Sprechen sie Deutsch. Останемся друзьями
А ведь ручался на заре белорусского этапа карьеры, что переводчик в скором времени останется без хлеба насущного и журналисты не будут обременены языковой конверсией вопросов и ответов.
Увы, вместе с этим Бернд Штанге так и не стал для нас своим, родным. Напоследок мы определенно выкажем ему почтение за все проделанное и останемся с чувством глубокого уважения к персоне уже экс-наставника сборной Беларуси. Однако едва ли кто-то станет с особой грустью сожалеть об уходе дедушки Бернда. Впрочем, а сможет ли кто-то так его назвать?
Хотя тот же четырехлетний счет времени превратил горячего латиноамериканца Ренана Брессана в не менее страстного, но все же белорусского парня. И на синюю книжечку о нашем гражданстве вихрастый бразилец наработал сполна. А вот тренеру Штанге, случись такая возможность, белорусский паспорт не пришелся бы к лицу. Седовласый немец до конца остался немцем. Помните, в начале нового для себя пути герр Штанге удивлялся, зачем белорусским футболистам устраивать в дьюти-фри массовую скупку алкоголя для пап и мам? Кажется, он до сих пор не осознал ценность загранпоездок для наших парней…
Показательно в канве теории о “недобелорусизации” выглядели многочисленные пресс-конференции главкома сборной. И даже не потому, что проходили на чужеземном немецком. Просто из всего наговоренного за это время мало что было сказано в нашем, белорусском, духе, а скорее отдавало европейской лощеностью. Ведь нам куда больше хотелось услышать, что “наши футболисты — мужики”, что они будут “самоотверженно сражаться на поле”. Но даже в те моменты, которые требовали подобных публичных обращений с целью особой мотивации, приходилось слышать, на каких участках поля стоит “сыграть компактно” и почему так важны “быстрые передачи, которые используют сильные европейские команды”.
Бернд привык находиться в ауре внешнего благополучия, в то время как белорусскому люду, кажется, куда проще сражаться с невзгодами. Извечный “позитив” не всегда вязался с нашей порой суровой реальностью. Однако на этом фоне гордость белорусов в любые времена выглядела непреклонной. Потому что не позволил бы себе наш тренер фотографироваться с Фабио Капелло и сравнивать сборную с маленькой собачкой. Мы — выше этого, хотя и выглядим внешне толерантными…
И уж совсем не белорусским кажется нам послефутбольное будущее Штанге. Разве это по-нашему: стричь газоны и наслаждаться временем, проводимым для себя? Как показывает практика, родные наставники пенсию как таковую и не практикуют, тем более столь беззаботную. Труды представителей отечественного тренерского цеха воплощаются в жизнь, пока есть на то силы и здоровье.
Другое дело, а надо ли немцам стремиться к познанию белорусского бытия?..
…Нам, конечно, есть за что сказать Штанге спасибо. Но мы расстаемся не как родственники — просто как друзья. Хорошие друзья.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь