От Штутгарта до Гродно. Сергей Солодовников: умом и сердцем

20:51, 14 декабря 2011
svg image
3057
svg image
0
image
Хави идет в печали

На излете второго круга Сергей Витальевич снова возглавил гродненскую дружину, которая опять провела не по амбициям тусклый сезон. Впрочем, можно ли сделать многое за 12 игр? Старый-новый рулевой принимал команду десятой, а финишировала она восьмой…

— Какими были основные цели внушительной неманской делегации в немецкой поездке?
— Если вдаваться в подробности, то можно говорить очень долго. А если вкратце, наше внимание привлекали три основных направления. Молодежный футбол, по развитию которого система “Штутгарта” одна из лучших в Германии. Во-вторых, была любопытна организация всего хозяйства в знаменитой школе Руйта — начиная от молодежных фестивалей и заканчивая обслуживанием этой базы. И, естественно, интересовала работа основной команды.

— С главным тренером швабов Бруно Лаббадиа пообщались?
— К сожалению, нет — предстоял матч с “Баварией”, на котором Лаббадиа сконцентрировал абсолютно все внимание. С другой стороны, в подобной ситуации мне и самому не с руки было мешать готовиться к важному поединку. Однако общения хватало и без того: просматривали тренировки, провели шесть встреч с кураторами различных направлений. К примеру, беседовали со специалистом по физподготовке, а также тренером, отвечающим за всех вратарей “Штутгарта”. Программа выдалась очень насыщенной: каждый день вставали в семь утра, а заканчивали все дела поздно вечером.

— На игре “Штутгарта” с “Баварией” побывали?
— Да. Изначально в планах она не значилась. Но разве могли мы пропустить такую встречу? Вот и попросили помочь купить билеты…

— Александра Глеба штутгартцы помнят?
— Спрашиваете! Его помнят даже в интернате! Кажется, везде, куда бы мы ни попали, висели его фото. О Саше здесь отзываются исключительно хорошо.

— В остальном на чем у них основаны сведения о белорусском футболе? На Штанге и БАТЭ?
— Теперь уже и на “Немане”. А в общем, вы правы. Кстати, сразу отмечу: в Германии очень ценят Бернда Штанге. Там прекрасно знают о его работе — и дома, и в Беларуси, причем с уважением относятся к его профессиональным качествам. И, естественно, знают БАТЭ, потому что он играл в Лиге чемпионов.

— Что из почерпнутого в Германии можно и нужно применить в Гродно?
— Уже сейчас проводим глубокий анализ информации. Есть направления, которые намерены использовать не только в Гродно, а во всем регионе. Энтузиазма у коллег вагон и маленькая тележка! Это я, когда работал в федерации футбола, бывал на подобных стажировках, — вот и отнесся к увиденному довольно спокойно. А те же Ашихмин, Киреня и Савич по-хорошему шокированы. Это первый такого рода опыт для Гродно, и от всего штаба благодарю за него попечительский совет клуба и нашего председателя Леонида Дмитраницу. Дальше дело за уровнем интеллекта тренеров и руководителей, которые должны воспользоваться знаниями. А в какой мере сможем их воплотить в жизнь… Конечно, нереально перенести на практику все: у нас другие подходы, структура и менталитет. Но главное, что важной информации очень много. И мы обязательно поделимся ею со всеми, кому это интересно.

— Вернувшись домой, вы сразу принялись решать вопросы комплектования. Тем не менее пока ни одного имени новичка из стана “Немана” не прозвучало…
— Определенные наметки есть, но все в стадии переговоров. Поэтому и не называем фамилий. Нет смысла рассуждать, с кем хотели бы подписать соглашения — надо говорить конкретно, чтобы вокруг футболистов не возникало лишней возни. А переговоры ведем активно.

— Вместе с тем из команды ушли все легионеры. В чем причина?
— У людей закончились контракты, и они были отправлены в отпуск. А сейчас мы прорабатываем варианты с каждым нашим футболистом, включая легионеров. Просто все зависит от того, каким окажется бюджет на следующий год: экономическую составляющую нельзя отметать никогда, а уж теперь и подавно. За сезон же я благодарен каждому, ведь для “Немана” он был очень сложным.

— Кто из своих ребят может покинуть команду? Каковы перспективы Горбунова, Страхановича, Коваленка, Демидовича?
— Великолепно отношусь к названным вами футболистам. Но у каждого свой путь. У кого-то контракты заканчиваются, у кого-то уже закончились — и тогда они вправе искать новые клубы. И все же мы пытаемся найти общий язык со всеми.

— На последней пресс-конференции в чемпионате вы говорили, что в следующем году намерены решать совсем другие задачи. Но насколько реально это осуществить, если не получается сохранять таких игроков, как Пласконный?
— Мне не хотелось бы озвучивать какие-то лозунги: слова должны иметь под собой надежную почву. В таком ключе и собираемся трудиться. А Пласконный? Да, это ключевой футболист команды. Но мы действительно были не в состоянии его удержать в финансовом плане. Впрочем, приятно, когда из “Немана” уезжают не в тьмутаракань, а в более титулованные и обеспеченные в материальном плане клубы. Переход Павла в минское “Динамо” — плюс и нам. А насколько удастся компенсировать его потерю… Думаю, мы найдем квалифицированных игроков этого амплуа.

— Кстати, какие впечатления остались у вас от работы в “Динамо”?
— Признателен руководству клуба за время, проведенное в динамовском коллективе: в этом смысле в душе останутся самые теплые чувства. Благодарен всем серьезным людям, которые там работают. А что не смог реализоваться, как хотелось… Понимаете, я никому не вправе навязываться. Да и, может, что-то делал не так. Но мне все-таки казалось, что принес бы “Динамо” гораздо больше пользы, если бы меня использовали на самостоятельной работе. Вот и не осталось профессионального удовлетворения. А с точки зрения человечности да и материальных отношений все было хорошо.

— Возвратившись в Гродно, вы сразу сказали, что не станете ломать штаб команды. Сейчас, после сезона, сохранится ли в прежнем виде тренерско-административный состав “Немана”?
— Изменения возможны. У некоторых контракты закончились — вопросы еще будут обсуждаться. Я не сторонник никого лишать работы, если он настоящий профессионал. И не выгоняю тренеров, когда у них действуют трудовые договоры. Напротив, стремлюсь максимально использовать их знания. Но коль человек намерен искать, на его взгляд, более достойную или самостоятельную работу — я не против. Это вполне нормальная ситуация.

— Вы вернулись к тренерской деятельности в родном городе после длительного перерыва. Как за это время изменились вы и болельщики клуба?
— На мой взгляд, болельщики вообще не изменились. Они преданны гродненскому футболу и любят свою команду. Главное — постоянно заслуживать настоящую любовь. У нас хорошие традиции, которые надо не просто возвращать, а делать это быстрее. Такие регионы не должны оставаться без серьезного футбола. А что касается меня… Наверное, сейчас стараюсь воспринимать все умом и только потом сердцем. Раньше в Гродно мы работали наоборот, теперь прежде всего включаем голову. И в этом плане очень доволен опытом сотрудничества со Штанге. Он пытался объяснять и нашим гродненским тренерам вроде бы банальные истины об уважении друг к другу — и к чужой, а не только своей, работе. Хочу, чтобы у нас было больше профессионализма, а меньше истерики. К этому и стремлюсь сам. Видимо, не мне судить, как изменилось мое отношение к коллегам по цеху, игрокам и журналистам. Но, кажется, в лучшую сторону.

— А что было для вас самым трудным в период с августа по ноябрь, когда возглавили “Неман” после ухода Александра Корешкова?
— Хорошо, что вы задали этот вопрос. На первой же пресс-конференции говорил: “Неман” пребывал на том месте, которого заслуживал. Команда терпит поражения не в матчах, а в раздевалке и на тренировках. Вот в чем заключалась основная проблема. То, что вы видите с трибуны стадиона, — лицо коллектива, которое делается не в момент игры, а кропотливо выстраивается до нее, во внутренних отношениях. Не стану вдаваться в нюансы, просто каждый что-то делал на поле сам по себе. В общем, не хватало цельности. Да и цели — особенно после поражения в финале Кубка Беларуси. Чувствовался сильный психологический надлом. И то, что команда стояла на вылет, было реальным положением, а не сюрпризом.

— Что из задуманного сделали за короткий отрезок третьего круга?
— Решили две основные задачи: вышли в кубковый четвертьфинал и за тур до финиша выполнили программу-минимум в чемпионате. Раз уж выкарабкались — значит, хоть что-то получилось. Честно говоря, самым сложным было остановить падение. Одно дело, если команда сначала играет плохо, а потом потихоньку поднимается — и здесь в ней меняется тренер. А вот когда она постоянно внизу — совсем другое. Кто пристально следил за “Неманом”, поймет, из какой ямы мы вылезли. Но хватит об этом. Гораздо больше следует задаваться вопросами о том, что тебе не удалось.

— Каковы ваши планы на январь?
— Почему только на него? У нас уже распланирован подготовительный период, включая сборы. Правда, насколько все реализуем, зависит опять-таки от бюджета. Сейчас занимаемся лишь комплектованием. Основной состав в отпуске после тяжелого сезона, а тренерам вообще некогда отдыхать. Да, еще молодежь и гродненские ребята по два-три раза в неделю собираются для поддержания формы.

— Молодежь в Гродно нынче славная — того же Савицкого на чествовании федерации футбола по итогам сезона назвали футбольной надеждой Беларуси…
— Понимаю, к чему вы клоните. У нас немало талантливых и перспективных ребят. Мне приятно работать с Савицким, Левицким, Анюкевичем, Легчилиным, Едешко и многими другими. Просто хочется, чтобы вокруг них рождалось меньше суеты. Все-таки уровень этих парней в большей степени определяется в матчах за сборные их возрастов. В клубе они перспективные — и как бы ни играли, всегда имеют право на ошибку, что очень важно. Того же Пашу Савицкого старались менять, даже по часу времени давали редко. А вот матчи за сборные показывают им, что не все так просто. И до звездных болезней здесь реально далеко. С другой стороны, всем (в том числе и вам, журналистам) надо запастись спокойствием и сдержанностью. Мы просто должны готовить таких футболистов к плавному переходу на взрослый уровень. Среди юношей у нас всегда находятся герои, а вот когда пора вовсю заиграть даже в нашей высшей лиге, нередко возникают серьезные проблемы…
Хочется, чтобы игроки правильно поняли мое пожелание. Даже в огороде фрукту нужно время для созревания. Что уж говорить о человеке. И если тебе доверяют место в основе — гордись этим, стремись выдержать конкуренцию, а уж потом начинай поглядывать за рубеж. Благо в Гродно есть все условия, чтобы молодежь развивалась и выглядела лучше год от года.

— И последнее. Вряд ли ошибусь, если скажу, что больше всего вам хочется вернуть времена, когда стадион в Гродно забивался под завязку. В нынешних суровых реалиях это осуществимо?
— Знаете, обмануть можно всех. Себя, руководителей. Принизить или оправдать любые победы и поражения тренера. Единственный, кого не проведешь, — болельщик. Если будешь играть сердцем, выкладываться на пределе возможностей, действовать на максимальных скоростях до последней минуты каждого матча — трибуны не будут пустовать при любых турнирных раскладах. Разве публика отвернется, если под твоими противниками, образно выражаясь, горит земля? Она жалует именно такой футбол, который и хочу привить команде. Чтобы было стыдно ходить по полю пешком, когда люди пришли на тебя посмотреть и заплатили за это деньги. Если удастся поменять психологию футболистов в плане отношения к игре — уверен, болельщики снова вернутся на стадион в большом количестве. А ведь, кажется, в Гродно этот бум был совсем недавно. На нас ходили, даже когда мы не претендовали на высокие места. Наверное, потому, что играли не скучно и вяло, а живо и интересно. Верю, мы обязательно вернемся к этим ярким временам.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?