Эксклюзив. Павел Дацюк: повторите вопрос, так приятно...

20:57, 11 августа 2011
svg image
3447
svg image
0
image
Хави идет в печали

Идея взять интервью у состоявшейся легенды возникла давно, а организованный форвардом “Детройта” и национальной дружины России тренировочный кэмп на родине, где в разных качествах проявили себя и белорусы, подтолкнул к немедленному осуществлению задумки. Разумеется, во время заслуженного отпуска недостатка внимания со стороны журналистов Павел не испытывает. Чтобы уговорить Дацюка уделить время и корреспонденту “ПБ”, особых усилий не понадобилось. Как истинный профессионал, хоккеист согласился на получасовое интервью. Естественно, в отведенный лимит мы не вложились.

С вами легко

— Летний хоккейный кэмп для детей в Екатеринбурге — ваша инициатива?
— Скорее, это мое желание. Инициатива же принадлежит тем ребятам, с которыми давно подружился. Это братья Джей и Тодд Вудкрофты, тренер по нагрузкам и фитнесу Джереми Кларк, Ти.Джей. Ауэбрахт, хорошо вам известный Слава Киселев… Эти люди составляют костяк, который три последних года помогает мне в проведении занятий. А Джей и Джереми содействуют еще со времен первого сбора. Я полностью доверяю и очень благодарен им. Кстати, идея организовать кэмп в Екатеринбурге родилась не просто так. Слышал, что несколько лет назад у вас в Беларуси устраивался похожий лагерь. Правда, не видел самого процесса и в детали не вникал. Хочется верить, мы работаем не хуже.

— Не жалко свободного времени?
— Нисколько. Наоборот, только благодарен, что есть возможность помочь будущим хоккеистам стать профессионалами и получать удовольствие от того, чем они занимаются. При этом надеюсь, что из них вырастут не только хорошие игроки, но в первую очередь и прекрасные люди.

— Если верить бывшему генеральному менеджеру национальной сборной Беларуси Святославу Киселеву, на занятиях царит теплая, семейная атмосфера. Как удается добиться подобного?
— Семейная, наверное, царит уже после лагеря. А если серьезно, согласен со Славой на сто процентов: обстановка замечательная. Если не семейная, то очень близкая к ней. Позволю себе думать, что в некоторых семьях бывает намного хуже, чем у нас. Почему так? Все из-за настоящих профессионалов своего дела, о которых говорил выше. Они подают прекрасный пример, одинаково трепетно относясь к юным талантам и уже сложившимся мастерам. У ребят действительно есть чему поучиться, специфика их системы уникальна. К тому же работа в целом полезна как подрастающему поколению хоккеистов, так и их родителям. Такой подход только приветствую. Надеюсь, традиция продолжится и подобные мероприятия будут проходить еще не один год.

— В кэмпе были замечены и несколько белорусских ребят…
— Их могло быть гораздо больше, но, насколько знаю, из-за недостатка финансов многие не доехали. Если же оценивать работу тех, кто все же изыскал средства и прибыл в Екатеринбург, отмечу, что на фоне россиян они не терялись, а некоторые даже выделялись. Видно, что ребята понимают, что от них требуется и чего они хотят добиться в жизни. Приятно, когда люди прислушиваются к советам. Тем более иногда не так легко что-либо объяснить детям. Благодарен всем участникам и надеюсь, что почерпнутой информации они найдут правильное применение в жизни.

— Молодой Кирилл Готовец осваивал навыки инструктора-ассистента. Довольны его работой?
— Безусловно. Хочу сказать Кириллу отдельное спасибо. Он с нами не первый раз: три года назад уже привлекался в лагерь. Конечно, тогда он был еще “зеленый”, сейчас чуть “пожелтел”. Заметно, что парень вырос — как хоккеист добавил прилично, стал намного увереннее. К его работе у меня претензий нет. Может, у его начальника Славы есть? (Смеется.)

Беларусь — страна специфики

— Помимо знакомства со Славой, что еще вас связывает с Беларусью?
— Немногое. Охарактеризовал бы ее как закрытую, специфическую страну. В курсе, что у вас сейчас в банках нет долларов. Правда, по какой причине, не знаю. А так в целом, исходя из общения с хоккеистами, знакомыми, друзьями, сформировалось хорошее представление о Беларуси. В разное время играл со многими вашими соотечественниками. Из тех, кого сразу вспомнил, — Салей, Кольцов, Калюжный, Грабовский. Не могу назвать их друзьями, но отношения у нас приятельские, связи не теряем. Пусть времени катастрофически не хватает, и все же мы регулярно общаемся.

— Наверное, с последними тремя познакомились еще в российский период карьеры?
— Да. Только с Русланом сдружились уже за океаном. Как вы знаете, прошлый сезон в НХЛ мы вместе провели в “Детройте”. С Мишей сблизились, когда играли друг против друга. Это случилось в локаутный период. Он тогда был в “Нефтехимике”, я — в московском “Динамо”. С Костей познакомились во время выступления за “Ак Барс”, а с Алексеем пересекались дважды — в том же “Динамо” и “Авангарде”.

— Но за “ястребов” вы так ни разу и не сыграли.
— Еще не вечер… Кто знает, возможно, когда-нибудь доведется выйти в форме омичей.

— Были ли шансы у Салея остаться в “Детройте”?
— Здесь можно только предполагать. Не могу судить, я же не генеральный менеджер. А так даже не знаю причины расставания. Возможно, сам Расти и его агент решили, что нужно сменить обстановку.

Переход Салея без комментариев

— Приглашая таких мастеров, как Салей, КХЛ движется в верном направлении?
— Думаю, будет некорректно, если начну говорить о лиге, о которой не знаю ровным счетом ничего. Следить за КХЛ времени нет. Надеюсь, вы меня понимаете.

— А вас не зовут на родину?
— Слава богу, еще нет. А если такое предложение и поступит, отвечу отказом, потому как хочу поиграть в НХЛ до тех пор, пока буду в ней востребован. Сейчас все помыслы связаны с “Детройтом”. Хотя прекрасно понимаю, что настанет момент, когда придется вернуться.

— В “Авангард” — отдавать долги?
— Не факт. Возможно, в “Ак Барс” или “Автомобилист”. А может, вообще окажусь никому не нужен.

— В “Ак Барс”, потому что там теперь Владимир Крикунов?
— И поэтому в том числе. Очень нравится город Казань и отношение местных властей к спорту вообще и к хоккею в частности. К тому же не стоит забывать, что именно татарстанский клуб дал мне вторую путевку в жизнь. В “Ак Барсе” поставили на ноги после тяжелейшей травмы, полученной еще в пору выступлений за родное “Динамо-Энергию”. Такое отношение многое значит, никогда этого не забуду. Безмерно благодарен клубу за все. Наконец, как раз из Казани я уехал покорять НХЛ уже возмужавшим хоккеистом.

— Началу заокеанской карьеры Павла Дацюка позавидуют многие: в дебютный же сезон вы стали обладателем Кубка Стэнли. Можно ли сказать, что памятный триумф в 2002-м стал определяющим в карьере?
— Пожалуй. Ехал в неведомую страну узнать что-то новое, интересное. Чтобы осмотреться и адаптироваться, много времени не понадобилось. Все потому, что “Детройту” были присущи замечательная атмосфера и сплоченность коллектива. Повезло, что звездные мастера оказались простыми в общении парнями и здорово помогли мне освоиться в команде. На самом деле это дорогого стоит. Буду рад, если подобный опыт приобретут другие юные хоккеисты. Отпечаток тот сезон определенно оставил. Победы всегда дополнительно подстегивают и заставляют нацеливаться только на вершину. Но опять же, я был новичком, от которого мало что зависело. После этого многое понял. Насколько сложно стать обладателем Кубка Стэнли уже будучи лидером “Детройта”, убеждался не единожды. Поэтому новая победа была не менее приятной. Мы долго шли к триумфу, и, слава богу, у нас получилось. Однако это не значит, что можно остановиться. Я все еще голоден до побед.

— В свое время благодаря легендарной боумэновской русской пятерке “Красные крылья” обзавелись многочисленными болельщиками с постсоветского пространства. А у вас в молодости был любимый клуб НХЛ?
— Нет. В те времена НХЛ показывали редко, да и как-то не было возможности смотреть матчи. О русской пятерке, конечно, знал, но практически не видел ее в работе.

— Тем не менее наверняка обрадовались результатам драфта, в котором участвовали.
— Признаться, когда сообщили, что меня выбрал “Детройт”, подумал, что это шутка. Поверил позже: одноклубник по “Динамо-Энергии” принес газету и показал итоги ярмарки талантов. Разумеется, испытал радость, но она была сдержанной. Прекрасно понимал, что в моем возрасте это был скорее аванс и чуда может не свершиться. Многие из ребят, которых драфтовали под более высокими номерами, так ни разу и не сыграли в НХЛ. Мне больше повезло.

— Вас выбрали 171-м. Никлас Лидстрем и Хенрик Зеттерберг также были названы “Красными крыльями” на поздних “пиках”. Откуда у мичиганского клуба умение раскрывать потенциал, как оказывается впоследствии, у недооцененных парней?
— Во-первых, хорошая работа скаутов. Во-вторых, неповторимая атмосфера, о которой уже говорил. Начиная от вершины пирамиды — хозяина клуба — и заканчивая простыми служивыми. Для хоккеиста делается все — ему остается только выходить на лед и играть. В “Детройте” все взаимосвязано, здесь мелочей не бывает.

— Стало быть, никогда не задумывались о смене клуба?
— Нет. В “Детройте” меня все устраивает. Импонирует, что команда постоянно ставит перед собой большие задачи. Да и руководство вроде не выказывало претензий.

Маклеллан скопировал Бэбкока

— В НХЛ Детройт называют хоккейтауном. Вы как человек, исколесивший Северную Америку вдоль и поперек, можете назвать самый фанатичный город?
— Сейчас трудно определить. Если брать по шумовой составляющей, то год назад, наверное, отметил бы канадские города: Монреаль, Калгари, Ванкувер. Но после минувшего плей-офф не все так однозначно. На своей шкуре ощутил, насколько преданны и дружны люди в Детройте. Не передать, что творилось на “Джо Луис Арене” во время розыгрыша Кубка Стэнли, можно только прочувствовать. Это не может не впечатлять. Даже в трудные времена ощущается колоссальная поддержка болельщиков, их вера. Безусловно, это еще один секрет успехов клуба. Все-таки от поклонников также многое зависит. Без них мы не совершали бы подвиги.

— Патриотично.
— И честно.

— Кстати, о подвигах. В этом году вы были близки, чтобы одолеть “Сан-Хосе”, уступая по ходу серии 0:3. Чего не хватило, дабы дожать занервничавших “акул”?
— Как минимум двух шайб. Если же брать глобальнее, потратили слишком много сил на камбэк. Плюс решающий матч проходил на выезде, это тоже сказалось. Хотя шансы были.

— К себе есть претензии?
— Всегда хочется сыграть лучше. Когда просматриваю матчи, понимаю, что в некоторых эпизодах надо было действовать иначе. В то же время не могу обвинить себя, что где-то недоработал, не отдал борьбе все, что есть.

— Второй год подряд “Сан-Хосе” ставит “Детройту” подножку…
— Да, неудобный соперник. У “акул” схожая система. Я бы даже сказал, что мы играли против зеркала. Рулевой “акул” Тодд Маклеллан раньше входил в тренерский штаб “Детройта” и перенял наработки Майка Бэбкока. А исход противостояния решают какие-то мелкие детали.

— Помимо Бэбкока, в НХЛ вы поработали под руководством Скотти Боумэна и Дэйва Льюиса…
— С Боумэном сотрудничество было непродолжительным: при нем я провел дебютный сезон. Убедился, что Скотти — великий тренер и настоящий мастер. С Льюисом поработали два года, но, если честно, этого времени мало, чтобы я мог сделать какой-то вывод. Тем более карьера Дэйва в качестве главкома тогда только начиналась. В любом случае благодарен ему за доверие. А что касается Бэбкока, то он во главе “Детройта” уже шесть лет. Считаю его одним из лучших тренеров на планете.

— Сборная Канады под руководством Бэбкока на ванкуверской Олимпиаде уверенно обыграла вашу сборную в четвертьфинале и в итоге завоевала золото. Поздравляли коуча?
— Только задним числом — во время предсезонного тренинг-кэмпа. После поражения мы сразу уехали и с Майком больше не виделись. А так, конечно, поздравил. Проигрывать тоже надо уметь. Хоть даже… Ну ладно, промолчу.

— Хотели сказать “хоть даже с таким счетом”?
— Да.

Олимпиада важнее Кубка Стэнли

— Многие хоккеисты не могут определить для себя, что для них важнее: победа в Кубке Стэнли или золото Олимпиады. К какой категории относитесь вы?
— Для меня Олимпиада намного предпочтительнее. На мой взгляд, это самый важный хоккейный турнир в мире.

— Не потому ли, что Кубок Стэнли у вас уже имеется?
— Нет. Просто Кубок Стэнли разыгрывается каждый сезон, а Олимпиада — раз в четыре года. Кроме того, это скоротечный турнир — необходимо максимально выложиться в течение двух недель. Наконец, на Играх ты защищаешь честь своей страны.

— Вы четырежды кряду становились обладателем “Леди Бинг Трофи” (приз главному джентльмену лиги) и трижды — “Селки Трофи” (приз лучшему форварду оборонительного плана). Что из них для вас значит больше?
— Сложный вопрос. Понятно, что призы индивидуальные, но за ними стоит вся команда, которая помогала мне их добиться. Так что не могу сказать, что какой-то из трофеев лучше. Лучшими были два сезона, когда удавалось выиграть и “Леди Бинг”, и “Селки”.

— По итогам минувшего сезона “Селки” удостоился ванкуверец Райан Кеслер…
— Соревнуемся с ним на протяжении трех лет. Кеслер провел сильный чемпионат. Считаю, он заслужил этот приз. Как бы там ни было, надеюсь, я лишь совершил шаг назад, чтобы сделать потом два вперед.

— Возможно, трофей не достался еще и потому, что вы впервые в заокеанской карьере оформили “хет-трик Горди Хоу” — забросили, отдали передачу и подрались?
— Думаю, больше повлияла травма, из-за которой пропустил многовато матчей. А что касается драки с Кори Перри, то там я был скорее в роли защищающегося, что по идее, наоборот, пошло в плюс.

— Зато вы прервали пятилетнюю гегемонию Александра Овечкина и впервые были удостоены “Харламов Трофи” — приза лучшему российскому игроку НХЛ.
— Давно стремился его получить, хотя никому об этом и не говорил. Харламов — легенда. Завоевать трофей его имени и получить признание партнеров по сборной — огромная честь.

— Вы выступаете под 13-м номером. Счастливое число?
— Нет, просто оно всегда нравилось. Как говорят тренеры в школе, мы играем не за номер на спине, а за эмблему на груди.

— Ваша техника катания считается безупречной.
— Не согласен. Хватает игроков, которые катаются лучше, быстрее и мощнее. Мне же еще развиваться и развиваться. Так что не ставьте на мне крест.

— Как говорил тренер “Динамо-Энергии” конца 90-х, а ныне исполнительный директор ВХЛ Герман Скоропупов, “Дацюк — настоящая гордость Екатеринбурга”. Согласны?
(После паузы.) Повторите вопрос, так приятно это слышать… Знаете, я просто стараюсь быть хорошим хоккеистом и человеком.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?