КОНФЛИКТ. Разъединение
Между тем ситуация повернулась таким образом, что двукратная олимпийская и мировая чемпионка стала тренироваться под присмотром германского специалиста Норберта Ладерманна, а на заключительном этапе Кубка мира в Люцерне она выступала только в лодке-одиночке (на предыдущих этапах в Милане и Мюнхене гребла только в составе четверки). Узел противоречий оказался затянут так сильно, что развязать его противоборствующие стороны доверили только министру спорта и туризма Юрию Сивакову и замминистра Галине Забурьяновой, которые приняли руководителей федерации академической гребли и национальной команды, а также оппонентов сразу после чемпионата страны.
Корреспондент “ПБ” обратился к участникам конфликта с просьбой разъяснить его суть и рассказать о намеченных на приеме у Юрия Сивакова действиях по преодолению разногласий.
Анатолий Квятковский: министр — мировой мужик!
— Ваша прославленная ученица Екатерина Карстен теперь тренируется под руководством немецкого наставника. Что он за специалист?
— Я его, конечно, вижу на канале. Но он мой коллега, и я не хочу давать ему оценку.
— Удовлетворены ли вы результатами похода к министру?
— Безусловно. Юрий Леонидович произвел очень хорошее впечатление. С таким мужиком можно идти в бой. Он в курсе всех наших дел, знает об успехах и проблемах. Министр делает все, чтобы мы были обеспечены всем необходимым для завоевания олимпийских лицензий и подготовки к Играм.
— Какие конкретные решения приняты по вашей проблеме?
— В четверке парной Катя будет готовиться под моим руководством.
— Кто еще будет грести в этой команде?
— На оставшиеся три места четыре претендентки — Мария Ворона, Ольга Березнева, Инна Захаревская и Алина Махнева. Загребать будет либо Ворона, либо Березнева. Фактически надо выбрать из Махневой и Захаревской. Кто из них будет лучше готов, тот и выступит на чемпионате мира. Мы вылетаем в Кельн на заключительный сбор 31 июля, а чемпионат начнется 20 августа.
— Анатолий Иванович, с четверкой все понятно. С Катей — не совсем. В одном интервью вы сказали о негативной роли ее мужа Вильфрида Карстена.
— Теперь, когда найден компромисс, я не хочу говорить на эту тему, чтобы не навредить делу. Побеседуйте обо всем с кем-нибудь еще.
Екатерина Карстен: ухожу только от тренера
— Катя, вы 16 лет тренировались под руководством одного-единственного наставника — Анатолия Ивановича Квятковского. Сейчас же решили работать под началом другого тренера. Что случилось? Может, просто за многие годы накопилась психологическая усталость?
— Я очень благодарна Анатолию Ивановичу за все, что он для меня сделал. У нас с ним нет конфликта в плане человеческих отношений, я от него ушла только как от тренера. Мы не ругаемся, разговариваем друг с другом, но, конечно, не так, как раньше, появилась некоторая натянутость. Психологическая усталость, конечно, тоже есть, однако это не главное. В конце концов, отработала тренировку и удалилась. А ушла потому, что не верю в его методику.
— Вы не пытались объяснить Квятковскому, что прежняя методика вас не устраивает?
— Не раз с ним говорила. Я все время нахожусь под нагрузкой. Прошу его перед соревнованиями снизить давление, но он не прислушивается.
— А как было раньше?
— Так было всегда! Но уже возраст не тот. Так устаю, что на соревнованиях на лодку смотреть не хочется. А надо гоняться и побеждать. Дело дошло до того, что в начале сезона в Эссене проиграла своей многолетней сопернице Катрин Рутшов-Стомпоровски 11 секунд. Такого со мной никогда не было. Сейчас столько всякой техники — приборы, компьютеры, а Анатолий Иванович по-прежнему работает на глазок, не идет в ногу со временем.
— Ваш новый тренер — Норберт Ладерманн. Расскажите о нем.
— Его тренерский стаж — 25 лет. На счету наставника — два мужских экипажа парных четверок, завоевавшие золотые медали на Олимпиадах в Барселоне и Атланте. Есть у него и чемпионы мира среди взрослых и юниоров. Раньше работал в спортивном вузе, на кафедре гребли доцентом. Я уже полтора месяца тренируюсь по его планам. Результат — налицо. В Голландии мой проигрыш Рутшов составил пять секунд, а в Люцерне я только на финише уступила одну секунду. Чувствую, что способна на большее.
— То, что в этом олимпийском цикле вы гребете в двух лодках, существенно осложнило вашу задачу?
— Конечно, выступать в двух лодках очень тяжело. В позапрошлом году между финалами в двойке и одиночке было всего 50 минут. Разве за это время можно восстановиться? В четверке полегче из-за того, что заезды и финалы проходят в разные дни и есть время прийти в себя. Анатолий Иванович хотел, чтобы я загребала. Но ведь загребной в парной лодке еще и рулит. Это очень трудно. Я буду сидеть на втором номере.
— Как же решился вопрос у министра?
— Я стану готовиться в одиночке по немецкому плану. В четверке Анатолий Иванович будет смотреть за техникой гребли всего экипажа. Но работать будем по моему плану. Однако это только один вопрос. Еще меня волновала проблема врача. Полтора года я не могла ее решить. Хотела, чтобы со мной работал немецкий специалист, но мне в этом отказали. А Жанна Васильевна работала с “распашным веслом”. Сейчас мою просьбу удовлетворили, и мы будем сотрудничать. Третий вопрос — по фармакологии. В начале года был издан приказ министра о том, что претендентам на олимпийские медали будет выделяться больше фармпрепаратов, а я их еще не видела. Сколько можно пахать на своем здоровье?!
Тамара Дулуб: все покажет результат
— Ничего особенного не произошло. Когда люди работают, у них накапливаются какие-то рабочие вопросы. К тому же Екатерина Карстен дома, в Беларуси, бывает нечасто и потому фактически незнакома с Юрием Леонидовичем Сиваковым. На этой встрече у министра знакомство как раз и состоялось.
— Ничего себе, рабочие вопросы. У нас телефоны раскалились от звонков. Люди волнуются, хотят знать, что происходит, ведь Катя Карстен-Ходотович — наше национальное достояние. Она ведь теперь тренируется не у Квятковского, а у германского специалиста.
— Не знаю, как может германский тренер готовить конкурентку своей команде. Человек работает в клубе, вряд ли он станет рисковать, можно ведь потерять работу.
— За победы щедро платят. Можно предположить, что люди заключили контракт или соглашение, по которому наставник в случае победы получит высокий процент вознаграждения, в случае поражения — низкий.
— Вы, наверное, лучше эти вопросы знаете, у меня такого опыта нет.
— В чем все-таки суть конфликта? Насколько мне известно, Карстен и Квятковский — неконфликтные люди. Нет?
— Да, они не склонны к конфликтам. Работали вместе 16 лет, таких вершин достигли. Может быть, претензии к тренеру возникают оттого, что они там, за границей, варятся в собственном соку: тренер, врач, массажист, несколько спортсменок — 6-7 человек. Может быть, полезно было бы чаще бывать и тренироваться дома.
— Квятковский в одном из интервью заметил, что источником конфликта является муж Екатерины Вильфрид Карстен.
— Это уже область семейных отношений, и я не хочу это комментировать.
— Но ведь Катя не подвержена звездной болезни, с ней всегда можно найти компромисс…
— Да, когда Катя одна, она очень покладиста.
— Как проходила встреча у министра?
— В спокойной, деловой атмосфере.
— Точки над “i” расставил Сиваков, или вы пришли к согласию еще до визита к министру?
— Мы, конечно, беседовали и до встречи, но договориться нам не удавалось. Решающее слово сказал министр. Все остались довольны результатом встречи.
— Так у кого Карстен будет тренироваться?
— Наполовину у Квятковского. То есть в четверке парной. Катя уехала из Минска на сбор в Германию вчера, а Квятковский с остальными спортсменками, которые готовятся выступить в составе четверки парной, вылетят туда послезавтра.
— А в остальном все будет так как есть?
— Да. Но договорились о том, что если в ходе подготовки к чемпионату мира, до которого осталось около четырех недель, возникнут нюансы, мы еще раз вернемся к этому вопросу по окончании главного турнира года. Кстати, там будут разыгрываться олимпийские лицензии.
— Как решились другие вопросы, поставленные двукратной олимпийской чемпионкой?
— Сейчас с Екатериной будет работать врач Жанна Васильевна Левчик, которая хорошо известна любителям спорта по успешному сотрудничеству с биатлонистами. В нашей команде Жанна Васильевна прежде курировала экипажи распашного весла. А с Карстен и девушками из экипажа четверки парной сотрудничал другой врач — Аркадий Павлович Кириллов. Квятковский был доволен их совместной работой.
— Карстен сама проявила инициативу сменить врача?
— Это было взаимное стремление Екатерины и Жанны Васильевны. Теперь Левчик будет работать и с четверкой.
— А вопросы фармакологии?
— Они были решены еще до визита к министру.
— Замечательно. Теперь об олимпийских лицензиях. Каковы условия их завоевания?
— Основная часть путевок на Игры в Афины будет разыграна в Милане на предстоящем чемпионате мира. Причем в каждом классе лодок их число неодинаково: например, экипажу женской восьмерки нужно попасть в число пяти первых, а в одиночке отбирается девять лучших лодок. Те, кто не сумеет выполнить задачу сейчас, смогут попытать счастья в июне следующего года на специальной квалификационной регате. Однако я считаю, что если большой экипаж, на подготовку которого требуется затратить много средств, не сумеет сейчас выйти на высокий уровень, то потом попасть на Олимпиаду будет слишком накладно.
— Сколько наших экипажей выступало в Сиднее?
— Два — Карстен выиграла соревнования в одиночке и еще гребла женская восьмерка…
— … которая была четвертой.
— Сейчас мы готовим к чемпионату мира шесть экипажей. У мужчин — четверка парная и составленная на ее основе такая же двойка. Мужской квартет на этапах Кубка мира дважды попадал в финал. Будет здорово, если они повторят это достижение. Конкуренция там чрезвычайно высокая. У женщин одиночка и четверка парная, о которых уже шла речь, а также восьмерка и безрульная двойка Бичик — Гелах, которые были вторыми на заключительном этапе Кубка мира.
— Это ведь подопечные известного наставника Владимира Синельщикова, у которого каждый год есть медальные команды. Но там ведь тоже конфликтная ситуация — восьмерку передали другому специалисту.
— Синельщиков — сложный человек. К сожалению, пока у нас минора больше, чем мажора. В любом случае, многое прояснится после того, как закончится чемпионат мира. В конце концов, мы все работаем на результат.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь