Цитатник Кондратьева. Словесный портрет нового тренера

21:21, 8 декабря 2011
svg image
1811
svg image
0
image
Хави идет в печали

Личность и публичность
КОНДРАТЬЕВ. Ясно, что у любого тренера есть недостатки. О своих знаю. Уже говорил об этом на пресс-конференции. Стараюсь меняться. Хотя в моем возрасте, возможно, уже и поздно. Но, например, надо компромиссы с журналистами находить, раз человек публичный. Лояльнее быть, корректнее, терпимее.
“ПБ”. Импульсивность, болезненная реакция на критику составляет важную часть психологического портрета Кондратьева-тренера. Такая особенность натуры выдает в нем человека с острым восприятием и оголенным нервом. Естественные качества для обычного человека, для специалиста уровня национальной сборной они, безусловно, — лишние. Когда работа предполагает публичность и широкое общественное внимание — критика неизбежна. И бороться с ней — бесполезно. Нужно просто иметь иммунитет — такой, какой был у того же Штанге. Будем полагать, пройдя в этом году огонь, воду и медные трубы, Георгий Петрович стал менее восприимчив к чужому мнению. Иначе — и другим труднее, и себе дороже.

Люди и деньги
КОНДРАТЬЕВ. Знаю, в интернете многие ставили мне как бы в упрек: мол, где он работал? Отвечаю: там, где работал, всегда старался выполнять свой труд честно. В той же “Сморгони”. Пусть еще кто-нибудь туда поедет и займет восьмое место в высшей лиге — без денег и людей… Иногда такого труднее добиться, чем попасть в призеры с командой при достойных финансах и хороших исполнителях. Так что подобные упреки некорректны.
“ПБ”. Работа в “Сморгони” была у Кондратьева не вчера — воды с тех пор утекло много. Он тогда, по большому счету, только самоутверждался на ниве самостоятельной работы. Хотя именно то время закрепило за тренером вполне ясную репутацию — как профессионала, способного выжать из команды максимум. И даже немножко больше. Это именно то свойство, которое необходимо рулевому белорусской сборной.

Доверие и шутки
КОНДРАТЬЕВ. Главное, на что опираюсь, — полное доверие к ребятам. Мы ведь собираемся редко. И что — напрягать, душить? Нет, я наоборот. Ведь сколько было у нас нестыковок! Травмы эти. Форму не довезли в Германию. Старался все эти чужие недоработки в шутки превращать. Мол, чем хуже, тем лучше. Не надо на них зацикливаться — на этих моментах околофутбольных. Ныть не надо, скулить. Тогда и будет все нормально. Так и строю сборную. На хороших взаимоотношениях. Стараюсь быть для футболистов не тренером, а старшим товарищем. Хотя сложные моменты, конфликты случались. Удавалось сглаживать. И ребята молодцы. В позу не становились.
“ПБ”. Это давно не секрет: если в глазах окружающих Кондратьев подчас предстает в образе сурового и воинственного автократа, то для подопечных он — отец родной. Умеющий создать в коллективе комфортную обстановку. Готовый защитить команду от внешнего влияния. Способный взбодрить ее острой шуткой. Как результат — та же “молодежка” летом в Дании играла не только за себя, но и за тренера. А тренер в свободное от матчей время отечески величал футболистов инвалидами — и “инвалиды” не обижались, а только улыбались в ответ.

Человеческое и профессиональное
КОНДРАТЬЕВ. Уровень игрока, конечно, важен, но главное для меня — человеческие качества. Это не штанга, не теннис. Футбол — коллективный вид спорта.
“ПБ”. Cборная с человеческим лицом — идея, конечно, позитивная. Но на почве главной команды страны она может не прижиться. Ибо есть еще более мощная доктрина: играть должны сильнейшие. Впрочем, вопросы тактики, стратегии всегда решает тренер — ему и карт-бланш в руки, и кредит доверия в плечи.

Бунтари и паиньки
КОНДРАТЬЕВ. Не люблю паинек, которые в рот смотрят и слушают, а потом на поле ножку убирают. Пусть будет бунтарь. Пусть даже меня не слушает, кипит, злится, но на поле станет биться до конца. Мне такой игрок ближе.
“ПБ”. В этой части “народ и партия едины”. Болельщик тоже жалует бойцов — тех, кто готов не только играть, но и ложиться костьми. Кто имеет не только исполнительское мастерство, но и собственное мнение. У кого не только карьера, но и масштаб личности. В сборной “бунтарей” всегда хватало. Кондратьев в бытность игроком сам был таким. Выйдет ли из этого плодотворный союз — вопрос открытый и очень интересный.

Юрченко и травма
КОНДРАТЬЕВ. Очень рассчитываю на Юрченко. У нас с ним состоялся серьезнейший разговор. Надеюсь, Володя все понял: время уходит, а прогресса нет. Легкомысленный подход к делу все-таки сказывается… Думаю, он пересмотрит свое отношение, тем более случилась такая травма… Это ему знак, что дальше так продолжаться не может. Либо закончит с футболом, либо поднимется на хороший уровень. Верю, произойдет второе. Юрченко все переосмыслит, а мы ему поможем. Полагаю, готовиться к следующему сезону он будет очень серьезно. Как он просил меня, когда мы уезжали со сбора в Германии: “Вы только выйдите на Олимпиаду! Я очень хочу поехать — я все понял, я помогу!” Ну вот, мы свое слово сдержали. Посмотрим, как Володя сдержит свое.
“ПБ”. Своих футболистов Кондратьев редко критикует публично. Случай с Юрченко — исключительный. Здесь вспомним и другое: перед стартом нового отборочного цикла Георгию Петровичу предстоит сыграть на Олимпиаде — с командой, которую он сам и вывел на Туманный Альбион и которая обещает в будущем внести свежую струю в игру национальной дружины.

Чехарда и кандидаты
КОНДРАТЬЕВ. У нас вообще не так много кандидатов. На бумаге написать, конечно, можно и сорок. Наверное, снова придется. Но реально стольких нет. Дай бог насобирать полтора десятка боеспособных. Почему я за узкий круг? Так люди быстрее все усвоят. А если начнется чехарда: на один сбор одни, на другой — другие, толку не будет. Потому и играю 4-2-3-1, что у нас есть небольшие отрезки, и многое за них не усвоишь. А так раз, два, три, четыре ребят вызвал — они уже твердо знают, чего от них хочу. Начнешь распыляться — не получишь ничего.
“ПБ”. Что тут сказать? Дефицит сильных футболистов — застарелая хворь белорусского футбола. Что на молодежном уровне, что на национальном. Штанге в своих эпических изысканиях так, по большому счету, и не нащупал цельное ядро сборной. Может, сработает метод кондратьевского минимализма?

Муринью и “Барселона”
КОНДРАТЬЕВ. Вот недолюбливаю я Муринью. Но очень многому у него научился — просто по телевизору. В обороне важное перенял. Почему в прошлогоднем полуфинале Лиги чемпионов “Интер” обыграл “Барселону”? Вот все вокруг учат: защищаться надо высоко, высоко. А он построил команду перед штрафной и закрыл все зоны. А ведь я так же против испанцев сыграл. У Муринью, если честно, и подсмотрел… Считаю, тренер сборной должен прежде всего очень много работать головой, обдумывать действия других. А потом применять это на практике. Ни на каких кассетах, ни в каких книгах этого не найти. Надо самому доходить до сути.
“ПБ”. Вышеизложенное — многозначительная черточка к портрету Кондратьева-профессионала. Через месяц ему стукнет 52. При этом он легко признается, что в смысле опыта — тренер молодой, к самостоятельной работе приступивший меньше десяти лет назад. Во главе сборной он пойдет поднимать целину — и будет учиться новому. Возможно, кто-то увидит в этом недобрый знак. Мы тревогу бить не станем — ведь эта карьера именно так и развивается, что все вершины берутся с ходу, с первой попытки.

Тудор и дети
КОНДРАТЬЕВ. Тудором у нас уже, наверное, детей в садиках пугают. А он ведь, если объективно, ничего страшного не сделал. Оба удаления в том матче у нас были абсолютно заслуженны…
“ПБ”. Сколько людей, столько и мнений. Судейство — вечная тема в футболе, и о ней Кондратьев еще не раз выскажется. Остается пожелать, чтобы его и нашу команду в извилистых отборочных лабиринтах все-таки обошла стороной знаменитая тудорова “объективность”.

Игрок и тренер
КОНДРАТЬЕВ. Могу сказать, что игрок во мне до сих пор жив. Вот говорят: тренеру надо убить в себе игрока. Не знаю. Не получается. Смотрю, как ребята делают упражнение, и представляю, как сделал бы его сам. Хочется работу остановить, подсказать, чего хочу.
“ПБ”. Из трудовых будней Штанге мы вынесли на долгую память знаменитые “компакт”, “концентрация” и “позитив”. Не убивший в себе игрока Кондратьев в работе с футболистами и журналистами наверняка будет оперировать другими терминами. А может, иные нюансы большой игры он захочет объяснить и на личном примере — как не стареющий Юрий Пудышев? Подождем — посмотрим. В сборной наступает новая эпоха — и жить становится веселей.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?