Евгений Ворсин: я не против натурализации. Но не пакетом. Экстралига в ожидании телекамер
О притоке
— Евгений Николаевич, каково все-таки ваше отношение к динамовской инициативе натурализовать квартет канадцев? Да и динамовская ли она?
— Сразу немного отвлекусь, обратив внимание на наш национальный Закон о гражданстве. Где четко указано, что его предоставляют лицам, имеющим высокие заслуги в области культуры, науки, спорта. Получается, здесь все соответствует: если человек хочет жить в Беларуси и имеет на это право — почему нет? Далее, нужно разобраться, преследует ли паспортизация действительно интересы государства или же чьи-то ведомственные. Возьмем того же Платта. Да, он пока не прожил в Беларуси положенных для ассимиляции семи лет, но имеет ли заслуги перед страной? Безусловно. Интересен ли такой исполнитель для сборной — ответ также очевиден.
Кто-то говорит, что он займет чье-то место. Но ведь охранной грамоты ему никто не дает. Должно пройти еще два года, за которые не спрогнозируешь, как у игрока пойдут дела, что будет со здоровьем, пробьется ли он в национальную команду по спортивному принципу.
Поэтому я не против натурализации как таковой. Но против выдачи паспортов пакетом, против конвейера. Каждого кандидата нужно рассматривать отдельно. Пока очевидный интерес представляют тот же Платт как зарекомендовавший себя и, возможно, Лаланд, у которого молодость уже сочетается с опытом. Что же до авторства идеи, то она именно динамовская.
— У вас нет ощущения, что клуб при этом, грубо говоря, занимается подлогом? О необходимости поэтапного сокращения легионерской составляющей в “Динамо” говорится не первый год, в том числе и на высшем государственном уровне. Вот ее и сокращают, но явно не теми методами, которых ожидают.
— Клуб где-то можно понять: наряду с требованием уменьшать иностранную составляющую никто не снимает и задач по выходу в плей-офф. Причем не с восьмого, как недавно, а с пятого-шестого места в конференции. А этого, согласитесь, трудно добиться, опираясь преимущественно на свои кадры. Но не думаю, что “Динамо” следовало упомянутой вами логике. Хотя бы потому, что такая стратегия слишком уязвима. Сменится, например, тренер или, еще проще, игроки не выдержат конкуренции в клубе — и вся схема разрушится.
— В том-то и дело, что подобные действия похожи скорее не на стратегию, а на тактику. Цель которой — сиюминутно заслониться от критики по легионерскому вопросу на всех уровнях.
— И все же хочу успокоить и болельщиков, и тренеров, которые опасаются засилья легионеров и в сборной. Уверяю, никто из своих не будет обойден вниманием, кто бы ни был у него в конкурентах: канадец, американец или россиянин. Вопрос конкуренции очень важен как стимулирующий фактор.
В этом смысле мне нравится философия Хейккили, с которой он приступил к работе с нашей сборной. Он не просит предоставить ему статистику сборников, а просто смотрит матчи КХЛ и чемпионата страны и резюмирует: “Этот хорош, с этим можно работать, а вот с этим — нужно”. Так что, уверен, сборная ноябрьского образца на “Кубке Полесья” будет интересной, в нее пригласят только выступающих на родине игроков, которых Кари уже взял на карандаш.
Об оттоке
— И все же продолжаю считать, что мы явно перебарщиваем с натурализацией и продолжаем идти по этому пути. Ассимиляция “под сборную” — штука не нами изобретенная, но процент в нашем случае беспрецедентный.
— Согласен с последним, а вот с тем, что продолжаем, поспорю. Процесс начинаем сворачивать. Как вы знаете, по новому регламенту чемпионата страны завоз молодежи в фарм-клубы уже запрещен. Единственное, что допускается, — приглашение совсем уж юных, до 16 лет, талантов для многолетней работы на большую перспективу.
Вообще же считаю, что наша проблема не в паспортизации, а в потере своей талантливой молодежи, уезжающей за границу. Вот на эту тему я с удовольствием подискутировал бы с нашими наставниками. Пусть бы объяснили, отчего их воспитанники покидают родину еще до совершеннолетия.
— Уверен, такой вопрос уже задавали.
— И ответы получал, в том числе и от родителей уезжающих. Они говорят: “Просто наш тренер себя исчерпал. Он довел нашего сына до определенного уровня, но на большее не способен. А мы хотим развиваться дальше”. Вот наша главная проблема — уровень мастерства наставников. Они жалуются на низкие зарплаты, и это действительно так. Но, с другой стороны, дай им сегодня хоть десять тысяч долларов — отдача будет сомнительной. Ибо нет желания ни учиться, ни совершенствоваться. Простой пример: недавно организовали тренерский семинар, пригласили для его ведения специалистов. Так вот из полутора десятков слушателей Высшей школы тренеров его посещали только двое — Ковалев и Басков. Неудивительно, что при таком подходе у нас дефицит своей боеспособной молодежи. Базы создали отличные, лед скребками, как в наше время, чистить не нужно, клюшки обстругивать рубанком тоже. А работать не тянет, достойную смену растят те же, кто это делал десять-пятнадцать лет назад.
— То, что корни наших кадровых проблем в несовершенстве организации работы школ — очевидно. Что, помимо мониторинга ситуации, успела за полтора года предпринять ваша команда для исправления ситуации?
— Не хочу выпячивать какие-то заслуги или ошибки. Просто стараюсь следовать избранной концепции развития нашего хоккея и убедить в ее правильности тот же исполком федерации. У нас все-таки выстроена гармоничная вертикаль. В ней — клуб КХЛ, две команды в МХЛ, внутренний чемпионат, который, что бы ни говорили, становится все более интересным и интригующим.
Об ОЧБ и реформах
— В последнем случае посмею возразить. Вам не кажется, что интрига — всего лишь результат ослабления фаворитствующей в последние годы “Юности”?
— Не соглашусь. А прогресс “Немана”, “Гомеля”, “Металлурга”, “Шахтера” неужели не очевиден? Да и “Юность” из борьбы за чемпионство кто-то торопится вычеркивать. Так что интрига ожидается, как мало когда прежде.
Федерацию критиковали за введение возрастного ценза. Сейчас же многие скептики уже признают, что положительный эффект налицо. Никто не ущемлен: в лиге остались 34 хоккеиста старше 28 лет. Это при том что лимит допускал наличие семидесяти во всех клубах. О чем это говорит? На мой взгляд, лишь о том, что остались самые преданные лиге и действительно ею востребованные. А количество молодежи заметно возросло. Той самой молодежи, которой еще недавно отводилось от силы пару мест в составе, да и то часто без выхода на лед. А теперь регулярную практику в экстралиге имеют около двух десятков игроков моложе 20 лет. Так что, повторюсь, чемпионат развивается и интерес к нему растет.
— Жаль, не у телевидения.
— Согласен, это проблема. Пытаюсь убедить телекомпании уделять экстралиге больше внимания на протяжении всего сезона, а не только на стадии плей-офф. Пока остановились на том, что хотя бы игры на выживание гарантированно будут в эфире. А позже, уверен, очевидность показа и матчей регулярного чемпионата станет неоспоримой.
— Основания для оптимизма?
— Уже сейчас в Гомеле, Гродно, Жлобине, Новополоцке, Лиде периодические аншлаги. И они, уверен, станут постоянными после реформирования экстралиги. Урезания количества команд не будет: уверен, что это не выход. А вот реформирование розыгрыша планируем уже со следующего сезона. Чемпионат будет состоять из нескольких этапов: по окончании первого таблица будет разделена наполовину. Первая шестерка уже получит пропуск в плей-офф и продолжит борьбу за победу в “регулярке”. Пять-шесть клубов, оказавшиеся ниже этой черты, будут оспаривать оставшиеся две путевки в нокаут-раунд, то есть и у них интрига будет налицо.
Заодно реформируем и розыгрыш Кубка Беларуси. Предварительная августовская его стадия останется в силе, а вот решающие матчи плей-офф перенесем на паузы в чемпионате страны. Финал же будет проводиться накануне старта плей-офф национального первенства, когда все команды выходят на пик формы. Уверен, эти изменения еще больше подхлестнут интерес и зрителей, и телевидения.
О финансах и памяти
— Как восприняли недавние слова Александра Лукашенко о финансовых перекосах в белорусском хоккее? В частности, о немотивированно высоких зарплатах тренеров. Способна ли федерация как-то влиять на процесс?
— Да, пришлось выслушать много нелицеприятного. И вполне справедливо. Я давно уговаривал, увещевал, убеждал клубы: “Наш хоккейный рынок немотивированно перегрет. Давайте сами наведем порядок в финансовой сфере, пока этим не занялись вышестоящие инстанции”.
Как будто достучался, потолок зарплат был введен. В итоге расходы на чемпионат были урезаны на 40 миллиардов. А недавние проблемы в экономике еще больше нормализовали аппетиты клубов: когда клюшка стоит миллион-два, подорожало проживание, расходы на переезды, пояса волей-неволей затянешь. И затянули: сейчас в львиной доле клубов зарплаты пятьсот-тысяча, ну максимум полторы тысячи долларов в эквиваленте по курсе Нацбанка. То есть эта проблема явно решается.
В проекте нового указа о господдержке, который, как планируется, вступит в силу с января следующего года, предпринята попытка государственного регулирования процесса. Доходы игроков и тренеров там будут привязаны к ставкам первого разряда, и рост благосостояния будет напрямую зависеть от результатов команды. Особо успешным, регулярно занимающим призовые места, представляющим страну на международной арене, будет дано и больше финансовой свободы.
— Еще одна озвученная главой государства идея: “Можно занимать первое место в хоккейном чемпионате Беларуси и, например, в КХЛ занимать пятое место и не быть чемпионом, но пользы для страны приносить во втором случае гораздо больше”. Применительно ли такое сравнение к паре “Юность” — “Динамо”?
— Вообще-то прямо такое сопоставление не проводилось. И все же не согласиться трудно. Все-таки “Динамо” представляет страну в международной лиге. Которой многие пророчат скорое достижение уровня НХЛ. Кроме того, в динамовской форме выступает цвет нашей национальной сборной.
— Но на каких ролях…
— Это отдельная тема. Хотя все равно мне импонирует, как в начале сезона смотрятся звенья Китарова и Стася. Выступление в КХЛ им явно идет на пользу.
— Как, кроме учреждения мемориального турнира, федерация намерена увековечивать память Руслана Салея? В частности, ваше отношение к переименованию “Арены-Чижовка”?
— Это интересное, заслуживающее внимания предложение. Но, считаю, уместнее будет увековечить память Руслана в “Юности”. Согласитесь, это логичнее: он давно стал символом школы и, например, его скульптура в парке Горького будет очень уместна. Думаю, что установим, как положено по обычаю, в годовщину гибели. И на могилах всех трех безвременно погибших в авиакатастрофе белорусов. Сейчас для сбора средств на эти цели будет открыт специальный целевой счет, объявлен конкурс на эскизы монументов. Понятно, что утверждать их будут родственники погибших.
КСТАТИ
Мы поинтересовались мнением о возможной паспортизации канадцев у нового главного тренера национальной сборной Беларуси Кари ХЕЙККИЛИ:
— В самой идее нет ничего нового, такая практика в современном мире распространена. Знаю, что многие из моих новых подопечных родились в России. И, наоборот, некоторые белорусы имеют также и российский паспорт. Скажу более: я сам во время игровой карьеры обзавелся и шведским гражданством. В Финляндии тоже есть натурализованные канадцы. Особенно те, у кого финские корни. В Италии и Франции, знаю, это тоже не новость. Правда, случаев, чтобы канадец получал гражданство, просто проведя в нашем чемпионате несколько лет, что-то не припоминаю.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь