Легионеры "Динамо". We, belarusians. Сирота канадская
Возможно, экзамен уровня “elementary” они сдать уже готовы, уверенно ткнув в месторасположение Беларуси на карте мира. Меж тем процесс запущен: соответствующее прошение подано в ФХРБ. Где, по косвенным признакам, не намерены чинить препятствий процессу и будут ходатайствовать “где нужно” о выдаче канадцам белорусских паспортов.
У любой идеи всегда есть родитель. И понятно, что он, вероятнее всего, работает в структуре “Динамо”. Но называть его фамилию в клубе не горят желанием, напирая на коллегиальность решения. Хотя нельзя не отдать должного гендиректору “зубров” Алексею ТОРБИНУ: несмотря на явную нежелательность утечки информации о готовящейся “паспортизации”, он не стал играть с журналистами в “несознанку” и согласился прокомментировать динамовскую инициативу.
— Алексей Ефимович, известие, мягко говоря, удивило…
— Не вижу ничего сенсационного. В современном мире это обычная практика. Вот смотрите (обращает внимание на установленный в кабинете планшет с расписанным по звеньям составом команды. — “ПБ”.). Красным написаны фамилии белорусов. Синим — иностранцев, заигранных за родные для них сборные, процесс их натурализации является длительным. Наконец, зеленым — незаигранных легионеров, которых мы и решили натурализовать. Что вас смущает? Думаю, не нужно напоминать, что, например, Демагин, Мезин или Антонов по рождению тоже не являются белорусами.
— Допустим, но они, по крайней мере, провели в нашей стране не один год и фактически ступили здесь же из юношеского хоккея во взрослый.
— Так и упомянутые североамериканцы могут задержаться здесь не на один год. У Лаланда, например, двухлетний контракт. То есть он проведет в Беларуси как минимум ровно столько, сколько положено по “карантину” незаигранному за другие сборные хоккеисту, чтобы иметь право выступить в составе нашей сборной. Используя спортивное право, мы всего лишь расширяем список кандидатов в национальную сборную. Если кандидаты в сборную будут долгое время хорошо выступать в “Динамо”, получат народное признание и выразят окончательное намерение, то почему бы им не выступить за нашу сборную?
— Простите, но мотив клуба выглядит слишком прозрачным — заслониться от упреков в недостаточном внимании к интересам национальной дружины и заодно учесть требование президента страны о сокращении легионерской составляющей.
— У нас в составе много игроков сборной Беларуси. И мы серьезно обращаем внимание на перспективу. Только в это межсезонье к нам перешли Горошко, Павлович, Китаров, Протасеня — это будущее национальной сборной, игроки, получающие практику на уровне КХЛ. Плюс вернули Денисова. Большинство игроков белорусской сборной в “Динамо” остались. Кстати, в других клубах КХЛ играют еще восемь хоккеистов нашей сборной, получая тем самым практику на высоком уровне.
— И все же не кажется ли вам, что такой путь экстенсивен? Вместо того чтобы радеть о профессиональном росте отечественной молодежи, мы зазываем импорт. Причем, как в случае с тем же Гру, не всегда молодой.
— Не кажется. У “Динамо” есть и спортивные задачи в рамках выступления в КХЛ, в частности в этом сезоне. Еще раз обращаю ваше внимание: состав “Динамо” летом пополнили молодые и перспективные Китаров, Горошко, Павлович, Протасеня. Мы продолжаем внимательно следить за чемпионатом Беларуси, и вы это можете видеть по результатам селекции. Вы бы поднимали более серьезные проблемы в детско-юношеском хоккее, а то в будущем усиливаться будет некем. Что касается упомянутых вами легионеров, то не склонны кричать ура и утверждать, что все натурализуемые непременно пополнят сборную. Это, в конце концов, будет решать ее тренерский штаб. И к паспортизации относимся осторожно и взвешенно, не собираясь ставить процесс на поток. Кроме названного квартета, других кандидатов в белорусы пока не предвидится.
Сами канадские динамовцы не очень охотно распространялись на тему своей натурализации. Дэнни Гру ответил обтекаемо: “Пока еще ничего не подтверждено, никакие действия не предпринимались. Хотя в будущем, не исключено, я и получу белорусский паспорт. Если меня захотят увидеть в сборной Беларуси, можно будет подумать. Но сейчас предложений на этот счет нет. Концентрируюсь на выступлениях за “Динамо”. Выходил на лед в двух последних матчах, и каждый раз мы проигрывали. Думаю, как начать побеждать”. В ответ на просьбу все же коснуться волнующей нас темы подробнее канадец сказал: “Без комментариев”. Когда же мы сослались на слова Алексея Торбина, Гру добавил: “Вот к нему и обращайтесь. Он вам что-нибудь расскажет”.
Попытался было поиграть в молчанку и Чарльз ЛИНГЛЕТ. Но узнав, что динамовское руководство уже дало комментарии, форвард стал словоохотливее: “Действительно, меня спросили, согласен ли я принять белорусское гражданство. Ответил “да”. Если получу паспорт вашей страны, так, наверное, будет легче для всех”. Канадец не знает, чья это была инициатива: “Во время тренировочного лагеря представители клуба обратились ко мне с таким предложением. Понятия не имею, от кого оно исходило”.
Готов ли Линглет надеть форму сборной? “До этого еще далеко. Само собой, мы говорили о таком варианте. Но сначала мне надо хорошо зарекомендовать себя в “Динамо”. А там будет видно”. Правда, чуть позже хоккеист признался, что совсем не прочь защищать цвета Беларуси: “Это возможно. Знаю, что в Минске пройдет чемпионат мира. Наверное, у белорусов будет хорошая сборная. Но для начала в нее надо попасть. Нужно много работать, провести несколько удачных сезонов, чтобы заслужить приглашение”. Правда, не факт, что Линглет задержится в “Динамо” дольше, чем на один год. “Пока мы не говорили с клубным руководством о том, что будет в следующем сезоне. Сейчас концентрируюсь на выступлении в нынешнем чемпионате, а затем посмотрим”.
Чарльз добавил, что в любом случае сохранит и канадское гражданство: “Это был первый вопрос, который у меня возник. Само собой, остаться без паспорта Канады не хочу. Это моя родина, у меня там семья”.
Кстати, игрок уже поделился с близкими планами по поводу белорусской натурализации: “Честно говоря, они были удивлены, что такое возможно. Но родные меня полностью поддерживают. Им будет приятно увидеть меня в форме сборной”.
Не обошли вниманием мы и Кевина ЛАЛАНДА. Голкипер, услышав просьбу прокомментировать возможное превращение в белоруса, взял паузу секунд на десять, словно собираясь с мыслями, а затем, вздохнув, ответил: “Да, об этом шла речь. Однако пока мы не предпринимали конкретных шагов. Решение подобных вопросов не в моих руках, ими, наверное, должно заняться руководство Беларуси. Мне сложно рассуждать о детялях”. Но в принципе получить белорусский паспорт Лаланд не против: “Когда тебе предлагают стать гражданином другой страны, это большая честь. К таким вещам нужно относиться с уважением. Правда, сначала надо обсудить вопрос с семьей”. О возможном выступлении за сборную Беларуси Кевин говорить не торопится: “В принципе это и есть цель принятия гражданства. Но для начала новый паспорт еще надо получить. Пока этого не произошло, не вижу смысла что-то обсуждать. А когда что будет — предсказать сложно. Временных рамок мы не ставили”.
Чего в динамовской инициативе больше — реальной заботы о нуждах сборной или обычного прагматизма, каждый решает для себя сам. Но нам, признаться, сия паспортизация не слишком приятна по ряду причин. Во-первых, эдак белорусский паспорт скоро приравняют к рекламной листовке, которые раздают у выходов из метро. Это в очередной раз дискредитирует саму ценность гражданства, уже дискредитированную ледовой отраслью не однажды. И не дважды: на заседаниях исполкома не раз высказывалось возмущение, что число натурализованных давно перевалило за сотню. И из этой когорты для сборной реальную или хотя бы условную ценность представляет от силы десяток-полтора хоккеистов.
Далее: наша сборная все больше начинает походить на клуб. Что опять-таки дискредитирует само понятие национальной дружины как выставки достижений народного хоккейного хозяйства. То есть — отечественной школы. Наконец, желанию тренеров и воспитанников этой самой школы добиваться места в сборной наносится очередной удар под дых. И верно: какой смысл грызть лед и жертвовать юностью, если положенная по праву рождения вакансия может быть в любой момент застолблена гастарбайтером?
Последним определением ничуть не стремимся обидеть будущих “новых белорусов”, но суть оно передает вполне. Параллели с хоккейными и футбольными сборными (в последнем случае, например, Франции и Германии) некорректны. В них выступают этнические алжирцы, турки и бог весть еще кто, появившиеся на свет в эмигрантских семьях в тех же Франции или Германии. И даже в случае исключений понятно, что, выказывая желание получить еэсовскую или североамериканскую “ксиву”, они действительно желают связать жизнь с этими странами. Но это определенно не наш случай. Слова Линглета “само собой, остаться без паспорта Канады не хочу. Это моя родина, у меня там семья” выглядят квинтэссенцией. Едва ли он со товарищи когда-либо выучит хотя бы русский на более чем пристойном для чеха уровне Марека Сикоры. И уж тем более никто из них не споет когда-либо от души белорусский гимн, не кажучы пра “Купалiнку”. Но дело даже не в этом — жить здесь вне “Динамо” они явно не собираются. Так кого мы обманываем?..
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь