Надежды юношей. Тренерский совет по делам молодежи
Впрочем, все логично: в недавнем прошлом один из самых ярких форвардов национальной сборной Беларуси нынче является наиболее авторитетным специалистом по работе с подрастающим поколением. И дело не столько в поступательном прогрессе, который его еще неоперившиеся, по сути, птенцы демонстрируют в чемпионате Беларуси последние несколько лет. Куда важнее желание самих ребят “попасть к Бойдакову” — человеку, который живет баскетболом 24 часа в сутки…
— В среде болельщиков бытует мнение, что молодежный баскетбол в Беларуси умер. Насколько пессимизм соответствует реалиям?
— Подписаться — не подпишусь, но к этому пока все действительно идет. Как бы ни тешили себя иллюзиями, ситуация критическая — достаточно взглянуть хотя бы на сборную U-20, с которой довелось работать этим летом на чемпионате Европы. Соперники имели в составе как минимум три-четыре человека, уже прошедших на клубном уровне серьезную закалку в еврокубках. Мы же использовали парней из базовой команды юношеской сборной, выступавшей в национальном чемпионате и выигравшей там из полусотни встреч всего четыре. Надеяться на то, что такому коллективу по силам пробиться в континентальную элиту, утопично. Возможно, подфарти чуть с жеребьевкой, боролись бы за 9-12-е места дивизиона “В”. Но не больше. Согласись, смешно ехать на чемпионат с целью поставить Европу на колени, если годом ранее финишируешь на самом дне таблицы из 22 участников…
Белорусский баскетбол колоссально отстал от континентальных образчиков. Чтобы не быть голословным, приведу в пример команду Бельгии, проигравшую схожим с нами образом три “Европы” кряду. Но, приезжая одним и тем же составом, она шаг за шагом каждый год поднималась по турнирной лестнице на пять-шесть позиций. Беларусь с таким же постоянством опускалась на десять. Получается, ежесезонно на всех уровнях допускались ошибки, загубившие очень интересную генерацию. Сейчас главная задача — избежать повторения проколов. Будучи председателем тренерского совета, имею перед глазами картину того, как структура должна работать — начиная с U-14 и вплоть до молодежной сборной. Попробую претворить задумки в жизнь, хотя каждая из них подразумевает решение уймы проблем. Скажем, сейчас вплотную занялся вопросами открытия спецклассов. Ведь в том же Витебске, как кощунственно это ни звучит, ничего подобного не было уже 13 лет! Разве можно потом удивляться, что в U-14 проигрываем много, а в U-16 разница становится уже колоссальной?
— В чем видишь основную причину?
— Мы потеряли старую систему, которая, давай признаем, была не так уж плоха. Вместо нее везде получили эдакую прослойку неопределенности — “полуфабрикаты”, поскольку работаем непонятно как. Раньше каждый детский возраст закалялся первенством Беларуси, спартакиадой, чемпионатом Союза, а следом и Европы — то есть колоссальным количество соревнований, на которых можно было обкатать игроков. Тогда как сейчас даже на континентальный форум не все молодежные составы могут поехать!..
Беда в том, что в первую очередь в перестройке нуждается область, не входящая ни в мою компетенцию, ни в сферу влияния иных наставников — государству кровь из носу требуется пересмотреть политику по отношению к детским тренерам. Очень обидно, когда обсасывается тема больших заработков у рулевых — таких на всю Беларусь наберется человек 30. Проблема в том, что в основной своей массе они приезжают к нам из заграницы, набивают карманы, работая либо с главными сборными, либо с топ-клубами, а потом отправляются восвояси, ничего после себя не оставляя. Детские же тренеры как работали, так и работают за спасибо, однако общественное мнение подводит их под общий знаменатель, по стереотипу равняясь на зарплаты иностранных коучей. Очень зря, смею заметить. Столкнувшись вплотную с мини-баскетболом, который сейчас силимся поднять в Витебске, могу это доказать на реальных примерах из нашего региона.
— Давай попробуем…
— Вот, скажем, молодой специалист пришел трудиться в детскую школу. Его оклад в лучшем случае составит 500-600 тысяч рублей — отсутствие стажа и курс-два педагогического образования лишают человека права на любые надбавки. Как думаешь, сколько при таком окладе вытерпит его жена, если у парня есть семья и дети?.. И ладно бы работа была непыльная. Но ведь это как минимум три тренировки в день, которые проходят в разных концах города и выматывают по полной программе — в группе начальной подготовки расслабиться нельзя ни на секунду. А ведь, кроме непосредственно занятий, детей надо еще собрать, привести и удержать в секции, убедив, что компьютер — это не центр вселенной и ему есть множество интересных альтернатив в реальной жизни. Вот и получается: если специалиста не поддерживает никто, через два месяца стрессов он меняет работу на что угодно. И идет охранять, сторожить, носить, лишь бы платили…
Пока эту проблему не решим, позитивных сдвигов в баскетболе не будет. На мой взгляд, пора прекращать разговоры о тех, кто получает много. Куда полезнее спуститься на ступень ниже и помочь тем, кто не зарабатывает вообще. Ведь сегодня в мини-баскетболе вкалывают фанатики, которые зачастую не имеют альтернативных источников дохода — делить работу с детьми и еще какой-то бизнес попросту невозможно! Если в ребенка не вкладываешь душу, он тебе ничего не отдаст… Пока людей, любящих свое ремесло, еще худо-бедно, но хватает. Однако их число стремительно сокращается: безденежье элементарно не оставляет выбора.
— Эту тему уже много лет муссируют в кругу властей предержащих, но позитивных изменений что-то не видать…
— Вот именно, обсуждения выдаются за иллюзию бурной деятельности, которая уже порядком достала. Сначала мы слушали, потом знали, что надо делать, но не делали, теперь стали говорить. Вопрос в том, когда начнем действовать, исходя из реального положения дел. Если эту задачу не решим, то упадок обретет глобальные масштабы. Фанатики, конечно, останутся — и мы продолжим кланяться им в пояс за самоотверженный труд. Вот только на горбу трех-четырех человек вид спорта точно не поднять.
А ведь им еще и препоны ставят! Вспомнить хотя бы историю с уже упоминавшимся спецклассом в Витебске. Сделали все, чтобы СДЮШОР его открыла. После чего в школе сказали: раз вы инициировали реализацию проекта, сами им теперь и занимайтесь!.. Доходило до того, что люди чуть ли не месяц работали бесплатно, потому что им “забыли” положить хоть какой-то оклад. Слава богу, в “Локомотиве” хватило сил и ресурсов уговорить специалистов не бросать начинание на полпути. Но сегодня месячный оклад наставника в спецклассе составляет 150 тысяч. И тянет за собой очень простую цепочку: не будет детишек — не будет спорта высших достижений. А не будет у человека, который с ними работает, продуктов, чтобы хоть как-то питаться, — не останется даже остова системы.
— Как считаешь, имеет ли смысл модернизировать базовые клубы сборной на молодежных уровнях?
— Здесь к каждому случаю надо подходить отдельно, тщательно взвешивая “за” и “против” перед принятием решения. Скажем, на совещаниях часто слышу: а вот помните, у вас был РУОР, который рвал и метал, несмотря на то что игроки были моложе соперников на несколько лет? Помните победу на “Европе” в 1994-м? Помните то, помните се… Погодите, отвечаю. Откажитесь от того, что было. Хотите потешить самолюбие — раз в году, когда никто не видит, откройте ящичек с медалями да пустите скупую слезу. А потом пашите так, словно начинаете все с чистого листа. Но у нас почему-то наоборот: люди, хотя бы раз чего-то в жизни добившиеся, вспоминают об этом всю оставшуюся жизнь.
Хочешь, очень просто обосную предпосылки обвала в отечественном баскетболе? После развала Союза сформировалось новое государство. У нас и тогда классных специалистов можно было пересчитать по пальцам. Когда же появился новый чемпионат, из каждой области они двинули тренировать клубы высшей лиги. А ведь именно на этих людях держались регионы! Стоило наставникам уйти на повышение, как на местах образовалась пропасть. Сегодня ее частично закрывают фанатики, но рассчитывать на их количественный рост пока не приходится. Остается ждать, когда подрастет новая плеяда специалистов. Которую, к слову, нужно обучать.
— Семинары?
— Вроде как вариант. Но ведь общая масса их слушателей разнородна: кому-то тема занятий интересна, а другой ее уже давно усвоил. Мне кажется оптимальным иной путь, на который всячески стремлюсь обратить внимание председателя БФБ. Как представляется, сборным, выезжающим на топ-турниры, необходимо брать в штаб молодого перспективного тренера, которому реально интересно вариться в баскетбольном котле, а не просто сидеть на скамейке и ковырять в носу. Пусть этот человек на два месяца станет частью коллектива, съездит на “Европу” — и оттуда практически наверняка приедет с громадным количеством идей, базой практических наработок и видением, в какую сторону следует развиваться. Через несколько лет данная система начнет приносить плоды и позволит решить кадровую проблему хотя бы частично. Ведь пообтершегося в боях рулевого спустя сезон можно отправлять с командой вторым тренером, а там не за горами и главные посты.
— К тому моменту он и потенциал ребят будет представлять…
— Зришь в корень! Наставник увидит, к чему нужно стремиться, как целей добиваются его старшие товарищи, что предпринимается в других странах. Эту “химию” на словах не передать — ее нужно прочувствовать… Расходы? Минимальны! Если не хватает денег у БФБ, давайте командируем его за счет клубов. Уверен, многие своих перспективных сотрудников туда охотно отправят — команды, настроенные всерьез работать на баскетбольной платформе, не упустят возможности дать толчок к развитию специалиста. Если же парню не доверяют, то зачем его вообще трудоустраивать? Взгляни на сильные футбольные клубы — рулевые там по 15 лет правят бал, взять тот же “Арсенал” или “Манчестер”.
Подчеркну: на роли главкомов сборных тренерский совет старается назначать как раз молодых специалистов, а им в помощь отряжать более опытных товарищей. Что приятно, пожилые наставники такую политику принимают. Банальные слова, но опыт и молодость на самом деле являются идеальным сочетанием в нашем баскетболе. Посмотри, как здорово тру- дится Ивановская в связке с Белевичем, как работали Андрей Вавлев на пару с Халипским, у тех же Шимковяка с Дацун за плечами громаднейший опыт чемпионатов Европы… Это то, что должно быть, за таких людей надо держаться!
— В чем видишь специфичность поколения “новой волны”, с которой приходится работать?
— Сейчас модно говорить, мол, молодежь пошла другая. Да, другая. Но в то же время она столь же самолюбива и также хочет побеждать, как и мы в ее возрасте. Да и с нагрузками справляется с честью. Безгранично благодарен парням из U-20, стойко выдержавшим ад летних сборов. Они понимали: по-другому нельзя. Ведь уже первые тренировки показали: дело страшно запущено. По всем статьям — тактика, физика, физиология — все находилось на примитивнейшем уровне: они в U-20 — это мы в U-15!.. До турнира старались эту тему не муссировать, чтобы не травмировать ребят. Сейчас же, когда все свершилось, уже можно говорить об этом в открытую. Благо с самоотдачей у мальчишек полный порядок: повторюсь — они пахали как проклятые. Что это дало? В физподготовке на чемпионате Европы сборная Беларуси никому не проиграла! Другое дело, что на турнирах такого уровня пика формы исключительно в одном критерии подготовки для успеха недостаточно.
— Продуктивность вашей работы подтверждает как минимум то, что никто из ребят не потерялся — все были разобраны, попали в сферу интересов “Минска”, “Гродно” или “Витебска”.
— Мечтаю, чтобы каждый тренер ставил перед собой задачу параллельно с основной работой готовить исполнителя для молодежной команды. Стараемся культивировать это в Витебске. Нынешним летом лишились 8-9 обученных баскетболистов, взяв взамен парней 1991-93 годов, с которыми все предстоит пройти заново. Тяжело? Ну и что — в этом ведь и заключается прелесть работы! В ходе которой, кстати, важно не только двигаться самому, но и подтягивать коллег. Кадровая система в тренерской среде должна работать, как механизм автомобиля после замены деталей: один ушел, второй пришел — и ничего не нарушилось. На мой взгляд, помимо основной работы, у тренера должна быть задача-минимум: оставить после себя человека, способного работать по уже намеченной схеме. Только тогда можно будет говорить и о преемственности, и о прогрессе.
— Из увиденных тобой ребят кого бы назвал в ближайшем будущем реальными помощниками национальной команде?
— Список будет актуален только при великолепной работе парней. Именно великолепной, а не хорошей, добротной или качественной. Кроме того, важен тренерский подход: при огранке наставник должен посвятить этим ребятам частичку себя. Вот если звезды так сойдутся, то сборная определенно станет сильнее с Виталием Лютычем и Виктором Овсепяном в обойме.
Виталик зреет для того, чтобы стать отличным игроком. Главное — сейчас его не сломать и не перекормить баскетболом. В ближайшее время обсудим вопрос о том, чтобы летом 2012-го не дергать его в главную команду страны. Нагрузки в U-20 Лютычу хватит с головой, тем более что в основной сборной позиция второго номера у нас неплохо закрыта. Этот парень способен на многое — и очень важно дать ему реализовать потенциал, не форсируя зрелость в ущерб здоровью и психике.
У Виктора слабых мест чуть больше, чем у Виталика, но все с лихвой компенсируется качественной защитой. Он незаменим в черновой работе, которая не так ценится зрителями, как хотелось бы, но является неотъемлемой частью успеха. При разрушении Овсепян очень напоминает Дениса Коршука и может стать тому добротной сменой, если ликвидирует проблемы в нападении.
Есть еще обладающий хорошими данными и взрывным характером Александр Семенюк. Прекрасные фактура, физиология. Однако имеется одно большое “но”, которое нам в U-20 поправить не удалось — парень не в меру часто уходит от кольца, тяготея к роли тяжелого форварда, но не центрового. Причиной тому, как кажется, слабая техническая оснащенность. Саша — “скороспелка”: из-за выдающейся фактуры его сразу по окончании обучения в детско-юношеской школе потянули в одну сборную, в другую. Там же требования и критерии совсем другие, нежели при нормальном тренировочном процессе…
— Все сводится к формуле “набирай очки — и не важно как”…
— Вот именно! Тогда как нам следует избавиться от этой бесконечной погони за результатом на всех уровнях. Мячи, секунды и медали важны не на стадии U-14 или U-16, а на уровне национальной команды. В Беларуси же начинают строить планы по покорению Европы уже с кадетских возрастов. Вот и получается, что добротному игроку элементарно не хватает техники. В U-16 не занялись, на сборах U-18 подумали, что, наверное, уже поздно. А спустя еще два года пришли к выводу, что большему, чем парень умеет, его уже не обучишь. Зачем это?! Давайте по порядку: в U-14 научим азам, в U-16 закрепим, в U-18 поможем развиться с разных сторон, а в U-20 дадим проявить себя, чтобы в национальную команду баскетболист органично вписался сразу же по первому вызову. Хватит в ДЮСШ пробовать из любого высокого парня сделать Куля, игнорируя период обучения! Такие как Саня — пришел в спорт в восьмом классе и сразу заиграл — рождаются раз в 20 лет. Его мерило для большинства случаев просто негодно. Куда эффективнее подходить к каждому интересному спортсмену индивидуально и видеть в нем нечто большее, нежели просто обладателя хорошей антропометрии. Так работает вся Европа — и этот опыт стоит того, чтобы быть принятым на вооружение.
Известен календарь Кубка Беларуси
С 7 по 9 октября в Витебске и Минске пройдет отборочный этап Кубка страны по баскетболу среди мужчин. Для участия в нем заявились восемь команд, разбитые на две подгруппы. Из каждой “пульки” в “финал четырех” (запланирован на 10-11 декабря) пробьется по паре сильнейших коллективов. График игр на предварительной стадии выглядит следующим образом.
Группа “А”. Витебск. 7.10. Осиповичи — Гродно-93-2 (16.30). Локомотив (Витебск) — Динамо (Полоцк). (18.30). 8.10. Осиповичи — Динамо (12.00). Локомотив — Гродно-93-2 (14.00). 9.10. Гродно-93-2 — Динамо (11.00). Локомотив — Осиповичи (13.00).
Группа “В”. Минск. 7.10. Гродно-93 — Минск-2006-2 (18.00). Минск-2006 — БГУИР (Минск). (20.00). 8.10. БГУИР — Гродно-93 (17.00). Минск-2006 — Минск-2006-2 (19.00). 9.10. Минск-2006-2 — БГУИР (12.00). Минск-2006 — Гродно-93 (14.00).
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь