Верь, Мишель. 100 лет, прожитых не зря
Праздник, который всегда
Это было заключительное юбилейное мероприятие. И, похоже, единственное, на котором не стали выяснять, когда же именно на нашей земле впервые начали играть в футбол. Если верить сотрудничающему с “ПБ” гомельскому спортивному журналисту Сергею Вершинину — автору книги “Мяч над Сожем”, то дебют случился 20 августа 1910 года. То есть минуло не сто лет, а несколько больше. Но коль уж к нам не с пустыми руками пожаловал столь высокий гость, да из страны, про столицу которой словами Хемингуэя говорят “Праздник, который всегда с тобой”, то зачем буквоедствовать?
Изначально главным праздничным событием виделся августовский товарищеский матч сборной Беларуси в Минске. Про это еще в конце прошлого года говаривал известный в наших палестинах менеджер Бернд Штанге. В его мыслях было пригласить соперника “покруче” да “поярче”. А приехали болгары. Видимо, в их присутствии посчитали неуместным отмечать столь знаковое событие. Проформы ради по стадиону объявили о праздничном поводе. Но более никаких юбилейных признаков примечено не было.
А раз так, то инициативу перехватил Гомель. Благо никто не оспаривает, что когда-то все началось именно здесь с подачи приехавшего из Киева товарища А.Либмана, который обучил местных любителей премудростям игры. А сейчас в Гомеле к тому причастились все футбольные слои — от ветеранов до детей. И в назидание потомкам оставили мемориальную композицию с надписью “20 августа 1910 года в Гомеле состоялся первый в Белоруссии матч по футболу”. Конечно, название нашей страны в таком исполнении корректным не выглядит. Только и “Беларусь” по отношению к столетней истории — не совсем вариант. Просится что-нибудь более нейтральное.
Два масштабных
Платини появился ниоткуда, хотя многие приметили его издалека. Неловко наступив на малиновую тренировочную фишку, с какой-то целью лежавшую на дорожке, он выдвинулся навстречу пишущим и снимающим журналистам. За ним к высокой всамделишной трибуне направился Румас. Так началась официальная часть основного мероприятия — закладки капсулы в основание технического центра сборных команд Беларуси. Несмотря на то что сейчас проект, по словам первого заместителя председателя БФФ Сергея Сафарьяна, переживает эскизную стадию, на огромных красочных плакатах можно было созерцать законченный вид сооружения. Картина, что называется, маслом. Впрочем, впоследствии сроки строительства конкретизировал Румас: сдачу под ключ ожидаем к 2016 году.
Весь процесс разбит на два масштабных этапа. Для начала займутся возведением трех полей: двух с искусственным покрытием и одного — с естественным. Строить будут не с нуля, а на базе существующих площадок (того ряда, который ближайший к Дому футбола). Для этих целей ФИФА в рамках своей программы “Гол” безвозмездно выделила 400 тыс. долларов. Средства же на строительство зданий — гостиничного комплекса, восстановительного центра, пищеблока — в основном придется изыскивать самим.
Первым речь перед почтенной публикой держал Румас. Он вкратце, негромко и неторопливо, рассказал о 100-летнем поводе, ближайших планах и целях высокого собрания. Про такие выступления говорят: грамотная протокольная речь. Платини же был непосредственен, изредка засовывал руки в карман и говорил вещи, суть которых запросто можно потерять при переводе на любой язык. “Dear president”, — не политкорректно начал посланник УЕФА, обратившись к выступившему перед ним. “К следующему моему приезду попрошу вас выучить французский язык. Я не согласен постоянно разговаривать на английском”, — продолжил он, обращаясь к остальным собравшимся (те, в свою очередь, вспомнили, что нечто подобное Платини уже говорил как минимум во время одного из трех прежних посещений нашей страны). Далее француз пространно рассказал о светлом белорусском футбольном будущем, жестикулируя в сторону детей, игравших поодаль, отметил появление новых добротных полей и снова юморнул: “Ваша сборная выиграла у французской еще до строительства технического центра, о котором мы сейчас извещаем. Не представляю, что произойдет, когда он будет возведен”. Закончил же гость тем же, с чего начал. Платини отвел прибывшим в Минск членам исполкома УЕФА два часа на изучение французского.
Под ключ
Неизвестно, на каком именно языке было подготовлено обращение к потомкам, но собравшиеся услышали текст на белорусском. Пока он зачитывался, Платини бегло пробежался по строкам — и заскучал. Француз оживился, лишь получив предмет, смахивающий на бытовой термос. Это и была та самая капсула, предназначенная для хранения послания. Гостя удалось и развеселить. Президент и председатель получили спецодежду — строительные каски и именные куртки с надписями “Platini” и “Румас”. Далее в ход пошли мастерки и цемент. С их помощью предстояло замуровать капсулу в специально заготовленный куб. Платини со знанием дела уложил большую часть кирпичей, докрутил последний винт мемориальной доски и застыл в положении позирования. Румас попробовал сделать так же — с непривычки получилось хуже.
А слово совсем по-дружески взял Владимир Подковыров — председатель правления “Белагропромбанка”. Того самого, где ранее работал нынешний глава БФФ. Выступающий вспомнил основные достижения за сто лет (чемпионство минского “Динамо” 1982 года, более ранние бронзовые успехи команды), поименно перечислил наиболее выдающиеся, на его взгляд, исторические фигуры, начиная с присутствовавшего на празднике Эдуарда Малофеева, слегка развернувшись к Платини, повысил голос, напоминания о победах над французами и голландцами, а затем вручил федерации скромный презент с дарственной надписью — “Фольксваген Мультивэн”. Ключи достались Румасу, который лишь символически приоткрыл дверь подарка.
Ведущий мероприятия Владимир Новицкий бодро направил функционеров на награждение победителей детского турнира, а журналистам предложил проследовать на второй этаж Дома футбола для осмотра фотовыставки. Но коллеги ему почему-то не поверили. И правильно сделали. Самое интересное происходило отнюдь не на втором этаже.
Дядька кучерявый
Когда честная компания вышла на поле, финал детского турнира еще продолжался. У глав УЕФА и БФФ появилось время для общения с прессой. В дебюте импровизированного брифинга окружившие чиновников журналисты “напали” на Румаса. Тот с удовольствием рассказал о разворачивающемся строительстве: “За три, три с половиной года планируем все закончить. Окончательная сметная стоимость еще не готова, но все, что вы видели на картинке, будет воплощено в жизнь. УЕФА участвует в строительстве — есть специальная программа, по которой эта организация выделяет средства для сооружения полей в регионах. Мы регулярно ей пользуемся, и она будет работать в дальнейшем”. Указав на стоявшего рядом Платини, Румас предложил задавать вопросы гостю: “Я-то из Минска никуда не уеду, у меня еще успеете все спросить”. Легендарный Мишель попал в оборот.
— В какой по счету подобной церемонии вы принимаете участие? И что можете сказать о нашем центре?
— Я приехал в Минск на церемонию празднования столетия белорусского футбола. И мы воспользовались этим событием, чтобы положить начало отличному проекту нового строительства. В общем, это хороший повод.
— Не считаете ли вы, что расширение участников чемпионата Европы до 24 команд убьет интерес к турниру? Иными словами, не превратится ли EURO в профанацию?
— Хороший вопрос. Но я думаю, что нет. В Европе найдутся 24 сборные высокого уровня, достой- ные принять участие в первенстве континента. При этом некоторые из них уже давно не выступали на EURO. Думаю, когда число финалистов увеличится на восемь команд, турнир станет лишь интереснее.
— Как прокомментируете расклад сил в отборочной группе, где выступают команды Франции и Беларуси?
— Я президент не Французской федерации футбола, а УЕФА, то есть 53 национальных ассоциаций… Но, полагаю, “трехцветные” являются фаворитами. Ведь на финише квалификационного турнира им предстоит провести две встречи на своем поле.
— Появится ли система видеоповторов в футболе?
— Надеюсь, что нет. По крайней мере хочется верить, что я этого никогда не увижу. Так как, думаю, такие вещи не пойдут на пользу игре. Знаю, что телевидение выступает “за”, но мне не кажется, что это хорошая идея.
— А как же быть с судейскими ошибками?
— Когда игру обслуживают пять арбитров, их много не бывает. Вы можете убедиться в этом, наблюдая за матчами Лиги чемпионов и Лиги Европы, в том числе с участием борисовского БАТЭ. Конечно, с судейством надо что-то делать, потому что один человек не может во всем разобраться. И ведутся дебаты — либо вводить видеоповторы, либо использовать пять судей. Я предпочитаю последний вариант. Потому что люблю иметь дело с живыми людьми — как с арбитрами, так и с вами, журналистами.
— Считаете ли вы оправдавшей себя новую систему отбора в Лигу чемпионов, когда в нее попадают не самые сильные команды?
— Ну и что? Зато это чемпионы своих стран.
— И получаются матчи вроде БАТЭ с “Барселоной” — 0:5. Высказывается мнение, что такие игры дискредитируют Лигу чемпионов.
— Да, но я видел встречи, в которых каталонцы побеждали со счетом 8:0. Мне очень нравится нынешняя система. Я за то, чтобы в Лиге чемпионов выступали победители национальных первенств. Ведь таким образом мы поддерживаем страны вроде Беларуси.
В этот момент к брифингу присоединились участники заключительного матча в сопровождении многочисленных родителей. Последние силились поднять своих чад так, чтобы те сумели рассмотреть гостя. “Видишь тетеньку слева? В белое одета. А рядом кучерявый дядька. Это и есть Платини”, — ориентировал ребенка один из таких родителей. “Это что, игрок такой?” — обезоружил “предка” юный футболист. Детский турнир, к слову, выиграла команда юных динамовцев, второе место досталось “Минску”.
— Могли ли предположить, что наша сборная отберет у французов четыре очка в отборочном турнире?
— Могу ее только поздравить с таким результатом. Все решается на поле, и белорусы были достойны этого. Однако им не удалось одолеть всех остальных соперников по группе. Поэтому у Франции есть шанс.
— Бернд Штанге сказал, что, встреться вы с ним сейчас, то наверняка посмеялись бы с того, что команда, взявшая четыре очка у французов, не смогла пробиться в финальную стадию первенства Европы. Что, так и было бы?
— Нет. Ведь отборочный турнир — это не только матчи с Францией. Нужно побеждать и других соперников.
— Несколько лет назад вы уже приезжали в Беларусь. Что-нибудь изменилось за это время?
— Помню, в свое время я открывал здесь Дом футбола. А сейчас рядом с ним начинается строительство нового технического центра. Так что прогресс действительно есть.
— Как вообще оцениваете развитие белорусского футбола?
— Я думаю, что за последнее время его уровень заметно вырос.
В лоб
На сей оптимистичной ноте Платини со товарищи отправились в Логойск на торжественный прием. Он венчал скоротечную программу пребывания француза в нашей стране. Его коллегу из ФИФА Йозефа Блаттера в Минск также зазывали, однако он сослался на неотложные дела. Не ровен час, это уже не пройдет. Позиции швейцарца ныне шатки. Судачат, свой четвертый срок он до конца не досидит. Ибо на мировое господство метит социалистически ориентированный Платини.
В программе же празднования столетия все-таки имеется еще одно непротокольное мероприятие — матч эстрадных звезд Беларуси и России. Изначально его проведение было запланировано 20 августа на минском стадионе “Динамо”, однако мероприятие пришлось перенести “по абсолютно объективным причинам, связанным с самочувствием игроков российской сборной и невозможностью качественной замены состава российской команды”. Но, как судачат сведущие, эту формулировку можно перевести примерно так — продажа билетов шла не шибко бойко. Матч перенесли на 9 сентября, однако в этот день празднества оказались неуместны — на фоне траура по погибшему хоккейному ярославскому “Локомотиву”. Новая дата — 14 октября.
Покидая место встречи, Румас в спину получил вопрос в лоб: “Увидит ли белорусский зритель последний матч отборочного цикла чемпионата Европы из Бухареста?” “Не волнуйтесь, все будет в порядке”, — заверил председатель БФФ, не став вдаваться в подробности подводных процессов, которые все еще происходят на земле, где уже более ста лет играют в футбол…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь