АНАЛИТИКА. Налейте пловцам воды!

04:34, 14 октября 2004
svg image
1250
svg image
0
image
Хави идет в печали

О Попченко

Перед главным тренером Натальей Шоломицкой стояла сложная задача: с одной стороны, объяснить, почему не была завоевана запланированная для чемпионки мира Елены Попченко олимпийская медаль, почему ниже своих возможностей выступили другие лидеры — Анна Щерба, Светлана Хохлова и Павел Лагун, почему в Афины не попали те, кого целенаправленно обкатывали в течение нескольких сезонов? С другой — Наталья Валентиновна претендовала (некоторые поговаривают, до сих пор претендует) на сохранение главтренерского поста.

По ее мнению, Елене Попченко достичь цели помешала “частая смена тренеров в последние два года”. У прежнего французского тренера спортсменка выполняла большие объемы базовой работы — до 20 км в день. Однако Елена испытывала боли в спине, между ней и наставником стали возникать конфликты, и она перешла к Фредерику Вернью. Объемы упали до 12-14 км в день. Это привело к кратковременному росту результатов и позволило ей стать чемпионкой мира на дистанции 200 м вольным стилем, а также занять 4-е и 5-е места на дистанциях 100 м баттерфляем и 100 м вольным стилем. Но затем из-за снижения тренировочных объемов упали физические кондиции. Личный тренер Попченко Вернью не желал работать с ней в составе сборной Беларуси и не прислушивался к советам главного тренера, научной группы и врача… В итоге 7 (100 м баттерфляем), 8 (100 м вольным стилем) и 11-е (200 м вольным стилем) места.

Елена Попченко была ключевым звеном: именно ей планировались медаль и попадание еще в два финала. На практике это означало, что Лене придется выходить на старт 9 раз (на деле получилось 8, так как в финал на 200 м она не попала). Чтобы несколько облегчить участь Попченко, ее освободили от участия в эстафете 4х100 м вольным стилем.

Между тем выступавший позже Виктор Семенов, подготовивший в свое время Гукова к покорению мировых вершин, как показалось, резонно заметил, что усилия лидера надо было изначально сосредоточить только на двух дистанциях. Тогда бы квартет с ее участием вышел в финал, после которого у Попченко был бы отдых и затем старты на 200-метровке, где у нее так же были бы шансы попасть в решающий заплыв и занять место поближе к пьедесталу. Виктор Георгиевич полагает, что надо было предъявить французскому тренеру Елены жесткие требования, ибо получать в течение полутора месяцев задания по факсу — профанация. (Таким образом Вернью управлял тренировками Попченко…)

Во-первых, Шоломицкая не смогла найти общий язык с французом Вернью (о претензиях к тренеру Анны и Марии Щербы Жану-Люку Берару ничего сказано не было). Очень серьезный промах! Тренировки по факсу, видимо, можно сравнить разве что с сексом по телефону. Во-вторых, по требованию спортсменки ей организовали три зарубежных сбора, два из них — с подопечной Шоломицкой Анной Копаченей, которая якобы выполняла роль спарринг-партнера. На сегодня Попченко и Копаченя — пловчихи разного уровня, на 100-метровке баттерфляем разница между ними составляет примерно 3 секунды. Для Анны сборы были чрезвычайно полезны, потому она вскоре и улучшила личный рекорд на секунду с лишним. Похоже, в этом случае в Наталье Валентиновне личный тренер победил главного тренера. Спарринг-партнером Попченко, судя по результатам на 100-метровке кролем, могла быть только Анна Щерба!

Далее. При очевидном для Шоломицкой снижении физических кондиций Попченко она освободила ее только от эстафеты. Между тем 200 м вольным стилем — тяжелейшая дистанция (две минуты спринтерской работы!), требующая основательной базовой и специальной подготовки, а также физической свежести.

В финалы не попали

Анне планировали попадание в финал. Однако она показала лишь 9-е время на коронных 200 метрах комплексом, значительно не дотянув до личного рекорда. Не сумел стать финалистом и опытный Павел Лагун, которому случалось не раз быть призером этапов Кубка мира.

Вот что по этому поводу пишет в “Аналитической справке” главный тренер Наталья ШОЛОМИЦКАЯ:

— А.Щерба была на пике спортивной формы и готова была показывать великолепные секунды. Она посчитала, что, показав результат несколько ниже личного рекорда, попадет в финал. Зная о своей прекрасной готовности, настраивалась только на финал. Это было выявлено и тренером-психологом Н.К.Волковым, но информация главному тренеру была доведена уже после полуфинальных заплывов. Эту информацию знала и врач команды Е.В.Домашевич. Поэтому коррективы главным тренером в стратегию выступления А.Щербы не были внесены…

…Светлане Хохловой в полуфинале на 50 метров вольным стилем не хватило психологической устойчивости (за 2 года всего шесть международных стартов), к тому же выступление утром в полную силу не дало ей возможности восстановиться к вечернему старту. Ну и самая главная проблема — это болезни, которые преследовали Светлану на протяжении всего периода подготовки.

…Павел Лагун в течение двух лет при наличии хорошей функциональной подготовки прогресса в результатах не имел… Его неудачное выступление связано с неправильной методикой подготовки к главному старту сезона. На это указывалось его личному тренеру… Плановое задание на 100 метров баттерфляем (8-е место) не выполнил. В итоге — 26-й.

Марк ЗАКУТНЕВ, тренер Павла Лагуна:

— Нужно было стабилизировать результаты, а не действовать по принципу “Куй железо, пока горячо!” Не хватило опыта: предложил Лагуну очень большие нагрузки. В прошлом году после чемпионата мира нужно было отказаться от Универсиады. Но спортсмен учится в вузе на престижной специальности, не решились отказать… Хотя налицо были все признаки утомления. Нужно было дать парню отдохнуть, поправить здоровье. Павел стал много болеть… А ведь выход в финал был вполне достижим.

Заметим, что горький опыт дуэта Лагун — Закутнев не пошел впрок той же Шоломицкой, отправившей в Индианаполис на чемпионат мира по плаванию на “короткой воде” тех же Елену Попченко и Анну Щербу, тогда как многие сочли более рациональным дать лидерам отдохнуть, а этот турнир использовать для обстрела ближайшего резерва.

Камни в свой огород

В аналитической справке Наталья Шоломицкая отмечает:

— Практически у всех спортсменов национальной команды наблюдались низкие показатели специальной силовой подготовленности. Это связано с отсутствием в Беларуси специализированных тренажерных залов для пловцов и отсутствием методики специальной силовой подготовки.

Фактически это приговор собственной неспособности решать ключевые вопросы, который Шоломицкая вынесла себе сама.

Если у нас нет специализированных тренажерных залов, именно главный тренер должна была поискать их в близлежащих странах. А кто несет ответственность за отсутствие методики специальной силовой подготовки?!

Наталья Валентиновна резонно заметила, что опыт участия в предыдущих Играх имели только Попченко и Лагун, а Нефедова, Капишина, Мария Щерба, Салобутов и Неверовский имели лишь незначительный опыт международных стартов. При этом Инна Капишина к централизованной подготовке не привлекалась. Между тем именно она “в условиях жесткой конкуренции проявила бойцовские качества и установила личные рекорды на 100 и 200 метров брассом”, пробившись на “сотке” в полуфинал. Правда, последовала дисквалификация за нарушение техники плавания.

Но кто виноват в том, что молодежь плохо обстреляна (см. предыдущую главу)? На этот вопрос ответила сама Наталья Валентиновна:

— Зациклилась на высшем звене, не уделяла должного внимания резерву. Молодежь была обделена и сборами, и соревнованиями, варилась в собственном соку.

“Таланты надо пестовать”

Тренер Капишиной Надежда КУЗЬМИНА возмущалась:

— Не знаю, почему Инну не привлекали к централизованной подготовке. Она ведь еще в начале олимпийского цикла попала в число 70 пловцов, прошедших отбор.

Ей вторил мэтр тренерского цеха Виктор СЕМЕНОВ:

— По какой причине Салобутов, заняв три года назад 4-е место на юношеском первенстве Европы, не попал в орбиту национальной команды? Мы не такая богатая страна, чтобы разбрасываться талантами. Их надо пестовать. Если мы в Бобруйск не можем вывезти 15-20 человек, что же будет дальше?

Непонятная история произошла с Егором Салобутовым, занявшим 37-е место на 200 метров вольным стилем. Главный тренер считает, что наставник спортсмена Семенов рано вывел своего подопечного на пик формы. Сам же Виктор Георгиевич сообщил о том, что 31 июля у Егора начались боли, вызвавшие подозрение на аппендицит…

И хотя, кроме Капишиной, личные рекорды установили также Станислав Неверовский (100 и 200 м в/с, тренер В.Семенов), Мария Щерба (тренер Ж.-Л.Берар), Ирина Нефедова, Светлана Хохлова (на этапах эстафеты 4х100 м в/с, тренер Е.Климова), Шоломицкая нашла в себе мужество признать выступление команды неудовлетворительным. Но это — в аналитической записке. Вслух же на заседании она произнесла другое: “Команда выступила хуже своих возможностей, но сохранила потенциал”.

“Нет коллектива”

А вот строки из отчета-анализа гостренера Сергея МАТВЕЕНКО:

— В связи с невыполнением квалификационных нормативов отбора на основных соревнованиях 2003-2004 гг. и неулучшением своих результатов на основных дистанциях в состав национальной команды по плаванию для участия в ХХVIII Олимпийских играх не были включены Анна Копаченя (тренер Н.Шоломицкая), Дмитрий Кошель (тренер Г.Вишняков), Дмитрий Коптур (тренер Э.Чаус), Денис Силков (тренер А.Авдеев), Мария Гончар (тренер Г.Жук), Ирина Тимофеева (тренер Т.Лаврущик).

То есть шестеро пловцов, которые в течение нескольких лет проходили централизованную подготовку и участвовали в международных стартах, в частности, в этапах Кубка мира, в решающий момент не смогли осилить олимпийские нормативы. Если бы речь шла о единичном случае, можно было бы говорить о просчете личного наставника, но шестеро — это уже статистика главтренера.

Кузьмина с присущей ей эмоциональностью вопрошала:

— Зачем на ставках стоят 20 человек, если все четыре года за границу выезжали пять-шесть? Как ни билась Наталья Валентиновна, тренерского коллектива не получилось. Нет сплоченности и у спортсменов.

Тот же Семенов в сердцах, несколько грубовато выразил свою позицию: “Вспоминаю бывшего главного тренера Александра Афанасьевича Коваленко. А в этом бардаке не хочется работать”.

Эдуард ЧАУС, некогда подаривший нашему плаванию двукратного олимпийского чемпиона Сергея Коплякова, недоволен “двойными стандартами Шоломицкой”: в команде не должно быть любимчиков, для главного тренера все должны быть равны. Замучили ребят отборами, по три отбора за месяц, а стайера можно “собрать” только на 1-2 старта в году.

Замдиректора НИИ спорта Павел ПРИЛУЦКИЙ полагает, что надо вернуться к испытанному, хорошо зарекомендовавшему себя в советское время методу — тренерским бригадам.

Ни бассейнов, ни системы

Овации коллег сорвал бывший начальник армейского плавательного центра Николай ЛОМАКИН.

— Надо все пересмотреть в корне! Бассейны не работают, системы нет. Помните, главный тренер сборной СССР Сергей Вайцеховский говорил, что старую систему надо сломать. А у нас и ломать нечего. Нас вытесняют из бассейна за то, что мы не приносим дохода. Нужно вернуть специалистов, которые не будут “продавать бассейны”. Сейчас в стране только одна школа — солигорская — продолжает работать по системе. Мы ведь вынуждены писать фиктивные планы, дошло до того, что мы летом не плаваем!

Евгений ПЛАТОНОВ с горькой иронией заметил, что, когда плавание объявят зимним видом спорта, мы будем побеждать на зимних Олимпиадах.

Надежда Кузьмина:

— Раньше в Гродно был отличный 50-метровый бассейн с современной электроникой, но никто его не отстоял, и теперь там аквапарк. Четыре года не работаю, а мучаюсь — ни зала, ни воды! Какие могут быть результаты, если на одной дорожке толпятся по 11 человек, в том числе участница Олимпийских игр Капишина?!

Гостренер Сергей Матвеенко в “Отчете-анализе” констатирует:

— В ходе подготовки на территории республики национальной командой использовались следующие спортивные базы: СОК “Олимпийский”, бассейны “Волна” и БНТУ в Минске, СОК “Шинник” в Бобруйске. Условия для проведения качественного учебно-тренировочного процесса на вышеперечисленных базах, за исключением СОКа “Олимпийский” (впрочем, многие специалисты “Олимпийским” очень недовольны. — “ПБ”.), не соответствуют современным требованиям. Основные базы подготовки введены в эксплуатацию в 70-80-х годах и сегодня требуют реконструкции с учетом международных стандартов. Стоит обратить особое внимание на восстановление единственного в Беларуси открытого 50-метрового бассейна в микрорайоне “Уручье”.

Необходимо провести капитальный ремонт в “Шиннике”, “Волне”, бассейне БНТУ, гродненском ФОКе “Юбилейный”, оборудовать спортзалы с современными тренажерами, системой освещения плавательной ванны бассейна, установить электронные секундомеры, дорожки с волногасителями, стартовые тумбочки…

Центр — это современная тренировочная база, место проживания, учебы, точка питания, восстановительный комплекс, тренажерный и игровой залы… Сегодня это можно сделать на базе СОКа “Олимпийский”.

Во как! А мы еще говорим о каких-то медалях…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?