ГРЕБЛЯ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ. Белорусская "субмарина"
Пока были улажены таможенные формальности, корреспонденты “ПБ” опросили и запечатлели всю гребную элиту. А экипаж таинственной лодки-“субмарины”, невесть откуда взявшейся в этом сезоне и наделавшей столько шума на международных регатах, никак не появлялся. Как выяснилось, медалями предыдущих топ-турниров, завоеванными нашей байдаркой-четверкой, потенциал белорусов не ограничивается: с помощью тренерского “перископа” из квартета был выделен оптимальный состав дееспособного дуэта.
Первым “всплыл на поверхность” загребной Петрушенко, следом за ним — Махнев. Байдарочники кое-как управились с букетами-вазами и, отвечая на вопросы репортеров, по-мальчишески прятали бокалы с шампанским за спину. К торжественным встречам тоже надо привыкнуть… Привыкайте, ребята!
Виктор РЕНЕЙСКИЙ, гостренер по гребле на байдарках и каноэ:
— Программу-минимум команда выполнила. В прошлом году мы попали только в четыре финальных заезда, в этом — уже в девять. То есть прогресс налицо. Но, главное, возвращаемся с семью олимпийскими лицензиями. Если раньше на чемпионатах мира кого-то интересовали лишь медали, то теперь приоритеты изменились. В Гейнсвилле был свидетелем того, как обладатель золота на неолимпийской дистанции, указывая на свою награду, говорил: “Я готов отдать ее за шестое место, но в другом заезде”. 580 участников — и каждому был дан один шанс. Второй шанс теоретически имеется, но удастся ли его использовать, никто не знает. Те, кто сразу попал на Олимпиаду, не только облегчили себе задачу с подготовкой, но и запаслись необходимой каждому спортсмену уверенностью.
Владимир ПАРФЕНОВИЧ, президент Белорусской ассоциации гребли на байдарках и каноэ:
— Я считаю, это был сложнейший из отборов. По сравнению с чемпионатом мира четырехгодичной давности в Милане, являвшимся квалификационным в прошлом олимпийском цикле, условия ужесточились. Тогда на Олимпиаду в Сидней попадали двенадцать мест, сейчас — вдвое меньше. За исключением представителей трех-четырех стран, чьи спортсмены были статистами (условно говоря, Уругвая), за путевки в Афины боролись все. А конкуренция в мире такова, что первые восемнадцать лодок по силам равны и идут по дистанции очень плотно. Поэтому, кто выиграет завтра, не знает никто. Возьмите победителей в сольных выступлениях: только австралиец Беггели и немец Диттмер подтвердили свои прошлогодние полномочия. А, к примеру, в байдарке-одиночке на 1000 метров пьедестал поменялся до неузнаваемости. Грандам наступают на пятки новозеландцы, австралийцы. Не по дням, а по часам растут китайцы, нацеленные на домашнюю Олимпиаду 2008 года.
Нашей небольшой команде — пять байдарочников и четыре байдарочницы, три каноиста — было сложно выступать во всех видах программы. Но ребята справились, и, даст бог, завтра будет еще лучше.
Николай БАНЬКО, старший тренер сборной Беларуси по каноэ:
— Единственную лицензию добыл Александр Жуковский в каноэ-одиночке на 500 метров. Много это или мало? Учитывая тот факт, что он попал в шестерку сильнейших, оказавшись в компании звезд первой величины, считаю, немало. Ведь в Беларуси места с первого по восьмое являются основанием для получения именной президентской стипендии. Думаю, в ближайшем будущем Саше по силам вмешаться в борьбу за медали. Не боги горшки лепят: немец Андреас Диттмер и чех Мартин Доктор, которым уже за тридцать, при ближайшем рассмотрении оказались не так уж и страшны. А с россиянином Максимом Опалевым, 79-го года рождения, Жуковский гонялся еще на юниорском “мире”. На “пятисотке” первые метров триста он идет вровень с лидерами, сплошь олимпийскими чемпионами. Потом начинает отставать: видимо, не хватает скоростной, силовой подготовки. Над этим надо еще работать: поменять отношение к тренировкам, увеличить их интенсивность. В техническом же плане мы сделали большой скачок вперед.
Не сказали своего последнего слова и другие белорусские каноисты. В следующем году в конце мая чемпионат Европы принимает у себя Познань. От континента отбираются еще по две лодки, и, надеемся, в их число попадет наша двойка.
Александр ЖУКОВСКИЙ:
— И с Диттмером, и с Опалевым тягаться можно, но надо поработать над финишным спуртом. У меня получается, что вторая половина дистанции — на 1000, 500 метрах — как бы выпадает. Возможно, все белорусы уступают соперникам самую малость, потому что нашей сборной не хватает подготовки в теплых странах. Все-таки, как ни крути, гребля — летний вид спорта. В этом году был лишь один сбор в Хорватии. Зимой выезжаем, как правило, в Молдову, но в декабре и там уже холодно.
Поскольку у белорусского каноэ богатые традиции — вспомним Ренейского, Масейкова, Довгаленка, — на нас лежит большой груз ответственности. Виктор Иосифович сейчас работал на два фронта: исполнял обязанности гостренера и помогал готовиться к стартам, подсказывал, давал советы, касающиеся техники, тактических моментов. Путевка на Игры досталась непросто. Многие известные гребцы, например, венгр Колонич, проехали мимо Олимпиады. В то же время никто не ожидал, что лицензии завоюют испанец Фигуэра и китаец Гуаньлянь. Это значит, в Афинах способен удивить буквально каждый.
Владимир ШАНТАРОВИЧ, старший тренер сборной Беларуси по мужской байдарке:
— Мне приходилось бывать уже на трех чемпионатах мира, но таких скоростей, ажиотажа нигде раньше не видел. Это была настоящая сеча! Конкуренция жесточайшая: сегодня шесть экипажей байдарки-четверки пришли в пределах секунды, а завтра интервал между ними рискует сократиться еще. На удивление блекло выступили мужчины- байдарочники сборной Венгрии — только четверка попала в Афины. У команды России — ни одной лицензии. Неудачники Гейнсвилла в следующем году устремятся на чемпионат Европы. Там следует ждать чего-то похожего на чемпионат мира. Ведь гребцам придется в течение сезона два раза выходить на пик формы, а это невероятно сложно. Мы тоже не собираемся останавливаться на достигнутом и намерены довести число лицензий до восьми. Будем работать всю зиму, чтобы пробиться на Олимпиаду байдаркой-двойкой на “тысяче”. Кто в ней будет сидеть, я пока не знаю. Плюс ко всему надо подвести молодежь, чтобы она проехала пусть по шестым-восьмым местам, но набралась опыта.
Что до нашего серебряного дуэта, то, несмотря на проигрыш немцам, я все равно считаю белорусскую лодку сильнейшей в мире. Вот только, может быть, наши парни слишком рано показались на людях. Не исключено, что надо было бы лечь на дно, как подводная лодка, до следующей весны и “выстрелить” в Познани. Еще в Венгрии на этапе Кубка мира мне не хотелось выпускать этот экипаж. Но после того, как Петрушенко — Махнев выиграли регату в Сегеде, отступать уже было поздно. А то, что парни по физиологии как нельзя лучше подходят друг другу, для меня стало понятно давно.
Результат белорусской двойки в полуфинале, 1.27,718, можно было бы улучшить. Тесты, которые мы делали на канале, показали, что ребятам по плечу сбросить еще секунду. В финале проехали чуть хуже. Возможно, чересчур увлеклись неолимпийской программой. На дистанции 200 метров получилось два лишних заезда, предварительный и полуфинальный, отнявшие перед главной гонкой много сил.
Роман ПЕТРУШЕНКО:
— В двойку мы с Вадимом сели с полгода назад. Как видите, получилось довольно-таки ничего. Уверенно выступали в течение сезона и сейчас на “мире” выиграли серебро.
— Ехали в США сразу за медалями или аппетит пришел во время еды?
— Вначале ставили целью завоевать лицензию, но потом поняли, что способны на большее. В конце даже остались недовольны.
— Собирались заткнуть за пояс немцев?
— Почему бы и нет? Просто гонка у нас вышла не своя. Наверное, не стоило за день до этого гоняться на 200 метрах.
— По окончании заезда вы подошли к победителям, протянули им руку. Так принято или вы закадычные друзья?
— Друзья мы только на берегу. Встречались с Раухе — Вискоттером в Венгрии, они тоже были на пьедестале. В Дуйсбурге немецкой двойке мы проиграли, заняли четвертое место, но все равно они нас поздравляли.
— Чтобы увлечься греблей, надо либо жить возле речки, либо иметь какие-то семейные традиции. Как вышло у вас?
— Родился я в Калинковичах. Греблей занимаюсь с девяти лет — рядом Припять. Сейчас обосновался в Мозыре.
— Свободное время тоже проводите на водоемах?
— Угадали: люблю порыбачить.
Вадим МАХНЕВ:
— У вас тоже остался осадок горечи после финальной гонки?
— Да, действительно, могли стать и первыми. Секунда, которую проиграли немцам, — это очень мало для дистанции 500 метров. Но в том, что серебра не отдадим, были уверены.
— Вы уже превзошли достижения своих родителей, известных в прошлом гребцов Геннадия и Ларисы Махневых?
— По чемпионатам мира выходит, что превзошел. Мама в байдарке-четверке как-то заняла четвертое место, отец на “мире” был запасным. Но его олимпийское достижение, восьмое место на Играх-80 в составе четверки сборной СССР, еще надо перекрыть.
— Вас, небось, в греблю отдали насильно?
— Как раз-таки нет. Родители сказали, что выбор остается за нами, детьми. И я, и сестра Алина — она в сборной Беларуси по академической гребле — пробовали заниматься другими видами спорта, но надолго в них не задерживались. Сколько себя помню, мы всегда семьей ездили в спортивные лагеря. Лодки и весла мне по душе: люблю воду, нравится тренироваться, выигрывать.
— Роман вырос в небольшом городке и увлекается рыбалкой. А вы, коренной минчанин — чем?
— Люблю посидеть за компьютером, послушать музыку. В Гейнсвилл брал с собой магнитофон, хотя меня предупреждали, что в Америке совсем другое напряжение в сети. Все суточные перевел на батарейки, но отказать себе в удовольствии не мог.
— Может быть, имеется какая-нибудь знаковая песня, сопутствующая успехам?
— Гимна нет. Есть один небольшой ритуал. Наш тренер считает, что у меня легкая рука, и доверяет закрепить на лодке (двойке или четверке) “флюгарку”, табличку с номером воды, по которой нам выпало стартовать. Между прочим, миссия ответственная: если она упадет, судно снимается с соревнований.
— Допускаете ли мысль, что ваш дуэт по каким-то причинам может распасться? Что такого из ряда вон должно произойти, чтобы это случилось?
— Разлада не будет. Считается, что загребной задает темп и ритм, поэтому Рому я готов во всем слушаться. Стало быть, споры и конфликты между нами исключены. А по характеру мы если и несхожие, то дополняем друг друга.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь