ГРЕБЛЯ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ. Каноэ-квартет сыграл с листа

13:40, 26 мая 2004
svg image
1277
svg image
0
image
Хави идет в печали

Правда, все они добыты в неолимпийских заездах: каноэ-четверка взяла две бронзы на дистанциях 500 и 1000 метров, а байдарка-четверка — серебро на дистанции 500 метров. Ближе всех к “прототипу” награды в Афинах был Александр Жуковский, который в соревнованиях каноэ-одиночек на пятисотметровке занял четвертое место, уступив немцу Диттмеру — 0,186 и испанцу Калю 0,09 секунды. С воспоминаний об этой драматичной гонке начался разговор корреспондента “ПБ” с двукратным олимпийским чемпионом, гостренером по гребле на байдарках и каноэ Виктором РЕНЕЙСКИМ.

— Виктор, благодаря каналу “Евроспорт” болельщики в полном объеме видели финалы на двух дистанциях. Еще в субботу на “тысяче” российский комментатор назвал Сашу Жуковского очень талантливым белорусским спортсменом. Назавтра наш каноист подтвердил эти слова, едва не зацепившись за медаль.

— Да, можно сказать, подержал ее за ленточку… На протяжении последних четырех лет результаты Жуковского идут по возрастающей. У него не было резкого скачка, который неизбежно влечет за собой падение. Саша закрепляет каждую ступеньку, выверяет каждый шаг, и потерять завоеванное ему будет сложнее. Если два года назад на чемпионате мира он был девятым, то в 2003-м — шестым, а сейчас на “Европе” стал четвертым. Надеюсь, к концу сезона ему удастся воплотить свои желания, идеи, мысли во что-то реальное.

— После финиша долго не было итогового протокола. Прежде чем уйти на рекламу, режиссеры показали одинокого каноиста, который, словно навстречу своей судьбе, ехал к огромному черному табло. По красно-зеленой форме легко было угадать, что это Жуковский.

— Информация действительно появилась не скоро. В тот момент, когда Саша подходил к понтону, наконец высветились результаты. И мне пришлось стать кем-то вроде гонца, приносящего дурную весть. Сказать человеку, что он остался без медали, всегда тяжело. На вопрос: “Каким?” ответил: “Четвертым”. И реакция спортсмена была, скажем так, далеко не радостной. Но я думаю, что от этого Александр только станет злее, а спортивная злость парню на главном старте четырехлетия не помешает.

— От такой немилости фортуны не опустятся руки?

— Думаю, что нет. Из года в год Жуковский прогрессирует, причем явно. Именитые, титулованные гребцы, сплошь легенды спорта — Мартин Доктор, Максим Опалев, Андреас Диттмер — посматривают на него с опаской. Белорус уже не наступает им на пятки, а идет вровень.

— В Познани Жуковский завоевал еще одну лицензию на “тысяче”, как и экипаж каноэ-двойки Александр Курляндчик — Александр Богданович. Но этот дуэт, что называется, вскочил в последний вагон уходящего поезда. Шестого места оказалось достаточно для олимпийской квалификации, так как лодки, финишировавшие раньше, ее уже прошли.

— Если продолжить аналогию, сейчас задача наших парней — увеличить скорость, чтобы занять более комфортное место возле машиниста. Конечно, в Афинах им будет непросто. Все экипажи давно сформированы, зарекомендовали себя заранее, и в сравнении с ведущими дуэтами уровень белорусов средний. Саша Курляндчик постарше своего партнера — в ноябре ему стукнет 33. Когда-то мы были с ним в одной команде. Опыта у него предостаточно, желания добиться результата — тоже. И я знаю примеры, когда в гребле спортсмены впервые становились чемпионами мира в 34 года. Чех Петр Прохазка бился лет пятнадцать, пока не достиг вершины на закате карьеры. Поэтому никого нельзя списывать со счетов.

— В каноэ-двойке у белорусов богатые традиции. Вспомним хотя бы экипаж Ренейский — Журавский. В чем, на ваш взгляд, нынешний белорусский тандем уступает мировой элите?

— Техническое исполнение, как мне кажется, могло быть лучше. В нашем виде спорта, как и во многих других, это значительная составляющая успеха.

— Остается сожалеть, что каноэ-четверки — не олимпийский класс лодок. Чемпионат мира в США был чуть ли не единственным турниром, где мы остались без наград в этом виде программы, и то потому, что повезли за океан лишь трех каноистов.

— Наш квартет в этом составе выступает уже четвертый год. Практически каждый сезон, где бы ни проходили турниры, три Александра — Курляндчик, Богданович и Жуковский — вместе с Семеном Сапоненко привозят по медали. Везде держат марку, хотя на тренировках в этом классе судов на воду не выходят, выступают с листа.

— Как им это удается? Ведь чем больше лодка, тем больше времени надо провести вместе, чтобы приноровиться, притереться друг к другу, стать слаженным коллективом.

— Здесь большую роль играет тот факт, что вся четверка родом из одного города — Бобруйска. Тренеры, у которых схожая методика, очень часто варьируют составы в двойках. Поэтому гребцы знают друг друга как облупленные, и подстраиваться им намного проще. Подготовка квартетов не форсируется, спортсмены набираются опыта и только потом — каждый со своим багажом, со своими взглядами — могут объединяться. И, наоборот, посидев в четверке, затем выступают в двойках, одиночках. То есть польза от этих экипажей несомненна.

— В Гейнсвилле отличился дуэт байдарочников Роман Петрушенко и Вадим Махнев, выигравший серебро чемпионата мира. Однако в Познани парни были четвертыми и пятыми. Так и надо? Старший тренер Владимир Шантарович не раз говорил, что его подопечные готовятся к Олимпиаде не спеша.

— Тем не менее немецкий экипаж, которому белорусы уступили в США, на “Европе” снова стал первым. После финиша Рональд Раухе не мог отдышаться несколько минут — красноречивый эпизод, говорящий о том, что немцы все силы отдали борьбе. Вновь оказались в призерах литовцы. А у наших ребят появилась некая самоуспокоенность. Судить об этом могу только со стороны, визуально — по стартам в течение сезона, по поведению спортсменов в быту. Бывало, обратишься с серьезным вопросом — отшучиваются в ответ. Однако всему свое время, и юмору в том числе. Может, я ошибаюсь, но хочу лишний раз напомнить, что шапкозакидательство в спорте не проходит. Относиться к соревнованиям надо серьезнее. Белорусская лодка проиграла немного, но все равно поражение есть поражение — из него нужно делать выводы.

— У байдарки-двойки заезд на 500 метров, как и на прошлогоднем чемпионате мира, с первого дубля не прошел. В Гейнсвилле не сработало стартовое устройство, а на этот раз судьи зафиксировали фальстарт у испанцев.

— Честно говоря, новая стартовая система мне не нравится. Гребцы уподобляются лошадям на ипподроме: подняли крылья старт-машины — и побежали. Исчезли мандраж, волнение. Раньше впереди не было механической преграды, лодка крепилась только с помощью держателей. Три-четыре фальстарта считались чуть ли не нормой. Кто был собраннее, выносливее, тот и подтверждал свою силу. Когда каждую секунду ждешь начала гонки, знаешь, что тебя могут вернуть — вырабатывается максимальная готовность. Сейчас фальстарт стал редкостью — он случается из-за технической неисправности или чересчур неординарных действий спортсмена.

— Да и лодки снимают с соревнований не так уж часто. Что за оказия приключилась с нашей байдаркой-четверкой после полуфинала на “тысяче”?

— Алексей Скурковский, Роман Петрушенко, Вадим Махнев и Алексей Абалмасов стали третьими, попали в финал, но арбитр поднял красный флаг. В миру это нарушение правил называется “сесть на волну”, а официально звучит как смещение по дистанции. Допускается незначительное отклонение от центра своей дорожки к соседней — в случае сильного ветра или волны. Но погода была нормальной, и возразить главному судье, вызвавшему меня на финишную вышку, было нечего. Компьютерный график прохождения по дистанции полностью оправдывал дисквалификацию. Обычно в таких случаях винят загребного, но за ним сидят еще трое человек, и каждый из них мог указать на ошибку, однако не сделал этого.

— Назавтра Скурковского на короткой дистанции заменил Демьян Турчин и, судя по завоеванной серебряной медали, в квартет вписался неплохо…

— В 2003-м на мировом первенстве среди юниоров Турчин был участником финала “А”. В этом сезоне перешел в разряд взрослых, готовился вместе с национальной командой. Комплекция у этого парня на зависть многим: высокий, плечистый. Вдобавок ко всему устойчивая психика: вывести его из себя, нарушить душевное равновесие очень тяжело. Типичный спортсмен, абсолютно невозмутимый: если спит, то хоть из пушки пали — не проснется. В коллектив байдарки-четверки он влился очень удачно. Осталось немножко накопить международных стартов, чтобы запастись уверенностью, к спокойствию добавить агрессивности, чтобы брать на себя инициативу. И со временем, кто знает, может, это будет лидер?!

Вообще же на этом чемпионате Европы у всех были разные цели. Кто-то стремился подтвердить свой класс, кто-то — завоевать лицензию для участия в Олимпийских играх, кто-то — посмотреть на соперников, себя показать и спланировать дальнейшую подготовку. За исключением наших девчат, не сумевших добыть пропуска на Олимпиаду, каждый со своей задачей справился.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?