Анна Степанова: а без Рутенко не обошлось
Кроме вполне естественного желания увидеться с родными, лидера австрийского “Кернтена” влечет сюда, пожалуй, лишь сборная страны. Здесь она снова востребована: на ней, рослой левше, завязаны оборона и быстрый отрыв, а ее способность толково сыграть и в позиционной атаке обогащает тренерский выбор. И казаться бы всему этому сплошной благодатью, кабы не одна пикантная загвоздка. С нее мы, собственно, и начали…
На обиженных…
— Интересный поворот судьбы. В сборную тебя в свое время, после отъезда в словенский “Целе”, перестал вызывать Константин Шароваров. А теперь он снова в штабе главной команды. И вы работаете вместе, будто бы ничего не случилось…
— Как говорится, кто старое помянет… Это было давно. С Константином Григорьевичем мы теперь в нормальных отношениях. Былые недомолвки даже не вспоминали. Смысл?
— Обижалась, когда он перестал о тебе вспоминать?
— Нет. Потому что у каждого тренера свой взгляд на того или иного игрока. Считаю, это был обычный рабочий момент. И, если в будущем произойдет конфликт, скажем, в клубе, тоже не стану обижаться. Тренер знает, что ему нужно. В то время, например, на моей позиции правой полусредней здорово играли Инга Гайжутите и Валя Янковская.
— А кто из нынешнего дуэта наставников — Шароваров или Леонид Бразинский — был инициатором твоего приглашения?
— В сборную меня вернули еще Анатолий Закладной и Валерий Певницкий. А новые тренеры, мне кажется, просто продолжили ту практику.
— Составила мнение о теперешнем главном?
— Леонид Иванович учит нас играть в европейский гандбол. Просит все выполнять быстро. Тренировать мужские и женские команды — это практически одно и то же. Просто необходимы поправки на психологию. На тренировках у Бразинского с непривычки тяжеловато. Закладной подобных нагрузок не давал. Пока все нравится. Посмотрим, как пойдет дальше.
— Статистикой выступлений за сборную — 25 матчей, 39 мячей, должно быть, довольна не вполне?
— Здесь не обойтись без разъяснений. При Закладном играла, по большому счету, лишь в обороне. Изредка подменяла Янковскую впереди. Да и Бразинский видит во мне главным образом защитницу.
На работу — через границу
— Ты давно играешь за границей. Можно ли назвать тебя гандболисткой с европейским менталитетом?
— Белоруской буду всегда. Но по части восприятия игры, конечно, многое во мне изменилось. Там, где сейчас выступаю и живу, другие уровень и отношение к гандболу. В Словении и Австрии к спорту вообще и к нашей игре в частности куда больше внимания и интереса. Гандбольный ажиотаж там сопоставим с нашим хоккейным. Впрочем, теперь и белорусский гандбол начал потихоньку подниматься. Используются современные прогрессивные методы.
— А вот здесь ситуация странная. С приходом Владимира Коноплева на пост главы федерации стали очевидны существенные подвижки в, скажем так, аппаратной работе. Но в то же время роста результатов нет — что у мужской сборной, что у женской…
— Наверное, надо работать еще больше и лучше. Ведь внимания гандболу у нас уделяют все равно мало. Мне есть с чем сравнить. В других странах сборные используют малейшую возможность потренироваться, провести спарринги. Пусть даже без легионеров.
— Эту линию упорно гнет, например, Юрий Шевцов. Но всякий раз утыкается в возражения ведущих клубов. Те отпускают игроков без желания, иной раз чуть ли не с боем.
— Надо находить компромиссы. Тренеру сборной стоит звонить клубным коллегам, общаться, договариваться. Все должно опираться на сотрудничество.
— Насколько силен твой новый клуб — из австрийского Фельдкирхена?
— В чемпионате идем на втором месте. Хотя в прошлом году девчонки играли в дивизионе рангом ниже. Пока мне там нравится. Выхожу в стартовой семерке — и защищаюсь, и атакую. А вообще такого, чтобы сидела на скамейке, не было и в Словении.
— Альтернатива “Кернтену” была?
— Да, звали и в другие клубы. Но, не буду скрывать, главное значение при выборе имели финансовые условия. В Австрии они оказались наилучшими.
— Тяжело было расставаться со Словенией, где провела пять лет?
— А я в принципе с ней и не расставалась. Ведь и теперь живу именно там. В Словении работает мой любимый человек, вот мы и не захотели разлучаться. К тому же жизнь в Австрии гораздо дороже. Клуб предоставил машину, оплачивает расходы на бензин. Так что на работу езжу через границу. Дорога занимает, грубо говоря, два часа.
— Знакома ли с Сергеем Рутенко? Он ведь тоже поиграл в Словении.
— Мало сказать — знакома. Ведь это именно он помог мне перебраться в словенский чемпионат. Сергей как-то позвонил и сказал, что есть клуб, в который он может меня пристроить. Вот тогда и переехала — в компании с Сергеем Горбоком и младшим Рутенко, Денисом. А Рутенко-старшего знаю с детства: учились в одной спортивной школе. С Горбоком тоже знакома давно — в Минске жили по соседству.
— Как оценишь его знаменитые жизненные метания?
— Человек, как известно, ищет, где ему лучше. Оправдывать или осуждать поступки Сергея не хочу. Может, в чем-то не прав он сам. А может, виновато и руководство нашей федерации. Всей правды мы все равно не узнаем.
— А каким вообще ветром тебя занесло в гандбол? Ведь это игра не для нежных дам — контактный, жесткий, иногда даже жестокий…
— К нам в школу пришел тренер и сказал, что набирает девочек в секцию гандбола. Всем сразу же стало интересно, я тоже решила попробовать. А вскоре узнала, что на леворуких игроков всегда дефицит. Вот так все и закрутилось-завертелось. Ни о чем не жалею: вполне устраивает то место в жизни, которое занимаю.
Горная лыжница
— Услышав твою речь, никто уже и не подумает, что ты белоруска…
— Правда? Мне тяжело, потому что в основном общаюсь сейчас на словенском, реже — на немецком. В Австрии с этим строго: на других языках в команде говорить не принято. Контакты с родными и друзьями — в основном по телефону. И, как видите, родные слова немного забываю. Но, когда приезжаю домой, начинаю говорить по-русски гораздо лучше.
— Замуж не собираешься?
— Признаться, иногда задумываюсь. Сейчас мы с другом живем гражданским браком. Он тоже связан с гандболом, работает тренером.
— Чем заполняешь досуг?
— Свободное время стараюсь проводить с будущим мужем. Катаемся на велосипедах, зимой — на лыжах, ходим в горы. Короче, предпочитаем активный отдых.
— Но иногда ведь хочется просто побыть дома…
— В таком случае включаем фильмы. По вечерам любим посмотреть комедии, утром или днем — “ужастики”. Еще читаю. Правда, для вас эти книги вряд ли представят интерес — они на словенском. Так лучше вникать в нюансы этого языка. Хотя иногда читаю и произведения русской литературы. В интернете. Например, недавно увлеклась “Евгением Онегиным”. Интересно вспомнить школьные времена.
— В Словении и Австрии много мест, где можно хорошо отдохнуть.
— Точно, хватает. Очень красивая природа: озера, горы.
Суета поправима
— Кто из недавних соперников по отборочной группе чемпионата Европы показался сильнее?
— Немки, конечно. Крепкая, разносторонняя команда. Венгерки же, похоже, нас немного недооценили: думали, легкий выигрыш у них в кармане. И ведь поначалу все шло просто замечательно. Жаль, во втором тайме им удалось разыграться.
— Чего же не хватило, чтобы отправить их из Могилева с пустыми руками?
— Удачи. Вроде бы хорошо играли. Даже и не вспомню навскидку, когда при мне такое было последний раз. Но на решающем отрезке все решили пара-тройка наших глупых ошибок. Не случись их, можно было бы замахнуться на победу.
— В рядах венгерок красовалась бесподобная Анита Гербиц. Приходилось ли раньше противостоять гандболисткам такого класса?
— Случалось. Хотя в игровых эпизодах лицом к лицу с Анитой мы встречались редко. Тем более она провела на площадке не так много времени. К опеке лидера венгерок мы готовились — ее игра не стала для нас сюрпризом.
— Большую часть этого матча ты действовала узко по профилю — в обороне…
— Такую задачу поставил тренер. Впрочем, во втором тайме поиграла и в атаке — правой крайней. Дело в том, что оборонялась далеко от скамейки, и при замене с Валей Янковской терялось бы много времени. Вот Леонид Иванович и решил попробовать вариант, когда мы оставались на площадке вместе, меняясь позициями в своей и чужой зонах. А вообще, с каждой тренировкой взаимопонимания в команде становится больше. Сбор мы провели ударно: тренировались и в Германии, и дома, смотрели видео. Суета в действиях еще остается. Но это дело поправимое.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь