САМБО. Владимир Япринцев: самбо — подносчик снарядов для дзю-до
Они с младых ногтей знают, что “дзюдо и сталь имеют общую основу, ибо лучшая сталь упруга, гибка и таинственна и открывает свои тайны лишь мастеру”. Во-вторых, в ноябре 2002-го под патронажем БФД и БФС в школе был открыт клуб дзюдо “Радимичи”, причем занятия в нем проводятся бесплатно под девизом “Чтобы дети не знали зла…” И в-третьих, в СШ N 223 функционирует музей самбо и дзюдо, которому можно по-хорошему позавидовать.
— Владимир Геннадьевич, на мой взгляд, в нашей стране самбо по отношению к дзюдо довольствуется незавидной ролью пасынка. Разделяете ли вы эту точку зрения?
— Не совсем. Да и не стоит забывать, что до Игр в Афинах осталось всего два месяца. Поэтому я понимаю руководителей любого ранга, которым нужны медали и зачетные очки. Сейчас они просто обязаны обращать особое внимание на олимпийские виды спорта, к которым самбо, к сожалению, пока не принадлежит… Так что никаких обид не может быть в принципе. Мало того, я с полной ответственностью утверждаю: в нашем государстве нет какого-то пренебрежения к самбо как виду спорта. Считаю, лишь недалекие начальники, калифы на час, не понимают, что тесные контакты между самбистами и дзюдоистами чрезвычайно полезны. Ведь самбо не только помогает человеку стать гармонично развитой личностью, воспитывает в нем чувство патриотизма, которого очень сильно не хватает молодому поколению, но и является “подносчиком снарядов” для дзюдо.
— Почему-то кажется, что если бы самбо входило в олимпийскую программу, то план в 25 афинских медалей не выглядел бы утопичным…
— На завершившемся в мае чемпионате Европы, в котором участвовали спортсмены из 28 стран, белорусские самбисты завоевали три золотые награды, не считая россыпи медалей из менее благородных металлов. Это свидетельствует о многом. На первенствах планеты правят бал опять же европейцы, а конкурировать на равных с представителями Старого Света могут, пожалуй, лишь борцы из Монголии.
Кстати, сегодня во многих странах отношение к самбо меняется в лучшую сторону. Скажем, на знаменитой Московской кольцевой автомобильной дороге по всей трассе висят растяжки, плакаты с надписью “Самбо: здоровая молодежь — здоровая страна”.
Повторяю, так сложилось, что наш вид спорта остается пока за бортом олимпийской программы. Но я всегда нахожу понимание у руководителей всех уровней, что белорусское самбо должно динамично развиваться. По большому счету, сейчас существует единственная серьезная проблема, которую хотел бы обозначить. Дело в том, что если воспитанник тренера по самбо добивается успехов в дзюдо, то его наставник не получает премиальных. И наоборот. Это, считаю, нонсенс… Приведу один исторически факт. Тренер легендарной румынки Нади Комэнечи был специалистом в гандболе, однако это не помешало ему воспитать одну из величайших гимнасток всех времен и народов. Почему, например, наставник Юрия Рыбака не имеет права на премиальные, если его ученик с успехом выступает и в дзюдо, и в самбо?
— Тем паче большинство отечественных дзюдоистов начинали спортивную карьеру как самбисты.
— Вот именно! Достаточно вспомнить Виталия Песняка, Натика Багирова, Татьяну Москвину, того же Юру Рыбака и многих других, чтобы лишний раз убедиться в этом. Правда, зачастую случается, что спортсмен достигает всех мыслимых вершин на борцовском ковре, а вот на татами его успехи, увы, скромнее… Сие связано в первую очередь со спецификой, стилем борьбы, однако это абсолютно не означает, что между самбо и дзюдо нужно провести границу, переступить которую не позволено никому. Хочу заметить, что подобное размежевание никогда не шло на пользу. Когда я был действующим спортсменом, сборную Союза по самбо допустили к чемпионату СССР по дзюдо, а тренер самбистской национальной команды Станислав Ионов сделал все от него зависящее, чтобы мы не смогли подготовиться должным образом к первенству. Как следствие — только двое самбистов завоевали награды чемпионата Советского Союза. Зато надо было видеть, как радовался нашему поражению Ионов: “Вот и славно, зачем нам сдалось дзюдо…” Такая вот проводилась в те годы политика. Мы были дети своего народа: люди торжествовали от неудач ближнего и огорчались, когда тот чего-то добивался… К счастью, сейчас менталитет общества меняется. Мы научились радоваться победам соотечественников.
— На Олимпиаду собираетесь?
— Поеду на Игры за свой счет, чтобы находиться рядом с командой. Конечно, безумно расстроюсь, если наши дзюдоисты вернутся из Афин на щите. Но я верю, что ребята не останутся без медалей. Хочу быть рядом с ними в минуты триумфа. Убежден, мои чувства — радость или огорчения — разделят все самбисты без исключения.
— Каковы перспективы того, что после Олимпиады самбо сравняется-таки в правах с дзюдо? Будет ли Юрий Бородич, ставший недавно у руля БФСО “Динамо”, заинтересован в том, чтобы и дальше развивать неолимпийский вид спорта?
— Очень на это надеюсь. Мало того, я не сомневаюсь, что для “Динамо” самбо и дзюдо станут любимыми сыновьями.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь