СТРОЙКА ВЕКА. Долгая дорога к храму
На обломках столетия
Водно-спортивный комбинат, возведенный еще в 1967-м, держался без капремонта до конца столетия. Полумеры не спасали, и сооружение вместе с веком неотвратимо дряхлело. Рядом разваливались покинутые Институтом физкультуры здания бывших кафедр и стадион, прозябала времянка ушедшего вперед Метростроя, простаивало двухэтажное помещение Академии наук… Безхозность породила запущенность, и старичок-бассейн со временем оказался на территории обширной свалки. И вот родился проект: превратить эти 16 га хлама в центре города в цивилизованный спортивный комплекс. Во исполнение сей цели сомнительные своей ценностью объекты были переданы в оперативное управление Национального олимпийского комитета. Так закончился этап исключительно представительской деятельности белорусского НОКа. Пришла пора созидать…
1998 годом датируется распоряжение президента страны о спортивно-оздоровительном комплексе “Олимпийский”. Планы были грандиозны — европейских масштабов футбольное поле, 400-метровая искусственная конькобежная дорожка, Дворец водного спорта, теннисные корты, аквапарк… Энергия била ключом, подталкивая нерасторопных, искореняя нерадивых. Территория преображалась и перерождалась…
Но внезапно бег времени остановился: 1 апреля 2000-го строители ушли. Произошло это как-то довольно скоро после ухода из НОКа вице-президента Николая Ананьева — детонатора идеи “спортивного храма”. На глазах захирели и иные начинания неокрепшего НОКа. Угробили “Спортлото”, невзирая на весомую прибыль. Зачахла идея конькобежного стадиона: его вдруг решили перепрофилировать, уже выплатив голландской фирме на выполнение специфичных разделов проекта без малого 130 тысяч долларов… Тем временем вразрез с официальным неблагополучием более чем втрое выросла зарплата руководителя СОКа Сергея Демкова. Невесть откуда взявшиеся арендаторы наводнили здание бывшего Института физкультуры на площади Якуба Коласа, отказываясь платить даже за коммунальные услуги и доведя “памятник архитектуры” до состояния привокзальных мест общего пользования… О прогрессивной идее многофункционального использования спортивных объектов и глобальной цели оздоровления населения позабыли за сутолокой повседневных дел и в тумане бесчисленных парилок для начальства… Поневоле задумаешься тут о роли личности в истории…
Олимпийское собрание-2001 вернуло утраченные полномочия Николаю Ананьеву. Можно назвать и совпадением последовавшее вскоре возвращение строителей на территорию СОКа. Тем не менее сегодня от недавней свалки не осталось и следа. Радует глаз зеленый газон футбольного четырехугольника, снабженный новейшей системой полива. Роятся замыслы футбольного городка и преобразования открытой ванны для купания. В черте города обретут летнюю базу фристайлисты, на лыжах “пикируя” в воду на забаву окрестным малышам. Но самое главное — подошла к концу реконструкция Дворца водного спорта, который по замыслу НОКа станет центром олимпийской подготовки.
Ручное управление
Воду запустили в бассейн еще в конце сентября, а в минувший понедельник, в день так называемых “ходовых испытаний”, 50-метровую ванну опробовали спортсмены. Поглазев в том числе и на них, официальные лица начали торжественную часть встречи. Министр Юрий Сиваков выразил признательность специалистам, вложившим в 17-месячную стройку “свой интеллектуально-профессиональный потенциал”, заметив, что “за такую работу надо давать строителям награды”. Несколько сдержаннее в оценках был зампред горисполкома Вячеслав Кушнер, ибо, по его словам, процесс не обошелся без ошибок: “Приходилось применять ручное управление и со стороны Минспорта, как заказчика, и со стороны проектных институтов”. Тем не менее чемпион мира по плаванию Александр Гуков засвидетельствовал соответствие дворца международным требованиям.
Однако специфичный опыт прошлой спортивной деятельности не позволил корреспонденту “ПБ” удовлетвориться услышанным в официальной обстановке. Для начала был “атакован” генеральный подрядчик. Управляющий ОАО “Стройтрест N 1” Михаил НАЙДЕНОВ знаком по созданию многих спортивных объектов страны. Он возводил “Раубичи” и “Стайки”, работал на реконструкции к Олимпиаде-80 минского стадиона “Динамо”. По его словам, основная трудность возникла с совмещением проекта со строительством: “Реконструкция сложна своей неизвестностью. Испытываешь — не соответствует требованиям — надо менять — вновь проектировать — следовательно, приобретать другие материалы. А сроки истекают… Все это востребовало и опыт, и интеллект. Ежедневно, без выходных, в две смены трудилось более 600 человек. Естественно, появилась необходимость в особой системе управления, обеспечения и контроля. Вмешивались в процесс строительства и профессионалы спорта. Ими высказывались пожелания, которые учитывались уже на ходу. Понятно, что при таком объеме работ и сжатых сроках не обошлось без финансовых проблем. Потребовалось найти более 20 миллиардов рублей. Как видим, решить поставленные задачи нам удалось”.
Есть чем дышать
Чемпион мира, трехкратный чемпион Европы по плаванию, тренер- методист национальной команды Александр ГУКОВ:
— Конечно, в новом дворце больше плюсов, чем минусов — однозначно. Об особенностях сооружения сложно сказать сразу, надо чуть-чуть пожить в нем. Но, с первого взгляда, вентиляция на достаточно хорошем уровне — есть чем дышать, это основное. Что еще изменилось? Во-первых, бассейн стал светлее. Ведь в темном помещении дремать хочется… Во-вторых, очень важна плитка. Судя по разговорам, она здесь положена качественная — итальянская. Соответствует международным стандартам и по цвету, и по характеру поверхности. Какая разница? Цвет плитки должен не бить по глазам, особенно при больших нагрузках. Оптимально — светло-голубой, он и выбран. Такое покрытие практически сливается с водой, и просто приятно находиться в бассейне в течение долгих часов. Не должны быть скользкими бортики, тумбочки. Я посмотрел, как люди тренируются, проблем, похоже, не возникает. Тумбочки для старта на данный момент являются для нашей страны, пожалуй, лучшими. В чем их особенность? Одно дело прыгать со специализированной тумбочки, у которой соблюдены необходимые параметры высоты, наклона и качества поверхности, а другое — с кирпичной, сооруженной строителями лет двадцать назад…
Установлена электронная система считывания времени, на данный момент единственная в Беларуси. Она когда-то здесь была, но редко использовалась, устарела, пришла в негодность и восстановлению вряд ли подлежала. Собираются монтировать большое табло, такого я у нас еще не видел. Это будет единственная рабочая система для проведения любых турниров. То есть люди постарались сделать так, как просили. Бассейн привели в состояние, которое и должно быть. Трибуны вполне достаточны (1200 мест. — “ПБ”.). Как спортсмены реагируют на зрительскую поддержку? При полных трибунах хочется показать лучший результат, ведь то, что за тобой наблюдает большое количество людей — еще один стимул не ударить лицом в грязь.
— Каковы теперь шансы Беларуси принимать международные соревнования по плаванию?
— Этапы Кубка мира, к сожалению, едва ли. Они проводятся только на “короткой воде”, в 25-метровом бассейне, и представляют собой турниры для набора стартовой формы перед чемпионатами мира и континента. Думаю, что чемпионат мира среди юниоров вполне можем принять. Для более крупного состязания, помимо отсутствия опыта организационной борьбы в международной федерации, еще и в бассейне не хватит места, я имею в виду не для участников, а для зрителей. Обычно на таких форумах болельщики забивают полностью пятитысячные трибуны.
Если есть желание, можно организовывать коммерческие турниры. Однако это будет достаточно сложно для начала. Все дело в финансировании: кто-то приедет за свои, а кому-то придется за участие и заплатить. Реально заявить в ФИНА чемпионат страны как открытый, результаты которого будут отборочными для попадания на соревнования самого высокого ранга. Может, кто-то захочет приехать сюда…
— Вы встречались в своей практике с тем, что водный дворец включен в состав целого спортивного комплекса?
— Да, конечно. В Германии, например, он соседствует с велотреком. Один бассейн стоит редко.
— Как вы относитесь к тому, что здесь будет создан центр олимпийской подготовки?
— Это лучший бассейн Беларуси, где можно будет спокойно тренироваться. В последние годы в Минске национальная команда не проводила централизованной подготовки. Единственный подходящий для этих целей бассейн находится в Бобруйске, на базе профилактория шинного комбината. Рядом там гостиница, лес вокруг…
— А то, что непосредственно здесь гостиницы нет, не смущает? Или это не столь важно?
— Важно. Если уж проводить учебно-тренировочный сбор, то желательно, чтобы спортсмены не ездили по городу по нескольку раз в день на занятия и обратно.
— И питанием обеспечивались…
— Естественно. Эта идея довольно давно витает в воздухе, но пока воплощения не получила…
Рейд по тылам
Подошли мы и к директору Дворца водного спорта. Александр Хатылев был категоричен: “Недоделок нет. Я понимаю так: недоделки — это те, которые действительно видны. А если где-то кусочек плитки отвалился или зафуговать надо, то что, вы считаете, это недоделки?..” Попытался было спустить на землю амбициозного руководителя собеседник, мол, понимаете, сегодня можете сказать, что все нормально, идеально, а вот когда в процессе эксплуатации выявятся недочеты… Вероятно, определив в неожиданном оппоненте специалиста, Александр Сергеевич выдавил: “Да, три дня назад в бассейне было 70 лопнувших стеклопакетов, осталось 20”. Понятное любопытство толкнуло осмотреть дворец вновь, теперь уже без официальных лиц и не только с высоты трибун.
На сей раз мы знали, куда бросить взгляд: действительно, десятка два — то здесь, то там — огромных (180 на 150 см) стеклопакетов запотели, пустили подтеки, обнаруживая коварные трещины. В остальном, сделали вывод, бассейн достоин восхищения: полы с подогревом, современная система очистки воды с использованием ультрафиолетовых бактерицидных ламп. Вентиляторы на автоматическом режиме позволяют держать под контролем испарения водного зеркала площадью почти 2000 квадратных метров.
Для полноты впечатлений решили пройтись и по раздевалкам. Не будем мечтать: там до подогрева полов дело не дошло. В душевых, пропустивших в тот день лишь троих девчат, привычно обдало паром: вентиляция явно не справлялась. Пластиковые перегородки держались на соплях, с опаской ожидая наплыва резвой малышни. Работница дворца с тоской продемонстрировала прочность креплений допотопных гардеробных вешалок: на сколько же их хватит?..
Очень хотелось бы, чтобы реконструированный “спортивный храм” не стал казенным домом и “прихожане” довели его до ума, как свое собственное жилище, сданное со всеми пережитками прошлого века — в авральной суете и неряшливости, но все же с большим прицелом на новое столетие, в котором нам выплывать…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь