ФХРБ. Микросхемы и макропроблемы
Аксиомы Кари
Из пяти вопросов повестки четыре посвятили делам сборных — от национальной до юношеской U-17. Рассматривали в порядке старшинства, начав с выступления наставника главной команды страны. Кари Хейккиля с ходу удивил: в отличие от большинства коллег, предпочитающих опираться в таких случаях на заранее заготовленные тезисы в блокноте, финн предъявил аудитории собственноручно изображенную на огромном планшете схему. В собственноручности, учитывая ошибки в неродных русских словах, сомневаться не приходилось. Но подход, согласитесь, основательный.
Столь же основательным был и доклад тренера — опять-таки на “финском русском”. Хейккиля не стал особо вдаваться в ретроспективу печально известных гомельских событий (“Кубок Полесья”). Его наметки были шире — обзор проблем белорусских сборников как таковых. Надо думать, в изображенном Кари алгоритме для его белорусских коллег не было ничего принципиально нового. Кому непонятно, что фундамент успеха в любом игровом (да и неигровом, кроме разве что шахмат) виде спорта — поставленная техника плюс должная физподготовка? Или что тактика может быть командной и индивидуальной, а психология складывается из характера, дисциплины, умения концентрироваться, мотивации и способности противостоять психологическому давлению…
Посему, не споря с аксиомами, с мест попросили большей конкретики. Мол, какие именно претензии к делегированным на “Кубок Полесья”? А заодно какие тактические схемы намерен использовать штаб сборной? Претензии нашлись: “Не скажу, что с “физикой” дела совсем плохи, но клубам стоит уделить этому пристальное внимание. Причем и работе, и контролю. Ведь понятно, что за несколько дней кэмпа сборной кардинально ничего не исправишь. В Финляндии есть тест-пакеты, по которым это делается дважды в год, хотя бы для отслеживания динамики”, — подчеркнул коуч сборной. Как выяснилось вскоре, в Беларуси о столь профессиональном подходе речи не идет. Даже начинающая на днях сбор “молодежка” в преддверии чемпионата мира намерена тестировать кандидатов на поездку в Гармиш-Патенкирхен по старинке — исключительно тренерскими силами.
Вопрос тактики оказался более сложным: “Я, конечно, могу сейчас начать вдаваться в подробности. Если вы готовы задержаться на лишних пару часов, — пошутил финн. И все же полностью от деталей не уклонился: — Наблюдал за матчами экстралиги и заметил некоторые вредные привычки игроков. Например, форварды, едва перейдя синюю, а то и красную линии, зашвыривают шайбу поглубже в чужую зону. В итоге атака, считай, начинается в углу — это не дело. Контроль над шайбой — основа основ, а нападающие сами обрекают себя отбивать ее у двоих соперников вместо одного. Или защитники: большинство идут на оппонента уже с высоко поднятой клюшкой. Мало того что это резко увеличивает вероятность фола, так еще и заставляет терять время на возвращение клюшки на лед. В современном хоккее в борьбу за шайбу давно вступают с клюшкой в одной руке”.
Правда, сделать свою часть выступления исключительно наступательной Хейккиле не удалось. Как не удалось бы никому в присутствии Михаила Захарова: “Я не понимаю, почему все молчат и не обсуждают гомельский турнир. Такие поражения, как на “Кубке Полесья”, не идут на пользу никому. Есть турниры, где можно массово проверять новичков, но это не тот случай. Мы провалились с разгромными счетами на своем льду, да еще в прямом эфире. Считаю, вы выбрали неправильную стратегию, сделав слишком большой упор на обновление. Чем проводить его так, лучше вообще дома не экспериментировать, позориться на выезде. И так нас все плющат”, — сделал выпад коуч “Юности”.
Его бунтарский дух подхватили коллеги. Тренер “Металлурга” Василий Спиридонов недоумевал: “Непонятно, зачем “Динамо” Казнадей. Протирать лавку и кататься из Жлобина в Минск и обратно? Сикора же по телевидению твердо заявил, что на выезде его не выпустит”. С динамовской стороны было кому ответить немедля. Кто забыл, председательствует на тренерском совете Александр Андриевский: “Мы выезжали, когда в команде оставалось шесть здоровых защитников. Сломайся кто-нибудь из них — и что?”
Но Спиридонова поддержал и гродненский делегат Анатолий Варивончик: “У нас Горошко, вернувшись на время в “Неман”, из-за отсутствия практики приехал совершенно разобранным. О какой сборной после этого говорить?”
Муки и котлеты
Вопросы повестки дня со второго по четвертый разбирались более динамично. В центре внимания, напомним, были ноябрьские выступления сборных U-20, U-18 и U-17. Уже хотя бы потому, что в отличие от национальной дружины эти в своих турнирах не провалились.
Правда, и здесь не обошлось без острых вопросов. Появление в штабе “молодежки” финского тренера вратарей Яркко Таполы вызвало… не то чтобы отторжение нового скакуна в обкатанной упряжи, но неприятие необходимости “подвинуть” коллегу финна Андрея Кудина. “Он же знает этих ребят с юношеской сборной, чуть ли не нянчится с ними!” — восклицал Владимир Заблоцкий. “И какой результат был у юношеской сборной, помните?” — жестко “хитанул” тренера глава федерации Евгений Ворсин.
В разгоревшихся после докладов о младших сборных прениях с хейккилевской основательностью выступил главный тренер восемнадцатилеток Михаил Васильев: “Вот здесь все тренеры. Ответьте мне, коллеги: к завершению предсезонной подготовки мышечная масса игрока должны вырасти? По-моему, это очевидно. А мои парни теряли до семи кило! А иначе и быть не могло, если у них на обед тонюсенькая котлетка, в которой хлеба, наверное, больше, чем мяса. И двенадцать макаронин на гарнир — как-то из интереса пересчитал. А мы здесь о какой-то вертикали сборных говорим…”
Справедливости ради тренер сразу обмолвился, что повествует о положении дел до недавнего времени. Нынче допсредства на питание юных сборников найдены. И теперь они по крайней мере сыты, чтобы строить нарисованную Хейккилей пирамиду.
Между трех букв
ВХЛ и ОЧБ — две связки из трех букв, которые обсуждались в последнем, пятом, вопросе повестки. Учитывая аудиторию совета, этот пункт вызвал наибольшее оживление. Как и можно было предполагать, вопрос открытия Беларусью второго восточного фронта пока рассматривается скорее теоретически. Даже у главы ФХРБ затея не вызывает комсомольского энтузиазма: “Проект в принципе реализуемый, российская сторона не возражает. И все же, считаю, сейчас нужно прежде всего заботиться о внутреннем чемпионате. Не только о сохранении, но и о повышении его уровня. Читаешь скептические высказывания тренеров на сей счет — и диву даешься: такое чувство, что падение уровня их не касается, поднимать должен кто-то другой. Виноваты регламент, система, лимиты — только не тренеры.
При этом у “Гомеля” средний возраст команды 24 года. А у “Шахтера” — 26,8. Даже те клубы, которые сейчас на дне таблицы, но делают ставку на свою молодежь, имеют будущее. У “Шахтера” его пока не вижу. Привыкли, что всегда можно купить игроков за кордоном. Кажется, пора забыть, что это возможно, и развивать наконец свое”.
Уже из этого монолога Ворсина можно было сделать вывод, что белорусский поезд не ломанется на восток скоростным экспрессом. А значит, во главе угла останется родной ОЧБ — реформируемый или нет. Напомню вкратце суть реформы: клубам предложено с нового сезона делить таблицу “регулярки” после двух кругов. Шестерка сильнейших, получавшая пропуск в плей-офф еще до Нового года, выявляла бы сильнейшего из сильнейших. Остальные продолжали бы борьбу с равными себе за две оставшиеся путевки в нокаут-раунд.
На местах мнения разделились. На электронную рассылку федерации по сути вопроса откликнулись пять клубов. “Гомель”, “Брест” и “Неман” высказались за идею, “Химик”- СКА и “Металургс” — против. Остальные, видимо, продолжали колебаться между “хочется” и “колется”. Главный аргумент противников — вторая часть чемпионата после разделения добьет интерес к нему в городах нижней половины таблицы. Причем как у болельщиков, так и у спонсоров — лидеры перестанут наведываться. “Так что, оставляем все как есть?” — проронил спортивный директор ФХРБ Владимир Швабовский.
И “не вынесла душа поэта…” Преследующее уже восемь лет и до сих пор успешно подавляемое желание подать голос на подобных совещаниях вышло из-под контроля. В праве мне не отказали, и был озвучен, если изволите, прессболовский вариант реформы. Суть — делить предварительный этап не после второго, а после четвертого круга, коих нынче, как известно, пять. При таком раскладе количество визитов лидеров к аутсайдерам останется неизменным, а несомненная интрига заруб в примерно равных по классу группах останется в силе. Заодно с разогревом интереса к будущему плей-офф. Не секрет же, что иногда предшествующие ему февральские поединки “гладкого” первенства бывают до зевоты скучны. Не скажу, что попал в “яблочко”, но три благодарности за хорошую идею после заседания с удовольствием принял. С единственной поправкой: для четности “регулярку”-2012/13 федерация сделает шестикруговой. Как понял, именно этот вариант будет вынесен на обсуждение исполкома федерации в конце декабря.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь