АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГРЕБЛЯ. Двойная нагрузка Юлии Бичек
Неспешное чаепитие не нарушил ни один телефонный звонок от воздыхателей. Да и откуда им взяться, если молодая девушка с головой ушла в спорт — в свои 20 лет она имеет уже 8 медалей с чемпионатов мира: 3 — с юниорских, 5 — со взрослых. Домашние вспоминают, как на заре “карьеры” будущая чемпионка, перевернувшись в лодке, испытала настоящий шок. Тем не менее уже тогда она проявила характер, в категоричной форме парировав замечание, что со спортом покончено, словами: “Ни за что на свете!”. В кругу семьи Юля не стесняется вертеть в руках фарфоровую чашку, и тогда на тыльной стороне ладошек отчетливо проступают мозоли. Говорят, в начале сезона, когда только привыкаешь к веслам, они кровоточат и долго не заживают. Так что парню, которому однажды посчастливится идти рука об руку с симпатичной гребчихой, на этот профессиональный атрибут следует смотреть сквозь пальцы. Тем более что у Юли все в порядке и с внешностью, и с богатым внутренним миром.
В Италии Бичик показала себя настоящим бойцом-универсалом. Когда в четверке парной некому было заменить выбывшую из строя Инессу Захаревскую, Юля села в лодку и вместе с подругами по команде завоевала в чуждом для себя классе не только олимпийскую лицензию, но и серебряную медаль. А ведь до этого она выполнила и свою “обязательную программу”, в паре с Натальей Гелах заняв второе призовое место среди двоек распашных. Даже видавшие виды коллеги, “отгонявшиеся” вместе с ней в субботнем финальном заезде, подходили к белоруске и желали ей в воскресенье удачи, при этом не скрывая своего восхищения.
ИЗ ДОСЬЕ “ПБ”
Юлия БИЧИК. Родилась 1.04.83 в Минске. Чемпионка мира-99 в составе четверки безрульной, серебряный призер ЧМ-2001, бронзовый призер ЧМ-02, серебряный призер ЧМ-03 в двойке безрульной, серебряный призер ЧМ-03 в четверке парной. Неоднократная победительница и призер этапов Кубка мира. На Олимпиаде-2000 в составе восьмерки заняла четвертое место.
— Юля, как вышло, что вы стали “многоборкой”?
— Четверку хотели было уже снимать с соревнований, но на тренерском совете Синельщиков предложил мою кандидатуру. Работа для меня оказалась знакомой, поскольку методика тренировок у Владимира Васильевича такова, что мы используем и распашное, и парное весло. Его решение я оспаривать не стала.
— Получается, как в известной поговорке — без меня меня женили. Ваши отношения с тренером строятся на безропотном послушании или все же на доверии?
— С Владимиром Васильевичем мы вместе уже шесть лет. Он меня нашел, на год отдал Алексею Борисовичу Кандюрину — пройти начальную подготовку, а потом сразу же забрал к себе. В 98-м я поехала на свой первый чемпионат мира в Кельн, а уже через год в канадском Сент-Катаринсе наша четверка распашная выиграла золото. Своему тренеру я верю безгранично — специалистов, как он, немного. Вижу в нем сильного человека, от которого сама заряжаюсь энергией.
— Но в душе не роптали на то, что вам, как и Кате Карстен, выпала двойная нагрузка?
— Мне не привыкать. Не было еще ни одного мирового первенства, чтобы я гонялась в одном классе. В прошлом году в Севилье гребла в восьмерке. Причем на этот раз в плане занятости мы с соперницами были в равных условиях — и румынки, и канадки из двойки безрульной затем пересели в восьмерки.
— Наверняка те шесть-семь минут, в течение которых длятся заезды, вмещают в себя каторжный труд?
— Работать из-под палки никого не заставляют — все люди взрослые. Тренеру достаточно сказать: “Вы знаете, к чему идете. Если хотите достичь цели, стремитесь к ней сами, а я лишь буду давать направление”. Этот сезон отработали вчетвером, без восьмерки. Кроме меня и Наташи Гелах, спарринг-партнерами вызвались быть Марина Синельщикова (в девичестве Знак. — “ПБ”.) и Лена Бочина, дочка нашей известной метательницы диска Эллины Зверевой. Большое спасибо обеим — без них мы такого успеха, возможно, и не добились бы. Причем Марина занималась, что называется, из любви к искусству. Ее не брали на сборы, но она все равно была рядом с Владимиром Васильевичем, выходила с нами в экипаже и многому меня научила. Не перестаю удивляться ее преданности своему делу…
Конечно, порой приходится тяжело. Особенно когда сдаешь психологически, устаешь от всего — от режима, однообразия. Тогда тренер, надо отдать ему должное, подмечает этот момент и делает передышку. Говорит: “Я вас вижу насквозь, и вы от меня ничего не скроете”.
— При этом добавив: поди, Юля, погуляй пару дней?..
— Чтобы пару дней — такого у нас нет. От работы отлыниваешь максимум день, а скорее всего, делаешь упражнения попроще.
— Еще одна оборотная сторона медали — жизнь на колесах, размещение во время сборов отнюдь не в пятизвездочных белорусских отелях.
— Да, дома бываем от силы месяца два с половиной в году. Но я уже втянулась, мне такой образ жизни нравится. В течение двух последних лет в феврале выезжали на месяц в Испанию, чтобы накатывать объем. А так в основном сидим в Бресте. Для нас в гостинице снимается просторная отдельная комната, где есть кухня с плитой, стиральная машина, сушилка. Если случаются перебои с горячей водой — не беда, кипятим электрочайник. Гребцы — народ неприхотливый. Кстати, когда готовились в Пинске к Олимпиаде в Сиднее, у нас с питанием дело было обставлено лучше, чем в иных футбольных сборных. Каждый день Синельщиков ходил на базар, покупал свежее мясо, овощи, фрукты, блюда из которых готовил личный повар.
— С тренером, судя по всему, у вас полное взаимопонимание. А как складываются отношения с новой напарницей по двойке распашной?
— За два сезона, что мы отработали с Натальей Гелах, я не помню ни одной стычки. Можно сказать, гребем душа в душу. Конечно, иногда огрызаемся, но это случается редко. Понятно, что никто не застрахован от срывов, бывают дни, что просто не идет — и все. Если появляются какие-то обиды, стараемся сразу все выкладывать начистоту. А в жизни мы подруги. Наташа родом из Мозыря, сейчас обитает в Бресте. А вот Оля Трацевская, с которой мы добыли большую часть трофеев, живет от меня за пару кварталов. В свое время она взяла надо мной шефство. Когда я в Минске, не проходит и дня, чтобы мы не виделись или не созвонились. Вообще все девчонки в сборной друг друга не теряют из виду, постоянно поддерживают. У нас дружная компания.
— В теперешнем тандеме уже вы опытная спортсменка и должны во время соревнований брать инициативу на себя. Достаточно ли для этого видеть только спину партнерши?
— Действительно, я сижу за Наташей и при этом постоянно ее подстегиваю, стараюсь поддержать морально: “Так, получилось, молодец, удерживай”. Свои ощущения мы обе обязаны передавать друг другу — без этого никак. Однако не менее важно и боковое зрение. Надо не только контролировать соперниц, но и “не отключаться” головой. Ведь на дистанции все может поменяться в мгновение ока. Вроде ты возглавляешь гонку, а не успеешь моргнуть глазом, как окажешься и четвертым, и последним. Обычно на финише я чувствую, какими мы пришли. Когда выигрываешь у соперниц полкорпуса, заметить это несложно. Но в Милане в ожидании своего результата пришлось смотреть на табло. Благо оно загорелось моментом, технически чемпионат мира был организован по высшему разряду.
— Кого из соперниц вы опасались больше остальных?
— Делали акцент на румынках. Но, зная по предварительным заездам, что 4-5 дуэтов идут практически в одно и то же время, никого не списывали со счетов. Такой конкуренции я не припомню. К тому же на этом “мире” происходили настолько невероятные вещи, что можно было ожидать сюрпризов от кого угодно.
— Какие сенсации, на ваш взгляд, в итоге стали самыми громкими?
— Проигрыш норвежцу в мужской одиночке немца Хакера, непопадание в призы мужской двойки безрульной с британцем Мэтью Пинцетом и, наверное, победа спустя девять лет женской восьмерки Германии.
— А ваше серебро в четверке парной не было неожиданностью?
— Вначале перед нами ставили задачу попасть в первые три лодки, чтобы сэкономить силы и сразу оказаться в полуфинале. Затем — пробиться в финал. И только потом, когда проанализировали ситуацию, поняли: есть надежда на медаль. Так оно и вышло.
— При этом чьи тренерские установки вы выполняли?
— Разумеется, Квятковского. Не лезть же со своим уставом в чужой монастырь.
— Юля, кто больше всего был рад вашим медалям на чемпионате мира?
— Конечно, моя семья. Все видели телетрансляцию, поэтому было очень много поздравлений. Позвонила даже моя классная из 166-й средней школы.
— Теперь-то вы студентка?
— Учусь в академии физвоспитания на четвертом курсе факультета “Массовые виды спорта”.
— И неужто не нашлось ни одного сокурсника, достойного вашего внимания? Отмечать успех в узком женском кругу — это неправильно.
— Вы не думайте, не такая уж я и затворница. Если приглашают, хожу и на дискотеки, и в ночные клубы. Просто, наверное, к мужчинам отношусь слишком требовательно. Не люблю, когда обманывают, не терплю людей необязательных. Считаю, если парень не может сдержать слово, выполнить обещание — обязательно должен перезвонить, предупредить.
— С недостатками разобрались. А какими вам видятся достоинства будущего избранника?
— Он должен быть не робкого десятка, добрым, обладать чувством юмора. Любой женщине, даже самой сильной, хочется опереться на чье-то плечо.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь