БЕЛАРУСЬ- ИТАЛИЯ. ГЛЯДЯ С ТРИБУНЫ. Сокрушающая среда

06:50, 9 сентября 2005
svg image
931
svg image
0
image
Хави идет в печали

И это наверняка касалось не только выступления “Скуадры адзурры”, но и непередаваемой атмосферы единения трибун с Большой Игрой. Ее, атмосферу, создали с фантазией и тщанием поработавшие организаторы матча. А классный футбол явили Минску итальянцы. Белорусская сборная очень старалась соответствовать высочайшему уровню, заданному гостями. Но достойно вписаться в праздничный антураж, увы, не сумела. Это не был провал. Как не может быть провалом медицинский анализ, реально отражающий состояние и способности человеческого организма. Мы научились принимать большие события. Но мы по-прежнему не знаем, как событиями становиться…

В попсовом разогреве, что сопровождал предматчевую разминку, вполне символично воспринимался припев из хита “Тяни- Толкая”: “Я… отпущу… тебя… на во-о-олю…” Философское наполнение рефрену обеспечивало его сопоставление с ксерокопией стартового протокола. Туда даже в качестве запасного не попал, будучи абсолютно здоровым, многолетний капитан белорусской сборной Сергей Гуренко. Уникальность события намекала на его знаковость. Вольную для Гуренко Анатолий Байдачный выписал, надо полагать, по следам бурных тираспольских дискуссий о роли кондиционеров в футбольной истории.

Если досрочное возвращение сборной с днестровских берегов после “баранки” от молдаван можно было расценивать как локальную победу поборников гостиничной прохлады, то отказ в тренерском доверии наиболее активному выразителю их позиций выглядел попыткой штаба сборной вернуть инициативу. Байдачный наконец-то решил побороться за команду, которую, подобно всем своим предшественникам, начал неотвратимо “терять”, как только календарь приблизил отборочный цикл к кульминации. Неладное началось, пожалуй, с рокового выбора для дислокации сборной на время июньской двухматчевой сессии тихого отеля в столичном центре.

Огни и звуки близлежащего свеженареченного проспекта Победителей в минуты тревожного ожидания подопечных к отбою рассказали наставнику о профессионализме подчиненных не меньше, нежели прежние месяцы совместной работы. А если кто и удивился невзрачным домашним ничьим со словенцами и шотландцами, то это никак не персонал центра “У фонтана”, много нового узнавший о кумирах страны.

Кажется, для возвращения команды в рабочее состояние был выбран метод “от противного”. По следам июньских неудач наставник сборной по-ноздревски и без весомого повода поцапался с журналистами. Это была неудавшаяся попытка демонстративно вызвать огонь на себя и публично выгородить игроков. Надо полагать, заработанные таким образом в их глазах висты призывались уравновесить негативное восприятие уже родившегося революционного решения провести подготовку к обоим сентябрьским матчам в далеком от родных фонтанов Тирасполе. Впрочем, ни к чему путному это не привело. Нашлись те, кто воспринял миролюбиво грозившим им пальчик как привычный шанс откусить тренерскую руку по локоть. К чести Байдачного, не вышло. Но цена сохранения наставником указующего перста оказалась слишком высока. “Собрать” команду на определившие исход цикла встречи с молдаванами и итальянцами было, наверное, уже нереально. Особенно в свете стресса, которым не могли не стать для сборной ожидание и объявление стартового состава на поединок против “Скуадры адзурры”.

А с началом игры упомянутый песенный пролог показался куда многозначнее. Ибо “отпущенной на во-о-олю” стала восприниматься вся белорусская команда. Она легкомысленно предложила итальянцам тот самый открытый футбол, который приятно удивил их еще в октябрьской Парме.

В принципе застать врасплох можно лишь раз. Белорусам удалось даже больше того. В Минске они вновь использовали эффект внезапности и открыли счет в первой же связной атаке, подловив на поразительном позиционном разладе Несту, Каннаваро и Пирло. Быстрые голы в футболе относят к числу удовольствий сомнительных. И мяч Ковбы и Кутузова был девальвирован практически сразу, когда Каморанези, Тони и Джилардино сквозняком разорвали связку Штанюка и Ясковича в центре белорусской обороны. Итальянцам не составило труда в минуты распознать невысокую степень надежности белорусской обороны, а заодно и накрепко замкнуть калитку, неосмотрительно приоткрытую поначалу у своей штрафной.

Пропустив первой и почти без паузы ответив сопернику, команда Марчелло Липпи заиграла настолько организованно и мощно, что, по большому счету, сделала необязательными для этой рецензии пространные рассуждения о тактике. Показалось, что в тот вечер итальянцы готовы были размолоть в порошок и смять в лепешку соперника, избравшего любое из известных в футболе построений. И все же исполнить, без сомнения, лучший в этом отборочном цикле тайм “Скуадре адзурре” во многом помогли игровое поведение и покладистость соперника.

Впервые за время руководства сборной Байдачный применил в официальном матче построение 4-3-1-2. Номинально оно копировало тактическую схему соперников, которую на клубном уровне наиболее удачно исполняет сегодня “Милан” Карло Анчелотти. Белорусы пустили в ход против итальянцев итальянское же “ноу-хау”! Уже в этом был немалый риск. Его уровень возрастал до самоубийственного с учетом того, что действия в три опорных полузащитника исполнялись практически с листа. Между тем это одна из наиболее сложных в воплощении систем игры, требующая идеально отлаженных взаимодействий и полного взаимопонимания — прежде всего от квартета хавбеков и крайних защитников, заполняющих при атаках фланги.

В качестве оправдания Байдачному можно принять разве что кадровые соображения. Тренер искал сочетание, при котором он мог бы задействовать в игре всех сильнейших полузащитников, в том числе Ковбу, обиженного кишиневской ролью резервиста.

Вывод о том, что получилось на практике, мы можем сделать, сопоставив конструктивные начала в действиях трио Каморанези — Пирло — Гаттузо и Ковба — Кульчий — Глеб-старший. Или, к примеру, вспомнив, как Омельянчук то и дело оставался без поддержки увлекавшегося наступлением Ковбы и тщился сдержать у своей бровки напор коллеги по амплуа Гроссо. Ведь это одно из подключений левого защитника итальянцев, выступающего за скромный “Палермо”, завершилось идеальным “кроссом” на Тони, когда тот забивал второй гол.

Этот мяч не только подписал приговор Ясковичу, заметавшемуся в поисках позиции между Тотти и автором гола. Он проиллюстрировал и растерянность Жевнова, который явно неверно определил адресата передачи, пошел на ненужный перехват и фактически открыл ворота для расстрела в упор.

К середине первого тайма рука потянулась к протоколу, где в разделе “Запасные” хотелось угадать потенциальных сменщиков не только Ясковичу, но и Кульчию, явно не набравшему физическую форму и без меры грешившему потерями. Выбор Байдачного в пользу Тарловского, казалось, предполагал ряд перестроений. Но замена удивила чисто механическим характером: больше тайма на непривычной позиции центрального защитника звездным форвардам “Скуадры адзурры” противостоял игрок заштатного клуба второго российского дивизиона. Причем не сказать, что он выглядел при этом потерявшим голову или ориентацию в пространстве. В серьезную вину Тарловскому можно поставить разве что обрезку во втором тайме. После нее Тотти, Джилардино и Тони состряпали образцовую контратаку и, позволив ассистенту рефери блеснуть знаниями специфики пассивного офсайда (Тони “легализовался” за секунду до совершения хет-трика), размочили Жевнова четвертый раз.

Еще раньше, до перерыва, был третий гол, забитый Каморанези. И он, к слову, стал результатом обидной потери мяча на своей половине. Это Кульчий растерялся под напором прессинга, включенного итальянцами, и начал чужую “атаку веером”, подхваченную Пирло и Тотти.

По заслугам отдавая обороне терновый венок наиболее слабой в тот вечер линии команды, лишний раз подчеркнем, что три первых гола пришли в ворота Жевнова, зародившись в центральной зоне перед штрафной, стеречь которую от вражеских проникновений должны были отнюдь не защитники, а опорные хавы.

Второй тайм по части событийности значительно уступал предшественнику. Лучшим для белорусов отрезком матча оказались его начальные десять минут. А их украшением — наиболее реальная, за вычетом гола, угроза воротам Перуцци. Сработала самарская клубная связка: активный Ковба зависающей длинной “диагональю” нашел у левого угла штрафной Булыгу, тот на вираже разбросал опекунов, и лишь шпагатный выпад Каннаваро превратил угрозу в угловой.

К слову, корнеров белорусы подали почти втрое больше, нежели соперники. Количество попыток вполне допускало мысль о переходе количества в качество. Увы, ни один из “стандартов” (приплюсуем сюда несколько перспективных штрафных) к реальному обострению в итальянской штрафной так и не привел.

Вопреки логике игрового сюжета Байдачный уступил Липпи и инициативу тактических перестроек. Сполна насладившись плодами затеянного им глобального мировоззренческого переворота, попирающего традиции “катеначчо”, итальянский мэтр решил отдать дань и классике. Выход Бардзальи знаменовал переход гостей на схему 4-4-2 с игрой на удержание счета. Проверка старого оружия подтвердила, что и оно вполне боеспособно. Белорусы, имевшие заметный территориальный перевес, доиграли практически без моментов.

На старте лета турнирная ситуация в отборочной группе оставила сборную Байдачного в состоянии шаткого равновесия. Тогда на ее счету были победа над молдаванами, поражение от итальянцев и четыре туманной ценности ничьи. На такой результат еще можно было посмотреть под любым желанным ракурсом и, по меткому замечанию коллеги Сергея Кайко, в зависимости от настроения и отношения к происходившему, заявить: “Стакан наполовину полон” — либо “Стакан наполовину пуст”. Сентябрь лишил нас такого выбора. Надо определяться. И, как это ни печально, признавать, что сосуд скорее пуст, чем полон. Причем опустел он уже заметно больше, чем наполовину.

Есть, кажется, повод вернуться и к миролюбиво отложенной нами дискуссии с Байдачным, разгоревшейся было по следам португальского чемпионата Европы. Категоричность, с какой Анатолий Николаевич открестился от “антифутбола” греков, если и делала ему честь, то лишь на фоне оптимистичных результатов прошлой осени. Осмотрительность, расчетливость, самоотверженность и дисциплина, которые противопоставили нынче белорусам опередившие их в таблице словенцы и шотландцы, да и задышавшие в затылок молдаване, — из того самого антифутбола по Отто Рехагелю…

Жаль, но, похоже, мы так и не дождемся уже обещанной атомной игры от связки Белькевича и Глеба. Не связалось. А может, и не могло — в окружающей среде, порождающей пережитую нами давеча сокрушающую среду?

Беларусь — Италия — 1:4

МИНСК. 7 сентября. Стадион “Динамо”. 33000 зрителей (вместимость — 40000). Ясно, 21 градус. Электроосвещение. Начало в 20.00. Билет — 5000-35000 (детский — 2000).

СУДЬИ: Р.Темминк, Р.Меенхайс, П.Герритсен (все — Голландия).

КОМИССАР: Р.Тис (Бельгия).

ИНСПЕКТОР: К.-Д.Натри (Финляндия).

Составы

ЗАПАСНЫЕ: Беларусь — 12.Хомутовский, 15.Челядинский, 16.Калачев, 18.Корниленко; Италия — 12.Де Санктис, 14.Матерацци, 15.Эспозито, 19.Вьери.

ТРЕНЕРЫ: Беларусь — Анатолий Байдачный, Юрий Курненин; Италия — Марчелло Липпи, Ивано Бордон, Нарчизо Педзотти.

ФОРМА КОМАНД: белые майки и трусы — синие майки и трусы.

ГОЛЫ: 1:0 — Кутузов (4, пас — Ковба). 1:1 — Тони (6, пас — Каморанези). 1:2 — Тони (14-г, пас — Гроссо). 1:3 — Каморанези (46+, пас — Тотти). 1:4 — Тони (55-г).

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ: Омельянчук (18), Штанюк (48), Гаттузо (57) (все — за грубую игру).

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ МАТЧА: 95.40 (47.34+48.06).

БЕЛАРУСЬ ИТАЛИЯ
1-й тайм 2-й тайм ВСЕГО 1-й тайм 2-й тайм ВСЕГО
5 8 13 УГЛОВЫЕ 3 2 5
4 9 13 УДАРЫ ПО ВОРОТАМ 14 3 17
3 2 5 В створ ворот 8 2 10
В штанги и перекладины
1 3 4 Мимо ворот 5 1 6
4 4 Блокированные 1 1
8 4 12 ФОЛЫ 5 9 14
1 2 3 ОФСАЙДЫ 3 2 5

ХРОНИКА ОСТРЫХ МОМЕНТОВ

4 — Кутузов получает мяч в середине поля и, не мешкая, находит в зоне правого инсайда свободного от опеки Ковбу. Тот совершает движение поперек и скрытым пасом вразрез между центральными защитниками сборной Италии возвращает мяч Кутузову, который, оказываясь один против вратаря, в касание с 11 метров низом переправляет мяч в правый нижний угол — 1:0.***

6 — После розыгрыша аута мяч оказывается в зоне правого инсайда у Каморанези, который, пользуясь неплотной игрой со стороны Кульчия, свечой посылает мяч в центр штрафной, куда, отрываясь от белорусских защитников, проникает Тони. Тот подрабатывает мяч грудью и бьет с лету без помех с линии вратарской в ближний угол — 1:1.***

7 — Тотти совершает сольный вертикальный проход левее центральной оси, который завершает плотным ударом с 22 метров в левый угол — рядом со стойкой.*

10 — В правой зоне в 22 метрах от ворот хозяев Тотти исполняет штрафной удар. Мяч после его хлесткого удара в дальнем верхнем углу в прыжке руками отражает Жевнов.**

14 — В середине поля из центра белорусской обороны Тотти вытягивает Ясковича, движением в сторону освобождается от его опеки и пасует влево набегающему вдоль бровки Гроссо, который с ходу навешивает мяч в штрафную. Жевнов, пытаясь прочитать ситуацию, оставляет ворота и отправляется на перехват. Однако неожиданно для него Тони освобождается от преследования Штанюка и с 9 метров головой переправляет мяч в пустую “рамку” — 1:2.***

21 — После розыгрыша штрафного Тотти наносит мощный удар с 32 метров в правый нижний угол — Жевнов парирует.**

24 — А.Глеб совершает вертикальный рейд и перед штрафной гостей находит слева Белькевича, который простреливает через ближний угол во вратарскую, куда на всех парах мчится Булыга. Однако форварда сборной Беларуси в последний момент опережает выбивающий мяч из-под его ног на угловой Каннаваро.**

28 — Справа подает угловой Пирло. После его навеса в районе одиннадцатиметровой отметки Джилардино выигрывает верховую борьбу и головой направляет мяч “наклювом” в правый угол — мимо.**

33 — После неудачного отбойного удара хозяев мяч подхватывает Тотти и плотно бьет с 24 метров в левый нижний угол — Жевнов справляется.*

34 — Белькевич проходит по центру, пасует влево на ход набегающему Лаврику, который вырезает мяч в штрафную, куда врывается Белькевич и в падении бьет головой с 11 метров — чуть неточно.**

44 — Пирло пасует в левую зону штрафной сборной Беларуси на ход Каморанези, который, пользуясь нерасторопностью при перехвате Омельянчуком, овладевает мячом и бьет с 7 метров в дальний угол — рядом со штангой.***

46+ — На подступах к своим воротам Кульчий допускает обрезку. Мяч перехватывает Пирло, пасует правее Тотти, который катит еще дальше в район правого угла штрафной Каморанези. Последний мощно бьет с 14 метров в ближний “низ” — 1:3.***

52 — Во время контрвыпада белорусов Ковба находит на острие атаки Булыгу. Тот принимает мяч на грудь, обыгрывает Дзаккардо и Несту и, находясь по центру от ворот, бьет с 15 метров. Однако в последний момент Каннаваро ногой блокирует удар, и мяч уходит на угловой.**

52 — Белькевич слева подает угловой на линию вратарской, где Кутузов, выигрывая “верх” у оппонентов, бьет головой в правый угол — рядом со штангой.**

55 — В середине поля Тотти перехватывает мяч после неудачной передачи Тарловского, совершает сольный проход вдоль центральной оси и пасует влево на ход Джилардино. Тот бьет с линии штрафной, но сокращающий движением навстречу угол обстрела Жевнов парирует удар. Однако мяч отлетает вправо к атакующему параллельным курсом Тони, который в падении с 11 метров бьет головой по пустым воротам мимо пробегающего Тарловского — 1:4.***

64 — А.Глеб получает мяч в глубине поля, продвигается вперед и пасует правее Кутузову, который уходит от Гаттузо и на линии штрафной пяткой останавливает мяч под удар А.Глебу. Тот бьет с 16 метров, но мяч попадает в Дзаккардо и рикошетом летит в левый угол. Перуцци успевает сложиться и отразить удар руками.***

89 — Тотти мягко забрасывает мяч через правый угол белорусской штрафной за спину Лаврику на ход Пирло, который с ходу простреливает вдоль вратарской, куда набегает Яквинта. Однако форварду сборной Италии чуть-чуть не хватает, чтобы замкнуть передачу партнера.**

ЦИФРЫ ПО ПОВОДУ

Александр Глеб и Игорь Тарловский провели 20-е матчи в составе национальной сборной Беларуси, Владимир Корытько — 10-й.

Сергей Штанюк стал 12-м белорусским футболистом, выводившим национальную команду нашей страны с капитанской повязкой. Чаще всех функции капитана исполнял Сергей Гуренко — 53 раза.

Кстати, Сергей Гуренко лишь второй раз в карьере пропустил отборочный матч национальной сборной. Первый раз подобное случилось 16 ноября 1994 года, когда во встрече со сборной Норвегии (0:4) он не играл из-за дисквалификации (был удален в предыдущем матче с Люксембургом). Любопытно, что белорусы всего лишь дважды в своей истории дома терпели крупные поражения, и оба раза они случались, когда на поле не было Гуренко.

Юрий Жевнов впервые за время выступлений в национальной команде пропустил столь много. Ранее больше двух мячей за игру в его ворота не влетало.

В отборочных турнирах чемпионатов Европы и мира сборная Беларуси под предводительством Анатолия Байдачного провела 10-й матч. Увы, праздновать успех ей доводилось лишь однажды: +1=4-5, 13-18. Для сравнения: в товарищеских матчах и играх международных турниров показатели нашей команды под его руководством куда более симпатичны: +7=0-2, 17-9.

Сборные Беларуси и Италии встречались уже 4 раза. Благодаря двум победам (4:3 и 4:1), одержанным в нынешнем отборочном цикле, перевес на стороне апеннинцев: +0=2-2, 5-9.

Национальная команда Беларуси потерпела 3-е поражение кряду, а в 6 последних матчах не знает побед.

За игрой наблюдали 33 тысячи болельщиков. Эта встреча вошла в десятку самых посещаемых в истории нашей сборной. Рекорд же зрительской активности был установлен в Киеве, где наша команда в гостях встречалась с украинцами (24.03.01) — 75000 зрителей. Самой посещаемой домашней игрой стала встреча со сборной Норвегии (28.03.01), за которой наблюдали 40000 болельщиков.

Сборная Беларуси потерпела 9-е крупное поражение (1-е в этом году) и 7-й (1-й) раз уступила сопернику в матче, по ходу которого вела.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?