ЧЕ-2012. Эпилог на троих. Сумма не меняется

21:06, 10 октября 2011
svg image
975
svg image
0
image
Хави идет в печали

Артем ИВЧИН
Итожа матч, наверное, следует сразу оговориться о его фактически товарищеском статусе: боснийцы лихо поколотили Люксембург еще до первого свистка Алана Келли, угробив и без того тощую румынскую надежду на польско-украинские перспективы. Хозяева это известие восприняли с достоинством, и зрелище вышло сносным: Адриан Муту доказывал, что смена клубной прописки и вида галлюциногенов никак не сказываются на его способности тиранить белорусских вратарей, Космин Моци возвел на первую строку в скромном бомбардирском реестре нашей сборной этого цикла Сергея Корниленко, а Пантилимон не пустил туда же Кривца. Для многих первый румынский мяч стал поводом разобраться-таки окончательно в премудростях пассивного офсайда. Гвоздем же программы стал номер Филиппа Рудика, блестяще организовавшего Драгуну порцию заслуженного геройства — и итоговую ничью.
Для дружеского матча не так и скудно. И теперь уместнее высказываться скорее о завершившейся квалификации в целом — и о периоде, что прошел под главенством Бернда Штанге. Победа албанцев над румынами в последнем туре оставит нас на третьем месте, ниже четвертого наша команда не опустится в любом случае, но это, наверное, не так и важно. В этом табличном диапазоне находиться нам не впервой, сам же приятный немецкий дядька в моих глазах останется наиболее противоречивой фигурой за не такую уже и краткую историю нашей сборной.
Бухарестская ничья вполне сойдет за краткий пересказ крайностей, в которые нас бросало вместе с улыбчивым импортным оптимистом. Унылый первый тайм, свалившееся невесть откуда внезапное голевое счастье — и сразу же гораздо более приятная постантрактная картина. Вечные качели. Из констант — только тот самый фирменный позитивный взгляд на мир. Да традиционное поражение в два мяча в день, когда настает последний и решительный, — здесь, впрочем, от большинства своих предшественников Штанге не отличается. Бернд непостижимым образом умудрился за два с лишним цикла потерять два очка в матчах с Францией и пять с Люксембургом, насочинять мешок отговорок разной степени сомнительности и при этом обратить в свою веру, насколько могу судить, чуть не половину заинтересованной аудитории. Вторая, понятно, держит его за шарлатана, мистификатора, кого угодно, но в профессиональной компетенции отказывает. На этот счет еще предстоят длительные трения с сомнительной перспективой вынесения окончательного вердикта. Но, видимо, это тот случай, когда правда находится на пересечении противоположных взглядов.
Персонально я, что и говорить, по мере возможностей и при любом удобном случае Бернда ругал. И мнения своего не изменил, продолжая считать, что прошедшие четыре года мы могли в футбольном смысле провести с большей пользой и радостью. Но теперь, понимая, что впереди у него в нынешнем качестве только товарищеские мероприятия уже безо всяких оговорок, вспоминая благородные седины, характерные пассы руками, ловлю мысль, что более я этого не увижу — и впадаю в прекраснодушие. Само собой, в монитор запрыгивает иностранное “Danke!”. И запрыгнуло бы аналогичное “прощайте”, но понятия не имею, как это будет на немецком. Пусть так остается. Сумбурно, но искренне.

Сергей ГУРЕНКО
Впечатления матч оставил двоякие. Если говорить сугубо о результате, то, конечно, он вполне приемлем. Но если вспоминать собственно игру, то мне она, скажу честно, не понравилась. Иной раз поражение со счетом 0:1 оставляет больше позитивных впечатлений, чем эта ничья.
Проблемы, которые были в действиях белорусской сборной раньше, в Бухаресте проявились еще в большей мере. Главная идея команды Штанге — контроль мяча. Но то, как этот контроль осуществляется, меня, признаться, угнетает. Слишком много коротких и средних передач на своей половине поля. Футболисты при этом находятся в статичном положении, как правило, спиной к чужим воротам — не игра, а какая-то паутина. “Барселона” тоже любит контролировать мяч, но она делает это в зоне соперника. Наша же сборная катает мяч невдалеке от собственной штрафной. А это чревато потерями — и, как следствие, опасностью у своих ворот. Второй гол, кстати, именно так и был пропущен. Да и вообще подобным образом румыны создали много острых моментов — просто не реализовали их. При том что настроены были довольно вальяжно, если не сказать, пренебрежительно.
У наших футболистов впереди мало что получалось. Все реальные угрозы воротам можно пересчитать по пальцам. Это две результативные атаки плюс добивание Кривца после аута и удара Корниленко. Оба белорусских гола стали следствием хороших открываний за спинами защитников. Сначала после длинной передачи и выигранного единоборства один на один с вратарем убежал Корниленко. А в концовке Стас Драгун воспользовался замечательной передачей вышедшего на замену Рудика. Вот так и нужно было играть, но белорусы очень редко предлагали себя за спинами соперников. Кроме голов, вспомнить можно разве что открывание Омельянчука. Правда, передача ему на ход оказалась неточной, иначе Сергей мог бы убежать на встречу с вратарем.
Были, конечно, и положительные моменты. Они в основном связаны с тем, что ценный опыт игры на таком уровне получили молодые ребята. Первый раз в официальном поединке сыграл Драгун. Майку сборной после продолжительной паузы примерил Рудик. Дебютировал Веретило, хотя провел на поле совсем немного времени. Я ждал появления Олега с первых минут, но Штанге оставил его в запасе и выпустил в концовке.
Ну и главное достижение сборной в Бухаресте — это счет, о чем я заметил вначале. 2:2 на выезде с такой сборной, как румынская, — достойный результат. С этой точки зрения можно сказать, что отборочный цикл белорусская команда завершила нормально.

Сергей КАЙКО
Российский футболист белорусского происхождения Сергей Игнашевич признавался в интервью, что, принимая важное решение, аккуратно выписывает его плюсы и минусы в два отдельных столбца. И потом сравнивает — чего же боле. Так многие делают в сложных житейских ситуациях — бабушки и дедушки, мальчишки и девчонки, а также их родители. Аналогичным образом многие предлагают оценить и роль Штанге в судьбе нашей многострадальной сборной. Хотя, кажется, более бессмысленного занятия в мире нет. Потому что плюс минусу не товарищ — и наоборот. И сколько бы мы ни взвешивали достоинства и недостатки Бернда, сколько бы ни выписывали в столбик “крестики” и “нолики” — логической суммы такой арифметикой не получить. Сумма у каждого своя. И у всех разная. Пятничный матч с румынами ее ничуть не изменил.
В Бухаресте Штанге снова был в своей тарелке. Двуликий, как Янус, он опять умудрился всем угодить — и поклонникам, и ненавистникам.
Поклонникам он потрафил в первую очередь результатом. 2:2 в чистом румынском поле — это довольно круто. Кто скажет обратное, пусть ущипнет себя и поглядит в зеркало истории. Удался немцу и смотр ближайшего резерва, и сделанные замены. И славный гол Рудика — Драгуна тоже можно отнести в счет германского позитива. Неплохо, очень неплохо сработала германская доктрина в критических кадровых обстоятельствах. После финального свистка Штанге даже принялся обмениваться с окружающими жизнеутверждающими “ладушками”. Как обычно — с такою милою доверчивой приятцей.
Берндоненавистники в пятницу также нашли много аргументов в поддержку собственных позиций. Разве игра нашей сборной была боевой под стать счету? Разве связной была под стать задаче и быстрой — под стать Муту и К°? Нет, конечно. Не была и близко. И голы белорусы пропустили глупые, и хорошо, что только два. И сам тренер подчас томно вздыхал в технической зоне, едва находя силы для знаменитых мановений в стиле “компакт”. Эти движения руками у противников Штанге давно вызывают устойчивый желчегонный эффект. Как и цифры его контракта, каких прежде не видел ни один из предводителей сборной.
В общем, не явив в румынской столице божественного откровения, Бернд остался при своих. Он очевидно исчерпал лимит присутствия в Беларуси и не дал чудесного (от слова “чудо”) результата. Мавр не сделал своего дела — мавр должен уходить. А мы теперь можем записывать в столбики бессмысленные плюсики и минусики — и мерить необщим аршином четыре с гаком немецких года во главе главной команды. Выводить сумму, которая у каждого своя.
Моя сумма — скорее положительна. Пусть Штанге не гений — но он никак не шарлатан. Пусть неважный и негибкий тактик — но добротный психолог, оратор и мотиватор. Пусть улыбчивый карнегист, умеющий понравиться, — зато он адекватно сносит критику, с ним приятно иметь дело, о чем скажет любой знающий журналист. При нем сборную миновали скандалы и дрязги, без которых прежде не обходился ни один цикл. При нем за команду нормально болелось, что раньше бывало не всегда…
Пусть даже Штанге не дал результата — так его еще никто не дал. Да и даст ли когда-нибудь? Или, как обычно, догонит и еще раз даст? Пусть у него был велик контракт — так преемник получит не меньше, что в этом плохого? За это немца пинком под зад, как некоторые предлагают?..
Нам не так уж долго осталось быть здесь вместе — кажется, так поется в старой песне. Скоро Штанге закончит белорусскую карьеру, прихватит под мышку верного Паспарту Ирмшера и отправится выращивать цветы в родную Йену. Как говорил Абдулла, что еще нужно, чтобы спокойно встретить старость? Пожалуй, одно — нормально проводить человека на покой. Без плевков в спину, а с пониманием, что подлинную его роль в истории высветит лишь время.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?