Стратегия усечения. Без Кравченко и Талай

21:03, 23 августа 2011
svg image
2104
svg image
0
image
Хави идет в печали

Причиной тому не только экономические трудности, переживаемые большей частью населения страны, но и планомерная деградация отечественной легкой атлетики. Напомним, в 2005-м на мировом форуме в Хельсинки, когда Бадуев только-только заступил на капитанский мостик, приняв сборную от Александра Рудских, Беларусь представляли 32 легкоатлета, причем 16 из них стали финалистами. Другой минус — дома остались серебряный призер Олимпийских игр Андрей Кравченко и новоиспеченная чемпионка Европы среди молодежи Алина Талай.

Динамика вымирания

Турнир в Тэгу будет для Анатолия Бадуева четвертым в роли главного тренера национальной команды. Еще на нескольких он присутствовал либо как личный тренер Татьяны Ледовской, либо как главный тренер по методике, второе лицо в сборной после Рудских. Именно при Бадуеве наше численное представительство на мировых форумах поступательно убывало.
Автор этих строк обращал внимание на данную тенденцию накануне чемпионата мира-2009 в Берлине. Вот цитата из материала двухлетней давности “Сценарий уже написан” (“ПБ” от 13 августа 2009 г.).
Для выступления в столице Германии тренерский совет отобрал 26 спортсменов. В 2005-м в Хельсинки выступали 32 атлета, в 2007-м в Осаке всего 27. То есть просматривается четкая тенденция к уменьшению количества спортсменов, способных достойно представлять страну на мировом форуме. Мы давно предупреждали, что наступит момент, когда черпать резервы будет неоткуда. К этому все идет. Ведь и 26 — число преувеличенное. Человек пять вполне могли остаться дома и посмотреть турнир по ТВ. Ибо у них нет ни должного уровня, ни перспектив.
Минуло два года. Негативная тенденция сокращения состава набирает силу. Сегодня в команде уже не 32 и даже не 26, а 23 атлета, причем, как и перед Берлином, нескольких из них можно отнести к “мертвым душам”, попавшим в Тэгу не по спортивному принципу, а исключительно по прихоти некоторых руководителей БФЛА и сборной.
Давайте проследим сократительную динамику нашего представительства, начиная с 2005 года.
Год и место ЧМ Атлеты Виды
Хельсинки-2005 32 16 (6+10)
Осака-2007 27 16 (5+11)
Берлин-2009 26 17 (8+9)
Тэгу-2011 23 11 (2+9)
Как видно, состав за шесть лет “усох” почти на 30 процентов. Резко сократилось и видовое представительство — с 16-17 до 11 дисциплин (2 мужские и 9 женских). И это при том, что в программе чемпионата их 47.
Особенно пострадала мужская атлетика. Никогда прежде у нас не было такого положения, чтобы на летних чемпионатах мира мужская часть команды насчитывала всего пять спортсменов, выступающих лишь в двух дисциплинах. Можно порадоваться тому, что метание молота и толкание ядра остаются у нас ударными, и в них белорусы претендуют либо на медали, либо на попадание в финалы топ-турниров. Однако мужская программа официальных соревнований имеет 24 вида — беговых, прыжковых, метательных, многоборья и ходьбу. И все они — олимпийские. Следовательно, в остальных 22 мы неконкурентоспособны.
Год и место ЧМ Мужчины Женщины
Хельсинки-2005 12 20
Осака-2007 10 17
Берлин-2009 13 13
Тэгу-2011 5 18
Фактически БФЛА публично признает: сегодня у нас нет ни бегунов, ни прыгунов, ни многоборцев, ни ходоков, способных достойно представить страну на международной арене. Спрашивается: куда девались миллиардные суммы, отпускаемые государством на развитие легкой атлетики и почему так неэффективно используется щедрая помощь международной федерации?
Эти вопросы давно должно было поставить Минспорта, однако оно заняло выжидательную позицию и своим бездействием потворствует разрушению белоруской легкоатлетической школы.

Регресс в расцвете сил

В Тэгу выступят ядротолкатели Андрей Михневич и Павел Лыжин, которых можно назвать ветеранами чемпионатов мира. Андрей соревнуется на них с 2001 года, а Павел — с 2003-го. У трио молотобойцев практика поменьше, однако и они не новички: Павел Кривицкий и Юрий Шаюнов обогащены опытом Берлина-2009, а Валерий Святохо обстрелян на Олимпиаде-2008 и чемпионате Европы-2010. В столице Германии третьим нашим молотобойцем был Дмитрий Шако.
Куда же делись еще восемь участников берлинских сражений? Может, в команде произошла смена поколений? Нет, прыгун-высотник Артем Зайцев и копьеметатель Александр Ашомко появились на свет в 1984 году, барьерист Максим Лынша, прыгун тройным Дмитрий Децук и копьеметатель Владимир Козлов — в 1985-м, многоборец Андрей Кравченко — в 1986-м, ходок Денис Симанович — в 1987-м. Эти семеро пребывают в золотом возрасте 24-27 лет, в котором, как правило, происходит восхождение на высокие пьедесталы: организм еще свеж, не изнурен, а опыта уже накоплено в достатке. Однако у наших парней отчего-то наблюдается обратная динамика: либо их результаты ухудшились, либо они попали в полосу травм. И то, и другое — результат непрофессиональной руководящей и тренерской работы.
Восьмой из этой когорты — Юрий Белов, 1981 года рождения. Финалист Олимпиад в Афинах и Пекине в толкании ядра отчего-то утратил мотивацию и ушел из спорта. И в этом случае руководство национальной команды не предприняло действенных мер, чтобы убедить атлета в том, что еще не вечер. Между тем место Белова в сборной остается вакантным.

Бумерангом по Кравченко

Андрей Кравченко, один из немногих наших элитных атлетов, пропустит чемпионат мира из-за травмы. Не прошло и полгода, как 25-летний гомельчанин праздновал триумф на зимнем чемпионате континента в парижском “Берси”. Тогда ему пришлось выступать с болезненным повреждением стопы. Кравченко пошел навстречу просьбе главного тренера Бадуева и, вместо того чтобы залечивать дома травму, отправился в Париж и победил на морально-волевых. Природа таких вольностей не прощает: в итоге Андрей пропустил весь летний сезон. Он пробовал стартовать на международном турнире в чешском Кладно, но вынужден был прекратить борьбу после трех видов. Сейчас он лечится и тренируется одновременно. Правда, не в Стайках и не в Гомеле, а в Краснодаре у российского специалиста Кудрявцева.
Весной в интервью “ПБ” Кравченко говорил о том, что у него замечательные отношения с Иваном Петровичем Гордеенко и другого тренера ему не надо. То ли Андрей принимал желаемое за действительное, то ли не хотел выносить сор из избы, однако именитый атлет от первого своего наставника ушел. Возникли опасения, что Кравченко по примеру некоторых известных спортсменов может примерить майку с российским триколором. Думается, по крайней мере до лондонской Олимпиады он воздержится от резких движений, иначе рискует ее пропустить, так же как и чемпионат в Тэгу.
Барьеристка Алина Талай, самая успешная спортсменка новой волны, также осталась дома. Одни поговаривают о ее травме, другие о том, что ей, дескать, надо готовиться к Олимпийским играм.
По-моему, в этом случае мы снова сталкиваемся с непрофессионализмом. Алине 22 года, и она уже трижды была участницей зимних и летних топ-турниров. Она стремительно прогрессировала в нынешнем году, пробилась в финал чемпионата Европы в залах и финишировала в нем четвертой. А месяц назад в течение недели выиграла два крупных турнира — молодежное первенство континента в Остраве и Всемирные военные игры в Рио-де-Жанейро. Отлично! Но почему надо пропускать чемпионат мира, участие в котором — голубая мечта любого спортсмена? Только в очных поединках с сильнейшими атлетами планеты можно понять, кто чего стоит на самом деле. Отсутствие Талай в выездном составе — еще один промах легкоатлетического руководства.
В Тэгу не едут еще три наших знаменитости. Ситуация вокруг Ивана Тихона и Вадима Девятовского сейчас даже более загадочна, чем прежде… Юлия Нестеренко отказалась участвовать в эстафете 4х100 метров. Олимпийская чемпионка не хочет повторения прошлогоднего позора, когда ей не удалось пройти даже во второй круг чемпионата Европы. Она лучше многих понимает, что нынешний состав эстафеты не способен на большие свершения. Однако у другой олимпийской чемпионки — Татьяны Ледовской — иное мнение. Она как генсек БФЛА и старший тренер сборной по спринту настояла на включении “короткой” эстафеты в выездной состав. Недавно, 11 августа, этот квартет (Анна Багданович, Юлия Балыкина, Елена Данилюк-Невмержицкая, Анна Лепешко) дважды бежал на соревнованиях в Минске. Первый старт закончился дисквалификацией, второй — провальным результатом 45,28. Даже если его улучшить на целых две (!) секунды, можно не попасть в финал ЧМ. Любопытно, кто в случае фиаско в Тэгу возместит десятки миллионов рублей, затраченных на подготовку квартета: Ледовская или Бадуев?

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?