ЧЕ-2012. Мнения тренеров. Бернд Штанге: ухожу с чистой совестью
Рад, что не сыграл Киву
— Как вы знаете, сборной Румынии белорусы всегда проигрывали. В этом квалификационном раунде мы сыграли дважды вничью. Нынешний результат — абсолютно заслуженный. В начале встречи нам было очень трудно найти свою игру, в ходе первых двадцати минут ничего не клеилось. Затем нервозность ушла, и игра стала получаться. У нас много футболистов из молодежной сборной, и мне понравилось, как они действовали. Для этой сильно обновленной команды счет 2:2 в Румынии — фантастический результат.
— Беларусь дважды сыграла вничью с Румынией, а вот Боснии и Герцеговине столько же раз уступила. По-вашему, боснийцы сильнее румын?
— Не думаю, что между футбольными дружинами Беларуси, Боснии и Румынии есть большая разница. Раньше она действительно существовала. Однако сейчас белорусская команда довольно круто поднялась в рейтинге и догнала конкурентов.
— В каком из ваших противостояний с румынами они действовали сильнее?
— Полагаю, соперник оба матча провел примерно на одном уровне. И это не дипломатический ответ. Разница в том, что белорусская сборная теперь играла совершенно другим составом.
— Ваш комментарий к одиннадцатиметровому?
— Пенальти есть пенальти. Если судья назначает его, то что поделаешь… Я слишком стар, чтобы возмущаться по поводу этого одиннадцатиметрового.
— В первом тайме примерно полчаса совсем слабо использовался левый фланг, где действовал Нехайчик. Почему?
— Когда сильно обновленный состав с новыми связками на флангах — футболистам надо дать время, чтобы сыграться. Так не бывает, чтобы выпустить на поле столько новичков, и все сразу четко функционировало. Подобное может быть только у Копперфилда. У нас много вариантов связок на флангах, но мы не можем их использовать из-за болезней и травм. Когда ребята выздоровеют, тогда команда будет выглядеть совершенно иначе.
— Почему вы покидаете пост главного тренера?
— Четыре с половиной года — длительный период в работе с национальной сборной. За это время произошло много положительных сдвигов в белорусском футболе, и я могу гордиться тем, что внес вклад в этот процесс. К сожалению, мы не смогли квалифицироваться на чемпионат Европы, однако у нас создалась хорошая команда.
— Насколько частыми были ваши контакты с клубными тренерами?
— Я ежегодно проводил конференции для тренеров высшей и первой лиг. Приглашал своих друзей Хиддинка, Улье и других для того, чтобы они помогли продвинуть футбол в Беларуси. В начале моей работы в стране было всего пять тренеров с лицензией “Pro” и пятьдесят пять с лицензией “А”. Сейчас их намного больше.
— Какие игроки сборной Румынии доставили вашим подопечным наибольшие хлопоты?
— Я бы особо отметил Муту с его идеями и высоким качеством исполнения, а также поразившего работоспособностью Марику. А еще мне понравилось, что не играл мой любимый румынский футболист Киву.
Преемник — не моя задача
— Вам не показалось, что первый гол хозяева забивали из офсайда?
— С моего места в технической зоне было плохо видно, поэтому не могу судить точно. Как минимум все происходило на грани офсайда.
— Белорусы намного лучше провели концовки обоих таймов. Что это: превосходство над соперником в физической готовности или такова была тренерская установка?
— Ни то, ни другое. У нас есть определенная стратегия — футболисты ее знают. Однако когда команда впервые играет подобным составом, то у нее не может все сразу получаться. И это объективно. У нас появились новые игроки на краях защиты и полузащиты, в центральной зоне. А здесь еще вынужденная замена травмированного Филипенко внесла дополнительную нервозность. Приятно, что у нас есть такие футболисты, как Жевнов, Кульчий, Омельянчук, Верховцов — они являлись своеобразным хребтом командной игры, которая стала получаться все лучше и лучше буквально каждые пять минут. Впечатляло, как парни выигрывали дуэли головой, проводили многоходовые комбинации, радовались игре. До перерыва мы доминировали на поле. Горжусь я и вторым таймом. Теперь нет смысла считать отсутствующих футболистов. Из первого состава у нас почти никого не осталось, но команда работала неплохо.
— Тем не менее сразу после антракта она пропустила гол. Вас насторожила возобновившаяся активность хозяев?
— Это можно было предусмотреть исходя из итога первой половины игры. Румыны постоянно атаковали, жали, жали. При этом нам не удавалось хорошо контролировать Муту. Он то выходил на фланги, то оказывался в центре — мы не смогли его полностью нейтрализовать. И вынуждены были считаться с голом. Всегда говорю футболистам: игра перед нами ставит много вопросов, а мы должны находить на них ответы. Если этого не происходит, такая команда умирает. Мы смогли дать румынам достойный ответ. Конечно, было бы лучше этот матч выиграть, постараться забить третий гол.
— Когда на 81-й минуте Пицуркэ заменил Марику, показалось, что он был твердо уверен в победе. Выходит, ваш коллега прогадал.
— У меня тоже бывают правильные замены и неправильные. От этого никто из тренеров не застрахован. Я бы Марику не менял — он здорово играл, создавал на поле много театра.
— Насколько вас удовлетворило качество поля?
— После встречи с Францией румыны полностью убрали все покрытие и застелили новый газон. Он был достойным одного из лучших европейских стадионов. Совсем не такой, как на минском “Динамо”. Там после двадцати минут дождя стоят огромные лужи.
— Как вы оцените итоги квалификации для белорусской сборной?
— Я недоволен тем, что мы не достигли цели. И я свою задачу не выполнил. За последнее десятилетие никому из моих предшественников это не удавалось, мы впервые подобрались столь близко к ее реализации. Увы, не получилось. Поэтому не могу быть удовлетворен. Доволен тем, что оставляю сборную Беларуси в лучшем состоянии, чем та, которую получил. Под моим руководством развитие белорусского футбола все-таки произошло. И это факт, а не пустые разговоры. Так что могу покидать страну с чистой совестью.
— Если бы члены исполкома федерации, которые будут утверждать нового главного тренера, поинтересовались вашим мнением, то кого бы из белорусских тренеров вы порекомендовали в преемники?
— Это не моя задача. Никогда бы этого не сделал. Кого-то предлагать и тем самым травмировать другого коллегу, который желает работать с национальной сборной? Зачем? В стране много опытных и способных тренеров — федерация должна сама определиться. Я только пожелал бы, чтобы команда и дальше прогрессировала. Чтобы тренер, который взвалит на свои плечи эту нелегкую ношу, взялся бы за работу со свежими силами, новыми идеями и тянул бы сборную еще выше. Отборочная группа тяжелая, в соперниках гранды — Испания, Франция. Но нужно обязательно верить в себя и своих подопечных.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь