Правом владеет сила. Против лома есть приемы

20:39, 13 октября 2011
svg image
2513
svg image
0
image
Хави идет в печали

В председателях — усопший

Не исключаю, что кто-то встретит предыдущую фразу в штыки и закипит, даже не дочитав материал до конца. Посему для начала адресую недовольных на официальный сайт Минспорта. Но прежде напомню, что в 2006 году постановлением Совмина утверждено “Положение о Министерстве спорта и туризма Республики Беларусь”, где в пункте 6.47 записано: “…ведет реестр национальных федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта”.
Что же в действительности представляет собой сей реестр? Увы, он не отвечает установленной форме, ибо в нарушение инструкции не содержит сведений о руководителях федераций. И хотя их фамилии нашла в соседней рубрике “федерации” (http://mst.by/ru/sports-belarus/ sportivn_obedinenia/federations), была просто огорошена. Перечень недостоверен! Прямо перед началом правового форума, 6 октября, сделала снимок экрана компьютера (скриншот) и для наглядности захватила с собой. О дате распечатки свидетельствует информационное окошко в верхнем правом углу: там сообщается, что до чемпионата мира-2014 по хоккею в тот момент оставалось 892 дня (сегодня, в день публикации этой статьи, — 884).
Скриншот пустила по рядам, чтобы участники “круглого стола” собственными глазами убедились, с каким уважением в Минспорта относятся хотя бы к тем руководителям федераций, которые считаются государственными тяжеловесами, будучи министрами, представителями Администрации президента и так далее. Вот казалось бы: любое их движение или перемещение просто не может остаться вне поля зрения, уж слишком они заметные фигуры: регулярно вызываются на ковер к президенту страны и НОКа. Однако что все присутствующие увидели на снимке экрана компьютера?
Руководителем Белорусской федерации стрелкового спорта записан Леонид Мальцев, секретарь Совбеза, однако ее уже давно возглавляет Юрий Жадобин, министр обороны. Вместе с тем на сайте Мин- спорта Жадобин числится за Белорусской федерацией биатлона — на самом же деле ею уже несколько лет руководит председатель КГБ Вадим Зайцев.
И это еще не все! Федерацию конного спорта возглавляет министр сельского хозяйства Михаил Русый, но Минспорта, как выяснилось, полагает иначе. В федерации дзюдо председательствует министр энергетики Александр Озерец — и здесь у Минспорта своя точка зрения. То же самое с Белорусским союзом конькобежцев, у руля которого находится гендиректор “Минск- Арены” Николай Ананьев, а вовсе не тот, кто прописан на mst.by. Аналогичная ситуация и с Белорусской ассоциацией каноэ, которую возглавляет министр природных ресурсов Владимир Цалко: Минспорта и здесь придерживается другого мнения.
На том перечень неверных данных не исчерпывается. Однако там, где должна стоять фамилия руководителя Белорусской федерации хоккея, вообще пусто! Хотя уж этой-то весной бедного Евгения Ворсина так стегали за невразумительное выступление нашей сборной на чемпионате мира, что этот разнос наверняка слышали все. В Мин- спорта, выходит, — нет.
Но и это не самое поразительное. Белорусскую теннисную федерацию, по версии Минспорта, вплоть до моего публичного выступления возглавлял… покойный Михаил Павлов, который в последние годы жизни был мэром Минска…
К счастью, консультант юридического сектора Минспорта Ольга ДЕМЕШ, присутствовавшая на правовом форуме, адекватно восприняла критику с моей стороны. Поэтому сейчас обсуждаемая страничка mst.by пуста и отсылает к безупречному списку федераций и их руководителей, расположенному на сайте НОКа…

Штрафуйте с удовольствием

Происходящее, на мой взгляд, как раз и иллюстрирует, какова в действительности связь между головным государственным органом, призванным проводить государственную политику в области спорта, и федерациями. И эта связь порой приобретает причудливые — с точки зрения права — формы.
Примерно с полгода назад среди федераций распространили некий текст, который составители назвали “типовым договором”. В нем обозначены три стороны: Минспорта в лице министра Олега Качана, НОК в лице вице-президента Сергея Тетерина и федерация (требуется вписать, какая именно) в лице ее председателя.
Еще не все главы федераций согласились поставить подписи. И правильно сделали, ибо этот договор — примерно то же самое, что и договор между мною, простым и законопослушным пешеходом, и МВД в лице его министра. Который состоит в следующем: я обязуюсь выполнять правила дорожного движения, а милиция — следить за соблюдением этих правил и тщательно меня штрафовать в случае, если я их нарушу. Как вам такой документ? Предмета договора нет!
И в нашем случае так же. Предметом договора между Минспорта, НОКом и федерацией (его называют тройственным) определено сотрудничество, рассчитанное до конца 2014 года. И далее следует нагромождение текста, куда сбросили все, что можно. Смысл документа легче было бы понять, если бы предметом договора являлись взаимные обязанности сторон, распределение функций и ролей, разграничение полномочий. Однако этого нет. Все смешано в кучу. Некоторые права являются обязанностями, а обязанности — правами. И многое переписано из закона о спорте, уже цитировавшегося положения о министерстве, устава НОКа и Олимпийской хартии. Это, конечно, не возбраняется, но зачем? О чем конкретно договариваются?
Чтобы не быть голословной, приведу пример. В тройственном договоре есть такая фраза: “…обеспечивать подготовку национальных команд Республики Беларусь по виду спорта и участие их в международных спортивных мероприятиях”. Казалось бы, это одна из самых главных обязанностей. И кто-то непременно здесь спросит: “А чья именно?” Так вот, составители записали сей пункт в обязанности и Минспорта, и федераций — видимо, туда и туда на всякий случай, чтобы не ошибиться. Кто-нибудь еще видел подобный договор о сотрудничестве?..

И случился конфуз

Не отсюда ли, из непонимания прав и обязанностей, растут ноги у многих, скажем так, нестыковок в нашем спорте? Вместе с тем Инесса ЛЕМАК из Национального центра законодательства и правовых исследований, открывая “круглый стол”, уверенно заявила: “Федерации — основная движущая сила в нашем государстве!” Но когда под занавес форума хлынули вопросы, тем более стало очевидно: к сожалению, желаемое выдается за действительное.
Так, помощник председателя Высшего Хозяйственного Суда Алексей КОРОЧКИН, представлявший интересы Белорусской федерации баскетбола, выступил с предложением: отдать БФБ все деньги, предусмотренные для вида спорта, чтобы иметь возможность планировать расходы. И в обоснование своей позиции Алексей Юрьевич напомнил о том, что в этом году юношеские команды (две U-16 и одна U-18) лишились чемпионата Европы. “Везде в прессе пишут, что федерация плохая, не нашла денег, чтобы делегировать спортсменов, — сказал Корочкин. — Но в положении о Министерстве спорта написано, что участие обеспечивает — кто? — Минспорта. А что делает федерация? Она команды готовит, закладывает бюджет на участие в товарищеских матчах, турнирах, проведение различных сборов, ищет спонсоров под проекты. Но когда пришло время ехать, министерство, которое должно заниматься финансированием финального этапа, заявило: “Нет денег!” Сроки поджимали, мы уже не успевали найти средства сами. И получился конфуз. Если бы деньги выделялись на БФБ, она бы за все и отвечала. Тогда и можно было бы говорить, что федерация плохая”.
Вот только разве в компетенции юриста Минспорта отвечать на подобные вопросы? Поэтому ведущая “круглого стола” Алеся Буйвид просто подытожила выступление представителя БФБ: “Думаю, предложение понятно”, а Демеш смущенно кивнула: “Понятно”.
Здесь самое время перейти к следующему пункту тройственного договора — об ответственности сторон. Любопытно, что в нем конкретизируется ответственность сугубо федерации: “В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения федерацией обязательств по договору НОК Беларуси и Министерство спорта могут рассмотреть вопрос о приостановлении (прекращении, сокращении) оказываемой федерации в соответствии с настоящим договором финансовой, материальной, организационной помощи”.
Проще говоря, рядовой федерации, не имеющей возможности взять в штат юриста, по любому поводу без лишних разговоров обрежут и так недостаточное финансирование. А в конечном итоге пострадают спортсмены…

Получил от спонсора — отчитайся в Минспорта!

Но, пожалуй, главный недостаток “типового договора” — это вмешательство государственных органов в дела общественных организаций. Цитирую: “Федерация должна представлять в Министерство спорта… ежеквартально… информацию о поступлениях на расчетный счет финансовых средств, инвентаря и оборудования, полученных от международной и европейской федераций и других источников”.
То есть, помимо прочего, и за деньги спонсоров надо отчитаться перед Минспорта! Теперь-то, надеюсь, всем ясно, почему вдруг возникла идея этого “типового договора”? Да все из-за того же нашумевшего совещания у президента страны и НОКа, который потребовал снять спорт с дотационной иглы! Это подтвердила и представитель Минспорта, сообщившая в ответ на мою речь, что инициатором договора выступил НОК. Таким образом, после нагоняя, устроенного в высших спортивных кругах президентом, родились сразу два документа: проекты нового указа о поддержке спорта и тройственного договора.
Но как смотрят сами федерации на довольно неожиданное требование насчет спонсорских средств? Наиболее активен в заключительной части форума был представитель БФБ Корочкин: “Я понимаю, когда, согласно проекту договора, федерация должна предоставить отчет за деньги, поступившие из министерства. Но если мы привлекли средства спонсоров самостоятельно, то почему должны отчитываться? Чтобы Минспорта решало, давать нам деньги, предусмотренные госбюджетом, или уже нет?”
И юрист Минспорта Демеш снова кивнула: “Абсолютно верно”. А доцент кафедры БГУ Александр ДАНИЛЕВИЧ добавил: “И в следующем году уже не дадут, потому как сочтут, что в этом году слишком много дала международная федерация”. Разве здесь поспоришь…

Футбол себя защитил

Вместе с тем надо понимать, что как только из какой-нибудь федерации поступит соответствующий сигнал в международную федерацию, грянет скандал. Здесь уместно напомнить ситуацию с футболом, когда государство фактически вмешалось во внутренние дела БФФ.
В 2002-м международные структуры грозили приостановить членство белорусской федерации в них. В результате замена Григория Федорова на Геннадия Невыгласа у руля БФФ затянулась на целый год, потребовалось восемь конференций! И, как известно, президент страны, надо полагать, за неловкие действия сменил все руководство Минспорта: ушли министр Ворсин и оба его зама — Алексеенко и Григоров.
Посему каждый, кто берется за написание юридических документов, имеющих отношение к спорту, должен быть в полной мере осведомлен обо всех подводных камнях в этой сфере. Именно потому мне пришлось взять слово на правовом форуме.
Кстати, показалось логичным узнать, что думают по поводу тройственного договора в федерации футбола, представители которой не были замечены на “круглом столе”. Уже на этой неделе обратилась к помощнику председателя БФФ Сергею ИЛЬИЧУ, который призван стоять на страже в насущных правовых вопросах. Он сообщил, что федерация подписала договор еще в июне, но ряд скользких пунктов им предварительно были убраны. В том числе и обязательный отчет перед Мин- спорта о средствах ФИФА, УЕФА и спонсоров. В ответ на мою реплику, что не все ОО в полной мере представляют себе свои права, Сергей Николаевич заметил:

Думаю, каждый руководитель федерации должен понимать такие элементарные вещи. Он не обязан отчитываться за деньги, которые ему дает международная федерация.

— Иначе налицо вмешательство государства во внутренние дела общественных объединений.
— Абсолютно! Кстати, мы убрали из окончательного варианта договора и кое-что по НОКу. Там был пункт: “Федерация обязана размещать символику Министерства спорта и НОКа в местах проведения официальных спортивных соревнований и на информационно- рекламной печатной продукции”.
Конечно, разместить символику не проблема, но так же не решается. Вопрос-то денежный. Футболу легче, в спорте номер один реклама есть всегда. Но нам тоже нужно себя защищать. А то получается, что все спонсорские деньги мимо нас будут идти? Ладно футбол, а как же, к примеру, легкая атлетика? Зачем спонсору идти к ее руководителю, если он может обратиться в НОК и в одном пакете купить все федерации? Бред! А федерации как будут зарабатывать? Они же тоже должны это делать.

— А как вам пункт об ответственности сторон?
— С точки зрения гражданского кодекса, теоретически можно предъявить министерству какие-то претензии в случае неоплаты чего-то. Допустим, мы по договору послали какие-то документы, согласно которым Минспорта должно оплатить, к примеру, заявочный взнос, но они не оплачивают, мы в соревнованиях не участвуем и несем ущерб. Тогда идем в хозяйственный суд. Правда, трудно представить, как это сделать на практике.

— Допустим, Минспорта не обеспечило подготовку национальной или олимпийской сборной. В суд?
— В принципе да. И говорить, что команда не провела необходимый сбор. С другой стороны… Все равно же они поехали на соревнования, участвовали, заняли какое-то место. В общем, пример не показательный. Потому что, если сбор не состоялся, все равно как-то выкрутятся. Не мясо поедят, так что-то другое…Честно говоря, я не слышал, чтобы министерство кому-то сбор не оплатило, если нормально документы оформлены. Имею в виду футбол. Может, в каких-то других вида спорта это и происходит, не знаю… Повторюсь: теоретически федерация имеет право выставлять требования и доказывать ущерб, который был понесен. Но… Вспомните 1992 год, сборную Дании, которую допустили к чемпионату Европы вместо сборной Югославии. Люди вернулись из отпусков за неделю до старта турнира. У них не было длительных сборов! Несколько дней потренировались — и выиграли чемпионат.

— Уникальный случай. И тоже не показательный.
— Да. Или, к примеру, тренер хотел двухнедельный сбор, а ему дали десять дней. Он и спортсмены считают, что мало…

— А в суде скажут: покажите документ, что сбор должен длиться именно две недели и в таких-то условиях.
— В том-то и дело. Рассуждать можем только теоретически. Честно говоря, я не обратил внимания на пункт об ответственности сторон, потому что не счел его важным для футбола. Подписали и подписали.

Невостребованная демократия

Но то федерация футбола, располагающая грамотным юристом, счетом на сотни тысяч евро и способная сама оплатить любой сбор. А что же те, кто попроще? Для справки: юрист Минспорта Демеш сообщила, что НОК приглашал федерации к обсуждению тройственного договора, однако мало кто откликнулся. Посему, на мой взгляд, федерациям пора перестать быть чисто представительскими органами, где начальство к тому же, как правило, недоступно для демократического большинства, а рядовые члены, по сути, лишены права управления. Исключения есть, но их немного.
Вообще пикантность развиваемой темы в том, что Белорусский союз юристов, под эгидой которого проходил правовой форум, возглавляет Виктор Каменков, руководитель федерации баскетбола. Председательствует Виктор Сергеевич и в Выс- шем Хозяйственном Суде. Может, посему он будет лично заинтересован в решении озвученных вопросов? Словом, теплится надежда, что правовой статус федераций в обозримом будущем приобретет подобающий вид — не только с точки зрения голой теории. И важное звено в управлении белорусским спортом перестанет наконец выпадать из системы по зависящим и независящим от него причинам. Спортсмены от этого только выиграют.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?