Реквием. Борт 42434: пол-Европы осиротело
Это строки из так и не дописанного в среду материала. На какой-то запятой его оборвало страшное известие о гибели чартерного Як-42 с ярославскими хоккеистами на борту. В качестве заголовка, верите или нет, избрал “куиновское” “Шоу должно продолжаться”.
Оно, безусловно, продолжится. Но не ранее понедельника. Трехдневный траур объявлен не только в Ярославской области, но и во всей КХЛ, старт чемпионата которой отложен до следующей недели. Когда мир вторые сутки кряду выглядит в основном в черно-белых красках, любая положительная новость за счастье. Вот и запущенная кем-то еще в среду вечером “утка” о смерти мамы Сережи Остапчука от сердечного приступа после известия о трагической смерти сына, слава богу, не подтвердилась. Она срочно выехала в Ярославль, а новополоцкая родня погибшего форварда — в Минск. Где, по нашей информации, тело Сергея и будет предано земле в воскресенье.
Дата похорон Руслана Салея пока точно не известна, но, видимо, они также состоятся в ближайшие день-два. Проститься с партнером и другом пожелали все наши “сборники”, в том числе и выступающие за пределами Беларуси. В частности, сегодня в Минск прибудет Алексей Калюжный. Руководство “Торонто” как будто не возражает против отлучки из кэмпа на родину Михаила Грабовского, понимая, что причина более чем уважительная…
По 36 погибшим хоккеистам второй день скорбит мир — хоккейный и не только. Выражение скорби у каждого свое, но стены (ступени, ограды) плача присутствуют повсеместно от Ярославля и Минска до Братиславы, Праги и Стокгольма. Сюда несут цветы и здесь затепливают свечи. Импровизированный мемориал у флагштоков близ главного входа в “Минск-Арену”, посетил еще в среду, закончив как никогда скорбные редакционные дела. Несмотря на поздний час и моросящий дождь, в дрожащих отблесках свечей заметил знакомое лицо динамовца. Кого — наверное, неважно. По крайней мере не настолько, как его слова: “Ты бы знал, как Руслан радовался возвращению в Европу. Так многого ожидал, столько с ним это обсуждали. А оно вот как вышло…”
А вчера вечером точно во время, когда рефери матча “Динамо” — “Локомотив” должен был произвести стартовое вбрасывание, на “Минск-Арене” начался реквием. На трибунах не было аншлага, но за то, что пятнадцатитысячник был заполнен более чем наполовину, ручаюсь. Каким вышло скорбное мероприятие? Это все-таки не шоу прошлой недели, чтобы делить его эпизоды на плохие, хорошие и средние. Так что — только факты.
На реквиеме присутствовали представители дипмиссий России, Чехии, Словакии, Швеции и других стран, затронутых или не затронутых ярославской трагедией. Под одной из трибун, где во время матчей “зажигают” девчонки из группы “чирлидинга”, разместился оркестр с сообразным печальному событию репертуаром. На льду — фотографии всех хоккеистов, тренеров и сервисменов погибшей команды. На табло — видеонарезка недавних игр того самого “Локомотива”. “Того самого”, ибо теперь уже будет какой-то другой. На лед выкатились хоккеисты “Динамо”, преклонившие колени перед соперниками, теперь воплощенными только на фото. Следующие минуты стали, наверное, одними из самыми трогательных. Каждый динамовец, подхватив покоившиеся у фото несостоявшихся четверговых соперников шайбы, завел их в хозяйские ворота. “Плохая примета”, — послышалось откуда-то. Полагаю, услышь эти слова “зубры”, каждый из них ответил бы: “И плевать”.
Далее хоккеисты команды президента Беларуси возложили цветы к гостевым воротам, так и не занятым вчера в 7 вечера Стефаном Ливом. А сам Александр Лукашенко, который, как известно, выступил с официальными соболезнованиями еще в среду, обратился к собравшимся:
— В жизни человека самое страшное, когда идешь на торжество, а приходишь на похороны. Вчера весь мир содрогнулся от страшного известия. Авиакатастрофа унесла жизни более чем четырех десятков человек, в том числе 36 членов замечательной команды. Они здесь, с нами, но, к сожалению, только на фотографиях. И самое жуткое — они летели к нам, как близкие друзья и братья…
Болельщики с нетерпением ждали этого матча. Красивого, честного, благородного поединка. Судьба распорядилась иначе, вместо гула трибун сейчас здесь слышны только ваши аплодисменты…
Благодарю всех, кто пришел, чтобы проститься с безвременно ушедшими из жизни хоккеистами. “Локомотив”, безусловно, сохранится. Но этот легендарный состав останется только в наших сердцах.
А табло продолжало прогонять кадр за кадром фото погибших. И оставшиеся на льду не скрывали своих чувств. Збынек Иргл плакал навзрыд. Позже, уже после общекомандного возложения цветов к символическому мемориалу у крыльца “Минск-Арены”, он нашел силы пообщаться с журналистами: “Даже не знаю, что сказать, очень трудно… Я же выступал в этой команде не один сезон, был хорошо знаком со многими игроками, не только с чешскими. Когда появились первые слухи о трагедии, все сразу стали набирать телефоны жен хоккеистов. Но кто не отвечал, кто занят, кто недоступен. Отличные были ребята. Еще недавно мог с ними разговаривать, встречаться с их семьями, и вот их нет…”
Вчера все казалось искренним, но более всего — поведение динамовского фан-сектора. Явно не знакомые со сценарием, они попытались было затянуть скандирование “Ло-ко” перед минутой молчания. Поняв, что нужно взять паузу, приостановили попытки, но после возобновили. И вместе с ними стала скандировать вся арена. Такого ярославцы за пределами своего стадиона точно не слышали никогда. Не услышали, увы, и теперь.
Озвучивавший печальное мероприятие Александр Аверков продекламировал стихи Роберта Рождественского “Могикане”, посвященные памяти Хемингуэя. А вот мне почему-то пришли на ум другие, вдруг продекларированные коллегой Серегой Дашкевичем недели две тому. Михаил Танич посвятил их в свое время погибшему Валерию Харламову. Но, согласитесь, как точно они звучат и сейчас:
Звонит поутру
Атээсовский зуммер,
А сердце как знает,
А сердце болит!
На скорости жил
И на скорости умер! —
Какой беспощадный буллит!
Артисты уходят.
И в трауре — сцена.
А время течет,
Как река.
И снова за бортиком
Слышится: “Смена!”
Но смены не видно пока….
В эти дни траурные мероприятия проходят и в странах, уроженцы которых погибли на борту рокового рейса. Всего в результате катастрофы ушли из жизни хоккеисты сборных Беларуси, Германии, Латвии, России, Словакии, Чехии и Швеции. У троих ярославцев — голкипера Александра Вьюхина, защитника Виталия Аникеенко и форварда Даниила Собченко, наряду с российским гражданством было украинское. Вратарь железнодорожников и сборной Швеции Стефан Лив — этнический поляк. А возглавлял дружину канадец Брэд Маккриммон.
РОССИЯ
Естественно, что большая часть игроков “Локомотива” представляли Россию. Вечером в день трагедии мемориальная стена возникла у “Арены-2000” — домашнего стадиона железнодорожников, с болельщиками встретился губернатор Сергей Вахруков. В четверг утром место крушения посетил президент страны Дмитрий Медведев. В Ярославской области объявлен трехдневный траур с пятницы по воскресенье. Стихийные траурные мероприятия прошли во многих городах России. На здании посольства Чехии в Москве приспущен государственный флаг.
ЛАТВИЯ
Почтить память капитана сборной Латвии Карлиса Скрастиньша и его партнеров по ярославскому клубу латвийские болельщики собрались у “Арены-Рига” — домашнего стадиона местного “Динамо”. Оттуда они прошли “шествием памяти” до здания национальной хоккейной федерации.
ЧЕХИЯ
Чешский хоккей потерял цвет национальной сборной — Карела Рахунека, Яна Марека, Йозефа Вашичека. Отдать дань памяти любимцам в среду вечером тысячи чехов собрались на Старой площади Праги, а хоккейная федерация заверила, что для увековечения памяти погибших будет сделано все необходимое.
ГЕРМАНИЯ
С соболезнованиями выступила и федерация хоккея Германии, потерявшая 25-летнего защитника Роберта Дитриха. Который, к слову, появился на свет в казахстанском Орджоникидзе в семье этнических немцев.
ШВЕЦИЯ
Начиная с вечера среды не иссякает поток соболезнований в офис команды ХВ-71 из Йенчепинга. Именно в ней с юношеского возраста и вплоть до сезона-2009/10 Стефан Лив выступал c годичным перерывом на за- океанский этап карьеры. Национальная федерация хоккея выразила на своем сайте соболезнования, пригласив желающих почтить память голкипера к офису федерации в Стокгольме или арене ХВ-71 в Йенчепинге.
Не осталась в стороне от беды и историческая родина Лива, появившегося на свет в польской Гдыне. Президент Польши Бронислав Коморовский выступил с официальными соболезнованиями родным и близким погибших при крушении борта 42434. Его примеру последовал украинский коллега Виктор Янукович.
СЛОВАКИЯ
Родина форварда Павола Демитры в этом году была вынуждена прощаться с Легендой дважды. В мае он со слезами на глазах и под зрительские овации расставался с трибунами братиславской “Оранж-Арены” по окончании последнего матча сборной Словакии на домашнем ЧМ-2011. Павол заранее решил, что после него завершит выступление в национальной дружине.
Но то было драматичное прощание. Трагичное же состоялось в среду вечером. Центром общенационального траура по погибшему форварду стала арена Тренчина. Уроженец близлежащего городка Дубница вошел в большой хоккей именно в рядах тренчинской “Дуклы” и именно в нее возвращался в локаутный для НХЛ сезон-2004/05.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь