ПЛАВАНИЕ. ИТОГИ ОЛИМПИАДЫ. Пси-фактор

13:12, 2 сентября 2004
svg image
1402
svg image
0
image
Хави идет в печали

Французские проблемы

— Мы рассчитывали на бронзовую медаль Елены Попченко на дистанции 200 метров вольным стилем. Оптимистичные ожидания основывались на результатах спортсменки за последние годы: две бронзы первенства континента-2002 в Берлине, золото чемпионата мира-2003 в Барселоне. Также планировалось участие в финалах Анны Щербы, Светланы Хохловой и Павла Лагуна. К сожалению, мечты не осуществились.

— Почему?

— Начнем с того, что в стране имеется всего одна база, соответствующая европейским стандартам — СОК “Олимпийский”. Но поскольку этот бассейн закрытый, а Игры проходили в открытом, нам было необходимо выезжать за границу и тренироваться в условиях, приближенных к афинским. Таким образом, за последний год команда провела четыре сбора в открытых бассейнах: два — в Лимасоле и по одному в Ялте и Нова-Горице.

К сожалению, Попченко редко готовилась в составе сборной, на что есть объективная причина: французский тренер Лены Фредерик Верню не мог выезжать на сборы за белорусский счет, так как не имеет отношения к Министерству спорта. А клуб “Клиши-92” отказал Фреду в финансировании. Поэтому Лена была с командой лишь осенью прошлого года в Бобруйске, в марте нынешнего в Лимасоле и в июле в Минске. Приходилось искать наименее затратные варианты для французского наставника — где разместить, как организовать питание.

Наверное, не следовало всецело доверять молодому тренеру, не имеющему опыта подготовки призеров Олимпийских игр. Следовало вмешаться в процесс подготовки, что-то подкорректировать, подсказать. Ведь еще на майском чемпионате Европы в Мадриде Попченко показала несвойственный ей низкий результат на дистанции 200 метров вольным стилем. Но не имело смысла советовать Лене в очередной раз в олимпийском цикле менять тренера. Для нас было важно, чтобы спортсменка находилась в комфортных условиях. Например, предыдущий французский наставник Попченко Филипп Люка — жесткий человек, и она отказалась от его услуг. Между тем воспитанница Люки Лаура Манаду завоевала несколько олимпийских медалей… Еще одна причина поражения Попченко — психологическая, несмотря на то, что эта спортсменка выступала уже на третьих Играх.

— Каким образом психологический фактор помешал Лене в достижении цели?

— Все надеялись на медаль, постоянно о ней говорили. Это огромная ответственность, тяжелейшая ноша!

— Возможно, чего-то не хватало в период подготовки к Олимпиаде?

— Попченко никогда не жаловалась на отсутствие чего-то. Мы сделали все, чтобы была медаль. Мне как главному тренеру шли навстречу все — министр спорта, замминистра, заместитель директора НИИ спорта Павел Прилуцкий, ведущий биохимик Антонина Нехвядович. Очень помогли доктора Елена Домашевич и Валерий Белан. Увы, есть и те, кто препятствует созидающим…

— На прошлогоднем первенстве планеты Попченко завоевала золото и дважды финишировала четвертой. Не исключено, что при грамотной подготовке она могла бы трижды взойти на олимпийский пьедестал.

— Это утопия! Чемпионат мира по накалу страстей не сравнится с Играми. И одна медаль стала бы счастьем для отечественного плавания. Ведь с тех пор, как Беларусь выступает отдельной командой, олимпийских наград у нас не было.

— Чем объясните нестабильность Анны Щербы на основной дистанции — 200 метров комплексом? И на прошлогоднем чемпионате мира, и на Олимпиаде она в начальных раундах показывала быстрые минуты, а на более значимом этапе не могла улучшить результат.

— Аня тоже не выдержала психологического давления, тем более что она впервые участвовала в Играх. Если бы Щерба выступила в полуфинале так же, как в утренней “предвариловке”, пробилась бы в решающий раунд. Разговаривавший с ней перед полуфиналом психолог Николай Волков удивился: пловчиха заявила, что за полуфинал не волнуется, настраивается на финал. Самоуверенность не позволила Ане мобилизоваться именно на полуфинал — в итоге девятое место. Спортсменам уровня Попченко и Щербы нужно работать с психологом постоянно, а не только во время Олимпиады. Поскольку Аня тренировалась во Франции, помочь ей в этом плане не представлялось возможным. В последнем сезоне она объединялась с командой дважды: 10 дней — на минском сборе и 24 дня — в Нова-Горице. Кроме того, за два года эта пловчиха сменила троих наставников — тоже отрицательный фактор.

— Вы располагали полной информацией о ходе зарубежной подготовки Щербы и Попченко?

— Конечно, созванивались, переписывались по электронной почте. Однако из-за того, что девушки тренировались преимущественно во Франции, не удалось уделить им достаточно внимания. Хотя с Леной было проще: она чаще приезжала, и мы вносили изменения в план дальнейшей работы. В результате — два финала. Это тоже престижно.

— Что скажете о несостоявшейся финалистке Светлане Хохловой? Она с четвертым временем вышла в полуфинал, где заняла лишь 15-е место…

— Глядя на непопадание в полуфинал знаменитого Попова, личный тренер Светы Елена Климова, дабы перестраховаться, дала воспитаннице установку выложиться полностью в утренней “предвариловке”. Пловчиха справилась с задачей — всего четыре сотые секунды уступила личному рекорду. А к вечерней части программы — полуфиналу — не сумела восстановиться. Мы обсудили выступление Хохловой с Климовой и пришли к выводу, что девочка из-за проблем со здоровьем не выполнила объем тренировочной работы, который надлежало проделать.

— А как прокомментируете исход кролевой эстафеты 4х100 метров? Девушки перевыполнили план по занятому месту — оказались одиннадцатыми, а не двенадцатыми. Вместе с тем результат 3.45,38 хуже национального рекорда на 3,22 секунды! На Олимпийских играх принято покорять мировые высоты. Наши же не могут улучшить собственные показатели…

— То достижение установили два года назад Елена Попченко, Александра Герасименя, Анна Щерба и Анна Копаченя. Было бы глупо рассчитывать на такое время в отсутствие дисквалифицированной Герасимени и Попченко, решившей сконцентрироваться на других дистанциях. Их заменили юные Ирина Нефедова и Мария Щерба. Кроме Ани Щербы, все обновили личные рекорды на стометровке. Поэтому эстафета — перспективное направление.

— Почему в индивидуальных номерах программы только Станислав Неверовский и Инна Капишина совершили скачок в результатах?

— Перед ними, равно как и перед Егором Салобутовым, не стояла задача непременно выйти в финал. Ведь эти ребята не имеют опыта выступлений на международных соревнованиях, за исключением мадридского чемпионата Европы. Считаю, новички показали себя бойцами.

— Проявлением характера следует считать и 37-е место Салобутова на 200-метровке вольным стилем?

— Сейчас я говорю о Неверовском и Капишиной, установивших личные рекорды.

— Что послужило причиной дисквалификации Инны на основной дистанции — 200 метров брассом?

— За проблемы с техникой плавания. Не по правилам работал ногами также новоиспеченный олимпийский чемпион в брассе японец Косуке Китаджима, на которого подала протест сборная США. Как известно, замечание американцев ничего не изменило. Капишина тоже применила движение, характерное для баттерфляя. Победившего японца не наказали, зато дисквалифицировали белоруску, ничего собой не представляющую в плане притязаний на награды. Нужно ликвидировать погрешности в технике.

— Старожил команды Павел Лагун намеревался плыть в финале стометровки баттерфляем, однако покорилось лишь 26-е место…

— С момента завоевания олимпийской лицензии в апреле прошлого года показатели Павла не улучшались. Личный тренер Марк Закутнев объяснял, что вся работа направлена на Олимпиаду. И мы предоставили Марку Юрьевичу возможность самостоятельно подводить спортсмена к Играм. Сейчас понимаю, что требовалось помочь тренеру откорректировать план подготовки. Лагун должен был показывать определенный уровень результатов. Хотя не могу сказать, что 8-е место на чемпионате Европы — это плохо. К сожалению, я много занималась организационными вопросами и упустила возможность что-то посоветовать личным тренерам.

— Вероятно, причиной неудач белорусских пловцов в Афинах-2004 также является то, что к Олимпиаде готовили один состав, а затем Ирина Тимофеева, Анна Копаченя, Денис Силков и Дмитрий Кошель остались за бортом. Зато на корабле очутились новички Нефедова, Капишина, Неверовский, Щерба-младшая, Салобутов.

— Поехали те, кто заслужил это право.

— Почему же те, кого изначально возили на сборы и соревнования, не вышли на требуемый уровень?

— Будем разбираться. Полный отчет ожидайте к ноябрю, когда состоится аттестация национальной команды.

— Насколько важен для сборной предстоящий 7-11 октября в Индианаполисе чемпионат мира на “короткой воде”?

— На североамериканском континенте, в Монреале, в следующем году пройдет чемпионат мира по водным видам. Нужно посмотреть, как спортсмены будут адаптироваться к часовому поясу.

Не реализовавшие себя на Олимпиаде Попченко, Аня Щерба и Хохлова горят желанием реабилитироваться в Индианаполисе. Кроме них, заявлен Силков. Ребят будет сопровождать старший тренер Татьяна Параховская. А мне нужно отдохнуть, прежде чем начинать новый четырехлетний цикл. Надеюсь, позволят доказать, что наша команда способна завоевывать медали. Да, награды были — на каждом старте за последние два года моей работы. Но все предыдущее перечеркнуло неудачное выступление на Олимпиаде…

Недоработки Шоломицкой

У тренера-методиста Белорусской федерации плавания Александра ГУКОВА, экс-пловца, чемпиона мира и Европы 1997 года, тоже нашлось объяснение блеклого выступления в Афинах Попченко и компании.

— Если бы Игры проходили в Америке или в Австралии, как две Олимпиады-предшественницы, про- вал можно было списать на сложности акклиматизации и смену часовых поясов. Но нынешние олимпийские состязания состоялись в Европе, в более или менее привычных условиях. Глупо уповать на психологический фактор. Ребята умеют настраиваться на старт, ведь участвовали в чемпионатах Европы и мира. Там-то удавалось взойти на пьедестал.

А в Афинах наши стушевались. Хотя для той же Попченко создали все условия, даже спарринг-партнер у нее имелся — Анна Копаченя. Замечу, что Лена готовилась по индивидуальному графику, который сама попросила. Но она не могла грамотно составить план тренировок — это прерогатива личного тренера Натальи Шоломицкой, но не другого наставника Фредерика Верню. Наталья Валентиновна напрасно возлагает ответственность за срыв на кого-то там во Франции. Она могла внести любые корректировки в план. Главный тренер не доработала и с эстафетным квартетом. Следовало заранее продумать, кто на каком этапе поплывет. Это банальная стратегия!

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?