За что боролись. “Партизан” и “Славия”: путевка в никуда?

21:27, 13 декабря 2011
svg image
3029
svg image
0
image
Хави идет в печали

И в то время как десяток клубов-старожилов планируют межсезонные работы, расчерчивают маршруты зарубежных сборов и договариваются по контрактам, пара выходцев из футбольных низов озадачена единственным вопросом — вопросом выживания. Озадачились горячей темой и мы. Краткая история болезни — нижеследующим текстом…

“Партизанский” край

О “Партизане”, собственно, мы многое сказали в прошлом номере — коротко, но ясно. Благодетель “красно-белых” минчан предприниматель Владимир Романов давно охладел к своему минскому детищу. В последние годы по футбольным счетам он платил, как сказано в классике, крайне неаккуратно. А давеча рубанул сплеча — умыл руки, официально объявив о полном прекращении дотаций. А поскольку литовские финансы составляли львиную долю клубного бюджета — будущее столичной команды теперь рисуется сплошь в трагических тонах.
Надежда одна — что некто азартный и бескорыстный вдруг озаботится житием “Партизана” и вдохнет в него новую жизнь вместе с немалыми деньгами. Найти такого мецената в наше время тяжко — это почти что вырастить ананас на отечественном глиноземе. Усугубляет ситуацию время. Оно поджимает. И если до середины января источник финансирования не будет обнаружен, “партизаны” объявят о безутешном банкротстве и безоговорочной капитуляции.
С вечера понедельника официальный сайт клуба высвечивает не менее официальную позицию руководства. Устами директора Людаса Румбутиса глаголет невеселая истина: “25 ноября на встрече с учредителем клуба услышал, что финансирование продолжится, но в небольшом объеме. Однако 6 декабря ситуация кардинально изменилась. Сейчас мы вынуждены попросить сотрудников написать заявления и постараемся в ближайшие дни рассчитаться с ними за отработанное время. Параллельно ведется поиск спонсоров. Будем надеяться на лучшее”.
Написавшие заявления сотрудники сегодня не сидят по домам — они тоже ищут. Не очень-то веря в светлое завтра, ищут варианты трудоустройства. А между делом — не теряют чувства юмора. Говорят, все выходные на дверях служебного входа стадиона “Трактор”, являющегося клубным офисом, провисела писаная черным по белому эпитафия: “С 1 декабря футбольный клуб “Партизан” прекратил существование”. Сочиненная в порядке горькой иронии, она, как представляется, не слишком далека от истины.
На днях наметился исход из клуба и собственно футболистов. Первой ласточкой, упорхнувшей в вольный полет, стал полузащитник молодежной сборной Юрий Кендыш. Вслед за ним вострят лыжи многие другие игроки. Развернуто комментировать происходящее они не горят желанием. Понять немудрено: лукавить не хочется, а хлопнуть дверью можно слишком громко. Своя рубашка ближе — и наряду со статусом свободного агента “партизаны” хотят получить полный расчет. Задолженность по зарплатам и премиальным накопилась за четыре месяца. Путевку в высшую лигу молодая команда выигрывала на голом энтузиазме, держась из последних сил на честном благородном слове.
Теперь все “красно-белые” взгляды сфокусированы на клубном директоре. Румбутис, пожалуй, единственный, кто в тупиковой ситуации сохраняет сдержанный оптимизм. Вчера вечером любопытство корреспондента “ПБ” он удовлетворил коротко: “Не все так плохо”. По некоторой информации, в конце “партизанского” тоннеля действительно блеснул робкий лучик надежды. И монетка будто бы снова встала на ребро — вероятность благополучного исхода балансирует на грани пресловутого “фифти-фифти”. Вот только измученные горьким опытом, наслушавшиеся “твердых” обещаний “партизаны” неохотно верят в сказочное перевоплощение. Но их опять просят потерпеть-подождать. И они терпят-ждут — если не воскрешения клуба, то хотя бы скорейшего погашения долгов.
Между тем незавидное положение столичного клуба заставляет листать регламент — и выискивать в нем пункт, предусматривающий межсезонную кончину команды-новичка. На сей случай в “основном законе” сказано: “Клубы первой лиги, завоевавшие право выступать в высшей лиге и отказавшиеся от такого права либо не получившие соответствующую лицензию БФФ, могут быть заменены другими клубами первой лиги, занявшими наиболее высокие места в итоговой таблице чемпионата, при условии получения ими соответствующей лицензии БФФ”. Стало быть, ежели “Партизан” до светлых дней не доживет, то его место сможет занять “Городея”. Она вроде как не против — но представляет ли, сколь тяжела для поселкового ФК “элитная” ноша?

Долг платежом страшен

На Полесье дела футбольные вроде бы не столь плачевны, чем в темном “партизанском” лесу. Однако триумфатор первой лиги “Славия” — также отнюдь не оазис финансового благополучия. Нынче у мозырян — полные неопределенности отпускные недели, будущее за которыми покрыто густой пеленой тумана. Какой будет команда нового образца — решительно неизвестно. Была бы вообще… Ибо даже действующие контракты с игроками — далеко не залог продолжения сотрудничества, казавшегося таким перспективным. Ведь условия соглашений с футболистами не соблюдаются откровенно. Хорошо хоть в Мозыре трудностей не прячут — и говорят о них “для диктофона”.

Сергей Турчин: все поправимо
Директор мозырского ФК 55-летний Сергей ТУРЧИН уже несколько лет занимает свою руководящую должность. И нынче, невзирая ни на что, настроен вполне бодро: мол, все финансовые трудности нужно стойко перенести, а смету — многократно увеличить. Впрочем, утвержденные размеры бюджета на сезон-2011 — 3 миллиарда рублей — поначалу также настраивали на оптимистичный лад. Однако на практике для нужд “Славии” было выделено менее миллиарда — всего-то сто тысяч долларов… Так что жизнь подсказывает: радоваться рано.

— Сергей Александрович, кажется, на вторую декаду декабря вы планировали официальное награждение “Славии”?
— Когда оно состоится, точно пока не известно. Просто мне стыдно вручать игрокам медали, не выплатив при этом все причитающиеся им деньги. И поэтому их отпуск может продлиться до тех пор, пока мы не изыщем финансы.

— Задолженностей много?
— Премиальные и отпускные. Обещаю, что до конца года все они будут погашены. И 2012-й мы встретим без долгов перед командой. Хотелось бы заметить, что наша администрация тоже не получает зарплату. Однако мы старается выплатить деньги игрокам, потом их получают тренеры, и только затем — обслуживающий персонал и директор.

— К вам ведь вполне могут быть применены санкции за несвоевременную выплату отпускных?
— Могут. Но это наказание, если оно случится, на сроки выплат игрокам не повлияет. Удержат с меня штраф, а толку?

— И как планируете изыскать необходимые средства?
— Огромные надежды возлагаем на встречу с руководством города, намеченную на 20 декабря. На днях планировалось провести и совещание с губернатором, которое, впрочем, отменили. Замечу, что и мэрия, и область готовы оказать нам поддержку.

— А спонсоры?
— Руководители предприятий также могли бы сделать это. Тем более что Мозырь — крупный промышленный центр. Однако многие из этих предприятий — не городского, а областного подчинения. Оттого и находить с ними общий язык труднее.

— Бюджет на новый сезон, надо полагать, еще не спланирован?
— Мы работаем над этим. Надеюсь, он будет утвержден на днях. Сформированная нами смета одобрена председателем горисполкома, а также согласована с губернатором. По сравнению с уходящим годом размер бюджета станет несоизмеримо выше.

Михаил Мартинович: разве это деньги?
Один из наиболее авторитетных игроков “Славии” 32-летний полузащитник Михаил МАРТИНОВИЧ выдал куда более прозаичную характеристику происходящему, которое, кажется, впору назвать емким термином “кризис”. Все это разительно напоминает совсем еще недавние терзания и “Днепра”, и “Витебска”, судьба которых хорошо известна. Что, бесспорно, изрядно портит репутацию “Славии” и ставит под великое сомнение ее выход из этого крутого пике.

— У вас вроде как отпуск, а о курорте, наверное, и мыслей нет?
— Ну что вы, какой курорт?! Не та ситуация. Наши самые высокооплачиваемые игроки, а их было 4-5 человек, получали три миллиона зарплаты. Этого сейчас хватает только на то, чтобы коммунальные услуги оплатить да семью прокормить. А когда еще и эти деньги не платят, то сами понимаете… Хотя на погашение перед командой всех долгов нужно 150 миллионов рублей. Разве даже для одного крупного предприятия 15 тысяч долларов — большая сумма? Или взять наши премиальные, которые до недавнего времени составляли от 375 до 510 тысяч рублей. 20 долларов — это что, деньги? Только ближе к концу сезона размер премиальных увеличился.

— Дополнительный бонус за покорение высшей лиги команде полагался?
— Он не был предусмотрен. Его и не обещали. Никто не планировал, что сможем добиться такого результата. Хотя мы обращались к директору с подобным вопросом. Но нам было сказано, мол, денег нет, и можете их не ждать. Хорошо хоть всяческую помощь оказывает Владимир Михайлович Цырульник (директор Мозырского авторемонтного завода. — “ПБ”.) — большой поклонник футбола. Порой он за счет личных средств оплачивал часть наших финансовых расходов. Помнится, это было очень кстати летом, когда нам три месяца не платили зарплату. Некоторые игроки даже были близки к тому, чтобы покинуть Мозырь.

— Такие настроения и сейчас преобладают среди футболистов? Или крепка надежда на перемены к лучшему?
— Честно говоря, не знаю, как будет развиваться ситуация. Время от времени мы встречаемся с директором Сергеем Александровичем Турчиным. Он ищет деньги, но очень уж долго. Отпуск официально начался 29 ноября, а нам по- прежнему не выплатили ни копейки. Мы даже официально оформили апелляционный документ по поводу невыплаты отпускных.

— Подписать новые контракты вам, разумеется, не предлагалось?
— Естественно. Как тот же директор может вести со мной беседу на эту тему, если до сих пор не отдали все деньги? У руководства должны быть какие-то гарантии финансового благополучия, а их нет.

— Вообще, насколько Мозырь готов к суровым требованиям высшей лиги?
— Значит, пока не готов. Во-первых, неясно, нужны мы городу или нет. Недавно Владимир Цырульник передал свой бизнес-план для ознакомления Сергею Румасу и Сергею Сафарьяну. Если руководству БФФ документ окажется по нраву, то и нам будет куда легче. Приятно, что этот человек проявляет инициативу из-за любви к футболу.
Впрочем, даже если бюджет останется на прежнем уровне, и денег на усиление состава отыскать не удастся, то, по-моему, многие игроки попросту уедут из Мозыря. И “Славия” будет, как “Барановичи”, терпеть поражения от всех подряд.

— Переживаете? Ведь мозырская команда для вас родная…
— Конечно, все это волнительно. Высшая лига по сравнению с первой предполагает совсем иные расходы. Нужно тот же дубль содержать. Рассчитаться по долгам нам обещают до конца года. Мы все на это надеемся…

В теории развитие этого сюжета может быть разным. А ну как у “Партизана” и вправду найдется щедрый покровитель с толстым кошельком? И вдруг попечители “Славии” проявят футбольную сознательность — да и обеспечат детищу достойное существование. Верить в удачу никому не возбраняется — наверное, это даже полезно для здоровья. Вот только холодный опыт подсказывает: нынешнее время — не для розовых очков. И с появлением двух новых команд высшая лига приобрела не новый класс и свежий импульс, а одни только проблемы. Ключевой же вывод того печальнее: сегодня в Беларуси нет даже дюжины жизнестойких футбольных команд.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?