Лига чемпионов. Анонс. Пражская осень
737
Есть ли в истории мировой гражданской авиации создание более совершенное, чем “Боинг-737”? В начале периода информационного общества это воздушное судно доминирует в современных нам небесах так же уверенно, как птеродактили в юрский период мезозоя. Все старания европейских и прочих конкурентов во главе с “Аэробусом” пока тщетны. С момента запуска серии в 1967 году “Боинг” поставил клиентам около шести тысяч машин. И это далеко не потолок. Заказы на 737-е продолжают поступать.
Разумеется, модель за это время претерпела немало изменений. Ее классический вариант разрабатывали вместе с первыми заказчиками — авиакомпаниями “Люфтганза” и “Юнайтед Эйрлайнз”. По их желанию первоначальная версия была несколько меньше. Затем появилась модифицированная модель — 737-100. После нее запустили 737-е двухсотой серии, трехсотой, четырехсотой, восьмисотой, модели с изменяемым количеством посадочных мест, с возможностью посадки на грунтовую полосу… Удивительно, как быстро новый “Боинг” разогнал стаи прямых конкурентов в сегменте средней дальности — “Би-Эй-Си 1-11”, “Фоккер-28” и “Дуглас-9”. Они и крылом не успели взмахнуть, как оказались на обочине. Практичность, функциональность и надежность новой разработки концерна из Сиэтла оказались на максимальной высоте. Которая для 737-го равняется десяти тысячам двумстам метрам.
Теперь “Боинг-737” составляет основу авиапарков большинства крупных перевозчиков. У “Белавиа”, например, таких самолетов девять — шесть “пятисотых” и три “трехсотых”. Больше, чем любых других машин. Они исправно работают на убийственную для конкурентов статистику. В любой момент времени в воздухе над планетой Земля находятся около 1250 “Боингов-737”. А каждые пять секунд в разных аэропортах мира садится или взлетает как минимум один представитель этого выдающегося авиавида.
Вчера в десять минут одиннадцатого по белорусскому времени со взлетно-посадочной полосы Национального аэропорта “Минск” отправился в небо еще один 737-й, которому менее чем через два часа предстояло приземлиться в Праге. На борту чартерного рейса “Белавиа” под номером 8407Y на бой с пльзеньской “Викторией” в рамках Лиги чемпионов отправился борисовский БАТЭ.
Предматчевое путешествие “желто-синих” обычно проходит спокойно, но не затянуто, как выход из обороны. Первыми в аэропорт прибывают спонсоры, журналисты и прочий неигровой состав. Автобус с командой подходит позже. И все его пассажиры споро проходят пограничные и регистрационно-багажные формальности. Так было и на этот раз.
Оставшееся до посадки в самолет время футболисты коротали за шутками-прибаутками и кофейком. В зале отлета номер пять было их 22: Александр Гутор, Павел Чесновский, Андрей Щербаков, Алекс, Кирилл Алексиян, Дмитрий Бага, Максим Бордачев, Ренан Брессан, Александр Володько, Максим Володько, Михаил Гордейчук, Матея Кежман, Артем Концевой, Вадим Курлович, Дмитрий Лихтарович, Эдгар Олехнович, Олег Патоцкий, Артем Радьков, Филипп Рудик, Марко Симич, Максим Скавыш, Егор Филипенко.
Полет до Праги — дело, по самолетным меркам, недолгое, а потому не сильно напряжное. Не успели взлететь, как пилот уже объявил, что справа по борту — Варшава. Еще немного — и начали снижаться. В общей сложности путешествие заняло полтора часа.
Паспортный контроль, несмотря на наличие очереди из неграждан ЕС, занял не очень много времени. Едва ли не столько же, сколько импровизированная автограф-сессия прямо в здании аэровокзала. Охотников за росписями футболистов и тренерского штаба БАТЭ в Праге, как оказалось, немало. На всех членов спортивной делегации борисовчан набросились порядка дюжины человек. Причем подготовлены они были отменно: большинство — с открытками и фотографиями “желто-синих” в шикарных альбомах. Виктор Гончаренко, уже сев в автобус, сделал выход “на бис” — как не уважить таких профессионалов?
Удовлетворив всех собирателей вензелей, БАТЭ погрузился в автобус и покатил навстречу одному из самых волшебных городов Европы.
1784
Прага — образование необычное. Активное заселение берегов Влтавы начали еще в девятом веке. Однако то было не централизованное градостроительство, а попытка создания нескольких населенных пунктов. Так появились Старе Место, Нове Место, Градчаны, Мала Страна, Вышеград — нынешние районы чешской столицы. Но до самой Праги было еще далеко. Влтавские поселения не просто не желали объединяться в один большой город. Наоборот, соседи друг друга недолюбливали и чуть ли не воевали между собой. Только в шестнадцатом веке начались первые объединительные процессы — неудачные. В 1518-м Старе и Нове Место наконец-то договорились жить вместе, а спустя пять лет союз был документально подтвержден королевским указом. Но продержалось это образование только десятилетие. Затем “старые” и “новые” опять погрязли в политических диспутах и в который раз разругались. В конечном счете объединить Прагу удалось только в восемнадцатом веке усилиями императора Священной Римской империи Иосифа II. Случилось это, с точки зрения вечности, недавно — в 1784 году.
Но, может быть, это и к лучшему. Зато в каждом из районов Праги сохранилась исконность “независимого” еще времени. Архитектурных шедевров здесь тьма. Причем всех стилей — начиная с романского и заканчивая дикими современными наворотами. Об этом и не только дружине Виктора Гончаренко поведал седовласый гид-переводчик, повеселивший пассажиров “желто-синего” автобуса по пути из аэропорта в отель “Dorint Don Giovanni”. На специфическом русском старичок-абориген, работавший некогда на дипломатической службе в России, рассказал о транспортной структуре города (“в Праге — три ветки метра”), а также поведал об интересе местной публики к предстоящему поединку: “Билеты продавались пакетами и уже все разошлись. От столицы до Пльзеня около девяноста километров, много болельщиков приедет на матч оттуда. “Виктория” в родном городе очень популярна”. Гид также добавил, что в поединке с БАТЭ по прогнозам местных газет у пльзеньской команды выйдет тот же состав, что и в матче последнего тура чемпионата Чехии против “Сигмы” в Оломоуце. “Победа очень воодушевила команду. Теперь футболисты мечтают во что бы то ни стало удачно стартовать в групповом турнире Лиги чемпионов”, — не унимался провожатый.
В качестве иллюстрации футбольной впереди слева по борту показалась арена пражской “Спарты” — стадион “Летна”. Вообще в Праге спортсооружений хватает. Ведь, помимо “спартанцев” и “Славии”, на стадионе которой сегодня будет играть БАТЭ, есть еще и “Виктория” из Жижкова. До 1922 года Жижков был самостоятельным населенным пунктом, а затем влился в Прагу.
10
Путь от отеля до аэропорта занял более получаса. Все дело в том, что полицейский эскорт, запрошенный менеджерами БАТЭ, принимающая сторона не обеспечила. “Мы своевременно известили службу охраны правопорядка города о необходимости сопровождения. И нам его клятвенно пообещали. Однако не предоставили. Видимо, это связано с тем, что на севере страны сейчас большие проблемы с цыганскими гетто. Много беспорядков, и полиция стягивает в районы повышенной напряженности все силы”, — попросили прощения представители “Виктории”.
БАТЭ в качестве места своей пражской дислокации (отлет домой запланирован на одиннадцать часов среды) выбрал четырехзвездочный отель “Dorint Don Giovanni”. Итальянское название гостиницы не случайно. Оно лишний раз подчеркивает особый культурный статус чешской столицы. Ведь именно в Праге в 1787 году состоялась премьера оперы Моцарта “Дон Жуан, или Наказанный развратник”. Или “Don Giovanni ossia Il dissoluto punito” на итальянском.
Отель являет собой настоящий памятник этому событию. Холл стилизован под театральную гостиную, в центре которой — памятник великому австрийцу. На стенах — профили гениального Вольфганга Амадея. И бар ресторана носит гордое название “Amadeus”. БАТЭ в полном составе разместился на десятом этаже отеля.
По части расположения “Dorint Don Giovanni” весьма выигрышен. Находится он не в самом географическом центре, но и не далеко от него — на Виноградской улице, по которой весело ходят старой закваски трамвайчики. Есть и новые, но их как будто намного меньше. От Влтавы — километра четыре.
Зато в прямой близости от гостиницы — арена предстоящего матча. На стадион, который в обиходе чаще называют по-старому “Эден” (его новое название — “Синот Тип Арена”) — владение пражской “Славии” — можно добраться быстро. БАТЭ потребовалось для этого около десяти минут. На этот раз уже с полицейским эскортом.
“Эден” — стадион современный, красивый и очень компактный. Для нормального проведения матчей здесь есть все необходимое. Вид из ложи прессы открывается фантастический. Смотреть футбол — одно удовольствие. Не случайно УЕФА доверил этой арене проведение Суперкубка Европы в 2013 году. Что до нового дома “Виктории” в Пльзене, то он уже почти готов. Клуб даже рассматривал варианты дальнейшего выступления в Лиге чемпионов на новостройке. Но получил отказ от УЕФА. Ньонские чиновники постановили: все три матча группового этапа должны пройти на одной арене. Зато в случае продолжения “Викторией” еврокубковой борьбы в феврале к этому вопросу обещано вернуться.
Ознакомительную поездку на арену вчера совершили и несколько белорусских фанатов. Всего их в чешскую столицу прибудет порядка трехсот. Клуб снарядил в Прагу два официальных автобуса — это около восьмидесяти душ. Из-за относительной близости Чехии многие отправились своим ходом. Еще одну категорию болеющих за белорусского чемпиона составят представители экс-союзной диаспоры, проживающие в Чехии и Словакии.
Уже за полчаса до приезда БАТЭ в уютном пресс-центре стадиона на третьем этаже роилось немало местных журналистов. Вскоре подоспели и ответчики — главный тренер борисовчан Виктор Гончаренко и капитан команды Дмитрий Лихтарович.
90
“Можно ли назвать этот матч самым важным в групповом турнире?” — с этого журналистского вопроса началась официальная пресс-конференция. Тренер БАТЭ спорить с посылом не стал: “У нас в группе две команды, много раз выигрывавшие Лигу чемпионов. Поэтому понимаем их силу. Но хочется, чтобы мы тянулись за ними вверх. Поединки против “Барселоны” и “Милана” нам многое дадут. Ведь эти дружины показывают просто эталонный футбол. На них нужно учиться. С другой стороны, наиболее реальные очки, которые мы можем добыть в этой группе, разумеется, видятся в поединках против “Виктории”. Понимаем, что и чешская сторона думает так же. Но при этом, чтобы рассчитывать на что-то большее, нужно отнимать очки у “Барселоны” и “Милана”.
Объяснимый интерес журналистов вызвала фигура Матеи Кежмана. “С каждым днем все лучше узнаем его. Пробуем использовать сильные стороны и попытаемся как можно быстрее вкрапить Кежмана в команду. Он — опытный футболист, игравший на высоком уровне. Сейчас Матея, к моему удивлению, находится в хорошей форме. Наверняка он сможет в матче с “Викторией” провести на поле все девяносто минут. То, что Кежман рассматривает БАТЭ как трамплин для попадания в более сильный чемпионат, абсолютно нормально”.
Спросили: в чем заключается секрет тренера Гончаренко? “На этот вопрос отвечаю часто. У БАТЭ — хорошая организация, состав, который хочет выигрывать, чего-то добиваться. Это очень важно”. Следующий вопрос касался травмированных футболистов. “Родионов, Павлов и Юревич — для нас это действительно потери. Они игроки основы. К тому же команду покинули Нехайчик и Шитов. Но у нас остается очень конкурентный состав, способный решать серьезные задачи”. При этом Гончаренко подчеркнул, что очень важным для него является баланс дружины. У БАТЭ он есть.
“Викторию” тренерский штаб борисовчан изучил досконально. “Использовали записи, отправляли разведчиков на поединки чешского чемпионата, включая последнюю встречу с “Сигмой” из Оломоуца. В современном футболе трудно что-то утаить. “Виктория” — хорошая быстрая команда, умеющая контратаковать. Но, как и у любой дружины, у чешского чемпиона есть слабые места, которыми мы постараемся воспользоваться”.
Выгодно ли начинать против “Виктории”, а не против “Барсы” или “Милана”? “Честно говоря, чтобы втянуться в групповой этап, хотелось бы сыграть с кем-то из грандов. И желательно в гостях. Но жребий слеп — выпала “Виктория”. А вообще не придаем этому повышенного значения. Играть все равно придется со всеми — и дома, и на выезде”, — ответил Виктор Михайлович.
У Дмитрия Лихтаровича первым делом поинтересовались формой после долгого простоя. “Девяносто минут играть не готов, но с каждым днем чувствую себя все лучше. Если выйду на поле, сделаю все возможное, чтобы команда добилась положительного результата. Но знаю, что готов не на сто процентов. Не хочу подводить клуб в таком ответственном матче”. Разница в ощущениях между первым и вторым лигочемпионскими походами, по словам борисовского капитана, все-таки присутствует. “По значимости выделил бы старт трехлетней давности. Первый раз есть первый раз”, — объяснил Дмитрий.
Дальше была часовая тренировка. Все работали в общей группе — задорно, уверенно, с огоньком. Так бы и сегодня.
БАТЭ
2 | Дмитрий ЛИХТАРОВИЧ | п | 1978 | |
5 | Александр ЮРЕВИЧ | з | 1979 | |
6 | Олег ПАТОЦКИЙ | п | 1991 | |
7 | Артем КОНЦЕВОЙ | н | 1983 | |
8 | Александр ВОЛОДЬКО | п | 1986 | |
9 | АЛЕКС Порфирио де Лима | (Бразилия) | н | 1988 |
10 | Ренан БРЕССАН | п | 1988 | |
11 | Михаил ГОРДЕЙЧУК | п | 1989 | |
14 | Артем РАДЬКОВ | з | 1985 | |
15 | Максим СКАВЫШ | н | 1989 | |
16 | Андрей ЩЕРБАКОВ | в | 1991 | |
17 | Александр ПАВЛОВ | п | 1984 | |
18 | Максим БОРДАЧЕВ | з | 1986 | |
19 | Кирилл АЛЕКСИЯН | п | 1991 | |
20 | Виталий РОДИОНОВ | н | 1983 | |
21 | Егор ФИЛИПЕНКО | з | 1988 | |
22 | Марко СИМИЧ (Сербия) | з | 1987 | |
23 | Эдгар ОЛЕХНОВИЧ | п | 1987 | |
24 | Евгений КУНЦЕВИЧ | з | 1988 | |
25 | Дмитрий БАГА | п | 1990 | |
26 | Вадим КУРЛОВИЧ | п | 1992 | |
27 | Эдуард ЧУДНОВСКИЙ | п | 1991 | |
28 | Сергей ГЛЕБКО | п | 1992 | |
29 | Максим ВОЛОДЬКО | п | 1992 | |
30 | Александр ГУТОР | в | 1989 | |
32 | Илья ЦЫВИЛЬКО | з | 1992 | |
35 | Павел ЧЕСНОВСКИЙ | в | 1986 | |
77 | Филипп РУДИК | п | 1987 | |
99 | Матея КЕЖМАН | н | 1979 |
Главный тренер — Виктор ГОНЧАРЕНКО (1977).
Старший тренер — Вадим СКРИПЧЕНКО (1975).
Тренеры — Александр ФЕДОРОВИЧ (1973), Александр ЕРМАКОВИЧ (1975), Хосе ПАСТОР ВЕРЧИЛИ (Испания, 1978), Алексей БАГА (1981).
Капитан — Дмитрий ЛИХТАРОВИЧ.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь