Лига чемпионов. Больше, чем клуб
Так заведено, что при выходе команд на поле перед официальной мелодией Лиги чемпионов звучит клубный гимн. Торжественная песнь “Барселоны” переведена на 37 языков (белорусского среди них нет), так что подпевать способен практически любой. Но позавчера было вдвойне удивительно, насколько стройно у каталонской публики получалось петь хором. Ведь матч ажиотажа не вызвал, а рассадка зрителей вышла причудливой. Им словно была дана команда равномерно заполнить всю арену.
Есть мнение, что более нигде в Европе зритель не приходит на стадион, как в театр. На протяжении всего матча можно было слышать как дружный хор гостевого, борисовского, сектора, расположенного на верхнем ярусе, так и нестройные выкрики жен и подруг футболистов БАТЭ. Им просто никто не мешал. На арене элементарно не было организованных групп местных фанатов, отсутствовали флаги, баннеры, речевки и кричалки. Были лишь гигантские надувные фигуры, выраставшие при взятии ворот, да трубач (или флейтист), тянувший некие заунывные мелодии. Его прямое предназначение стало понятно только после третьего гола в борисовские ворота. Музыкант выдул несколько аккордов клубного гимна, после чего стадион во второй раз за день подхватил песнь. В остальное же время публика аплодисментами реагировала на удачные действия футболистов обеих команд и иногда хлопала в такт борисовскому барабану. Этот психологический инструмент в каталонских руках достоин всяческого изучения.
Следующую домашнюю встречу “сине-гранатовым” проводить 22 декабря. То будет игра на Кубок Испании с клубом третьего дивизиона “Оспиталет” — так называется один из пригородов Барселоны. На этот поединок готовятся прийти гораздо больше болельщиков, чем на матч с БАТЭ. Стоимость билета тоже выше — от 75 евро. Здесь знают цену дерби.
Каталония — это не совсем Испания, хотя основные признаки присутствуют. Один и тот же человек будет здороваться с тобой столько раз в день, сколько будешь проходить мимо — даже если между встречами проходит не более получаса. Причем делать это не дежурно, не повторяться. Здесь тоже действует основная испанская мудрость, идентичная нашему “авось”. У жителя Каталонии также есть ответ на любой ваш вопрос, даже если такового не существует в природе. Вам всегда покажут дорогу — даже если не поймут, куда необходимо пройти. Правда, здесь чаще всего задумываются над тем, что собеседник может их не понимать. Видимо, потому, что каталанский язык распространен в мире не так широко, как испанский, поэтому жители Барселоны вынуждены учить какой-либо еще.
Оккультизм тоже один на всех. Прежде всего речь о почитании праздников. Журналист издания “Diario As” Серхио, знакомство с которым завелось еще три года назад по мотивам встречи БАТЭ с мадридским “Реалом”, попрощался с нами после предматчевой пресс- конференции, сообщив, что на завтрашний поединок он не пойдет. Причина, на его взгляд, более чем уважительная — выходной. С Днем Конституции, который Испания отмечала позавчера, он никак не связан. Хотя наверняка и по этой причине зрителей вторничный матч недосчитался. Конституция 1978 года дала широкие права автономным областям страны, в насквозь независимой Каталонии этот праздник имеет двойную ценность.
Другой общеиспанский культ требует внушительного лирического отступления.
…В июне 98-го автор сего материала впервые побывал в Борисове. Дабы студенческие летние каникулы были более продолжительными, минчанам имело смысл искать место для производственной практики подальше от столицы. Там, куда преподавателям неохота ездить, вследствие чего они соглашались побывать на объекте только в первый и последний дни. Как и студенты, собственно. Чудным образом в день первого выезда в Борисове был футбол — дебютирующий в элите БАТЭ принимал столичное “Торпедо” (возможно, даже с приставкой МАЗ). Преподаватель Зайцева согласилась ехать в нестольный град только при условии, что выезд будет “пробит” на ее личном автотранспорте, к которому она относилась не иначе как к груде железа. А коли так, то Лилия Александровна имела полное право отдыхать на заднем сиденьи, посадив за руль студента. И искренне недоумевать, почему тот не поехал обратно, остался на футбол, о котором ей было, похоже, известно лишь потому, что родной университет располагался рядом с ареной “Динамо”. Ситуация выходила из- под контроля, грозила незачетом. Пришлось придумать вескую причину, мол, попросили посудить, со свистком побегать.
Впрочем, основание было не менее веским. В чемпионате Беларуси по футболпрогнозу борисовский матч имел решающее значение. Выиграют минчане — на коне, иной результат — увы. То была первая игра БАТЭ, увиденная воочию. В ее перерыве из подтрибунья вышел человек. Он был одет в забавный (как будто на чужое плечо) костюм темно-коричневого цвета. Постояв у кромки поля с пяток минут, незнакомец ретировался. Этот же человек, уже стильно одетый, в минувший понедельник, находясь у кромки поля “Камп Ноу”, просил у дедушки-защитника “Барселоны” Херарда Пике, работающего в структуре клуба, вызвать ему такси. Матч тринадцатилетней давности завершился столь нужной победой “Торпедо”. Единственный гол забил Олег Кононов. Тот самый, который не так давно ушел с поста главного тренера львовских “Карпат”. А вообще сказ про Анатолия Капского, а вся история — о пользе ставок.
Если вы произнесете в Испании весьма популярную у нас фразу “прогноз — дело неблагодарное”, вас никто не поймет. Это в принципе недоступно уму в стране, где фактически каждый во что-то играет на деньги. Не с нашим смыслом сказочно и вдруг выбиться в люди, а ради самой игры. В этом философия здешнего существования. Если хотите, национальная идея. Просто она не сформулирована столь четко, как это получилось у “Барселоны”.
В больше, чем клуб, помимо футбола, также входят команды по баскетболу, гандболу и хоккею на роликовых коньках. Герои этих видов спорта востребованы на фасаде упомянутого “Палау блауграна”. Есть здесь и наш гандболист Сергей Рутенко. Его изображение находится на профильной стороне дворца и соседствует с образом другого игрока в ручной мяч — француза Седрика Сорендо.
Всей структурой “Барселоны” руководит один президент, избираемый болельщиками. У футбольного клуба таковых 175 тысяч. За право носить гордое имя “сосио” они ежегодно перечисляют в клубную казну по 150 евро. И заодно фотографируются около двухметровой эмблемы клуба у входа в главный офис. Здесь же свое первое фото делают все новички команды.
По дороге от офиса к стадиону есть еще две достопримечательности — музей “Барсы” и клубный магазин. При помощи первого “сине-гранатовые” рассчитывают заработать в нынешнем сезоне не менее 20 млн. евро. Для магазина бизнес-план составить сложнее, но очередь в него не редеет. Здесь есть все, на что только можно нанести клубную символику: начиная от младенческих пинеток и заканчивая шнурованными мячами, которыми пользовались в 1957 году. А чего нет, можно принести с собой — набьют любыми способами.
Ведь это больше, чем магазин…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь