Видная роль. Последний из могикан

21:10, 23 ноября 2011
svg image
3205
svg image
0
image
Хави идет в печали

Похоже, летний переход из чемпионского стана в “Гродно-93”, где Кузьмина сразу же выбрали капитаном команды, пошел ветерану на пользу. Почувствовал вторую молодость, что ли?

ИЗ ДОСЬЕ “ПБ”
Дмитрий КУЗЬМИН. Родился 19.06.75 в Орше. Защитник. Первый тренер — Анатолий Резников. Выступал за команды РТИ-2-РУОР (Минск, 1992-94), РТИ (Минск, 1994-95), “Динамо” (Москва, Россия, 1995-97), “Шахтер” (Иркутск, Россия, 1997-2002), “Спартак” (Санкт-Петербург, Россия, 2002-03, 2004-05), “Динамо” (Московская обл., Россия, 2003-04), “Динамо” (Санкт-Петербург, Россия, 2005-06), “Виталюр” (Минск, 2006-07), “Политехника” (Львов, Украина, 2007-09), “Минск-2006” (2009-11), “Гродно-93” (с 2011-го). Пятикратный чемпион Беларуси (1994-95, 2007, 2010-11). Серебряный призер чемпионатов Беларуси (1993) и России (1996), бронзовый медалист чемпионатов России (1997, 2006) и Украины (2009). Полуфиналист Кубка Сапорты (1996), участник “финала четырех” Еврочелленджа (2004). Двукратный обладатель Кубка Беларуси (2009-10). Лучший игрок первенства Беларуси (2007). Чемпион Европы среди молодежи (1994). Лучший пасующий молодежного ЧЕ (1996). Участник двух “Матчей звезд” (2007, 2010), в первом из них получил приз MVP. За национальную сборную Беларуси провел 60 матчей (1993-2009).

— Дима, как играется в новой команде?
— Замечательно! Чувствую себя комфортно. Тренер — мой друг. Но это не значит, что у нас с Андреем Василевко панибратские отношения. Он — главный тренер, я — игрок, субординацию соблюдаю. Просто мне нравится стиль баскетбола, который он проповедует. Команда у нас молодая. Чему-то ребята учатся у меня, чему-то я у них. Раньше чаще приходилось выступать за клубы, которые претендовали на первое место. Но сейчас на равных соперничать с “Минском-2006” крайне сложно. Если финишируем вторыми, это будет хороший результат.

— То есть “минус 21” в недавнем матче с “горожанами” — объективная разница в классе?
— “Двадцатник”, конечно, многовато. Пытались бороться, стартовую четверть даже выиграли, но… Все-таки объективно “Минск” сильнее: в составе много сборников, плюс американцы. Огромное значение имеет психология, а здесь мы уступаем еще до выхода на паркет. Я провел множество матчей против темнокожих американцев, выработался иммунитет. А наша молодежь еще до игры начинает думать, как бы не опозориться, не получить больше сорока очков. Пытаемся воздействовать на ребят, объяснять, что это такие же игроки, как и они. Но страх подспудно все равно присутствует и, естественно, сковывает, не позволяет раскрыться, сыграть на пределе возможностей.

— Значит, о чемпионских регалиях в гродненских рядах разговор нынче не ведется?
— Отчего же? Здоровые амбиции присутствуют. Задача стоит одна: стремиться к победе в каждом поединке. Попробуем максимально усложнить жизнь фавориту. Если не обойти “Минск”, то серьезно пощипать его.

— В этом году федерация пошла на эксперимент: медальный плей-офф заменила “финалом четырех”. Как тебе это новшество?
— Не одобряю. Совершенно обесценивается роль лидерства в регулярном чемпионате — оно не дает преимущества своей площадки в плей-офф, как было раньше. И потом, неизвестно, где будет проводиться “финал четырех”. Назначат, к примеру, в Витебске, и все, кто был выше “Рубона” в таблице, окажутся в проигрышном положении. Сделали кальку из Кубка. Но ведь чемпионат — это нечто иное. Теперь финалисты лишены права на ошибку. Если раньше при несчастливом стечении обстоятельств можно было уступить в первом матче, но исправить положение в последующих, то сейчас этого нет. Слишком многое будет зависеть от случая. Свисток звонкий, мяч круглый — кому повезет.

— Система спаренных матчей ушла в прошлое. Стало лучше?
— Вот это правильное решение. Во всем мире играют по одному матчу. А то как получалось? В пятницу начинаем в шесть вечера, в субботу — в час дня. Если выкладываться в первой встрече по полной, то назавтра будет совсем другой баскетбол — восстановиться никак не успеешь. А так нормальный график: среда-суббота или вторник-пятница. Хотя, слышал, ребята из “Минска” жалуются на усталость. Я в Иркутске пять лет играл: до Москвы шесть часов летели — и ничего, ЦСКА обыгрывали.

— Уровень чемпионата страны упал?
— И существенно. Могилев “сдулся”, Гомель еле сводит концы с концами. Брест — такой регион, а до сих пор команды не имеет. Грустно как-то… А играть с кем приходится? В “Соже” ребята 1995-96 годов рождения. Мы их “прибили” “плюс шестьдесят”, но ведь это сильнейший удар по психологии пацанов. Со вторым “Минском” когда играли, увидел там двух парней, с которыми мой сын тренировался. Для них, возможно, и есть какой-то интерес, но ведь чемпионат называется мужским, а не детским.

— Коль вспомнил о сыне, расскажи, почему отдал его в ЦСКА?
— Моя жена — россиянка, Артем родился в России, так что все логично. Позвонили из ЦСКА, предложили. Почему бы и нет? Он уже второй год там. Стал чемпионом России по своему возрасту. Ездил смотреть на него в финале: играли со школой “Тринта”, за которую выступали сыновья Тихоненко и Домани, выиграли 20 очков.

— Сын, как и отец, защитник?
— Уезжал в Москву первым номером, а сейчас играет на позиции четвертого. В 13 лет рост 183 сантиметра! Меня наверняка обойдет.

— И как оценишь его игру?
— “Физики” еще не хватает, но голова, тренеры отмечают, светлая. Так и норовит дать мудреный пас. Говорю ему: “Играй проще”. А сам в душе радуюсь.

— Не жалко было отрывать ребенка от семьи и отправлять так далеко?
— Так ведь и я примерно в его возрасте уехал из дому в училище олимпийского резерва. Вспоминаю те годы, сравниваю — у них все по-другому. Дисциплина жесткая, тренеры очень требовательные. Конечно, на первых порах Артему было сложно, но сейчас нормально, привык. Ему все нравится, а это главное.

— И все-таки непатриотично как-то…
— А что здесь непатриотичного? Рыба ищет, где глубже, человек, где лучше. Вот встречался его ЦСКА-98 в рамках Детской Евролиги со старшими ребятами из “Минска-97”. Выиграли 56:13. Вот вам и уровень подготовки наших детей. Я уж не говорю о других различиях в возможностях российской и белорусской баскетбольных школ.

— Ранняя специализация — серьезный удар по общеобразовательной подготовке ребенка.
— Понятно, что тренировки, игры, разъезды отнимают немало времени. Но за учебой в ЦСКА следят строго. У сына всего две четверки по пятибалльной системе — по истории и биологии. Так что родителей не огорчает.

— У папы оценки были хуже?
— Наша группа в РУОРе была сильная. Леша Пынтиков закончил школу с золотой медалью, Вадик Пупунин — был такой парень из Светлогорска — потянул на серебряную, Саша Куль хорошо учился… Вообще, Михаил Алексеевич Тайц гонял нас за учебу. Двоек ни у кого не было, а за трояки от тренера здорово доставалось. Так что учились нормально.

— Обиду на руководство “Минска-2006” не держишь, что не продлили с тобой контракт?
— Какие обиды? Это жизнь. Они посчитали, что могут взять вместо меня лучшего разыгрывающего. Наверное, взяли.

— Переживаешь за свою бывшую команду?
— А как же! Там мои друзья — Андрей Кривонос, Володя Шарко, да и с другими ребятами по-прежнему поддерживаю приятельские отношения. Больно смотреть, как в Лиге ВТБ проигрывают один матч за другим. Обидно за Кривоноса, его попросту подставили. Не те люди занимаются селекцией. В солидных клубах мнение главного тренера о потенциальном новичке является решающим, а президент думает, покупать или нет. Здесь же ставят перед фактом — у тебя будет играть такой-то. А результат требуют с тренера. Хорошо хоть появился Элдридж — именно такой разыгрывающий и нужен был Кривоносу.

— Без предложения о продлении сотрудничества с “горожанами” остался не только ты, но и Куль. Но в отличие от тебя Александр до сих пор не при деле.
— Думаю, Куль смог бы помочь “Минску”. Во всяком случае, не помешал бы. Ведь мы видим, что американец-центровой защищаться особо не умеет и не любит. Но сейчас Сане тяжело куда-то устроиться. За границей — нереально, там сразу в паспорт заглядывают. У нас же все упирается в финансы. Наверное, будет определяться с другой работой. Благо у него американский диплом — не пропадет.

— Из вашей золотой “молодежки” многие перешли на тренерскую стезю, но не все. Пожалуй, самый необычный путь выбрал Андрей Свиридов — стал киноактером.
— Иногда общаемся с ним, когда приезжает в Беларусь из Америки или России. Он ведь не сразу пришел в кино. Жизнь потрепала — пришлось поработать охранником, еще где-то.

— Хочешь сказать, если судьба прижмет тебя, тоже подашься в кинематограф?
— О нет, это не для меня. Свою жизнь без баскетбола уже не представляю. Как закончу, попробую тренировать.

— И когда это может случиться?
— Да уже чуть не случилось нынешним летом. Остался без работы, стал задумываться, не податься ли в Россию. Вдруг звонок от Василевко с предложением поиграть за “Гродно”. Естественно, согласился.

— Не жалеешь?
— Ни капельки! В Гродно сильный клуб, традиции. Выхожу на паркет со спокойной душой. Мне комфортно. Клуб снял квартиру. Кстати, жизнь в Гродно дешевле, чем в Минске, — цены на продукты и все остальное. Раньше не обращал на это внимания.

— Супруга с дочкой остались в столице?
— Да. Дочка в садик ходит, срывать не хотелось.

— Скучаешь?
— А как без этого?! Но один редко бываю. То жена ко мне приедет, то я на выходные в Минск примчусь.

— С Василевко вы ведь знакомы давно…
— Сто лет! Играли и друг против друга, и вместе за национальную сборную. Вообще, мне нравится, что в наш баскетбол пришла плеяда молодых талантливых тренеров: Кривонос, Бойдаков, Василевко. Жаль, их дебют пришелся на неудачное в экономическом плане время. Посмотрите, как Руслану в Витебске приходится мучиться, ведь играют за копейки.

— Пока ты продолжаешь играть, твои ровесники накапливают тренерский опыт…
— Кто-то заканчивает в 30, кто-то в 40. У каждого свое время, зачем его торопить? А может, наоборот, друзья мне завидуют, что здоровье позволяет еще играть. Ведь зарплата у нас больше, чем у тренера. (Смеется).

— Ты — капитан “Гродно-93”. Признание партнеров польстило?
— Честно говоря, по характеру не очень подхожу на эту роль. Я — добрый, спокойный, обругать никого не могу. Так что в общепринятые рамки не вписываюсь. Для кого-то очень важно быть капитаном, лидером коллектива. Вот слышал, что Саня Кудрявцев переживал, что капитанские полномочия в сборной доверили не ему. Я же к этому отношусь спокойно. Выбрали — спасибо ребятам. Стараюсь их не подвести. А лучшим капитаном, которого знал, был покойный Саша Родионов. Вот кто обладал талантом сплотить команду, завести ребят в трудные минуты! Всегда был справедливым и очень порядочным.

— В этом году “Олимпия” обошла “Гродно-93” — заявилась в еврокубки. Не завидуете?
— Нисколько. Наверное, мы до еврокубков не доросли. Чтобы успешно выступать на международном уровне, надо серьезно усиливаться, покупать легионеров. А как это сделать, если валюты нет, а за белорусские рубли они играть не хотят…

— Представь ситуацию: финальный матч “Гродно-93” — “Минск-2006”, и ты на последних секундах производишь бросок, который может решить судьбу золотых наград. Рука не дрогнет?
— Я не раз бывал в подобных переделках и дрожи в руке не чувствовал, забивал. Довести бы только ситуацию до этого решающего броска…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?