Наши мары и финская Манна
Утверждать, что общение оставило чувство глубокого удовлетворения, означало бы скатываться в безудержный и пока мало обоснованный оптимизм. Настаивать на обратном — в пока столь же беспочвенное брюзжание. Поэтому для начала поступлю взвешенно-дипломатично, констатировав: вчерашнее утро по крайней мере дало первую пищу для размышлений на ряд тем и прояснило много вопросов.
О формуле
Оказывается, в случае с контрактом Хейккили не все так просто. Карт-бланш ему действительно выписан и солидный. Но не абсолютный — до 2014 “года икс”, а примерно на год меньший. По сути вопроса Евгений Ворсин пояснил: “Договор заключен до 2014 года включительно. Но конкретные результаты определены для каждого этапа. Мы не скрывали от Кари, что у нас амбициозные планы, и он вполне осознает ответственность. Именно на Хейккилю пал выбор как на специалиста, способного обеспечить результат. В контракте оговорено, что в течение 16 месяцев вопрос о досрочном расторжении договора не поднимается. При достижении поставленных задач продолжим совместно работать до 2014 года, на что и рассчитываем”.
Логичный вопрос, откуда взялась цифра “16”, вскоре получил объяснение. Первым Рубиконом для финна станет так или иначе олимпийский отбор. “Так или иначе”, ибо попасть в Сочи можно, как известно, двумя путями: напрямую, войдя в топ-9 мирового рейтинга, или через сито отборочного турнира. Если кто-то настаивает, что под управлением Хейккили наша дружина должна за один ЧМ-2012 (именно по его итогам будет подбиваться “олимпийская” девятка) перепрыгнуть через две ступени рейтинга, где мы сейчас 11-е, можно подивиться романтичности этого “кого-то”. Отсюда вывод: Кари может “не дожить” до 2014-го в случае провала на олимпийской квалификации. Кстати, озвученные 16 месяцев, видимо, начнут отсчитываться не с сего дня, а с грядущего ноября, когда сборная под его руководством проведет первый турнир. Тогда все сходится. Помимо прочего, Евгений Ворсин озвучил и еще два пожелания федерации: под руководством Хейккили сборная должна и до 2014-го регулярно попадать в плей-офф чемпионатов мира.
Важным виделся и вопрос возможности совмещения новичком постов в сборной и клубе. “В контракте есть пункт, запрещающий тренеру параллельно возглавлять как профессиональные, так и любительские клубы. Это одно из основных условий, с которым Кари согласился. Ничто не должно отвлекать от процесса работы, просмотра игроков и так далее”, — пояснил председатель ФХРБ. Тему пытались развить несколько провокационным, но вполне логичным “а если этим клубом в перспективе станет минское “Динамо”?”. Но шеф федерации и здесь оказался непреклонен: Хейккилю приглашали к штурвалу сборной — и точка.
О языке
“Я могу говорить на английском и на русском, но начну с русского”, — это были первые слова нового наставника, произнесенные на пресс-конференции. Сказать, что русского коуч не знает, будет поклепом. Но и сказать, что он его знает — преувеличением. По крайней мере Марек Сикора явно может выступать наставником финна в языкознании. И дело не в специфическом смягчающем все и вся финском акценте Кари — словарный запас наставника бедноват. Что порой заставляло основательно напрягать уши, включать логику и призывать коллективный разум коллег-журналистов, чтобы корректно понять отвечавшего.
Хотя он, видимо, и не преувеличивает свои познания в “великом и могучем”. Отчего не стеснялся и просить перевода некоторых вопросов на английский, и отвечать на языке Шекспира, параллельно уточняя: “В последнее время с русскоязычными командами общаюсь по-русски. Но если какое-то слово вызывает затруднение, перехожу на английский. Не думаю, что это слишком усложнит работу. Отдельный штатный переводчик мне не понадобится”. Пожалуй, ибо английский коуча на том же элементарно-понятийном уровне, что и русский. Даже на скромный слух не блещущего знанием “инглиша” уровня “Pro” автора.
О “Динамо” и ассистентах
Раз уж упомянули пана Марека, самое время затронуть динамовскую тему. То, что финну так или иначе придется сотрудничать с чехом, — очевидно. И то, что он уже начал — факт: в конференц-зал Дома футбола, где проходил вчерашний брифинг, наставник прибыл сразу после посещения тренировки “Динамо” и общения с чешским коллегой.
Присутствовавший при этом Евгений Ворсин прокомментировал мини-саммит так: “Два профессионала всегда найдут общий язык, особенно если оба стремятся. На встрече я это с удовольствием отметил. Услышал не просто слова и пожелания с обеих сторон, но и увидел готовность к шагам навстречу. В конце концов, задача у всех одна — успех белорусского хоккея и на клубном, и на международном уровнях. И эти цели необязательно взаимоисключающие”.
При сем от журналистской попытки вынудить главу федерации еще раз покритиковать “Динамо” за продолжающееся засилье легионеров Ворсин уклонился: “Мы планомерно следуем установке на понижение легионерской составляющей “Динамо”, как того требовал в том числе и глава государства. И в клубе сейчас не такое уж засилье иностранцев: сегодня в нем работают тринадцать белорусов. От нескольких иностранцев, как известно, динамовцы уже отказались. Мы понимаем, что команда формируется не по национальному признаку, а по показателю мастерства”.
Хейккиля со своей стороны также высказал надежду на плодотворное сотрудничество с КХЛовским клубом и попросил не торопиться с выводами. В частности, на вопрос, в курсе ли он, что белорусские сборники, кроме разве что Мезина, выполняют в “Динамо” в основном черновую работу, финн ответил: “Давайте не жить прошлым. Посмотрим, как начнется новый чемпионат. Тогда и проанализируем, кто в каком звене какие роли играет, кому доверяют реализацию большинства, а кого используют в меньшинстве”.
Что отрадно, во взаимодействии с “зубрами” специалист не полагается целиком на “там видно будет”. Им уже были предложены конкретные шаги интеграции. В частности, Хейккиля не видит смысла подыскивать тренера по ОФП и работе с вратарями на стороне, считая, что использование динамовских профильных наставников — самое то. Так что Брендону Бови и Петру Ярошу стоит быть готовым к допнагрузке. Если, конечно, динамовское руководство не будет против. Наверное не будет, раз Ярошу уже давали добро на работу еще в штабе Эдуарда Занковца. Не говоря об Александре Андриевском, которого, видимо, уже можно считать утвержденным ассистентом в новом штабе сборной, тем более что главный тренер “помнит его еще по выступлению в Финляндии”. И, возможно, единственным, ибо Хейккиля подтвердил, что не видит необходимости в большом штабе помощников: “Ассистент, тренер по ОФП и работе с вратарями плюс специалист по видео — этого вполне достаточно”.
Заодно можно констатировать, что принятая прежде практика стажировок в сборной тренеров клубов экстралиги, по всей видимости, уйдет в небытие. Не станем утверждать, что она была для отечественных коучей революционно полезной, но невредной — определенно. Теперь останется уповать разве что на эффект обещанного вчера постоянного контакта тренера сборной с коллегами на местах. Не занятого сборами времени у него будет вдоволь, при этом “никто не знает игроков клубов лучше, чем их тренеры”.
Об осведомленности
Ответ Хейккили на вопрос об актуальной осведомленности финна о его новой команде, признаться, не впечатлил: “Я, конечно, видел матчи с участием белорусов по телевизору. И шайбу в ворота Томми Сало на Олимпиаде точно помню”. Невелика доблесть, тот “кикс” шведа в свое время порвал телерейтинги всей планеты. Но не станем излишне придираться к Кари: с чего бы ему было пристально следить прежде за одной из многих команд, будь то наша сборная или “Динамо”? Времени на знакомство с гаком — аж два месяца с начала сентября до конца октября (в первых числах ноября стартует “Кубок Полесья”). А процесс уже пошел: как заявил тренер, с десятком игроков он уже познакомился лично. Видимо, имеется в виду вторничная встреча с братьями Костицыными и вчерашний утренний визит в динамовские покои.
Об опыте
Истина “клуб и сборная — две большие разницы” и без того упоминается нередко что тренерами, что игроками. А в последние два дня в Беларуси она стала рефреном скептиков. Белорусские работодатели (в лице все того же Евгения Ворсина), с одной стороны, проблему признают, но с другой — подчеркивают контраргументы: “Что до отсутствия у Кари опыта работы со сборными, то его действительно нет. Но не будем забывать, что у него огромный опыт работы в клубах с высококлассными игроками разных национальностей. Согласитесь, это показатель, ибо работал он небезуспешно”. Согласимся, и все же заметим: второе никак не отменяет истину, а лишь способно выступить в качестве неплохого шлюза для тренера при смене специфики. Как финн Хейккиля справится — покажет время.
Нужно сказать, что сам “начинающий”, по его словам, также вполне отдает себе отчет, что ему предстоит столкнуться с определенными новыми трудностями: “Понимаю, что это другая работа, иные проблемы. В моем распоряжении по ходу сезона будет не так много игроков, при этом нужно учитывать и плотный график чемпионата КХЛ. Хотя здесь мой клубный опыт как раз может очень пригодиться. Хоккеисты команд, которые я прежде возглавлял, часто вызывались в сборные в международных паузах. Например, на этапы “Евротура”. И для многих это заканчивалось плачевно: к весне из-за травм или переутомления они уже не могли помочь ни клубу, ни сборной. Поэтому во время ноябрьского кэмпа привлекать сильнейших смысла никакого. И в дальнейшем постараемся тщательно взвешивать такую необходимость вплоть до чемпионата мира. Вот к нему все должны быть здоровы и готовы к бою”.
К слову, ближайший чемпионат мира для Кари в чем-то особенный. Если учесть, что из двух городов — хозяев форума “белорусская” группа предварительного этапа будет базироваться в Хельсинки. Тренер отдает себе отчет в пикантности ситуации: “Я, получается, войду в историю как третий финский тренер, работающий с национальной сборной другой страны. Положение очень интересное. А особенно интересным оно будет в ходе матча Беларусь — Финляндия”.
О резервах
Пока финский наставник довольно смутно представляет себе материал, с которым придется работать. И это очевидно. Но хорошо уже то, что словосочетание “чемпионат Беларуси” не ввело его в ступор. По крайней мере на уровне августовских деклараций он намерен уделять экстралиге не меньше внимания, чем КХЛ: “Разумеется, я буду смотреть и матчи чемпионата КХЛ, и поединки белорусской национальной лиги. Знаю, что во вторник стартовал розыгрыш Кубка Беларуси, вот с ним разминусь. Но только с ним”.
Заодно Хейккиля заверил, что не оставит без внимания и обе “младшие” сборные — молодежную и юношескую: “Там нужно искать таланты, которые очень скоро пригодятся взрослой команде”. Тем более что “сейчас невозможно назвать пофамильно, каков будет костяк сборной через три года. И дело вовсе не в том, что я пока знаком лишь с десятком игроков”.
От общего перешли к частному. Учитывая немалый опыт работы коуча во главе “Локомотива”, журналисты не могли не поинтересоваться взглядами героя дня на перспективы привлечения в родную сборную ярославских “затворников” Остапчука и Мисюля. Правда, о потенциале последнего, как честно признался тренер, он не осведомлен вовсе. А вот первого хорошо помнит еще по работе с железнодорожниками: “Неплохой, быстрый хоккеист. Хорошо, что “Локомотив” начинает новый чемпионат КХЛ матчем в Минске. Нужно будет встретиться с игроком, переговорить. Если парень хочет выступать за сборную родины, нужно сделать для этого все”. Видимо, наш новый рулевой пока не в курсе, что разговоров на сей счет было уже — вагон и тележка. И, насколько можно судить, дело не в желании форварда, которое есть, а в нежелании клубных боссов его делегировать под белорусские знамена на международной арене. Возможно, старые связи тренера с руководством “Локомотива” станут решающей гирей на нашей чаше весов. Дай-то бог. Правда, верится отчего-то слабо.
О системе
Обычно тренера характеризуют отнюдь не как демократа, а скорее, наоборот — как поборника жесткой дисциплины. Правда, сам характеризуемый упреждает от такого категоричного видения его кредо: “Речь скорее не о муштре, а о систематичности, следовании игроками отработанным схемам. Это же не марафон, где каждый сам за себя, а хоккей, командный вид. Каждый должен делать свое дело и знать, что предпринять в каждый конкретный момент”. При этом “танцевать” тренер логично предпочитает от защиты: “Мы знаем, что оборона — самое важное. И самое сложное. У меня хватает наработок: игра в неравных составах и так далее. Заодно нужно проанализировать тактику “Динамо” и постараться максимально адаптировать ее к сборной. Будет здорово, если коренной ломки не понадобится”.
При этом Кари не видит большой разницы между североамериканской и европейской тренерскими подходами. Но эпохальное хэнлоновское “команда — семья” не приемлет: “Команда может строиться только через работу. И только тогда она станет семьей. Но не наоборот. Просто слова и лозунги не помогут”. Сам того не ведая, финн замахнулся на почти святое — хэнлоновскую эпоху. Хорошо если отличный от тех времен подход обеспечит результат. Если нет — могут появиться побочные проблемы, угрожающие любой системе. По-простому — команда отторгнет тренера. А сборная — не клуб, где, если понадобится, состав можно поменять на сто процентов. Тем более если это наша сборная.
Ведь северянин в определенном смысле станет уникумом а-ля Хэнлон. Эдаким “человеком из ниоткуда”. Прежде-то с белорусской дружиной работали только свои: или завоевавшие авторитет в прошлом, или еще недавно сами в ней выступавшие. Хэнлон стал исключением со своей сработавшей “фишкой”. Фрэйзер задумывался как его продолжение, а в итоге стал временным замом. Как пойдет у Хейккили — время покажет. Не переборщил бы с жесткостью. Она, конечно, нужна, но излишек авторитарности не менее, если не более вреден, чем излишек демократичности.
Как показалось, довольно болезненно наставник отреагировал и на процитированные слова генменеджера “Магнитки” Валерия Постникова, мол, методика Хейккили устарела несколько лет назад. “Не хочу комментировать. Результат-то был, пусть не наилучший, но высокий и стабильный. А совершенству предела нет”. Заодно тренер поведал, что его отнюдь не смущает “президентский” статус хоккея в нашей стране: “Я просто буду делать свою работу. Это все, что меня занимает”.
О семье и хобби
В блоке “релаксационных” вопросов, отрицающих острую тематику, Кари Хейккиля поведал о своей семье и пристрастиях за рамками работы. В частности, как и любой уважающий себя финн, тренер любит лыжные прогулки и вообще общение с природой. Состав домочадцев тоже едва ли не идиллический: супруга, двое детей и домашний любимец — собака. “Мой сын играл в юниорской сборной Финляндии до шестнадцати лет, пока не появились проблемы со спиной. Дочь дважды была чемпионкой Европы в группе “чирлидинга”. Сыну сейчас 28, дочери — 22. А еще у меня есть жена и собака. Если кому-то интересно, собаке 8 лет. Люблю с ней гулять по пару часов в день. Дети останутся в Финляндии, а вот жену и собаку планирую перевезти в Минск. А еще у меня имеется лицензия пилота, правда, давно просроченная. Но, как и любой мужчина, продолжаю интересоваться самолетами, автомобилями, мотоциклами. Много читаю, причем жанр книг не имеет принципиального значения”.
Последней перчинкой от Хейккили стало оглашение клички собаки — Манна. Выходит, домой, в Финляндию, он сейчас возвращается за манной. Очередной, теперь уже долговременный, визит в Беларусь начнется аккурат под старт чемпионатов ОЧБ и КХЛ — 5 сентября.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь