Теледебаты. Борис Герстен: спортканал — как огромный камень
— Что заставило вас уйти на ОНТ после стольких лет работы в здании на улице Макаенка?
— Мне исполнилось 60 лет — возраст, как известно, пенсионный. Это во-первых. А во-вторых, на “Первом” и “Ладе” затевались изменения, пришли новые люди. Если честно, даже доволен, что ушел. Сейчас, кроме того что работаю в отделе спорта, занимаюсь тем, к чему давно стремился: снимаю телевизионное документальное кино. В том числе спортивное. Смею надеяться, что-то получается.
— Правомерно ли сравнивать спортивную составляющую нашего телевидения с тем, как поставлено дело у соседей — украинцев, россиян?
— Здесь большие различия. В России и на Украине телеканалов вообще гораздо больше. Причем есть отдельные, на которых показывают только спорт. У нас такого пока нет. Но в чем-то мы у соседей и выигрываем. Например, по объему спортивного вещания на общедоступных, не специализированных каналах мы ту же Украину превосходим. Видимо, это следствие того, что государство у нас в принципе активнее поддерживает спорт.
— Спорт как таковой на нашем телевидении действительно не в дефиците. Вот только претензий к качеству картинки меньше что-то не становится. Ведь наш зритель имеет возможность сравнивать белорусский продукт с зарубежным.
— Из всех наших вещателей к европейским техническим стандартам наиболее близка Белтелерадио- компания. Возможности ее новой передвижной станции “Александрина” колоссальны. Другое дело, что не весь персонал готов полноценно пользоваться такой техникой. От тех же французов или испанцев мы отстаем, на мой взгляд, и в творческой составляющей телетрансляции. Ведь там существует целый ряд компаний, которые специализируются на показе футбола, баскетбола или плавания. С такими доками тягаться сложно: у нас оператор сегодня работает на показе балета, завтра — торжественного заседания, а послезавтра — хоккея. Серьезный качественный толчок должно дать приближение хоккейного чемпионата мира. Вон недавно в Литве прошел баскетбольный ЕURO. И литовские телевизионные бригады отработали его на высоком уровне, набравшись неоценимого опыта.
— Для успеха в эфире иметь хороших режиссеров и телеоператоров мало. Ведь нужны еще и комментаторы…
— Отношение к ним — дело вкуса телезрителя. Нет такой страны, где бы не критиковали своих комментаторов и не хвалили чужих. Мне не хочется обсуждать работу коллег. Ведь все мы варимся в одном соку. Но могу сказать, кто для меня наиболее близок к эталону в комментаторском ремесле. Это Владимир Новицкий.
— Почему именно он?
— Это очень эрудированный, досконально знающий спорт (и не только спорт) специалист. Он очень тщательно готовится к любому выходу в эфир, какие бы соревнования ни комментировал — чемпионат страны или Олимпийские игры. Иногда, да простит меня Володя, обилие собранной информации ему даже мешает. Он хочет поделиться с телезрителем всеми интересными, на его взгляд, фактами. Своя, импонирующая мне комментаторская манера у Сергея Новикова. Нравится, как прибавляет в мастерстве Павел Баранов… В целом общий уровень белорусских комментаторов оценю как средний. У каждого голоса за кадром — Цвечковского, Дмитриева, Антоняна, Казюкевича — есть свои поклонники и противники. И это нормально. Комментаторов должно быть больше, как и видов спорта на белорусских экранах.
— Что скажете о показе футбольного чемпионата страны каналом СТВ?
— Если уж мы заговорили об СТВ, воспользуюсь случаем и скажу, что давно пора единственному в стране вещателю национального футбольного чемпионата и сильнейшему футбольному клубу страны БАТЭ зарыть топор войны. Это, как говорится, кстати… А что касается показа первенства, то это отличный опыт. Вспомните, какими были первые трансляции. А что мы видим теперь? Динамика, движение вперед очевидны. Они нарабатывают стиль, учатся вещать в живом эфире. Самый большой минус в том, что у матчей национального футбольного чемпионата небольшая зрительская аудитория.
— И при этом нет практически никакой рекламы этого продукта, попыток привлечь к нему внимание.
— Здесь, как ни старайся, на ситуацию повлиять трудно. Если на трибунах во время матча сидят полторы тысячи человек, то и телевизионная аудитория больше не будет. Безусловно, нужна и реклама. Но она должна подкрепляться зрелищностью самого соревнования, которое телеканал намерен показать. А еще, не забывайте, все эти трансляции сопряжены с немалыми затратами. Мы как-то подсчитали, что выезд ПТС на стадион в Борисов обходится в сумму не менее десяти тысяч долларов. Так в Борисове еще есть к игре реальный интерес. А как быть в Жодино, где болеют полтысячи человек?
— Это правда, что в 2008 году подтягивать уровень спортивных комментаторов на ОНТ вы приглашали из Москвы Дмитрия Губерниева?
— Совершенно верно. Он провел тогда для наших ребят, готовившихся к освещению футбольного чемпионата Европы, несколько мастер-классов. Думаю, советы Дмитрия многим пригодились. Вообще, мне кажется, что нашим комментаторам не хватает общения, обмена опытом. Мы прежде всего коллеги и только потом конкуренты.
— Мы поговорили о немалой стоимости выезда на стадион дорогого оборудования, о среднем уровне комментаторов. Можно вспомнить еще об отсутствии хороших аналитических программ. Вот и возникает вопрос: а реален ли в наших условиях качественный специализированный спортивный канал, организовать который все громче обещает Белтелерадиокомпания? Не обернется ли затея провалом?
— Провала не будет в любом случае. Уверен, коллеги думают о том, чем наполнять канал. Скорее всего, он впитает то, что сейчас у нас повсеместно разбросано. Пока не знаю, как этот канал будет приходить к нам на экраны. Может, появится отдельная метровая частота? Или он окажется на уже имеющейся кнопке? А может, будет распространяться только в кабельных сетях? Где взять на все это деньги — тоже вопрос! Если кругленькую сумму выделит какой-то инвестор, то проблем не будет. Если средств мало, то спорт неизбежно придется разбавлять какими-то сериалами, куда сильнее привлекающими рекламодателей. В свое время один из бывших министров спорта хотел сделать спортивный канал на базе лаборатории информационных технологий университета физической культуры. Он думал, что это просто. И только всех удивил. Канал — это огромный камень, который нужно выковырять из земли, а потом поднять. Дай бог, чтобы у коллег с улицы Макаенка это получилось.
— Должен ли быть такой канал непременно государственным? Не пойти ли по пути россиян, наладивших спортивное спутниковое вещание на “НТВ-плюс”? Это распространенный в Европе формат.
— Там прежде всего другие деньги. Там вообще система телеканалов. Даже не знаю, как это рассматривать применительно к нам. Мне кажется, в Беларуси спортивный канал должен быть государственным. Крупных инвесторов или покупателей, как представляется, здесь не будет. Они же понимают, что спорт, кроме Олимпиад и футбольных мировых чемпионатов, в эфире заведомо убыточен.
— Почему?
— Потому что в нем, как ни удивительно, мало рекламы. Она появляется только в канун и во время крупных международных турниров. А наши национальные чемпионаты малопривлекательны для рекламодателей. Вообще известно, что первое национальное соревнование, которое принесло доход телевизионщикам, — бейсбольная лига в США. Но там это популярнейший вид спорта!
— Если у нас такой канал сделают платным, вы готовы будете на него раскошелиться?
— Первое время буду платить точно. А как быть дальше — посмотрю. Понимаете, на спортивном канале должно быть зрелище. Спорт по своей сути — это праздник!
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь