Зиберт — лучший мотиватор
В комплексе начинался обычный рабочий день. У женской дружины он проходит в основном по наработанной схеме: в девятом часу утра спортсменки выходят на пристрелку, потом разминаются и занимаются на лыжероллерах. На все про все уходит три, три с половиной часа. В четыре дня все повторяется по аналогичному сценарию. И так изо дня в день.
— Как-то странно у вас начинается тренировочный день. Утро, а девчонки уже горят желанием работать и все время улыбаются…
— Было бы странно, если б они все время хмурились. А так радостные, смеются — уже хорошо, — мудро рассудил коуч.
Дальше разговор перешел на привычные рельсы.
— В “Раубичах” вы будете до конца недели. Что дальше по плану?
— Нас ждет выезд в финский Вуокатти, на первый снег. Правда, пока не совсем ясна финансовая картина. Сейчас всем сложно, но, надеюсь, справимся. Еще ни разу у нас не отменялись ранее запланированные сборы, удавалось работать без срывов. Поездка за рубеж — часть нашего плана, которого четко придерживаемся. Уже не первый год в октябре мы встаем на снег. Раньше в это время тренировались в австрийском Рамзау, сейчас решили ехать в Финляндию. Кстати, там уже укладывают снег, готовятся.
— Говорят, в Рамзау не самые комфортные условия для подготовки: приезжает много команд, возникают толчея, неудобства.
— Действительно, в это время там и в отелях напряжение, и на стрельбище многолюдно. Сейчас в Австрии как раз тренируется наша мужская сборная. Ребята недавно звонили, рассказывали, что там вообще снег начал падать. Если там уже в сентябре снег, представьте, что может случиться в следующем месяце. Если завалит, все, привет, — толком не покатаешься. Так что Вуокатти — хорошая альтернатива, несуетливое, приятное место. Дома тоже хорошо, трудимся по плану не покладая рук. Без стрессов.
— Как обстоят дела с питанием? Для каждой биатлонистки разработана индивидуальная диета?
— Правильное питание — очень важная часть тренировочного процесса. Качество бега и сейчас, и тем более на снегу напрямую зависит от того, кто что съел. Мы каждую спортсменку протестировали, обработали результаты и подобрали индивидуальный рацион. Вообще, планируем привлечь к работе в сборной диетолога. В этом сезоне уже вряд ли получится, а в следующем попробуем. К олимпийскому году точно обзаведемся таким специалистом. Значимость его в команде никому доказывать не надо.
— Раньше вы с удивлением рассказывали, что девушки идут на тренировку с огромным желанием. И волновались, как бы они не переусердствовали. Сейчас запал все тот же?
— Да они всегда такие активные! “Хотим работать” — и все тут. Не волнуйтесь, об этом компоненте мы тоже не забываем.
В это время подопечные Андриана Алексеевича самозабвенно расстреливали мишени. Людмила Калинчик, месяц назад изменившая семейное положение (наши поздравления!), тренировалась немного в стороне.
— Калинчик занимается по индивидуальному плану?
— Да, для нее разработали особую программу с учетом всех медицинских рекомендаций. Надеемся, в середине сезона она будет стартовать в Кубке мира. Пока планируем заявить ее на Кубок ИБУ, а со второй половины сезона рассчитываем увидеть Люду на более масштабных соревнованиях.
— Весной вы разделили биатлонисток на две группы — А и Б…
— На самом деле существовала такая дифференциация (в первой группе шесть спортсменок из основного состава, во второй — резервистки. — “ПБ”.). Но она была условной. Сейчас, как видите, одновременно тренируются 12 человек (узнаваемые и не очень биатлонистки вместе отрабатывали стрельбу). Так занятия проходят в летний период. Ближе к зиме, перед Кубками ИБУ, сделаем детальное разделение. Пока трудно сказать, кто в какой группе будет стартовать. На нынешнем сборе проводим подряд пять стартов, после оценим результаты и сделаем выводы о готовности каждой биатлонистки.
— Рядом с вашими подопечными тренируются и молодые спортсменки. Это резерв?
— В эти дни в “Раубичах” проходит открытый этап. Мы объявили на тренерском совете, что в чемпионате страны могут участвовать все желающие. Поэтому сейчас вы видите спортсменов и национальной сборной, и молодежь. При этом и девушки, и юноши — все вместе. В нашей команде есть совсем молодые девчонки 1995-1996 годов рождения. Пусть бегают с мастерами. Почему нет? Мы не закрываемся, а, наоборот, пытаемся максимально открыто работать, чтобы с нами в процессе были задействованы все тренеры и спортсмены. Стараемся просмотреть всех биатлонисток, дабы оценить их готовность, потенциал. Может, заприметим новую звезду.
— То есть работаете над концепцией, о которой говорили раньше: искать изначально талантливого человека и ковать из него звезду калибра Домрачевой?
— Да. По заданию шефа нашей федерации мы в сотрудничестве с немецкими специалистами разработали методическое пособие, где попытались скоординировать подходы к тренировочному процессу. В идеале, согласно этой разработке, все тренеры должны придерживаться общего плана, по которому будут готовить спортсмена с юных лет именно так, как нам нужно. Если все выполнять систематически, то не будет расхождений с тренерами на местах. Это пособие мы уже раздали по школам. Так что работа идет. Много общаюсь с наставниками молодежных команд и отмечаю, что система начинает выстраиваться. Уже сейчас можно сказать: у нас есть резерв.
— Резервисты поедут с вами на зарубежный сбор?
— В ближайшем будущем задействуем не всех. Конечно, хотелось бы вывезти максимальное количество биатлонистов, но, сами понимаете, финансовая ситуация оставляет желать лучшего. Решили повременить с подготовкой совсем юных девушек. Мы их не подводим конкретно к этому сезону, но выстраиваем тренировочный процесс так, чтобы они были в оптимальной форме к Олимпиаде-2018. Собственно, пока нет такой уж острой необходимости привлекать их к подобным сборам. Пусть еще подрастут.
Тем временем главная надежда белорусской сборной Дарья Домрачева замерла на коврике, стараясь максимально сконцентрироваться на стрельбе. Такое ощущение, словно прима не тренируется, а отрабатывает важный старт Кубка мира.
— Среди ваших подопечных есть обладательница Малого хрустального глобуса. Это как-то усложнило работу? Может, в команде ощущается напряжение?
— Нет. Даша отличается устойчивой психикой. Она с честью пережила и завоевание олимпийской медали, и Малого хрустального глобуса. Кстати, не многим это удается, есть в нашем биатлоне и обратные примеры. Но Домрачева молодец, зазнайство ей не свойственно. Работает, как и прежде.
— Многих беспокоит состояние Клауса Зиберта. Как он себя чувствует?
— Клаус здесь, с нами. Чувствует себя как человек в период болезни. Обычно при таком диагнозе о самочувствии не спрашивают. Понятно, что ему несладко. Поражает психологический настрой немца. Прочности его внутреннего стержня можно позавидовать: он не унывает, горит желанием работать, строит планы. Не каждый бы на его месте так бодро держался. Боевой настрой Клауса точно характеризует одна деталь — он пошел учиться мастерству управления катером. Я давно знаком с Зибертом, он с детства об этом мечтал. Знаете, с таким диагнозом люди начинают готовиться к худшему, а он овладевает новым ремеслом. Представляете, как его пример заряжает позитивом и энергией всех нас? Клаус — лучший мотиватор! Девчонки смотрят на него, и их не нужно дополнительно подстегивать, они уже горят желанием тренироваться.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь