Англия. Своими глазами. Жизнь после Лофтхауза
На кадрах кинохроники площадь гораздо просторнее. Фонтана, памятника и ларьков нет. Везде люди, машущие руками и головными уборами. Они встречают автобус с любимцами на крыше. Это местный “Болтон Уондерерс” выиграл Кубок Англии-1958. Трофей в руках лидера и капитана “рысаков” Нэта Лофтхауза.
Лофтхауз — легенда “Болтона” всех времен. Карьера и жизнь Капитана Нэта являла собой исключительный пример верности клубу и городу, которых в наше время в мировом футболе уже не сыщешь. Лофтхауз родился в Болтоне в 1925-м, играл только за “Болтон”, тренировал только “Болтон”, работал в качестве менеджера только в “Болтоне”, был президентом только “Болтона” и умер в Болтоне в январе 2011-го.
Варианты переходов в другие клубы Лофтхауз не рассматривал, хотя в то время он был одним из самых видных персонажей английского футбола. По среднему количеству голов за матч в послевоенный период в составе сборной Англии Нэт не знает равных и теперь — 30 мячей в 33 встречах! В списке бомбардиров сильнейшего английского дивизиона всех времен Лофтхауз удерживает высокое седьмое место. В составе “Болтона” на его счету 255 голов в 452 матчах в чемпионате Англии и 285 в 503 во всех турнирах!
Самый спорный гол болтонский бомбардир провел как раз в финале Кубка Англии-1958. Фактически он едва ли не затолкал мяч в ворота вместе с голкипером “Манчестер Юнайтед” Хэрри Грэггом. В то время борьба “плечо в плечо” разрешалась на всех участках поля и вне зависимости от амплуа. Поэтому момент был “на тоненького”. Арбитр показал на центр…
Ту победу “Болтону” припоминали еще долго. Вся страна жаждала символизма: обескровленные катастрофой “красные дьяволы” всем смертям назло берут Кубок. Но Лофтхауз и компания такому развитию событий воспротивились. Болтонские болельщики за это еще долго подвергались атакам фанатов “Юнайтед”, когда проезжали через Манчестер. Учитывая, что почти всегда нужно было пересекать город принципиальных соперников, приходилось им несладко.
Лофтхауза в Болтоне почти канонизировали. В 1994-м его наградили орденом Британской империи. Сейчас он хранится в городском музее — вместе с другими реликвиями героя. Есть, например, тот самый мяч с финала-1958. Кроме всего прочего, встреча уникальна еще и тем, что это был первый финал Кубка Англии, сыгранный мячом без шнуровки и желтого цвета — для большей резкости в телекартинке.
Кстати, достать этот мяч оказалось делом непростым. После финального свистка снаряд обычно забирал рефери. Но тогда в момент завершения поединка мяч был в руках бедолаги Грэгга. От досады голкипер выбил его на трибуны. Мяч не вернули.
Через газету Лофтхауз попросил фанатов передать ему ценный сувенир, а полиция даже начала расследование по факту хищения. В конце концов злоумышленник нашелся. Им оказался болельщик “Болтона” — некий Том Джеррард. “Надоело мне все это дело”, — сказал он журналистам, передавая мяч в руки Лофтхауза.
В музей сейчас водят школьные экскурсии. “Рассказать вам про знаменитого футболиста Нэта Лофтхауза?” — спрашивает девушка-гид. “Про динозавров! Хотим про динозавров! Когда уже будет про динозавров?” — ноют дети на все лады, и девушка уводит их к поддельным скелетам. Хотя Лофтхауз в принципе тоже динозавр. Он жил в доисторическую для теперешних болельщиков эпоху, когда “Болтон” выигрывал трофеи. Кубок Англии-1958 был последним…
Стадион “Рибок” находится от города далековато. Нужно ехать на поезде в сторону Блэкпула две остановки. Старый стадион — “Бернден Парк” — был ближе, в миле от центра. На нем “Болтон” играл очень долго — больше ста лет. Поэтому когда в 1997-м клуб решился на переезд, многие болельщики восприняли идею негативно. Чтобы их хоть как-то развеселить, дорогу, на которой нынче стоит “Рибок”, назвали “Бернден Уэй”.
На Бернден Уэй дует холодный ланкаширский ветер, стегая струями дождя подходящих к арене болельщиков. На поезде едут в основном эвертонские. Для своих “Болтон” организовывает автобусную доставку: полтора фунта за билет в обе стороны. На поезде дороже.
Эвертонские болельщики — ребята в основном спокойные. Особенно в таких городах, как Болтон. Делить с “Уондерерс” им особо нечего. Поэтому у полиции тревог нет. Вообще последние исследования показывают, что отсутствие барьеров между болельщиками разных команд в большинстве случаев на безопасности сказывается положительно. Легко кричать гадости и грозить кулаком, если между тобой и адресатом твоих сообщений забор. А вот если его нет, за слова можно ответить. Это заставляет грубиянов думать дважды.
На английских стадионах такой подход пользуется популярностью. Приезжих болельщиков в “клетки”, то есть серьезно укрепленные сектора, как, например, во Франции, не сажают. Максимальная мера безопасности — кордон стюардов.
На “Рибоке” приезжие фанаты занимают всю северную трибуну — это порядка четырех тысяч мест — и сразу начинают распеваться. Болтонские, довольно громкие на выездах, дома почему-то помалкивают. Хотя сейчас самое время поддержать команду. Сезон у дружины Оуэна Койла выходит турбулентным. Болтание в “зоне вылета” началось с самого старта. “Эвертон” тоже традиционно начинает тяжеловато. Но затем набирает обороты.
“Болтон” опоздал. Сыграй он с “ирисками” чуть раньше, шансы наверняка были бы. А так…
Первый и последний раз в матче трибуны “Рибока” завелись по-настоящему, когда арбитр показал красную карточку Дэвиду Уитеру за фол на Динияре Билялетдинове. Дальше стадион молчал, а “Болтон” уже почти только отбивался. “Come on boys!” — по инерции покрикивали отдельные поклонники хозяев. “Boys” крепко прижимались к своей штрафной.
— Верим в победу! — воскликнул сидевший недалеко от меня дяденька.
— Ага, верим. Да уже 4:0 в пользу “Эвертона” счет должен быть! — с хохотом отозвались мужики сверху.
— Ну так что ж теперь делать? — спросил дяденька.
Наверху развели руками: действительно, ничего не поделаешь. Перерыв встречали в мрачном настроении. “А как “Блэкберн” сыграл? 1:3 “сгорел”? Ну хоть какая-то радость сегодня”, — потягивали мужички пиво.
“Блэкберн” в Болтоне не очень любят исторически — все-таки это соперник по одному из самых принципиальных ланкаширских дерби. В этом сезоне антипатия к соседям рискует побить все рекорды. “Роверс” пока уверенно стоят на вылет. В интересах “Болтона”, чтобы блэкбернцы и дальше не выходили из летаргии: мест в премьер-лиге для обеих команд может не хватить.
Второй тайм быстро расставил все по местам: гол Маруана Феллэни решил почти все: воздух из хозяев вышел. А когда вовремя поднятый со скамейки Апостолос Веллиос второй раз пробил Юсси Яаскеляйнена, болтонские болельщики под торжествующие песни эвертонцев массово потянулись к выходу.
Англичане тоже люди. Они также хотят поскорее попасть домой. Они тоже злятся на свою команду в случае поражения и уходят за десять минут до финального свистка, если поражение — дело решенное. Представьте себе.
“Хорошо, что Нэт Лофтхауз умер. Вернее, плохо, конечно. Но хорошо, что он не видит этого позора”, — встал со своего места дяденька и начал просачиваться к выходу. Досматривали матч около четверти изначально пришедших болельщиков.
Культ Капитана здесь силен. В клубном магазине чего только нет с изображением легенды. И шарфы, и кружки, и брелоки, и майки всякие. Удивительно, что самым “продаваемым” футболистом “Болтона” является тот, кто свой последний матч за клуб провел 51 год назад — в 1960-м.
По Лофтхаузу в январе этого года в Болтоне горевали сильно. Фамилия капитана стала самой скорбной записью в книге утрат, которая выставлена на специальном стенде на “Рибоке” (когда умирает болельщик, семья обязательно сообщает клубу, чтобы в книге была сделана соответствующая запись). Была и минута молчания перед матчем с “Челси”, и цветы. На церемонию в болтонской церкви пришли тысячи людей. Гроб несли в том числе капитан команды Кевин Дэвис и главный тренер Оуэн Койл…
Может быть, именно присутствия символа клуба “Болтону” сейчас и не хватает.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь