VIP-откровенно. Формула Мешковых. Александр Мешков: добавка озверина

20:43, 10 августа 2011
svg image
5642
svg image
0
image
Хави идет в печали

В минувшие выходные он с всегдашним размахом хлебосольства и призовых в валюте принимал Кубок “Белгазпромбанка”. И визит по такому случаю на малую родину главного патрона брестских гандболистов — советника председателя правления российского “Газпрома” Александра МЕШКОВА — был попросту невозможен без эксклюзивных откровений корреспонденту “ПБ”, случившихся в паузах между играми.

— Это лето в белорусском гандболе проходит под знаком тревоги за минское “Динамо”. Коснулась ли она каким-то образом вас?
— Конечно. Мы за “Динамо” тоже волнуемся. Хотим, чтобы оно сохранилось. Причем в том формате, в каком было и есть сейчас. И чтобы мы и впредь на гандбольной площадке, и только там, разрешали все противоречия и вопросы нашего соперничества.

— Александр Анатольевич, а как же чувство мстительного удовлетворения? Неужели оно не проклевывается при созерцании с безопасной горы катаклизмов, накрывших недругов в низине?
— Знаете, нет. Мы занимаемся делом. Уверен, коллеги тоже. Они готовятся. “Динамо” — слишком большая и серьезная организация, чтобы вот так, на переправе, потерять золотой гандбольный клуб. Думаю, там нормально решатся все вопросы. Так что мы настраиваемся на сезон серьезно. Провели большую работу по точечной селекции. Усилили позиции, которые того требовали. Новый чемпионат будет интереснее прежнего. Изменили схему розыгрыша. Теперь будет шесть встреч фаворитов. Плюс кубок. Представляете, сколько сражений? И то, что “Динамо” на нас настраивается, — это очевидно. И никаких взглядов свысока быть не может.

— Природа катаклизмов ясна. Это общее состояние экономики страны и продиктованные им изменения в поддержке спорта. Как эти процессы коснулись БГК?
— Напрямую.

— И как решаете проблемы?
— Наша ситуация несколько отлична от той, что сложилась у большинства конкурентов. Ведь в нашем клубе нет государственного финансирования. Мы от него не зависим никоим образом.

— Что в данном случае надо понимать под государственным финансированием?
— Те деньги, которые идут в спорт из госбюджета. Нам средства выделяют иностранные владельцы фирм, спонсирующих клуб. В пакете акций “Брестгазоаппарата” белорусская доля незначительна. А “Белгазпромбанк” — это практически полностью российский капитал. Причем деньги отчисляются ими из прибыли, после выплаты всех налогов. То есть считаться государственными эти средства не могут никак. По сути, это иностранные инвестиции. Мы делаем их в Беларуси на развитие гандбола и детского спорта, создаем здесь рабочие места. Это не деньги системы государственной поддержки. Как только ознакомился с проектом нового указа на сей счет, почувствовал, что возможно возникновение проблем. Они связаны с тем, что спортивные клубы подведут под некий стандарт бюджетных организаций, введут там принципы уравниловки и нормативы зарплат. Поэтому было принято и реализовано решение о получении БГК прямой спонсорской помощи из России. Минуя все готовящиеся указы. Эти средства пойдут на нужды клуба.

— Механизм юридически сопряжен с белорусским законодательством?
— Разумеется. Над этим поработали юристы. Мы зарегистрировали все эти операции в департаменте гуманитарной помощи. Деньги на счетах, под контролем. И работают.

— Можно поинтересоваться абсолютными величинами?
— Это суммы, которых будет достаточно, чтобы клуб провел сезон, не задумываясь о ресурсах. Тем более сезон у нас особенный — десятилетний юбилей. Дело чести, чтобы у игроков не было никаких проблем: ни в получении зарплаты, ни в том, как ее конвертировать. Вы же понимаете: если мы делаем клуб европейского склада, то приглашаем и соответствующего уровня спортсменов. Они ставят условия не только в части оплаты труда. Они требуют обеспечить и его составляющие: экипировку, оборудование, зал для тренировок, сборы, спарринги. Все эти траты у нас прозрачны, как слеза.

— Но цифру называть вы не склонны.
— А зачем? Вот вы бюджет “Динамо” представляете?

— Глава БФГ говорит о необходимости найти для чемпиона пять миллиардов белорусских рублей.
— Наши обороты, по крайней мере, не меньше.

— В сравнении с минувшим сезоном БГК лучше обеспечен?
— Значительно.

— Это касается и оплаты труда игроков?
— Конечно. У нас трудятся литовцы. Это представители Евросоюза. Мы пригласили вратаря-хорвата — впервые шагнули за русскоязычные пределы. Это тоже продвижение клуба по ступеням европейской иерархии. Работа на имидж и репутацию.

— Прошлогодняя смена тренера со стороны выглядела шагом спонтанным, экстравагантным. Имею в виду и форму отставки, и выбор нового рулевого.
— На самом деле там не было ничего внезапного. В сторону Литвы мы стали поглядывать еще три года назад — вели переговоры с Вальдемарасом Новицким. Но тогда немного не сложилось. Стали работать с Алексеем Пчеляковым. Предполагали, что развитие команды пойдет и под его началом. Но вскоре увидели, что с Малиновским он еще справлялся, а с приходом в “Динамо” Бебешко чисто тренерски был обыгран. Мы все поняли. Поэтому возобновили переговоры с Новицким. Он порекомендовал Гинтараса Савукинаса, предложил эту схему. Они начинают вместе, запускают перестройку команды, а потом все управление переходит к главному тренеру, а Вальдемарас как спортивный директор корректирует работу уже со стороны.

— Вас не смущала возможная проблема двоевластия?
— Нет. Новицкий — это профи. Олимпийские чемпионы не становятся бывшими. Что Вальдемарас, что Бебешко, кстати, — они были игроками-лидерами. Именно этого в повседневной работе нам не хватало — динамики и озверина. Литовские наставники нужных качеств команде добавили. Сейчас понимаю, что все предыдущие тренеры БГК были, по сути, вампирами. Мы покупали гандболистов — они их использовали, отжимали. И через два-три года игроки затухали, все заканчивалось.

— Савукинас — другой?
— Он — генератор. Он развивает людей, они у него растут. И команда прибавляет. Вот вы видите динамику? Мы, например, специально не трогаем позицию левого полусреднего. В ущерб сиюминутному результату не форсируем ее усиление. Хотим, чтобы там зажглись, стали игроками серьезного уровня две белорусские звезды: Антон Пракапеня и Артур Борзенков. Именно с тренерскими умениями Гинтараса мы связываем перспективы их роста. Он работает в контакте со второй командой. Там уже заприметили Артема Сельвесюка. Есть другие молодые ребята, которые тренируются с первым составом. Перспективный рост своих воспитанников — стратегическая задача, которую Савукинас разделяет. Мы не раз проводили совместные совещания тренерского штаба, приглашали Володю Костючика и Леонида Вашкевича, которые работают с молодежью. Вторая команда уже четко вписана в общую клубную стратегию. За ней идут подразделения младших возрастов: спецклассы, группы в ЦОРе. В мае к мемориалу в честь отца приурочили турнир детских команд из регионов Брестчины. Это уже серьезное перелопачивание всех резервов.

— Прошлой осенью случился отрезок, когда вы, по сути, и проиграли весь сезон. Тогда была такая же уверенность в благотворности затеянных перемен?
— Сейчас стараюсь регулярно общаться с председателем федерации. Уже есть договоренности с Владимиром Николаевичем Коноплевым по поводу взаимоотношений сборной и клуба. А в прошлом году мы имели на этом участке проблему. Получилось, что в первое время, когда новым тренерам надо было изучать и сплачивать команду, из нее на десять-двенадцать дней в месяц вырывали ведущих игроков. Работать было не с кем. Мне приходилось успокаивать Савукинаса и Новицкого, объяснять, что есть еще и задачи подготовки сборной. Но из-за этого период их адаптации и перестройки игры затянулся, ушел за Новый год. Попутно мы вынуждены были чистить ряды. Расстались с игроками, на приглашении и сохранении которых настаивал прежний тренер: Рубизовым, Григорьевым, Васильевым. Пчеляков мог ими управлять. С новыми же нагрузками и требованиями они не справлялись. А наши литовцы в общении очень аккуратны, корректны. Они не хотели никого обидеть. Пришлось вмешиваться нам. Это тоже потребовало времени. На этот период пришлись и вылет из еврокубка, и совершенно нелепые поражения от СКА и “Аркатрона”.

— Вам эти неудачи тяжело дались?
— Честно скажу, что был готов пожертвовать прошлым сезоном ради перестройки. Так оно и получилось. Ведь появление “Динамо” пришлось на нашу смену поколений. Те, на ком строился коллектив прежде, уходили. Мы брали новых людей, а они не всегда вписывались в команду и не могли решать ее задачи. Возникали дискомфорт и чехарда. В том числе и с тренерами. Год назад мы с братом обозначили цель: в первую очередь выстроить команду, ее ядро. Этого мы достигли. Но при этом не взяли чемпионство. Будем считать, проиграли сражение. Но всю кампанию намерены выиграть. Еще один плюс “Динамо” в том, что оно заставило нас мобилизоваться. Мы приняли вызов. Уверен, что наша “Виктория” уже осенью соберет на матч БГК — “Динамо” аншлаг. В Бресте умеют болеть и понимают гандбол. Мы замечательно находим с болельщиками общий язык. Пора сделать для них подарок и вернуть чемпионство в Брест. Так можно будет достойно отметить клубный праздник.

— Как часто вы выходите на контакт с тренерами: общаетесь по телефону, разговариваете глаза в глаза?
— По ситуации. В прошлом году она была сложной. Три или четыре раза проводили совещания в Москве. Приглашал туда и тренеров, и клубных управленцев. Подробно обсуждали обстановку. Приходилось активно вмешиваться в события. Принимали решения вместе. Сейчас такой необходимости нет. Когда приезжаю в Брест, встречаемся, говорим о проблемах. Кроме того, по электронной почте оперативно получаю видеозаписи всех ключевых игр. Внимательно отслеживаю информацию в белорусской прессе и на сайтах клубов. Так что в обстановке ориентируюсь. Вообще привычки и желания вмешиваться в дела тренеров у меня нет. В этом плане у них полная свобода действий и решений. Что касается управления жизнью клуба, то здесь у меня постоянный контакт с заместителем управляющего Анатолием Петруковичем. Выходим на связь если не ежедневно, то уж точно через день.

— Степень вашего доверия нынешним тренерам больше, нежели была прежде?
— Нет. Раньше было точно так же. У нас принцип простой: каждый отвечает за свои участки, а мы обеспечиваем максимум условий для достижения целей. Их все знают: чемпионство, Кубок страны, достойные еврокубковые выступления.

— Как далеко собрались пройти в нынешнем Кубке кубков?
— Если будет удача (а без нее можно было нарваться на неприятности уже при первой жеребьевке), все должно быть хорошо. Прошлогодних ошибок не повторим. Тогда тренеры еще не чувствовали команду и упустили момент провала во втором тайме ответного матча в Македонии. Сейчас ведь видно, как все изменилось за год. Раньше тот же Бебешко менял защитную схему, и команда останавливалась, не знала, что делать. На это невозможно было смотреть. А сейчас вижу, что все знают свои ходы, ко всему готовы.

— Сергея Бебешко, судя по частоте упоминаний, вы держите за серьезного оппонента.
— Конечно. Динамовцы к сезону готовятся — мы тоже. Мне нравится, что Савукинас соперника просчитывает, делает ответные ходы, на которые Бебешко вынужден реагировать. Это не то, что было раньше: он задачи предлагал, а мы их решали.

— Озверин, о котором вы говорили, — это явление порядка ментального?
— Подразумеваю в первую очередь настроение при игре в защите, ее организацию. Она не получалась. И сейчас, конечно, ошибки остаются. Но их меньше. Ребята обороняются грамотнее, образованнее. Появился Вайдотас Гросас, который все цементирует, всем помогает. Делают подсказки, говорят. И никого просто так не пропускают мимо. Помню, раньше “медведи” отоваривали нас так, что хотелось кричать… А наши их в ответ гладили. Сейчас в этом смысле все как положено.

— Какое настроение оставило общение с командой на этом турнире?
— В предыдущие три года брали Кубок “Белгазпромбанка”, а потом проигрывали чемпионат. Так что к этим соревнованиям и к занятому на них месту правильнее относиться спокойно. Это только начало. Подготовка велась на фоне высоких тренировочных нагрузок. Вон даже Рома Колеснев остался под впечатлением: мол, если после такой пахоты золото не выиграем, то уже и не знаю, как надо готовиться. Если бегункам было трудно, представляю, как все это давалось “большим”. Гинтарас очень скрупулезно и обстоятельно ко всему подходит. В отпуск все ушли с программами индивидуальной работы. И вернулись все в нормальных кондициях, кое-кто даже сбросил вес. Радует, что есть заряженность игроков на результат. Тронуло прощальное интервью Андрея Крайнова, где он сожалеет, что такой тренер, как Савукинас, появился в его карьере слишком поздно. Думаю, нашим новичкам еще надо привыкнуть к обстановке и новым требованиям. Но уже вижу, что будет конкуренция на важных позициях. А то ведь в прошлом году на полсезона остались, по сути, с одним полусредним-левшой и одним разыгрывающим. Теперь вот пригласили Максима Бутенко и Вальдаса Новицкиса…

— Одного — из Венгрии, другого — из Германии, как и вратаря Божича. Как выстраивается ваша селекционная политика, где ведется поиск игроков?
— Это прерогатива тренера и спортивного директора. В поле зрения у них лиги многих стран Европы. Интересно, при первой нашей встрече в руках у Вальдемараса была тоненькая папочка. А теперь это распухшее подробное досье. Кстати, у нас еще есть время до старта сезона. И если, предположим, срочно понадобится закрыть еще какую-то позицию, то мы не будем действовать наобум, аврально подыскивать варианты.

— Фактор сборной по-прежнему относите к числу осложняющих вам жизнь?
— Обнадежили последние высказывания на сей счет главы федерации. Мы встречались, я доводил до него свою позицию. И последние призывы и указания Коноплева наладить прямую коммуникацию Шевцова с Савукинасом и Бебешко — это, возможно, отголоски тех встреч. Знаю, что по ходу этой предсезонки Гинтарас и Юрий Анатольевич общались, согласовывали планы. Надеюсь, что в этом смысле ситуация будет только улучшаться. Пример — переключение наших сборников с немецкого турне на последующий польский сбор клуба. Ребята прибудут туда без лишних переездов, прямо из Германии. Продумана оптимальная логистика. И такие шаги навстречу можно только приветствовать.

— Тем более что все это — работа на достижение общих целей.
— Конечно. Потому искренне желаю “Динамо” пройти в групповой раунд Лиги чемпионов. Его выступление там будет работой и на репутацию белорусского гандбола, и на наш европейский рейтинг. Здорово, что в этом сезоне Беларусь полностью выбрала квоту на участие в еврокубках. Давно пора. Потому что, только по зернышку собирая результат в общую корзину, мы сможем выбраться хотя бы к лучшему посеву при жеребьевке. Да и вообще на позиции, которых наш гандбол давно и по праву заслуживает.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?