ФХРБ. Владимир Сафонов: дефицит не мастерства, а характера

21:00, 17 ноября 2011
svg image
1365
svg image
0
image
Хави идет в печали

— Владимир Михайлович, произошедшее на “Кубке Полесья” стало для многих неприятным шоком. Для вас, полагаю, тоже?
— Результат — безусловно: такой разницы шайб не в нашу пользу никто не ожидал. Даже несмотря на то что главной задачей турнира являлся все-таки просмотр резерва сборной, а не непременно высокое итоговое место. Причем резерва определенного возраста: как можно моложе, не старше двадцати пяти.

— Версий “что это было” множество. Озвучьте свою.
— На первом собрании после начала сбора Хейккиля сказал парням: “Я видел вас в чемпионате Беларуси. Видел ваши руки, ноги, навыки. А вот чего пока не видел — вашего характера. Надеюсь, вы его проявите”. И последнего как раз не получилось. Давайте проанализируем наш состав: практически никто из сборников ноябрьского созыва и в клубах ОЧБ не выступает в стартовых звеньях. Там или легионеры, или ребята поопытнее. И оказалось, что без привычных спин “дядек” перед носом даже одаренные игроки потерялись. В общем, главный экзамен, который был в Гомеле провален, — испытание характера.

— Есть мнение, что результаты “Кубка Полесья” — прямое свидетельство снижения уровня нашего национального чемпионата. Ваше мнение?
— Уже хотя бы из сказанного можно сделать вывод, что с этим я не согласен. Все-таки в сборной гомельского образца были не все сильнейшие белорусы даже из национального чемпионата. Да и вратари, признаться, не порадовали, кроме разве что Брикуна в игре с Россией. А это очень существенный момент: когда уже к первому перерыву в наши ворота влетали три-четыре шайбы, собраться было бы непросто и более мастеровитым исполнителям, это деморализует команду. Так что прямой связи результатов с уровнем нашей экстралиги не усматриваю. И уверен, что потенциал сборной в этом виде гораздо больший, чем ребята смогли продемонстрировать.

— Постфактум Кари Хейккиля обмолвился, что на декабрьский турнир сборной в Австрию из ноябрьского состава отправится от силы пятерка. Список этих пяти и остальных пятнадцати-семнадцати уже готов? Намерены ли теперь привлекать наших зрелых КХЛовцев?
— Из фамилий тех, кто по итогам “Кубка Полесья” оставил хорошее впечатление, тренер не делал секрета уже по окончании турнира. Это Качан, Ревенко, Дудко, Дрозд, Мисюль, возможно, Павлович. Но на остальных, понятно, крест никто не ставит. Как было сказано игрокам на прощание, “вам был дан шанс. Кому-то первый, но никому не последний. Хотя и жаль, что сейчас вы не сумели показать то, что мы видели в играх чемпионата Беларуси”.
Что касается остального состава на декабрьский турнир, то в него постараемся привлечь максимально возможное количество сборников из “Динамо” плюс белорусов из других клубов КХЛ. Понятно, играющих в своих клубах первые роли трогать не станем. Калюжного, например, Коваля, возможно, Угарова. Им игрового времени и так хватает под завязку. Но не избалованным практикой лишняя в сборной не помешает. Тем же Стасенко, Ковыршину, Степанову, не исключено Кольцову.

— Как штаб сборной воспринял острую критику по окончании гомельского турнира.
— И к критике, и к похвалам нужно относиться спокойно, что и сделали. Довелось читать мнения клубных наставников, что руководству сборной нужна “дубина” для управления командой. Или же наставник из экстралиги в тренерском штабе.

— Насчет “дубины” не скажу, но ассистент из ОЧБ — вариант для рассмотрения.
— Возможно, и он обсуждается. Давайте исходить из того, что тренерский штаб возглавляет очень квалифицированный специалист. И степень необходимости привлечения того или иного ассистента определять ему.

— На публике после каждого очередного поражения Хейккиля старался казаться невозмутимым. Он действительно принимал фиаско с холодной головой?
— Без паники определенно. В раздевалке никто не устраивал истерики из-за неудач. Как признался финн, несмотря на всю горечь, это не первый подобный случай в его карьере. Но, понятно, и равнодушия не было. Всю обратную дорогу из Гомеля в Минск с Кари обсуждали итоги неудачи. Сошлись на том, что мы пока лишь в начале пути. Думаю, вы оказались правы, написав в своем итоговом материале, что в определенном смысле лучше начинать с провала, чтобы не поддаваться эйфории. Куда хуже наоборот: сразу рвануть на первые места, чтобы потом провалиться в главном турнире.

— Едва ли является секретом, что приглашение Хейккили — следствие ваших старых связей.
— Предпочел бы другую формулировку — это итог нашей прежней работы в Ярославле. Я видел, как работает Кари. Причем — с игроками разного уровня. Не нужно считать, что он добивается успехов исключительно за счет звезд, они никогда не влияли на систему финна. Только она на них, как и на всех. Так что, делая выбор, федерация брала не “кота в мешке”. А специалиста, который доказал, что хочет и умеет добиваться результата.

— Выезд Хейккили на гостевую серию “Динамо” сразу вызвал кривотолки. Мол, дали лишний повод боссам российских клубов соблазнить финна финансово выгодным предложением возглавить какой-либо клуб. Вы уверены, что этого, несмотря на пункт контракта с ФХРБ, не произойдет?
— Жизнь научила, что зарекаться не нужно ни от чего. И все же присутствует внутренняя уверенность, что Кари не отступит от слова. К тому же вижу, что работа со сборной его действительно поглотила, она ему интересна. Он в самом деле хочет пройти с ней как минимум до Олимпиады, несмотря ни на какие разочарования и сложности, которые будут на этом пути. Знаю, что ходили слухи о его возможном переходе в “Салават”, но это просто из-за телетрансляции, на которой камеры выхватили его сидящим на трибуне рядом с президентом уфимского клуба. На самом деле ему звонили и продолжают это делать из других. Но все получают отказы.

— Неужели его белорусская зарплата настолько страхует от соблазна ответить “да”?
— Скажем так: она вполне адекватна его опыту, знаниям и репутации.

— Какова ваша роль в его штабе?
— Мы работаем, как одна команда. Последние годы я, как известно, занимался скаутингом. Это, помноженное на тренерский опыт, помогает подбирать игроков. Особенно если учесть, что я неплохо знаю и систему Хейккили, и его требования, и его предпочтения. В том числе — в плане характеров исполнителей, этому придается немалое значение.

— Интересно, как производился подбор на гомельский турнир? В основном через ваши рекомендации, или в составе были игроки, на которых Хейккиля обратил внимание без подсказки?
— Были и такие. Вообще главный тренер к любым рекомендациям подходит творчески. Выслушает, но окончательное решение примет сам. А иногда делает это и без рекомендаций. Как, например, в случае с Дудко, Ревенко или Качаном.

— Приглашение Таполы в штаб сборной действительно преследует далеко идущие цели?
— Да, вратарскую составляющую нужно серьезно подтягивать. Посмотрите, что мы имеем: Мезин и Коваль — безусловные лидеры, а кто за их спиной? Есть группа молодых талантливых вратарей: Шелепнев, Степанов, Лукьянов, Агрес, Карнаухов… Но разрыв в мастерстве между ними и Андреем с Виталием пока слишком велик. И “самотеком” не вырастет, нужно квалифицированное руководство. Потому что время не обманешь, Мезин и Коваль не молодеют. Дай бог им еще долгих лет в хоккее, успешного выступления и в 2014-м году, и далее. Но о подготовке смены нужно всерьез задумываться. Вернее, уже не задумываться, а что-то предпринимать. Поэтому Яркко и здесь. Если хотите, это совместный проект с “Динамо”.

— Что и удивительно. Знаю, был вариант работы со сборной динамовского тренера вратарей Петра Яроша. Что не срослось, почему предпочли чеху финна?
— Никаких предпочтений, дело в другом. Ярош все-таки постоянно занят с “Динамо”. Причем половину времени — на выезде. Ясно, что ему было бы проблематично разрываться на несколько фронтов, но его квалификацию никто под сомнение не ставил. Просто решили, что освобожденный специалист будет более удачным вариантом. Между кэмпами национальной сборной он будет успевать работать и с вратарями МХЛовского “Динамо-Шинника”, и с юношескими сборными в Раубичах. И от идеи создания школы вратарей в Минске никто не отказывается. Опять же совместно с нашим клубом КХЛ.
А то, что такая специализированная работа приносит плоды, видел своими глазами и в “Локомотиве”, и в “Атланте”. В обоих случаях довелось сотрудничать с финским наставником вратарей Юсси Парккилой. Итог — в Ярославле расцвел Варламов, которому сейчас дай бог прочно закрепиться в НХЛ. А в Мытищах — Барулин и Коваль. Надеюсь, у Яркко в Минске получится как минимум не хуже. Возможно, кто-то выстрелит уже к 2014-му.

— К вопросу об “успеваемости”. Вы же менеджер не только национальной сборной, но и всех, вплоть до юношеской U-17. Хватает времени?
— Нужно чтобы хватало, иначе не стоило бы и браться. Если раньше генеральный менеджер сборных занимался больше административно-хозяйственной частью, то у меня, кроме этого, серьезный уклон на спортивное направление. Начиная от составления учебно-тренировочных планов: ежемесячно наставники всех сборных проводят совещания, на которых вырабатывается единая стратегия как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу. Все-таки, согласитесь, работа всех национальных команд — от юношеской до взрослой — должна строиться в соответствии с одной системой.

— Логично предположить: с системой Хейккили?
— Скорее по некоей компромиссной, что не затрудняло бы переход игроков с одного уровня на другой. Слепое копирование и шаблонность ни к чему. Нельзя исключать элемент тренерского творчества и не учитывать, что у каждого наставника свой почерк. Но нужно понимать, что Беларусь — не Россия или Канада, такого широкого выбора исполнителей у нас никогда не будет по естественным причинам. Нужна дисциплина и четкая методика. И вот здесь, наверное, финские наработки для нас — самые предпочтительные. У них ведь работа с теми же юношескими сборными идет примерно в том же ключе, что мы сейчас пытаемся организовать в Раубичах.

— Очень уместно обронили “пытаемся”. Проблем, я слышал, хватает. Вплоть до того, что школы и клубы “тихарят” лучших воспитанников, направляя в раубичский Центр олимпийской подготовки не всегда сильнейших.
— Об этом чуть позже поговорим, но проблем, вы правы, пока хватает. Начиная от финансирования: принятые сейчас нормы Минспорта, к сожалению, не всегда достаточны для нормальной плодотворной работы в таком формате. Так что дополнительное финансирование федерация взяла на себя.

— И все-таки что с “зажимом” клубами лучшей талантливой молодежи?
— Проблема не так остра, как может показаться. В сборную U-18, считаю, мы собрали практически всех сильнейших. В пределах Беларуси в клубах остались лишь единицы. Остальные — или в Раубичах, или поднимают свой уровень за пределами страны — в России и Северной Америке. Со сборной U-17 Андрея Ковалева действительно сложнее, там не все сильнейшие, а примерно половина команды. Но это, можно сказать, с одобрения федерации по нескольким причинам. Первая — дружина выступает в юниорской лиге. И собрать в нее всех сильнейших означало бы тем самым автоматически ослабить остальные команды, обрушив конкуренцию в чемпионате. Согласитесь, что толку от соперничества с ослабленными соперниками для юношеской сборной было бы не много.
Был проект уже с этого сезона запустить наших семнадцатилеток в московскую зону юношеского чемпионата России, чтобы там они соперничали со сверстниками из прославленных школ ЦСКА, “Спартака”, “Динамо” и так далее. Тогда бы смысл централизованного привлечения всех лучших имелся бы. Но вмешалась жизнь и финансовые проблемы, реализовать планы пока не удалось. Отложили замысел до лучших времен.
Пока же стараемся реализовать другие проекты. Например — сентябрьский тренерский семинар, который, на мой взгляд, прошел плодотворно. Были приглашены квалифицированные специалисты для лекций, тренеры получили методическую литературу и видеоматериалы. Причем семинар прошел не для “галочки”, а пособия выданы не для “полочки”. Применение будет контролироваться, формальность здесь неуместна. Постараемся находить возможности отправлять наших молодых тренеров на зарубежные стажировки. То есть построить их работу так, как это сделано в большинстве ведущих хоккейных стран Европы.

— На посту генменеджера сборных вы уже четыре месяца. Есть ощущение, что работа идет так, как вы ее себе представляли, приступая в июле?
— Пока вполне. Самое приятное, что чувствуется взаимопонимание с руководством федерации и минского “Динамо”. В принципе и с прежним руководством федерации мы начинали создание той самой вертикали сборных. Доводилось потом читать на интернет-форумах: вот, мол, Сафонов приехал, намутил чего-то и свалил обратно в Россию. В реальности дело обстояло несколько иначе: после смены руководства федерации на какое-то время проекты были по ряду причин приостановлены, а сейчас к их реализации вернулись. Только и всего.
А момент наладить нормальный конвейер талантов нынче очень удобный — золотая гвардия белорусского хоккея закончила карьеру и перешла на тренерскую работу. Понемногу начинает проявлять себя в качестве наставников, набирается опыта, и это нужно поощрять. Ведь чего не хватило Эдику Занковцу и его штабу при работе с национальной командой? Только опыта. Способности и знания были у всех.

— И много теперь нужно времени, чтобы конвейер заработал?
— Думаю, ближайший год уйдет на становление, потом должны появиться первые результаты. А еще через несколько лет можно будет уже и громче требовать большего представительства белорусов в “Динамо”. Пока, считаю, это все-таки преждевременно. Не сторонник идеи, что это стоит делать уже сейчас, просто согнав в наш КХЛовский клуб белорусов на “авось”. Постепенность полезнее.
Тем более что процесс не назовешь статичным: недавно вот в клубе появился еще один молодой отечественный воспитанник Казнадей. Налажено наконец двухстороннее движение по линии “Динамо” — экстралига: недостает практики, скажем, Горошко, Стефановичу и даже легионерам Словаку и Хаугену — получите ее в ОЧБ. Но будьте всегда готовы, что в любой момент понадобитесь в КХЛ, что уже также наблюдали не однажды.

— Внесет ли поправки в ваши стратегические планы недавний “Кубок Полесья”?
— Ровно никаких. Повторюсь, что произошедшее в Гомеле — скорее исключение, чем правило. А правило было подтверждено в те же дни. Не забывайте, что параллельно в международной паузе выступали все четыре наши сборные — от национальной до юношеской U-17. И в других случаях результаты куда более оптимистичные: восемнадцатилетки Михаила Васильева в Дании заняли третье место в представительном турнире, где их соперниками были, помимо хозяев, словаки и немцы. Сборная на год моложе под управлением Андрея Ковалева на домашнем турнире стала второй, уступив лишь россиянам в решающем матче со счетом 2:4 и пропустив последнюю шайбу в пустые ворота. Наконец, “молодежка” первенствовала в “Кубке Лиды”, заодно проявив потрясающую волю в матче с датскими сверстниками. Так что не все так катастрофично, построение вертикали продолжим по намеченным планам. В них, кстати, значится появление белорусской команды в ВХЛ. Это, во-первых, постоянный международный опыт, а во-вторых, постоянный накал борьбы, которая в экстралиге, увы, сейчас встречается в основном лишь в играх команд первой шестерки.
Хотя не снимаю с нас ответственности за гомельский провал. Понимаю, как неприятно было болельщикам, и, пользуясь случаем, еще раз прошу у них прощения.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?