25-й пошел. Герой или камикадзе? Александр Седнев: я чист перед Овчинниковым
Бывший главком “Белшины”, приведший бобруйскую дружину к наивысшему за последнее десятилетие результату, горит желанием проверить себя в новых реалиях. А то, что он 25-й наставник в “Динамо” в эпоху Юрия Чижа, воспринимает с долей юмора. Подходящая позиция, дабы задержаться в клубе дольше предшественников.
ИЗ ДОСЬЕ “ПБ”
Александр СЕДНЕВ. Родился 16.08.73 в Могилеве. Воспитанник СДЮШОР-7. Первый тренер — Виктор Голенков. Защитник. Выступал за команды: “Днепр” (Могилев, 1991), “Торпедо” (Могилев, 1992-95), “Черноморец” (Новороссийск, 1995), МПКЦ (Мозырь, 1996-97), “Трансмаш” (Могилев, 1997), “Балтика” (Калининград, 1998-99), “Торпедо”-МАЗ (Минск, 1999-2000), “Белшина” (Бобруйск, 2001-02), БАТЭ (Борисов, 2003), “Нафтан” (Новополоцк, 2004-05). В высшей лиге чемпионатов Беларуси провел 295 матчей, забил 25 мячей. Двукратный чемпион (1996, 2001) и обладатель Кубка Беларуси (1996, 2001), серебряный призер чемпионата страны (2003). В составе сборной Беларуси сыграл 2 матча. На тренерской работе с 2006 года. Возглавлял “Савит” (Могилев, 2006-08), с которым за два сезона прошел путь от второй лиги до высшей, “Белшину” (Бобруйск, 2009-2011). С декабря 2011-го — главный тренер минского “Динамо”. Окончил Калининградский педагогический университет (1998) и БГУФК (2006). Имеет тренерскую лицензию “Pro”.
Чаще давали советы
— Завершившийся турнир динамовских команд проводился в основном для нового главного тренера. После просмотра игр, какие чувства превалировали: оптимистичные или наоборот?
— Я понимал, что у ребят позади множество матчей, поэтому ждать от них ярких действий не приходилось. Тем не менее некоторые футболисты в индивидуальном плане произвели хорошее впечатление. Сообща проанализируем полученную информацию, побеседуем с тренерами, работающими с этими игроками, и потом примем конкретное решение по каждому из них.
— В сформированном штабе “Динамо” как разделите обязанности?
— Я хорошо знаком с Дмитрием Касенком и Сергеем Павлюковичем, однако раньше сотрудничать не доводилось. Предварительное распределение функций мы произвели, окончательное же подкорректируем в процессе работы. Какое-то одно направление у моих помощников будет основным, остальные — вспомогательными. Задача же научной группы — заниматься анализом функциональной и физической готовности игроков.
— В последнее время вам пришлось услышать немало поздравлений, пожеланий. Какое повторялось чаще всего?
— Больше было даже не пожеланий, а советов. Их я во множестве слышал на протяжении всей тренерской карьеры. Знаете, я отношусь ко всему философски. У меня есть собственная цель, есть задача, которую поставит передо мной руководство клуба, и я должен приложить максимум знаний и умений, чтобы их осуществить.
— То есть не придаете значения своему порядковому номеру главного тренера и традиционным майским отставкам?
— Статистика — вещь упрямая. На нее, естественно, обратил внимание. Но попытался абстрагироваться от эмоций и проанализировать ситуацию.
— И каков вывод?
— Эта информация закрытого типа — лично для меня. Уж извините. Но раз я заключил с “Динамо” контракт, несложно предположить, что нашел для себя в этом немало положительных факторов.
Я никого не подсиживал
— Хотя имя нового главного тренера “Динамо” скрывалось, шила в мешке не утаишь. За сколько туров до окончания чемпионата вы знали, что возглавите команду? И не мешало ли это завершать сезон с “Белшиной”?
— Первый разговор о переходе в “Динамо”, довольно поверхностный, состоялся еще в мае. Но у меня были контрактные обязательства перед бобруйским клубом, и переговоры закончились, даже не начавшись. А примерно в сентябре руководители “Динамо” вновь вернулись к этой теме. Но по взаимной договоренности она была заморожена — перенесена на окончание чемпионата. Совместно решили, что я так же, как и динамовские тренеры, доработаю сезон до конца, а затем, если интерес к моей персоне не угаснет, побеседуем более конкретно. Так все, собственно, и произошло, никаких дерганий не было.
— Тем не менее игра с “Динамо” наверняка имела для вас принципиальное значение. Дуэль у Овчинникова вы выиграли. Каков главный фактор той победы: тактика, характер, физическое превосходство или хитрость?
— Я не считаю, что выиграл дуэль у Овчинникова. Это был обычный матч, к которому мы готовились точно так же, как и ко всем остальным. У нас сохранялись шансы побороться за более высокое место, возможно, даже за третье. К тому же на протяжении нескольких лет мы не могли взять у “Динамо” ни одного очка. Все это сильно мотивировало футболистов. Мы хорошо подготовились, разобрали игру соперника, были готовы к нескольким вариантам его действий. Поэтому именно этот фактор и назвал бы определяющим. Плюс ко всему нам повезло — забили быстрый гол, и он существенно облегчил задачу. А в начале второго тайма и еще один. Хотя все в матче могло сложиться иначе. Я прекрасно понимал состояние динамовцев: каждое очко для них на вес золота, терять их нельзя ни в коем случае. В этой ситуации в плане психологии нам было легче. Повторяю: никакой тренерской подоплеки в том поединке не было. Я с уважением отношусь к Овчинникову, дорожу его мнением, и если бы руководство “Динамо” приняло решение оставить Сергея Ивановича, то, говорю от чистого сердца, не испытал бы никакого разочарования.
Цель — совершенствоваться
— Добытое пятое место “Белшины” — наивысшее ваше достижение за шесть лет тренерской работы. Есть ощущение, что созрели для борьбы за пьедестал?
— Чтобы выполнить конкретную задачу, мерилом которой является определенное место, должно сойтись много факторов. Сегодня я не могу утверждать, что у меня хватает опыта и знаний, чтобы непременно привести команду к пьедесталу. Но это цель моей жизни — совершенствоваться и получать знания, чтобы они были не поверхностными, а фундаментальными, и в дальнейшем помогали в работе. Я никогда не шарахался. Выбрал направление и следую согласно ему. И если работа приносит результат, значит, поступаю верно. Но достижения тренера — это не только занятое место. Насколько совершенствуется командная игра, повышается ли индивидуальный уровень развития его подопечных — все это также говорит об эффективности тренерской деятельности.
— Вы — не динамовец. Не опасаетесь недоброжелательного отношения со стороны тех, для кого “Динамо” — родной клуб?
— В моем понимании человек предан клубу, когда добросовестно выполняет профессиональные обязанности. И не обязательно при этом быть его воспитанником. Динамовец — почетное звание. Это, если хотите, хранитель клубных традиций. Достаточно назвать фамилии Яшин или Старостин, и сразу понятно, о каких командах идет речь. Некоторые открыто бравируют тем, что патриоты клуба, целуют эмблему на майке, но в поединке, где нужно проявить волю и характер, раскисают. А при подготовке к важному матчу позволяют себе расслабиться в ночном клубе и потом обвиняют в неудачах кого-то другого. Я подобного категорически не приемлю.
Контракт на год — моя инициатива
— Намерены ли вы кардинально обновить динамовский состав или ограничитесь косметическими поправками?
— Существует много моментов, которые могут повлиять на стратегию комплектования. Полагаю, руководству в первую очередь следует оценить выступление каждого игрока в сезоне плюс узнать мои пожелания по некоторым из них. Когда прояснится, какие позиции требуют усиления, тогда и будем пытаться с помощью селекции сработать как можно эффективнее. Нельзя забывать, что ряд наших футболистов имеют заманчивые предложения из других клубов. С одной стороны, мне не хотелось бы, чтобы эти ребята покидали “Динамо”. Но с другой — понимаю, что они должны делать шаг вперед.
— То есть препятствий чиниться не будет, если, скажем, Драгун или Веретило получат престижные приглашения?
— С моей стороны — нет. В данной ситуации я займу позицию футболиста. Но, как вы понимаете, в этом вопросе не все зависит от меня.
— Вероятен ли приход в “Динамо” кого-то из игроков “Белшины”?
— Пожалуй, нет. “Белшина” — клуб, который оставил серьезный след в моем сознании. И я не хотел бы ни при каких обстоятельствах пытаться его ослабить.
— Вы подписали однолетний контракт. Краткосрочность — чья инициатива?
— Моя.
— Почему?
— Попросил, чтобы мою работу оценили по прошествии сезона. Естественно, если удастся его отработать полностью. В случае если она будет признана удовлетворительной, не вижу причин, которые помешали бы заключить долгосрочный контракт. Я не гонюсь за цифрами и сроками, а хочу соответствовать уровню клуба.
Все игроки для меня равны
— В “Динамо” существует бразильский легионерский вектор. Это радует вас или огорчает?
— Мне уже приходилось работать как с латиноамериканцами, так и с африканцами. В целом удавалось находить с ними неплохой контакт. Хотя я не сторонник разделения футболистов по каким-то сословиям, категориям или национальным принадлежностям. Требования к легионерам у меня абсолютно такие же, как и ко всем остальным. Мне крайне важно создать в коллективе хороший микроклимат, ауру, которые помогали бы команде решать любые задачи. Если же какой-то игрок будет преследовать свои меркантильные цели, то у тренерского штаба найдется достаточно рычагов, чтобы это вовремя пресечь.
— Ваши предшественники Гуренко и Овчинников не скрывали недовольства сотрудничеством с генеральным директором клуба. Вы со Стрельцовым знакомы давно, оба могилевчане — будет легче сработаться?
— Не хотелось бы загадывать, будет ли мне комфортно работать с Валерием Ивановичем или нет. Передо мной поставили задачу, мы разграничили обязанности и сферы деятельности, я прекрасно понимаю, за что буду отвечать. Честно говоря, больше волнует, найду ли общий язык с футболистами, смогу ли доходчиво донести до них мои требования. Ведь в конечном счете результат зависит от них.
— В последние годы в “Динамо” случались конфликтные ситуации, после которых отдельных футболистов лишали игровой практики. Так было с Путило, Кисляком, Горбуновым, Рекишем. Морально готовы к тому, что тренерское слово может не быть решающим при определении, кому играть в основном составе?
— Не думаю, что до такого дойдет. У меня есть, хотя и небольшой, опыт работы в клубах с разной формой собственности. Какие-то трения, несогласия возникали, но каждый раз удавалось с ними справляться. Объяснял руководителям, по какой причине тот или иной футболист играет больше или меньше, почему этого надо взять в команду, а того отправить. Надеюсь, удастся быть убедительным и в дальнейшем. А вообще, пока этой проблемы не существует, есть ли смысл ее обсуждать?
В Бобруйске частица сердца
— Первым динамовским новичком стал Павел Пласконный. Значит, защита — самое слабое звено?
— Утверждать так не берусь, пока не ясно, каковы будут наши кадровые потери. Из них и будем исходить. Но все равно позиция центрального защитника, на мой взгляд, достаточно уязвима, хотя и не могу утверждать, что в “Динамо” играли защитники низкого уровня. В любом случае опыт и мастерство Пласконного должны пригодиться команде.
— Сейчас в вашем активе 96 матчей в высшей лиге. Если юбилейный, сотый, придется проводить в Бобруйске, не стушуетесь? Не смутит встреча с местными болельщиками, руководителями?
— Как меня встретят — не знаю. Надеюсь, хорошо. В Бобруйске я познакомился с людьми, горячо влюбленными в футбол. Хотел бы искренне поблагодарить Дмитрия Степановича Катеринича — сейчас он министр промышленности, а в ту пору был директором шинного комбината, именно он приглашал меня в “Белшину”. Много делает для команды мэр города Дмитрий Михайлович Бонохов. Огромное спасибо и всем работникам клуба, ведь то, что нам удалось сделать, — это плод совместного труда. Я старался честно выполнять свою работу на протяжении всего срока контракта, никогда не предавал игроков, руководителей. Они для меня близкие люди. Но это определенный этап, срез времени, который остался позади. Сегодня я в другой команде и постараюсь сделать так, чтобы по прошествии какого-то промежутка времени было не стыдно отчитаться перед минскими футболистами, руководителями, болельщиками.
— В 2012 году у “Динамо” есть теоретический шанс сыграть в Лиге Европы — если Кубок выиграет “Гомель”. Надеетесь на это или предпочитаете не спешить с еврокубками, чтобы не набить шишек?
— Не хотел бы, чтобы мои флюиды действовали на какие-то команды — положительно или отрицательно. Буду стараться хорошо подготовить своих футболистов, а там как судьба распорядится. Если представится такой шанс, будем рады. Если же нет, то сделаем все возможное, чтобы завоевать это право в честной борьбе.
— Вы закончили два вуза — Калининградский педуниверситет и БГУФК. Если бы относились к учебе формально, вероятно, хватило бы и одной “корочки”?
— Дело не в “корочках”, а в образовании, знаниях. Всегда руководствуюсь принципом: пытайся окружить себя умными людьми, и сам станешь намного умнее. С дураками всегда легко. Для меня крайне важны возможности, которые есть в “Динамо” в плане науки — планирования, проведения и анализа учебно-тренировочного процесса. Чтобы не тыкать пальцем в небо, а детально знать состояние игроков, их реакцию на нагрузки и так далее. Поверьте, это самая серьезная мотивация, которая двигала мной при переходе в “Динамо”.
Трое детей — это счастье
— Заметил, вы носите обручальное кольцо. Для меня это символ того, что данный мужчина — крепкий семьянин. Себя таковым считаете?
— У нас с супругой замечательная семья, воспитываем троих детей — сына и дочерей-двойняшек. Очень хочу, чтобы они выросли нравственно и духовно здоровыми людьми. Для меня это сильнейший стимул. Чтобы дети никогда не стыдились меня, того дела, которому я посвятил жизнь.
— Но при вашей работе, наверное, не удается много времени уделять семье. Сколько часов в сутки отнимает футбол?
— Если сказать, что все 24 часа, то, конечно, слукавлю. Но от того, что он отнимает основную часть времени, никуда не уйти. Да, я фанатичен в работе, страстно люблю футбол. Люблю его, как игрок. Если каждый день находишься в игре, тебе нужно кому-то противостоять, пытаться его обыграть, вне зависимости от того, что ты сам уже не выходишь на футбольное поле. Поэтому постоянно думаешь, размышляешь, совершенствуешь собственные знания. Иной раз ловлю себя на мысли, что, занимаясь каким-то другим делом, совершенно не связанным с футболом, все равно пытаюсь повернуть ситуацию так, чтобы она была как можно более эффективной.
— А бывает так, что устаете от футбола и хочется на какое-то время о нем позабыть?
— Усталость после сезона, конечно же, накапливается. В первую очередь психологическая. Какая-то идея стоит на месте, ты не можешь ее реализовать, что-то не получается — выходит замкнутый круг. Полностью отключиться не удается, все равно что-то будет тебе об этом напоминать. И я, кстати, сильно этому не противлюсь. А отдохнуть иной раз хочется. Но заботы, заботы…
— Любимый вид релаксации какой?
— Мой лучший отдых — это семья. При первой возможности еду в Могилев, хочется побыть с женой и детьми. Я ведь знаю, что они меня сильно ждут.
— Семья переедет в столицу, или снова придется мотаться по могилевской трассе?
— На первых порах, наверное, нет. Для того чтобы серьезно заниматься профессией, должен быть небольшой крен в сторону работы. Жена прекрасно понимает, что контракт с “Динамо” — серьезное испытание для меня.
— То есть решение, принять динамовское приглашение или нет, принято на семейном совете?
— Не совсем так. Если бы существовало несколько вариантов за пределами страны, тогда обязательно спросил бы об отношении к ним жены. А когда позвали в “Динамо”, это другой вариант. Сказал ей: “Представь, что меня пригласили на работу во Владивосток”. Это чтобы она не питала иллюзий по поводу моих частых появлений дома.
…Хотя абстрагироваться от динамовской традиции менять главкомов по два за сезон сложно, хочется, чтобы на этот раз у отцов старейшего столичного клуба хватило терпения и благоразумия. Команду возглавил молодой тренер новой волны — вдумчивый, умный, уже многое умеющий, но еще большему в своем ремесле стремящийся научиться. На его “бело-голубом” пути наверняка встретится немало шипов. Но пусть у него все получится!
“Партизан” вернул Менди и Ледесму и ищет нового главного тренера
НАФТАН
Новополочане продолжают отдыхать, и делу время наступит еще не скоро — в январе. Полку игроков тем временем убыло. С венгерским хавбеком Иштваном ШАНДОРОМ, чей контракт благополучно завершился, сотрудничество решено не продлевать.
ПАРТИЗАН
Завоевав в драматичной борьбе путевку в высшую лигу, футболисты и тренеры столичного “Партизана” с чувством выполненного долга ушли в отпуск. Предположительно он продлится до 16 января. К тому времени должен решиться вопрос с назначением главного тренера — генеральный директор клуба Людас Румбутис, возглавлявший команду на заключительном этапе сезона, не намерен больше сидеть на двух стульях. В “Партизан” вернулись бразильский полузащитник Рафаэл ЛЕДЕСМА и его коллега по амплуа из Сенегала Паскаль МЕНДИ, находившиеся в аренде в минском и брестском “Динамо” соответственно.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь