12 месяцев. Арямнов заодно с Уткиным?
Деньги и кадры
Сегодня уже все равно, как это называется — валютно-финансовый кризис или переход к рынку. Ясно одно: мы ничего подобного не переживали и не испытывали. Цены меняются с калейдоскопической скоростью, покупатели в магазинах рассматривают ценники, словно экспонаты в музее, курсы валют прыгают вверх-вниз, будто акробаты на подкидных досках, цены на бензин и транспортные услуги растут, как давление у гипертоников… Такого не было никогда! Мы слишком долго жили в долг и не отдавали себе в этом отчета, бездумно транжирили направо и налево и упивались тем, что где-то у соседей проблемы, а у нас их нет… А вот нельзя злорадствовать, тем более через забор. Теперь они реально ушли вперед, а мы конкретно пытаемся не утонуть. И цепляемся за чужие спасательные круги, которые нам иногда бросают с востока.
И хотя трибуны “Минск-Арены” пока еще отзываются на подвиги хоккейного “Динамо”, ситуация стала отражаться на нашем спорте вообще и подготовке к лондонской Олимпиаде в частности.
В минувшем месяце успешно выступали на топ-турнирах белорусские саблисты, привезшие из Италии командное серебро чемпионата мира, и велогонщицы, добывшие полный комплект наград на еврофоруме в Голландии. Тренеры обеих команд Григорий Лопатнев и Станислав Соловьев, не сговариваясь, поведали “ПБ” о проблемах подготовки к прошедшим турнирам и грядущим Олимпийским играм. Если верить этим уважаемым специалистам, за плечами которых многолетняя результативная работа на благо белорусского спорта, кроме недофинансирования, палки в колеса им вставляли наши же функционеры — руководитель РЦОПа единоборств Василий Иванюк и директор велотрека Галина Забурьянова.
С Иванюком доводилось много общаться , когда он был директором РЦОПа по легкой атлетике. Тогда Василий Васильевич запомнился дорогостоящей презентацией повисших в воздухе проектов и закулисными интригами. Сейчас, когда он в ранге работающего пенсионера, его неспособность решить насущные проблемы саблистов, претендующих на лондонский пьедестал, меня, например, не удивляет.
Тасование колоды с одними и теми же руководящими картами — фирменный знак “нашего городка”. Завалил в одном кресле — послали… в другое. Классический пример — Александр Григоров, который после фиаско в федерации бокса сел на трон председателя федерации академической гребли. Итог: склоки и раздрай в тренерской среде, развал перспективных экипажей и очень сомнительные олимпийские перспективы. Пока есть Катя Карстен, прятаться за ее спину легко и просто. Но ведь, кроме нее, на чемпионате мира-2011 ни один белорусский экипаж не пробился не только в шестерки главных финалов, но даже в восьмерки лучших.
В условиях недофинансирования на первый план выходят профессионализм управленцев и мастерство тренеров, грамотная работа которых способна частично снивелировать нехватку инвентаря и средств. Однако в большом спорте образовалась заскорузлая прослойка присосавшихся к хлебным должностям функционеров, мнящих себя незаменимыми. Вычислить их несложно: достаточно посмотреть на результаты работы с государственной точки зрения. Этому обязаны служить ежегодные аттестации в Минспорта. Но, судя по отзывам специалистов и по сохраняющемуся статус-кво в подавляющем большинстве национальных команд, они превратились едва ли не в формальность.
Накануне ХХХ Олимпийских игр, до открытия которых осталось всего 37 недель, это очень тревожит.
Повод для Уткина
Скандальные высказывания Василия Уткина о БАТЭ и его главкоме Викторе Гончаренко получили заслуженно жесткую оценку белорусской прессы. Декларации российского коллеги огорчили выходящим за рамки нормального восприятия проклятием и несвойственной ему некомпетентностью. Еще больше поразил сквозящий изо всех щелей великорусский шовинизм. “Картофельная твоя душа”, “кто ты вообще такой?”, “решающая игра с “Картофелечисткой” “Витебск”, “варите лебеду или готовьте крамбамбулю” — эти “перлы” призваны унизить и поставить на место не только Гончаренко…
Увы, повод так о себе говорить мы даем сами. Что видят россияне, прибывающие к нам из Москвы? Выходя с Привокзальной площади, они попадают на улицы Ленинградскую, Кирова, Ульяновскую, а пройдя дальше, шествуют по Свердлова, Советской, Московской, Володарского, Урицкого, Интернациональной, Комсомольской, Ленина… Все они повторяют названия московских и питерских улиц. Язык почти повсюду звучит русский. Неудивительно, что у приезжих создается впечатление, будто Минск — продолжение России. Это накладывается на информацию о том, что Беларусь постоянно требует у Кремля снижения цен на энергоносители и просит кредиты — стабилизационные и на строительство АЭС (строить будут снова-таки россияне)… Сие, похоже, формирует у наших восточных соседей покровительственное отношение к нашей стране и представление о Беларуси как о российском филиале.
А мы еще и спортсменов у них таскаем — хоккеистов, биатлонистов, борцов, боксеров… Вот и расплачиваемся за иждивенчество, за принижение белорусского языка, собственной истории и культуры, за нежелание и неумение зарабатывать самостоятельно и воспитывать своих спортивных звезд.
Национальный бренд
Бог с ним, с Уткиным, у них ведь и Гусев имеется. Есть из кого выбирать. А у нас — только БАТЭ. Восьмикратное чемпионство Борисова само по себе удивительно. Город этот при ближайшем, нетелевизионном, знакомстве производит не самое светлое впечатление, как почти все наши райцентры. Хотя Борисов не мелкий — больше 150 тысяч жителей. Местное руководство не озаботилось даже тем, чтоб хотя бы центральную часть города, сложенную, как и большая часть СССР, из грязно-серого кирпича, утеплить, заштукатурить и покрасить, дабы “электорату” не так тускло было существовать. (Минск благодаря этой программе за последние лет пять буквально преобразился.) Найти в Борисове приличное кафе — тоже проблема. И это лишь то, что бросается в глаза…
И вот в “грязно-сером”, прозябающем от скуки населенном пункте появляется лучшая в Беларуси футбольная команда. Чемпионами, однако, становились и другие райцентровские дружины — мозырские МПКЦ да “Славия”, солигорский “Шахтер”, только их взлеты не были подтверждены последующим высоким полетом. БАТЭ же с каждым годом набирал высоту и все дальше отрывался от белорусской футбольной стаи. Так далеко, что настиг впереди летящих европейцев. Добрался борисовский клуб и до самого яркого созвездия — Лиги чемпионов. Там, правда, горячо, иногда крылья обжигает, а тугоплавкой защиты пока нет.
Нужно признать очевидное: клуб, созданный и развиваемый Анатолием Капским, стал не только современным символом древнего Борисова, но и нашим национальным брендом. Таким, каким в 70-80-х были “Песняры”, балет Валентина Елизарьева, а в спорте — СКА Спартака Мироновича и “Динамо” Эдуарда Малофеева. И разгадка проста: матчи ЛЧ благодаря популярности футбола и развитию коммуникаций наблюдает полмира.
Вовсе не собираюсь вешать на Капского ответственность за всю страну, тем более что БАТЭ — символ не назначенный, не избранный сверху, а наработанный и выпестованный человеческим разумом. Но, по-моему, повседневные заботы о хлебе насущном и о том, как не потерять набранную высоту среди плачевной экономической конъюнктуры, иногда замыливают глаз руководства БАТЭ, и оно допускает промахи, которые я окрестил бы ошибками роста.
А расти трудно, когда в твоем болоте никто за тобой не тянется. Но вот теперь, кажется, все убедились, что конкурентоспособность внутреннего чемпионата — главный фактор развития самого БАТЭ. И сокращение высшей лиги, продиктованное экономическими реалиями, пошло только на пользу. А если бы еще и на двухэтапную схему розыгрыша перешли… Кстати, в Казахстане так и сделали, чтобы придать национальному чемпионату новый интерес и разогнать на полную катушку фактор развития.
На роль белорусского бренда претендует нынче и Виктория Азаренко, ставшая третьей ракеткой мира и финалисткой чемпионата ВТА. Несмотря на поражение в решающем матче от Петры Квитовой, Вика заслужила восторженные отзывы о своей игре. По ходу поединка с чешкой минчанка не единожды попадала в сложные ситуации, но ни разу не дрогнула, не позволила себе “пойти вразнос”, опуститься до площадной брани и утратить концентрацию, как это мы не раз видели раньше. Рецидив прежней модели поведения наблюдался в матче группового турнира с Марион Бартоли, однако после него Азаренко совершила несвойственный ей поступок: публично извинилась за поведение на корте! То ли Виктория взрослеет, то ли на нее благотворно влияет ее наставник Самюэль Сюмик, но прогресс очевиден.
Манипуляции Арямнова
Талантам нужно помогать, их надо взращивать, беречь и лелеять. Но во всем необходимо чувство меры…
Вернемся в Борисов, на этот раз в связи с Андреем Арямновым. Как известно, чемпион мира-2007 и олимпийский чемпион-2008 пропустит грядущее первенство планеты, на котором будут разыгрываться олимпийские лицензии. Однако на Олимпиаду-2012 триумфатор Пекина собирается. Мол, пусть путевки в Лондон добывают “негры”, а потом выйду я в ослепительно белом костюме…
Напомню, полгода назад трагически погиб двукратный призер чемпионатов мира (2009, 2010) в весе до 85 кг Леонид Лагун. Серьезные травмы получил тяжеловес Евгений Жерносек, в активе которого — четвертое место на “Европе”. Годом раньше на чемпионате континента в Минске травмировался Геннадий Махвееня, по итогам того же турнира был дисквалифицирован Николай Черняк. Суммируя потери, можно заключить: национальная команда по тяжелой атлетике стала существенно слабее. Между тем количество лицензий зависит как раз от командного места сборной.
Медали, которые Арямнов мог бы завоевать на чемпионате мира, здорово бы помогли сборной в решении олимпийской задачи. Но вот этого-то Андрей, видимо, не хочет. Ему надо любой ценой устранить главкома Александра Гончарова. Возможно, он прикинул: Лагуна нет, я не поеду, больше в мужской команде медали брать некому, а в женской на это способна лишь Настя Новикова. Вот вернется Гончаров из Парижа без медалей и максимального количества лицензий, и все убедятся: гнать его надо из сборной.
Не буду утверждать, что уверен в предполагаемой логике рассуждений Арямнова, но она вытекает из его поведения и заявлений. Это ли не предательство национальных интересов?
А теперь давайте обратимся к фактам. После того как Арямнов победил в Пекине, из шести топ-турниров нынешнего олимпийского цикла он участвовал лишь в одном — минском чемпионате Европы-2010. Все три чемпионата мира и два еврофорума Андрей пропустил! Между тем как олимпийский чемпион он “приговорен” на четыре года к стипендии размером 15,5 млн. рублей. Ее выплату приостановили на полгода в 2009-м, когда Арямнова дважды уличили в управлении автомобилем в нетрезвом состоянии.
За что же выплачиваются огромные, по нашим меркам, деньги?
Как-то я спросил у главного тренера байдарочников и каноистов Владимира Шантаровича, хватает ли 24 дней отпуска его подопечным. Не стоит ли, скажем, дать на годик вольную олимпийским чемпионам и многократным победителям мировых и европейских форумов Роману Петрушенко и Вадиму Махневу? Он в ответ задал риторический вопрос: “Можете ли вы год не работать?” Шантарович полагает, что большой спорт — это производство, продукция которого — добытые медали, поднятые в честь страны флаги и исполненные гимны.
Арямнов “не выдает продукции” почти три года. Минское золото у него было экспроприировано в связи с употреблением “травки”. Тем не менее Минспорта фактически идет у него на поводу. И стипендию платит, и требование индивидуальных условий подготовки удовлетворило. Вот только Гончарова еще не уволили…
Когда человек, какими бы талантами он ни был наделен, каких бы титулов ни удостоился, не выполняет элементарных требований, взятых обязательств и нарушает законы, с ним нужно поступать так, как с другими гражданами. Лишь тогда в обществе и в его отдельных сферах, в том числе спортивной, установится порядок. И появятся новые таланты — не пьющие, не подлые, не скандальные.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь