Прошу слова. Помнить о донорах!
По итогам сентябрьского совещания у главы государства все гандбольные клубы, и “Аркатрон” в том числе, получили письмо из национальной федерации. В нем запрашивается информация о выстроенной в каждом клубе системе подготовки резерва. Это неспроста. В письме подчеркивается, что на помощь государства могут рассчитывать только там, где не позднее 2012 года будет создана и заработает такая многоуровневая структура.
Меня подобный подход с одной стороны порадовал. Подозреваю, что готовить ответ на это письмо нам было проще, нежели кому-либо другому. Ведь “Аркатрон” был создан в 1995 году на базе нашего центра, и с того времени они неизменно работают на взаимовыгодной договорной основе. Сотрудничают так, что уже не стыдно доложить об итогах. Начну с того, что ежедневно в РЦОРе проходят обучение шестьсот юных гандболистов. Это группы начальной подготовки на базе пятнадцати минских школ, из которых впоследствии формируются специализированные классы. Их восемь. В них учатся сегодня 108 детей 1995-2000 годов рождения. Лучшие воспитанники спецклассов формируют дочернюю команду. Затем они переходят в главную команду клуба. Опыт показывает, что далеко не все молодые таланты способны сразу безболезненно адаптироваться в условиях конкуренции со взрослыми гандболистами. Но зато они могут раскрыться немного позже. По сути, “Аркатрон” на протяжении шестнадцати лет и решает задачу сохранения для нашего гандбола таких игроков.
И вот смотрите. На памятный июньский матч национальной сборной против датчан были заявлены девять воспитанников центра и клуба. Это больше половины состава! Выпускники центра составляют костяк участников чемпионата страны. Мужской “Аркатрон” укомплектован ими полностью. В “Динамо” — 8 человек, в СКА — 10, в БГК имени Мешкова — 4, в “Машеке” — 3, в “Виктории” — 7, в клубе имени Левина — 2, в “Гомеле” — 1. В основном и переменном составах мужской сборной 17 бывших и нынешних аркатроновцев, женской — 9. Иными словами, мы стали основным поставщиком игроков сборным разных возрастов и ведущим клубам. Подчеркну, что руководство федерации ставит перед нами именно эту задачу.
И вот с этого места буду говорить уже о своих тревогах. Отличительная черта “Аркатрона” — текучесть состава, постоянное омоложение. Естественно, что при таком условии он объективно не может претендовать на высокие места в чемпионате Беларуси. Вместе с тем, по доходящей до меня кулуарной информации, велика вероятность, что вопрос о размерах и механизме материальной помощи клубам отдадут на откуп региональному начальству. А, к примеру, ситуация в Минске может привести к тому, что на проблему посмотрят односторонне, сделают крен в сторону владельцев титулов и медалей. Даже уверен, что будет именно так. Потому что в столичном горисполкоме у нас есть большой “друг” — начальник финансового управления Керножицкий. Мы получили его понимание и поддержку лишь раз — когда выиграли в 2003-м чемпионат страны. А затем постоянно слышали: а зачем вы нужны, когда есть СКА? Теперь нам скажут: …когда есть “Динамо”. И мы рискуем оказаться на задворках.
Но важно ведь понимать: то же “Динамо” не возникло ниоткуда по волшебному велению. Его белорусская составляющая — это в изрядной доле выходцы из аркатроновского набора 85-86-го годов рождения: Коженевский, Шилович, Бабичев, Рутенко-младший, Комаров. Костяк сегодняшнего СКА — наш 90-й год. Это ребята, прошедшие “Аркатрон”, выросшие здесь. Ситуация сложилась так, что мы вынуждены были их отдать. Сегодня частично работаем уже на сборные 92-го, 94-го годов и делаем упор на 96-й. Этим ребятам играть в цикле Олимпиады-2020. Это системная работа. Не то, что случается кое-где в провинции: отдал одного-двух человек в Минск — закрыл все свои вопросы, получил категорию, и больше ничего не надо, группа распускается. Много талантов мы так потеряли. Поэтому я приветствую создание таких центров, как в Гомеле. Там фактически многое скопировано у нас. И Брест с Могилевом теперь идут по этому пути. То есть наш пример не остался без внимания. Но не хочется останавливаться, потерять поддержку и эту команду в столице.
Подозреваю желание задать здесь мне вопрос: а что мешает завершить постройку созданием действительно конкурентоспособной мужской дружины? Есть ли такая возможность?
Наверное, есть. Только вот надо ли? Золото 2003 года пришло к нам после того, как мы сезона три- четыре подержали ребят в неизменном составе, дали возможность повзрослеть и окрепнуть тогдашним лидерам: Крайнову, Горбоку, Барвиюку и их сверстникам. Но в то время вокруг еще не было соблазнов, больших денег и конкуренции. Сказать по правде, мы платили ребятам копейки. У нас фактически не было господдержки. Выкручивались как-то сами, находили питание по группе высшего спортивного мастерства, помогали парням получить хорошее высшее образование. Но затем появились команды, поставленные в заведомо более льготные условия: сначала БГК, затем “Динамо” и СКА. И в таком окружении задержать своих воспитанников мы можем лишь одним способом — предложить им сопоставимые финансовые условия. А для этого нужно иметь сильных спонсоров. Таких у нас нет. Спасибо огромное тем, кто помогает. Но эти финансовые вливания с горем пополам закрывают нам только минимальную заработную плату. Учитывая, что сейчас у нас играют молодые ребята, большего и не надо.
Так, может, в сегодняшних условиях целесообразно видеть в нас в первую очередь таких полезных доноров белорусского гандбола? Потому что система выстроена, воспитание пополнения поставлено на поток. Другое дело, что можно подумать о том, как нам не просто отдавать, а все же с выгодой продавать таких ребят. Это дало бы возможность основательнее поощрять продуктивный труд наших тренеров. Кто еще в стране может похвастать такой статистикой?
А то вот призвали большую группу наших выпускников в армию. Правда, в танки не посадили, а поставили в строй команды СКА. Ради бога! Пройдет год-полтора, и мы посмотрим, как будут с нами рассчитываться, как нас не обидят. А то ведь за лучшего нашего воспитанника 90-го года Диму Камышика мы просили одну сумму, а нам с согласия федерации дали совсем другую, намного меньше. После уплаты налогов ее не хватило даже на взнос за участие команды в чемпионате. Это печально и смешно. Кстати, неплохо бы еще подумать, надо ли вообще брать с нас этот самый взнос…
Безусловно, мы еще не на сто процентов используем возможности нашего центра. Потому что, по сути, для подготовки молодежных команд надо одновременно вести четыре возраста. Залы для работы у нас есть. Но необходимы еще гостиница, пищеблок. И тогда вообще можно было бы решать любые вопросы. К этому надо стремиться. И это те траты, которые нам не потянуть без этой самой государственной поддержки. Хотелось бы, чтобы нас не отодвигали в дальнюю очередь, ее планируя.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь