее время редкостью стала бережковская “крыша”. Похоже, главный редактор зачехлил свое перо намеренно, занимаясь всякого рода хозяйственной деятельностью, призванной спасти газету. Но я с нетерпением жду, когда это время закончится и снова смогу насладиться неповторимым стилем изложения главреда. Несмотря на то что с Владимиром Петровичем у нас взгляды на один и тот же предмет бывают диаметрально противоположными.
Разумеется, не пропускаю ни одной статьи Сергея Юрьевича Новикова.
— Твои любимые спортивные персонажи?
— Марина Братенкова — голкипер великолепного гандбольного “Политехника”, безумно талантливого и не реализовавшего себя на международной арене. Помню ее фото на первой странице и нестандартное интервью, давшее старт серии материалов с “обнаженной” натурой.
Всегда с удовольствием читаю о новых достижениях Сергея Рутенко. Его титул самого дорогого гандболиста планеты и пять побед в Лиге чемпионов дают нам право считать, что Сергей — один из тех людей, которые определяют лицо этого вида спорта во всем мире. А это дорогого стоит хотя бы потому, что в игровых видах такой величины мы больше не имеем.
Впрочем, очень близки к этому ведущие игроки национальной баскетбольной сборной, за которых болею всей душой, равно как и за футболистов БАТЭ. Причем последним симпатизирую еще с незапамятных времен, с девяностых, когда они молнией пролетели по всем лигам, вышли в высшую и с ходу заняли там второе место.
Этот небелорусский темп развития тогда поразил, но еще больше ребята порадовали, когда не оказались командой-однодневкой, коих в истории нашего футбола было немало.
Всегда читаются интервью Арямнова. Пожалуй, он сделал для пиара тяжелой атлетики больше, чем все штангисты вместе взятые. Хотя при всех заслугах Андрея манера его поведения восторга, мягко говоря, не вызывает.
Если вспомнить еще одного “плохого” парня, то без рассказа о своем отношении к Михаилу Захарову не обойтись. В 96-м, когда наша хоккейная сборная еще играла в группе “В”, я ездил в Эйндховен. Не скажу, что был сильно приближен к команде, но мы жили в одном отеле, питались в одном ресторане и какие-то вещи никак не могли проходить мимо моих глаз и ушей.
Сначала белорусы выиграли у Швейцарии, что тогда стало настоящей сенсацией. Затем одолели голландцев, а третий матч проиграли латышам. Было понятно, что еще не все потеряно, возможны всякие закрутки, и нам надо собраться и хорошо провести оставшиеся встречи. И было чрезвычайно неприятно, когда я стал свидетелем разговора, в котором Захаров весьма откровенно “полоскал” тогдашнего главного тренера Андрея Сидоренко.
Я за плюрализм мнений, но когда игрок во время турнира начинает публично критиковать тренера, это ни к чему хорошему не приводит. Думаю, Захаров выгнал бы из своей команды такого “оратора” в три секунды. А потом еще было инициированное им печально известное “письмо 23-х”…
Так что впечатление о Захарове у меня сложилось отрицательное. Хотя до этого оно было в высшей степени доброжелательным из-за его героических интервью “Пресс- болу” о том, что он играет после каких-то сумасшедших травм.
Соответственно все, что происходило потом, для меня уже удивительным не казалось. Голые финские хоккеистки (у Захарова вечно бывает кто-то виноват, только не он), достаточно хамский выпад в сторону гродненского “Немана” по окончании финальной серии чемпионата страны этого года показали, что он такой, какой есть, и другим уже точно не будет.
— Как относишься к тому, что журналисты зачастую не скрывают своих хороших отношений со спортсменами и начинают исполнять роль едва ли не их пресс-атташе…
— С пониманием. В любом учебнике журналистики говорится, что не стоит заводить дружбу с героями своих публикаций, но на практике оказывается, что мы живем не в безвоздушном пространстве и какие-то симпатии-антипатии возникают неизбежно: для этого не обязательно даже личное знакомство.
От этого никуда не деться, другое дело, надо стараться, чтобы все было в меру. Ибо нет ничего смешнее, когда ты превозносишь несуществующие заслуги другого человека. И ты, и он окажетесь в дурацком положении.
Правда, у этих добрых отношений есть и обратная сторона. Порой спортсмен проникается мыслью: мол, журналист должен писать о нем только хорошо, и не верит даже в возможность, что друг может подвергнуть его какой-либо критике.
Но журналист и пиар-агент — это две совсем разные профессии, и мне хочется, чтобы представители нашего цеха об этом не забывали.
— А тебе не кажется, что некоторым руководителям нашего спорта тоже нужны такие пиар-агенты, дабы доступнее объяснять общественности мотивацию и действия своих патронов?
— По-моему, Качана не спасет ни один пиар-агент. Если он способен предложить Мезину ловить шайбу зубами, это уже вряд ли можно поправить.
— Да просто человек хотел выступить в батькином стиле, а его не поняли…
— Это, увы, естественно для местных чиновников, что они в той или иной манере копируют верховный стиль поведения. Но подобное подражание — не лучшее, что можно придумать. А Качан вообще предельно странно выбрал объект для поучений. Мезин столько сделал для белорусского хоккея, что к нему в принципе не может быть никаких претензий. Для меня этот наезд на Андрея вообще за гранью добра и зла.
— Кстати, почему в Беларуси спортсменов высокого класса практически никуда не двигают — ни в начальники, ни в депутаты. Скажем, в соседних Литве и Украине министрами спорта успели побывать олимпийские чемпионы, а наших даже в помощники не допускают…
— На самом деле это две разные профессии — спортсмен и чиновник. Это во-первых, а во-вторых, в нашей ситуации должность министра имеет очень условное значение. Он всего лишь винтик системы, который, конечно, имеет какое-то значение, но его все же трудно представить самодостаточной фигурой, способной кардинально повлиять на положение дел в спорте.
К сожалению, почти нет сомнений в том, что эта система начнет рушиться в ближайшем будущем, и от нынешних футбольного и хоккейного чемпионатов останутся только рожки да ножки, потому что все привыкли жить так, как их приучали много лет: на бюджетные, по сути, деньги. А сейчас вдруг объявили, что надо зарабатывать самим. Однако реально эта миссия при существующих условиях невыполнима.
Для решения задачи нужно совершенно другое устройство страны. Если за рубежом бизнес заинтересован вкладывать деньги в спорт и богатые люди по тем или иным мотивам помогают федерациям, клубам и отдельным спортсменам, то у нас царит распределительная система — закрепили команду за предприятиями, и хотят там этого или нет, должны оказывать финансовую поддержку “подшефным”.
А так как наша уникальная система хозяйствования рассыпается, это незамедлительно ударит рикошетом и по спорту. Предлагать в этой ситуации клубам зарабатывать деньги самим, конечно, можно, однако для этого каждому из них понадобится свой Анатолий Капский. Но сколько их у нас?
— Прогноз безрадостный.
— Через это придется пройти. Развал раздаточной системы неизбежен. Вопрос только в сроках и в том, что появится на руинах. Если придут грамотные управленцы, знающие и экономику, и спорт, подъем будет неизбежен. Так что в среднесрочной перспективе я скорее оптимист, чем пессимист.
Возвращаясь к разговору о спортсменах, замечу, что и тебе новая система будет гораздо выгоднее, чем старая.
— Это почему?
— Да хотя бы потому, что твоя любимая Александра Герасименя получит за свою феноменальную медаль на стометровке достойные деньги. Не 1000 долларов, как сказал наш министр спорта, а суммы куда более адекватные. И спонсоры будут еще в очереди стоять, предлагая ей свои условия. А Саша станет выбирать самые выгодные, потому что во всем мире реклама — двигатель торговли, а у нас…
— Я знаю. В предыдущем “Непрофильном активе” нас подробно просветил на эту тему ведущий рекламщик страны Александр Шевелевич.
— Новые собственники клубов приведут и свой менеджмент, потому что нынешняя система, когда спонсоры в общем-то и не знают, на что конкретно идут их деньги, может опять-таки существовать только в нашей стране, и то не слишком продолжительное время.
Вообще, клубное хозяйство в Беларуси развивается как-то очень странно, и наибольших успехов добиваются почему-то совсем не те, на кого делается ставка.
То, что происходит с хоккейным “Динамо”, не укладывается в голове. Четвертый сезон клуб стартует в чемпионате КХЛ и каждый раз входит в него практически с новым составом. При этом “Динамо” — одна из немногих структур в стране, позволяющая себе игнорировать указания Лукашенко, который желал, чтобы в клубе было не более пяти-шести легионеров, а их там уже в два с лишним раза больше.
Это тупиковый путь, когда каждый год команду собирают заново, как конструктор “Лего”.
Единственный плюс заключается в том, что легко можно реализовать идею-фикс о матче “Динамо” с чемпионом Беларуси, победитель которого и участвует в следующем сезоне в КХЛ. Как известно, сама лига категорически против такого подхода, но нам бы ничего не стоило в случае победы, допустим, “Юности” заявить состав команды Захарова в КХЛ под вывеской “Динамо”. Никто в России даже не заметит ничего необычного: ведь состав белорусского клуба и так каждый год меняется едва ли не целиком.
Изначально этот проект создавался под соусом того, что национальной сборной нужен базовый клуб, а сегодня выясняется, что дружба дружбой, а табачок врозь. И мало кто уже вспоминает, что, не достигнув декларируемой цели, мы угробили какой-никакой, но все же самодостаточный национальный чемпионат, рейтинг которого опускается все ниже и ниже.
Если продолжать тему бренда “Динамо” — как самого богатого сегодня в Беларуси, то при всем уважении к гандбольному чемпиону страны я все же не понимаю, зачем нужно было пытаться создать суперклуб на пустом месте.
Ведь есть минский СКА — в восьмидесятые годы безоговорочно лучшая гандбольная команда мира. Я помню фантастическую атмосферу побед СКА времен Каршакевича и Шевцова, помню этот до предела наэлектризованный Дворец спорта и мировых грандов, уезжавших из Минска на щите.
И поэтому до сих пор не могу понять, зачем надо было придумывать гандбольное “Динамо”, если есть СКА. Бери и воссоздавай знаменитый бренд. А “Динамо”, к великому сожалению, рискует стать проектом-однодневкой, о котором при худшем развитии событий лет через десять никто и не вспомнит… Хотя при всем при том я искренне желаю команде успехов в Лиге чемпионов и буду только рад, если мой пессимистический взгляд на перспективы клуба окажется ошибочным.
Если уж заговорили о “Динамо”, то пройти мимо футбола точно нельзя. Никогда не был склонен к мистическим объяснениям, но складывается впечатление, что у клуба подпорчена карма: “что они ни делают — не идут дела”. Может, виной всему то, что для Юрия Чижа “Динамо” — это брак по расчету? Причем расчету какому-то сомнительному…
— Твой сайт любит писать о светской жизни, в том числе и об участии в ней спортсменов…
— Это несколько устаревшая информация. Сейчас упомянутой теме мы уделяем значительно меньше внимания, чем пару лет назад. Дело в том, что светская жизнь в стране хиреет так же, как и многое другое. Белорусский шоу-бизнес и пару лет назад вызывал улыбку, но, как выяснилось, тогда он по сравнению с самим собой нынешним был о-го-го! А сейчас светская жизнь находится в состоянии, близком к коматозному. А таскать за плечами чужой труп никому не хочется. Если все это становится неинтересным публике, то пресса тоже писать не будет.
Скажем, светские мероприятия — это больная тема для некоторой части аудитории. Если мне что-то неинтересно, я этот материал вообще читать не буду. А здесь человек заходит, изучает текст и фото, чтобы в конце с чувством глубокого удовлетворения поставить “единицу” (у нас есть опция — “оценить статью”). Или задать сакраментальный вопрос, который я десятки раз встречал на форумах разных СМИ под статьями о шоу-бизнесе: “Кто все эти люди?” — считается, что он убивает напрочь всех “сомнительных” героев публикации.
За последний год интерес к развлекательным статьям несколько снизился. Зато резко возросла востребованность публикаций на экономические и политические темы. И я рад, что те, кто внимательно читал www.gazetaby.com, могли извлечь вполне осязаемую выгоду, например, сохранить свои сбережения — о неизбежности очередной девальвации рубля мы писали еще с июля 2009 года.
Но есть и “вечные ценности” вроде эротики, которая будет востребована всегда.
— Давай-ка разовьем эту тему. Почему же тогда у нас до сих пор нет белорусского издания “Playboy”?
— Выпуск журнала “Playboy” в Беларуси — моя хрустальная мечта. Я этого никогда не скрывал и надеюсь, что рано или поздно она осуществится. Хотя бы потому, что наличие национального издания “Playboy” в стране свидетельствует о том, что она относительно благополучна в экономическом плане и уж точно не является тоталитарным государством.
— А кто бы мог украсить собой обложку белорусского “Playboy”?
— Сейчас в Беларуси найдется очень мало известных персонажей, наличие которых на обложке способно заставить купить журнал только ради них. Поэтому было бы логично делать ставку просто на красивых девушек, пусть даже не знакомых широкой аудитории, но которые смотрелись бы достойно на фоне западных знаменитостей в силу своих внешних данных.
— Обидно мне за наших звезд спорта и конкретно за Сашу Герасименю.
— Герасименю? Саша идеально смотрелась бы на обложке журнала “Cosmopolitan”. Но “Playboy”, по-моему, не ее формат. Хотя кто знает: в тихом омуте…
Кандидатом на обложку “Playboy” явно могла бы быть Настя Косенкова. Она человек известный, гламурный — в лучшем смысле этого слова. Яркая блондинка с великолепной фигурой и острым языком, а значит, будет не только классная фотосессия, но и великолепное интервью. Такой журнал наверняка купили бы даже те, кто до сих пор считает, что именно Настя испортила карьеру Саши Глеба.
Елена Ткаченко, возможно, менее известна, но тоже обладает впечатляющей харизмой и красотой. Не сомневаюсь, номер с ее участием пользовался бы повышенным вниманием мужской аудитории. Опять же нельзя не вспомнить многих девушек из баскетбольной сборной, но я даже не буду называть имена, поскольку придется перечислить почти весь состав. Впрочем, что-то мы с тобой размечтались: пока что “Playboy” нам только снится…
В завершение этой интригующей темы скажу, что фотографии обнаженных девушек кому-то нравятся, кому-то нет. Но на нашей с тобой стороне наука. Недавно ученые выяснили, что созерцание обнаженной женской груди сокращает риск сердечных приступов вдвое и позволяет продлить жизнь мужчины на 4-5 лет. Конечно, лучше наблюдать эффектный бюст в натуре, но можно и на страницах глянца. Эффект пусть и менее впечатляющий, но все же ощутимый. Так что, глядишь, рубрика “Прыгажуня дня”, стабильно пользующаяся популярностью на нашем портале, еще грамоту от Министерства здравоохранения получит.
А пока время появления “Playboy” в Беларуси еще не наступило, какие-то его функции “Прессбол” легко может взять на себя. Тем более что таковой опыт у вас уже имеется. Можно ведь провести немало конкурсов среди спортсменок на, скажем, самую красивую грудь, взяв в сообщники Минздрав.
А ведь дело говорит. Отчего бы спортсменкам после окончания карьеры не принять участие в других, не менее интересных соревнованиях?
Все это надо хорошо обмозговать, найти источники как финансирования, так и творческого вдохновения. В этот праздный пятничный вечер у нас есть свободное время, и, заказав еще по бокалу вина, мы не спеша обсуждаем этот проект.
Который хоть ненадолго вытянет нас всех из рутинных будней этой порядком посеревшей жизни…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь