ЧЕ-2012. Пролог на троих. Закончить, чтоб начать

21:05, 6 октября 2011
svg image
944
svg image
0
image
Хави идет в печали

Турнирного значения матч в Бухаресте не имеет. Достаточно ли мотивированы белорусские футболисты на финальную игру квалификации?

Артем Ивчин. Значение предстоящего поединка нужно как следует поискать, а то и выдумать, как ни странно это звучит применительно к официальному матчу сборной, один лишь вызов в которую в теории великая честь. История учит, что в нашем случае дополнительная мотивация необходима. Впрочем, какая-никакая имеется — достижимое “деревянное” третье место. Можно еще вспомнить о баллах в рейтинг, который в период тренерства Бернда Штанге стал особенно популярен. Ну и — совсем уже крайность — соблазнительно представить, что сборная возжелает за что-нибудь реабилитироваться. В данном случае пред ней даже открывается довольно широкий ассортимент альтернатив. Конечно, это ни то ни се, но главная команда страны играет не так и часто, чтобы отнести мероприятие к числу проходных. Как минимум всем нам, к сборной небезразличным, стоит из предложенного что-то выбрать для атмосферы, дабы с большим энтузиазмом ожидать трансляции.

Сергей Кайко. Высоко вероятное решение вопроса о ТВ-показе матча — пудовая гиря на весы мотивации. Ибо если белорусским зрителям не удастся увидеть трансляцию, сборной впору будет спускать рукава — для кого играть? Для румын? Для статистики, рейтинга и третьего места? Сказать это капитану Жевнову — так он, наверное, усмехнется. И правильно сделает — кому нужен матч-невидимка? За отсутствием турнирного стимула остается именно этот — патриотический.За отсутствием турнирного стимула остается именно этот — патриотический. Но есть и другой. Игра сегодня — мостик в завтра. Большинство нынешних рекрутов Штанге — молодежь с перспективой. Ей нужно выкладываться на поле в Бухаресте не только ради болельщиков, но и ради себя — и своих котировок в следующем отборочном турнире. Подмывает добавить в ряд и еще один аспект — весьма спорный. Но я вот совершенно не знаю, за кого буду голосовать в декабрьском референдуме на звание лучшего футболиста страны-2011. Может, сегодняшний матч поможет с этим определиться? Пусть бы помог…

Cергей Гуренко. Говорить о мотивации применительно к игре национальной команды, на мой взгляд, в корне неверно. Сборная есть сборная. В любом ее матче — даже товарищеском — футболисты обязаны обнаруживать стремление к победе. Какие-то разговоры, ссылки на обстоятельства здесь не проходят. Да, конец сезона. Да, кто-то, возможно, накопил усталость. Все равно тема выхолощенности не должна возникать. Пусть она останется журналистам. Они любят рассуждать о подобных вещах. У футболистов все по-другому.

В сборной очередной кадровый форс-мажор. Достанет ли ей класса, чтобы достойно противостоять сильному сопернику на его поле?

С.К. Для меня очевидно: богатыри в этом матче не мы. Вот и работающие на свой карман букмекеры коэффициент белорусского успеха определяют красноречивой цифрой 7. Соотношение сил прозрачно выстраивается, если отсчитать его от сентябрьской игровой сессии. Румыны если и слабее боснийцев, то ненамного. Белорусы же в сравнении с матчами месячной давности потеряли Калачева, Трубило, Шитова, Мартыновича, Путило, Ситко… Кто-нибудь сомневается, что практически каждый из перечисленных вышел бы нынче в “старте”, не имей он перебора карточек или травмы? Очевидно, наша сборная сильно ослаблена кадровым дефицитом и покажется на бухарестском поле в весьма экзотичном виде. Ее победа будет сенсацией, поражение — данностью с точки зрения общепринятой логики.
Но такая конъюнктура не должна ввергать в пессимизм. Ноу паник — как говорит Штанге. Сколько раз бывало, что белорусы опрокидывали расклады и рейтинги. Последний пример наиболее выразителен — июньский взлет кондратьевской “молодежки”. Из той команды в румынскую столицу отправились шестеро бойцов. Много как никогда.

С.Г. Национальный чемпионат у нас состоит не из одной команды. В стране достаточно футболистов, которые в состоянии заменить выбывших ребят. Безусловно, потери есть, и они серьезны. Но это хороший шанс проверить в деле других. Тех, кто раньше в команду не привлекался, или привлекался — но с первого раза экзамен не выдержал. Пусть выходят, доказывают. Недостаток каких-то качеств всегда можно компенсировать — волей, желанием, предельной самоотдачей. А класс… Смысл вообще говорить об этом? У соперника на поле выйдут такие же люди. А мы ведь против них не 15-летних пацанов собираемся выпускать, а сложившихся игроков.

А.И. Список потерь, что и говорить, внушителен. Собственно, о нем много и красочно говорил сам Штанге, остановившийся на числе двенадцать и даже сформулировавший методику за определенный промежуток времени. Кажется, лишь незнание немцем футбольной истории нашей маленькой страны уберегло от включения в этот перечень, например, Белькевича с Хацкевичем, а то и Алейникова с Зыгмантовичем. Ведь тоже могли бы помочь, стоит лишь горизонт расчета расширить. Так или иначе, выбора нет и нужно оперировать теми, кто в наличии, благо эксперименты закончились давно и в качестве абсолютного дебютанта — один Веретило. В кадровой ситуации сокрыто и тренерское счастье в виде почти готовой индульгенции в случае неудачи, и серьезный аргумент в нашу пользу: не знаю, как класса, но желания и самоотдачи всем тем, кто давно не приглашался или получал скудное игровое время, должно хватить с избытком. Уже неплохо.

В теперешнем списке Штанге катастрофически мало фланговых футболистов. Чем можно компенсировать этот дефицит?

С.Г. В некотором роде это продолжение предыдущего вопроса. Повторяю: незаменимых в футболе не бывает. На правом фланге обороны, например, может сыграть минский динамовец Веретило. Чем он плох? Опыта у него достаточно. Посмотрите, сколько парень наиграл в чемпионате Беларуси, в “молодежке”. Если в национальной сборной ему шанса не давать, то он никогда в ней не закрепится. Вот почему мы боимся доверять молодым? А потому, что привыкли смотреть на фамилии. И каждый видит то, что хочет увидеть. И Жавнерчик почему-то кажется более искушенным футболистом, чем представитель белорусского чемпионата. Но это неправильный подход. Я считаю, Веретило созрел для национальной сборной. И Драгун созрел. А у Филипенко разве мало опыта? С какой-то точки зрения действительно может показаться, что в команде сегодня мало фланговых игроков. И тот же Стасевич, считаю, заслужил вызов в сборную. Но это мое мнение. А тренер у нас — Штанге. Он пригласил тех, кого видит в игре, кто вписывается в его стратегию. Он, наконец, отвечает за результат.

А.И. На флангах, конечно, проблемы очевидны: нет Юревича, Шитова, Трубило и Калачева, открывается простор для творчества. Справа в обороне есть определенный выбор между Омельянчуком, Веретило, а может, и Кисляком. Слева все более или менее понятно: очевидной альтернативы Бордачеву нет. Интересней, что дальше. С нашим выбором центральных хавбеков можно попытаться инсталлировать схему 4-3-3 или что-то еще — все это было бы любопытно. Впрочем, отчего-то уверен, что полюбившиеся 4-2-3-1 (при всей условности этих цифр) Штанге без боя не отдаст. А потому слева выйдет Нехайчик, справа кто угодно вообще — и это будет вполне в духе Бернда. Не для того он выстрадал текущую формацию, чтобы в последнем отборочном матче нечто выдумывать. А что работает она не сказать, чтоб очень, — так это дело десятое.

С.К. Для начала предлагаю просто сосчитать игроков, осененных высоким тренерским доверием. Получается 19. Среди них три вратаря, занемогший вдруг Жавнерчик и Бордачев с проблемным плечом. Очевидно, что команда укомплектована не под завязку — ей бы не помешала еще парочка футболистов. И именно фланговых. Ведь их в команде — исконных — всего трое. Дебютант Веретило, Нехайчик, сыгравший за главную сборную всего тайм в “товарняке” против болгар, и упомянутый Бордачев. И вот в этой ситуации снова игнорировать Стасевича — в белорусской голове совершенно не укладывается то, что легко помещается в немецкую. Видимо, для Бернда, вольно трактующего специфику футбольного амплуа, это не проблема. И у него, как у мистера Фикса, есть план. Наверное, он расположит на одном из флангов Кривца. Возможно — Быченка. В принципе ходовые варианты — могут сработать. Только не избавиться от ощущения, что в этой части сборная не использует весь кадровый ресурс, который могла бы в непростой ситуации.

В четырех выездных отборочных матчах белорусы забили всего один гол. Что нужно сделать, дабы переломить нехорошую тенденцию?

А.И. Голевыми свершениями нам не похвастаться в принципе, а один мяч в гостях и вовсе кошмарный показатель, хотя и организовал он нам роскошный старт квалификации. Пять домашних голов при этом раскладываются на самострел Абидаля и по два люксембуржцам и албанцам. В минских матчах, кстати вспоминая, обе эти команды выглядели одинаково слабо. Иначе говоря — проблема системная. До поры выручала оборона, но атакующее бессилие не могло не сказаться на длинной дистанции, а поделать, вероятно, нельзя уже ничего. В обойме Штанге все те же Корниленко и Воронков. Сергей ко времени вернулся к активной практике, забивает за Самару. Но на протяжении всего цикла у нашего нападающего, кто бы им ни был, участь примерно одинакова и печальна: коротать одиночество в компании защитников соперника и опускаться за мячом на свою половину, не получая должной поддержки от атакующей троицы полузащитников. Медленный переход от “компакта” к атаке, горизонтальный перепас в позиционном наступлении, скромное количество ударов по воротам и в итоге пенальти да подобранный отскок от голкипера — весь голевой актив наших форвардов в завершающей квалификации. Всю дорогу тренера такое положение вещей устраивало. Не вижу причин, чтобы все внезапно изменилось. Ломать тенденцию, видимо, будет уже кто-то другой.

С.К. Удар Кисляка в Сен-Дени стоит, конечно, и пяти голов. Но проблема налицо — и очевидных методов ее решения нет. И здесь я как раз вижу не вину, а беду Штанге. Уже не раз подчеркивал: сегодня в белорусском футболе просто-таки аховый дефицит результативных форвардов. И если руководствоваться статистикой белорусского чемпионата, то в сборной давно должен играть белшиновец Ковб. Что начал забивать Корниленко — хорошо. Очень вовремя. На него надежда. Да на что-то еще — в виде удачного “стандарта”, какой-нибудь внезапной комбинации или дальнего удара. Вот бы его нанес Кисляк — символично закольцевал бы весь цикл. А он это умеет — бить резко и издалека.

С.Г. Выездная результативность у сборной невысока. Но ведь и пропустила она немного. Эти два показателя нужно рассматривать вместе. А сегодня я не вижу причин, почему бы в Бухаресте команде не преуспеть в атаке. Для румын игра — последний шанс на выход из группы. Над белорусами результат не довлеет вовсе. Возможно, психологически нашей сборной будет легче. В том числе и впереди. Настоящего бомбардира в команде Штанге сегодня нет. Поэтому в атаке необходима скорость. За счет нее можно создать сопернику проблемы. Естественно, созидательная игра должна быть еще и хорошо организована. И, конечно, хочется удачи — без нее в футболе трудно.

Сборная Румынии сохраняет лишь теоретические шансы на выход из группы. Стоит ли ожидать от соперника прохладного отношения к игре?

С.К. Расчет на недооценку невелик, но он есть, и вполне резонен. Чтобы выйти из группы, румынам нужно дожидаться подвига от Люксембурга (в Боснии) или Албании (на “Стад де Франс”). Зная исконно южную ментальность потомков Дракулы, нельзя ли предположить, что их глаза не будут гореть светом призрачной надежды? И потом Виктор Пицуркэ наверняка показал подопечным записи наших матчей с боснийцами. Авось это DVD их усыпит. А вдруг… Ну чем черт не шутит.

С.Г. У меня нет никаких сомнений, что румыны будут играть на победу. Ничья или поражение для них неприемлемы в любой ситуации. Сколько помню из собственного опыта, эта сборная всегда состояла из техничных, хорошо обученных, индивидуально сильных футболистов. Характерной чертой их игры был быстрый переход в атаку после отбора мяча.

А.И. Прохладного отношения со стороны румын ждать не стоит совершенно точно. Домашний матч, новый стадион, почти новый тренер, а главное — шансы у команды все-таки остаются и за них непременно нужно побороться. В общем я не могу представить, чтобы румынская команда явила сегодня апатию. Будет бой, и нам следует заготовить что-то более веское, чем почти нереальная недооценка хозяев.

Штанге покидает сборную. Что он попытается доказать белорусам в своей последней отборочной игре?

С.Г. Все, что мог сделать Штанге для белорусского футбола, — он сделал. Доказывать ему нечего. Каким бы ни оказался результат матча с румынами, кардинально на авторитет немца в Беларуси он не повлияет. Поэтому мотивация тренера в последнем отборочном матче проста — сыграть достойно и завершить квалификацию на хорошей ноте.

А.И. Судя по всему, Бернд нас действительно покидает, но размышления, что он способен доказать нам именно игрой, нагоняют на меня тоску. Штанге может только проиллюстрировать, что новое руководство федерации в своем решении расстаться — не ошиблось. Если, конечно, у кого-то остались еще сомнения на этот счет. Бернд мне представляется гораздо сильнее на пресс-конференциях и в интервью, чем в ходе матча, да и сам характер встречи не представляет возможности для тренерского подвига. Выиграем — славно, но миссия-то уже провалена. Уступим — что поделать, про проблемы с составом уже говорено. А станет мало, так в определенных обстоятельствах услышим, что Муту “Лацио” забил, а нам не смог. Или смог, но всего однажды. В вопросе оправданий и отговорок немецкий тренер перед общественностью уже раскрылся исчерпывающе, а на сегодня занят, судя по всему, организацией максимально непозорного, организованного отступления. Он, безусловно, изучает прессу и о решении команды Румаса должен быть осведомлен хотя бы из открытых источников. Но тем не менее о своих перспективах рассуждает как-то обтекаемо. Все идет к тому, что Бернд, как честный тренер, подаст в отставку в послематчевом спиче — такой финал я сочту прекрасным.

С.К. Совершенно не отношу себя к числу тех, кто считает работу Штанге в Беларуси пустой и напрасной. Он не решил задачу, но все же немало сделал для того, чтобы ее решили другие — последователи. Он наломал дров, не раз бывал показательно бит, но бил сам, и не раз. Он прослыл тактическим ортодоксом и эксцентриком в вопросах комплектования, но провел смену поколений и оставляет после себя вовсе не пустое место. Наконец, с ним не было скучно, и он закрыл для нас тему тренера-иностранца на ближайшие несколько лет. Единственное, что осталось Штанге, и чего лично он непременно хочет добиться сегодня вечером, — это победить Румынию. И гарантированно занять тем самым третье место в группе — максимально высокое с незабвенных малофеевских времен.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?