"Кина не будет". Если тебе есть что сказать, скажи, напиши, но, ради бога, не снимай фильм

20:54, 15 декабря 2011
svg image
2392
svg image
0
image
Хави идет в печали

Андрей Курейчик: снимаем Штанюка, Герасименю, Станюту

Признаться, вовсе не считаю, что наш народ валом повалит на фильм про хоккей или биатлон. Смотреть в прямом эфире, к примеру, на кулачные бои на льду или на стрельбу стоя по лежке в исполнении Дарьи Домрачевой, а потом следить за развитием событий, по-моему, куда интригующе, нежели наблюдать за разворачиванием придуманного повествования. Но так получилось, что в природе существуют только два сценария — как раз на тему хоккея и биатлона.
Про хоккей написал Андрей КУРЕЙЧИК. Об этом он поведал весной в интервью Сергею Щурко (“Трагедия хоккейной комедии”, “ПБ” от 22.04.2011): “Я был в какой-то степени наивным человеком и предполагал, что наша киностудия — это не только здание со штатом в восемьсот человек, но еще и компания, призванная зарабатывать деньги. Придумал для “Беларусьфильма” проект, который, по моему замыслу, должен был стать невероятно выгодным”. Однако проект завернули.
С тех пор сменилось руководство “Беларусьфильма”. Дабы стимулировать производство кино, были подписаны два указа президента. А сам глава государства обсудил вопросы кинематографии с деятелями культуры, где наказал: “Деньги будут направляться только на новые и окупаемые идеи” (цитата с сайта www.president.gov.by). Поэтому резонно было поинтересоваться у Курейчика, как дела.

— Были ли какие-то последствия для осуществления ваших планов в Беларуси после довольно резкого апрельского интервью?
— Не почувствовал. Сейчас занимаюсь большим проектом для ООН, и, слава богу, не существует никаких списков, никаких идеологических проблем. Они знают, что я специалист высокого класса в области сценаристики и продюсирования, и все развивается очень хорошо.

— А что с продвижением вашей задумки о спортивном кино? Вы говорили, что готов синопсис для хоккейной комедии.
— В конце лета встречался с новым директором “Беларусьфильма” Олегом Сильвановичем. Пообедали. И рассказал ему про эту идею, он даже не был в курсе. Я сообщил, что идею застопорили при прежнем руководстве киностудии, что ей фактически противодействовала тогдашний главный редактор Наталья Стежко. Сильванович Стежко уволил. Там теперь новая редактура, молодые девчонки, вроде неплохие. И он с интересом отнесся к этой идее, попросил прислать. Я все выслал. Не знаю, будут ли какие практические последствия, но то, что он оказался более открыт для общения, это факт.

— С тех пор прошло уже довольно много времени…
— Да, но фильмы, во-первых, не запускаются быстро, и, во-вторых, я понимаю, что как и для всей страны, у “Беларусьфильма” откровенно кризисный год, когда они просто в шоке, как доллар куда-то рвется. Миллиард рублей весной и миллиард осенью — разные суммы, различающиеся в три раза. Поэтому я понимаю, что им сейчас приходится выкручиваться, чтобы доснять фильмы, которые они запустили, чтобы каким-то образом сформировать план. Опять же понимаю, что это госструктура. Она существует в неком государственном идеологическом русле, и, может быть, я для идеологов не совсем тот человек, который должен делать кино в госструктуре. Не знаю, я в это не лезу, сам даже не сильно интересовался, потому что у меня очень много предложений по работе.
Сейчас веду три проекта в Москве, а в Минске снимаю первый белорусский молодежный сериал “Выше неба”. Кстати, в нем, что удивительно, очень много спорта. Мы сняли потрясающей красоты баскетбол, у нас…

…подождите. Баскетбол? А как вы его к сюжетной линии приклеили? И кто играл?
— Придумали специально сцену, сняли ее на очень дорогие камеры, получилось очень красиво. Спортсменов не привлекали, играли наши герои. Потом мы с ними сделали на стадионе легкую атлетику, сняли бег.
А спортсмены в фильме есть. Пригласили бывшего капитана футбольной сборной Сережу Штанюка, чемпионку мира по плаванию Александру Герасименю, собираемся еще привлечь гимнастку Мелиту Станюту. То есть и это кино к спорту привязали достаточно плотно. Потому что оно про молодежь и для нас важно пропагандировать здоровый образ жизни, показывать, как это классно — заниматься спортом.

— Первое впечатление от работы со спортсменами?
— Например, по Штанюку могу сказать, что он дисциплинированный, исполнительный, очень четко выполняет задачу. Понятно, что ему, наверное, трудно было бы изображать какие-то сложные эмоции, вторые планы и так далее, но в том, что касается физических действий, органичности в кадре, Сергей бесподобен. И героиня, которая с ним играла, в восторге: “Я бы в такого мужчину влюбилась!” Он же красавец, высокий, прямо Терминатор. Из Сергея мог бы получиться очень хороший герой боевика. Штанюк просто покорил весь наш женский состав, причем мгновенно.
Роль у Сережи эпизодическая. Его случайно чуть не сбивает на машине главная героиня. Они знакомятся, она в дикой истерике, зареванная, а он ее успокаивает. А потом мы показываем намек, что, может, они и встречаться будут.

— Каков график съемок у Герасимени, которая готовится к Олимпийским играм?
— У нее четыре съемочных дня, но они разбросаны по времени, поскольку снимаем на разных объектах. Мы знаем Сашину ситуацию, поэтому подстраиваемся под ее график. Естественно, спорт важнее, а кино — это бонус, возможность остаться в памяти у молодежи навсегда. Снялся, и тебя уже год за годом будут видеть такой: молодой, красивой, обаятельной. И кто знает, когда Герасименя уйдет из спорта, может, именно кино станет продолжением ее карьеры. Во всяком случае мы пробуем. Ей очень интересно. И, думаю, это будет прежде всего интересно зрителям.

— В родной стихии, в воде, собираетесь Александру снимать?
— Нет. Для нас она представляет интерес как человек. А в спортивном ракурсе… Можно любые кадры с соревнований взять и вставить. Это необязательно. Нам необходимо показать, какие спортсмены в жизни: как общаются, о чем думают, как чувствуют. Вот это для кино самое важное.

— Но там же будут жесткие рамки сценария. Разве Герасименя сможет в них проявить свою сущность?
— Да, потому что я писал эти сцены именно под Сашу.

— Так же и со Станютой?
— С Мелитой сложнее. Мы не сможем ее вырвать на такой длительный срок. У Герасимени довольно большая роль — она подруга главной героини. А у Станюты, как я понимаю, еще более жесткий график, еще более жестокий тренер. Поэтому мы надеемся вырвать ее на один день и там не будет ничего такого сверхсложного. Просто хочется очень красиво ее представить.

Вернемся к теме спортивного кино. Почему вы не попытались свою идею о хоккейной комедии предложить в той же России? Чувство патриотизма помешало?
— Нет, дело не в нем. Я просто понимаю, что здесь это имело бы смысл. Потому что в Беларуси бесконечно строятся ледовые дворцы, скоро еще двадцать пять возведут. И они пустуют, потому что нельзя строить здание, не популяризируя вид спорта и не объясняя, почему он такой классный. Я был в Америке и видел, что такое НХЛ и другие лиги, какая там пропагандистская машина работает в поддержку. И то же самое в России, кстати. А у нас это все пока не очень работает. Вместе с тем у белорусов есть потрясающий шанс — чемпионат мира 2014 года. И это возможно снять: огромные массовки, ведущих игроков мира. Просто поставить камеры, и будет кадр, который в Америке стоил бы миллион долларов, а здесь он обойдется бесплатно, потому что все эти арены будут забиты людьми. И ты сможешь попросить у этих игроков интервью. Да даже если они просто появятся в кадре, фильм станет богаче.
Я придумывал сценарий под этот шанс. Потому что просто так эта идея не интересна. Важно использовать этот гигантский повод и вспомнить о хоккее.

— Но ведь на наших экранах хоккея вроде бы достаточно. Взять хотя бы игры КХЛ. Какие сейчас лига дарит сюжеты — с тафгаями и побоищами!
— Да, это они молодцы, поразвлекали людей. Но смысл в другом: ходят на игры и следят за трансляциями болельщики, которые и так любят хоккей. А кино смотрят как раз те молодые люди, которые еще не являются фанатами, и их можно привлечь.

— Ну, увидят они описание фильма — “про хоккей”. И не пойдут в кинотеатр.
— А не надо писать “про хоккей”, надо — “хорошая комедия”. И если это будет действительно хорошая комедия, то они пойдут, почему нет. Считаю, хоккей в данной ситуации — это предлагаемое обстоятельство, повод. Все равно это будет человеческая история, жанровое кино и, надеюсь, очень смешное. Не думаю, что здесь слово “хоккей” как-то нас испугает. Ну что, в последнем фильме “Такси” было про французский футбол, и все пошли, получился самый кассовый фильм.

— Однако хороший прокат может быть только после качественной рекламы. А это значит, что предстоят значительные затраты.
— Нет, вот я почему и говорю: представьте, какой рекламный ресурс у этого чемпионата мира! Сколько будет вложено денег, чтобы прорекламировать эти соревнования. Кино здесь будет прилеплено как бы в нагрузку. Все могло бы сойтись, если бы государство имело реальное желание делать кино.

— За время, прошедшее после интервью “Прессболу”, в области кинематографии произошли изменения в законодательной базе. Вы же юрист по образованию. Вас эта тема заинтересовала? Ведь, в частности, появился указ президента N 145, устанавливающий ряд налоговых льгот.
— Ничего не работает! Вот я разговариваю с молодыми продюсерами, с компаниями, они свидетельствуют: все осталось по-прежнему. Не заработала система продюсерского кино, господдержки продюсеров, нормальная система освобождения от налогообложения. Все по-старому, и “Беларусьфильм” все равно за свои услуги выставляет НДС и так далее. Да, указ есть, однако многие налоговые инстанции даже не в курсе, как его применять. Нет документа, который разъяснял бы, что считать услугой для кинопроизводства, что освобождать от налогов, а что нет. Указ не работает.

— В чем выход, на ваш взгляд? Неужели нужно готовить какой-то новый документ?
— Надо до каждой налоговой инспекции донести разъяснение, что именно и как оформлять. Они же не знают и не хотят с этим связываться.

— Кто должен донести?
— Я так понимаю, это должно быть разъяснение по линии правительства. В указе только общие слова, конкретики нет. Но ладно налоги, их заплатят. Самое главное — не работает система господдержки. Вот в России она есть: через фонд кино выделяются деньги, компании снимают фильмы. У нас этого ничего нет.

— Читала, что в прошлом году восьми российским мэйджорам выделили почти по десять миллионов долларов.
— Да, вот там поддерживают. А у нас только обещают. Целый год продюсеры провели в Министерстве культуры на всяких планерках, совещаниях, советах. И им все обещалось: да, да, да. А в итоге ничего особенно не произошло. То ли пока денег нет из-за кризиса. То ли не хотят давать их в частные руки. Не знаю. Но по факту система тендеров, когда продюсеры могут предлагать свои проекты, а государство выбирает наиболее интересный, чтобы вложить в него средства, не заработала.

— Не уверена, что дело только в экономической ситуации.
— Конечно. Как всегда, есть люди, которые мыслят очень просто: зачем давать частникам, если есть госструктура? А госструктуры у нас две: “Беларусьфильм” и “Белвидеоцентр”. И та, и другая существуют в каком-то своем мире, а во всем остальном кино делается частными кинокомпаниями, потому что продюсер — это единственный человек, который может отвечать за кинопроизводство от начала (то есть от создания сценария) до финала (донесения до зрителя).

— Словосочетание “государственный продюсер” режет слух?
— Нет. Но опять же этот человек должен иметь систему ответственности. Ведь проблема вот этих наших старых госкомпаний в том, что — провалился фильм, не провалился — зарплата не меняется. Нет никаких стимулов! Тогда как во всем мире, даже если ты берешь государственные деньги, за них надо отвечать. Если разворовал или сделал плохое кино, на которое зрители не пошли, ты должен возместить ущерб или понести санкции. Однако если фильм снискал успех, то получишь бонус, какой-то процент.

— На ваш взгляд, главный критерий хорошего кино — прибыль от проката?
— Это один из объективных критериев. Если ты продал миллион билетов на свой фильм — это факт, с которым никто не поспорит. Или если у тебя рейтинг при показе по телевидению 40 процентов. Или если тебя оценит, например, Каннский фестиваль — это тоже объективно. Это критерии, по которым можно судить, стало ли кино успешным.

— Возвращаясь к основной теме нашего разговора, грех не вспомнить, что существует международная федерация спортивного кино, которая проводит регулярные фестивали. Федерации спортивного кино есть в России, Молдове, Грузии и так далее…
— Прекрасно! Все понимают, что спортивные болельщики — прекрасные зрители. Это огромные, сплоченные массы людей, и этим надо пользоваться. Если пятьдесят тысяч заполняют стадион, то эти же пятьдесят тысяч могут посмотреть фильм, посвященный этому виду спорта.

— Но существует почти традиция: в Беларуси в любом случае не окупается ни один фильм…
— Да, это так. У нас не умеют зарабатывать на кино. Надо сделать его здесь, правильно провести маркетинг и вывести на рынок России, который огромен. Там хорошие фильмы зарабатывают по 50 миллионов долларов. Все возможно! Просто этого никто у нас не умеет делать. И даже не было таких задач!

— Какого продюсера вы видели бы у своего фильма: государственного, независимого?
— Независимого. Государственный продюсер — в любом случае чиновник. От государства мы хотели бы поддержки — и финансовой, и организационной. А продюсировать кино должны конкретные профессионалы.

— И много в Беларуси таких профессионалов?
— Мало, несколько человек. А откуда им появиться, если не было практики, технологий? Вот если бы были люди, которые сделали десять фильмов, пятнадцать, они уже наработали бы опыт, знали бы все ходы-выходы. Неоткуда появиться!

Как думаете, что останавливает серьезного инвестора, чтобы вкладывать средства конкретно в спортивное кино?
— Ничего не останавливает. Думаю, еще не было таких сценариев и правильно составленного проекта, чтобы пойти к тем же фирмам, которые поддерживают чемпионаты, к федерациям и предложить им некое совместное производство. Полагаю, если бы фильм нашел поддержку у федерации хоккея и обратиться к ее спонсорам, сказав, что мы в кино и их прорекламируем, они с удовольствием что-то вложат. Пусть это будет не главная часть бюджета, но все равно весомая. Так что ничего не останавливает. Просто некому этим заниматься.

“Белвидеоцентр”: сальто Гришина, “Минск-Арена” и детский хоккей

Логично, что дальше мой путь лежал в “Белвидеоцентр” и на киностудию “Беларусьфильм”. Сначала договорилась о встрече с директором “Белвидеоцентра” Юрием ИГРУШЕЙ, соблазнившись “зазывалкой” с сайта www.belvc.by: “Студийное и внестудийное производство кино- и видеопродукции — одно из основных направлений деятельности нашей компании”. Решила узнать, что снимают они на спортивную тематику, а попутно вдруг услышала мнение о сценарии Курейчика.
Последними фильмами, имеющими хотя бы какой-то намек на спорт, значатся: “В здоровом теле здоровый дух” (9 минут про работу по оздоровлению в “Силичах” и лагере “Родничок”) и “Здоровье на рабочих местах” (7 минут про необходимость производственной гимнастики). Их “Белвидеоцентр” создал в 2008 году. С тех пор — тишина. То ли событиями наш спорт убог, то ли еще что…
Впрочем, за прошлое Игруша, который на новой должности лишь три месяца, не в ответе. И хотелось бы, чтобы он понимал спорт несколько иначе, основания-то для этого есть.

— Юрий Викторович, помнится, вы были одним из авторов идеи программы “Все о спорте с Евгенией Павлиной”, которая выходила на ОНТ с 2004 года по 2006-й.
— Да, мы вообще много делали различного телевизионного контента по теме спорта, потому что я работал в качестве продюсера в разных структурах, в частности, в компаниях “Око” и “Телефильм”. Потом был генеральным продюсером ОНТ — три первых года, когда запускался канал.
Мне кажется, вы сейчас поднимаете непростой вопрос: почему в первую очередь в игровом кино в обозримые годы не возникало спортивных тем. Ведь раньше были такие фильмы, и они, наверное, запомнились моему поколению. Например, “Большой трамплин” про подростков, прыгающих на лыжах. Он из золотого века “Беларусьфильма”, семидесятые годы. Из той же эпохи фильм “Мировой парень” про гонки на МАЗах — по-моему, это была самая удачная работа по теме спорта. В документальном кино тоже периодически к ней обращаются. Здесь, на “Белвидеоцентре”, также сделали ряд работ.

— Но последние из них датируются 2008 годом. На ваш взгляд, кто должен формировать заказ: телеканалы, Министерство культуры или, может, Минспорта?
— Ну, это вопрос комплексный. Если кто-то желает предложить тему, он может свободно принести сюда заявку, она регистрируется и рассматривается худсоветом. Если ее примут к производству, она попадает в тематический план. Другой вопрос, насколько качественна эта заявка, насколько интересна и проработана. Ведь у нас в штате как таковых авторов нет.

— И часто вам приходилось встречаться с людьми, которые приносили сценарий спортивного игрового кино?
— Очень редко. Почему-то эту тему авторы обходят. Видно, она отличается своей спецификой, и человек должен иметь в своей жизни спортивный опыт либо быть с этой сферой хорошо знакомым. Тема непростая, ее надо знать изнутри.

— А нужно ли вообще кино про спорт?
— Конечно, как и про любую область деятельности. Сейчас идет формирование предварительного тематического плана на следующий год. И мы предлагаем три проекта, которые хотели бы развивать, если бы нашлись авторы, интересующиеся этими темами. Последние пару месяцев даже специально искали таких авторов.

— А о каких проектах речь?
— Есть фактически готовый сценарий “Золотое сальто Гришина”. К нему мы располагаем уникальными материалами, которые сейчас уже нигде не найти, не достать. И, естественно, они должны превратиться в документальный фильм.
Планируем обратиться к теме “Минск-Арены”, потому что в преддверии чемпионата мира по хоккею надо инициировать проекты, рассказывающие о том, где и как все будет происходить. По опыту знаю, что через год проявится повышенный интерес к этому вопросу, и фильм надо делать уже сейчас. Кроме того, есть намерение снять фильм о детском хоккее.

— Но, как понимаю, вы ведете речь только о документалистике.
— “Белвидеоцентр” не занимается игровым кино. Хотя такие идеи у нас есть.

— В последнее время ставится задача сделать кино окупаемым. Может ли спортивный игровой фильм компенсировать затраты?
— Все зависит от того, как он сделан и какую зрительскую аудиторию соберет. Однако не всегда от коммерческой окупаемости нужно исходить, иногда стоит отталкиваться от необходимости присутствия этой темы на экране, от отношения к ней государства. Думаю, тема спорта в нашей стране стоит на одном из первых мест, поэтому было бы правильным финансировать национальный проект о спорте со стороны государства.

И у меня возникает вопрос. Да, спорт — один из приоритетов. Ну и где кино?
— Видимо, этот вопрос надо объединенными усилиями поднимать… Знаю, что на киностудии “Беларусьфильм” были попытки накануне чемпионата мира-2014 сделать фильм как раз на тему хоккея. Но пока, видно, не было удачной идеи или замысла сценария. Это же творчество, ему не прикажешь. Но стимулировать его, конечно, нужно.

— Общалась с Андреем Курейчиком. Он рассказывал, как ходил на “Беларусьфильм”. Но пока ничего не слышно. То есть либо не понравилось, либо еще что.
— Знаю эту историю. И с Андреем я дружу. Но после прочтения сценария у меня тоже возникли вопросы, о чем и Курейчику говорил. Если на уровне сценария не виден потенциал фильма, то принимать положительное решение очень опасно, так как в результате можно не получить ни коммерческого успеха, ни какого-то другого. И это очень важный момент, особенно в игровом кино. Нет сценария — нет фильма, каким бы талантливым ни был режиссер.
А есть же еще такое понятие, как бюджет фильма. Сценарий может быть распрекрасным, однако если этот фильм стоит пять, семь, десять миллионов долларов, то сегодня в белорусской ситуации такой проект нереален.

— А за сколько, на ваш взгляд, можно снять хороший спортивный фильм, который либо собрал бы хорошую кассу, либо имел бы солидный рейтинг на ТВ?
— Непростой вопрос. Есть сценарии, где много дорогих актеров, сложные технические действия. А есть простые человеческие истории, не требующие больших денег, и они, может, станут более популярными, чем какой-то навороченный фильм…
Сегодня относительно небольшим бюджетом считаются два миллиона долларов. В нашей стране снимают уже и на три миллиона, и больше, потому что в системе киностудии “Беларусьфильм” предопределены очень большие издержки. Компания много чего содержит: оборудование, цеха, склады, люди. И из-за этого удорожается процесс кинопроизводства. Поэтому говорить о производстве фильма дешевле миллиона в рамках киностудии, наверное, нереально. А вот в рамках небольшой продюсерской структуры, которая быстро разворачивается на момент производства фильма и потом опять сворачивается, — реально. Там нет лишних расходов. Речь идет о современном продюсерском кино, где есть продюсер, который, затратив деньги, хотел бы добиться результата, а не процесса.

— Неужели такое продюсерское кино в Беларуси существует?
— Пока нет. Хотя понимание его необходимости у нас в стране уже появилось.

А где написано, что такое “продюсер”?

Будем надеяться, что указ “О мерах по государственной поддержке и стимулированию развития кинематографии”, подписанный на прошлой неделе, подстегнет производство качественных отечественных фильмов. Во всяком случае канал “Беларусь-ТВ”, повествуя об указе, с энтузиазмом провозгласил: “Отечественной киноиндустрии — новый старт!” Причем по ходу сюжета и. о. директора департамента по кинематографии Министерства культуры Светлана Шитикова тоже выразила веру в прекрасное будущее: “Надеемся, повысится заинтересованность продюсеров”.
В общем, вокруг сплошные надежды. Между тем пока в нашем законодательстве нет даже четкого и полного определения слова “продюсер”. Новый гендиректор “Беларусьфильма” Олег Сильванович в ответ на мое удивление улыбнулся: “У нас и самих продюсеров практически нет. И дистрибьюторов тоже. Не забывайте, что еще нужно внести эти профессии в реестр Госкомтруда. Сейчас мы инициируем эти явления, но все не так просто”.
Попутно я покопалась в архивах и выяснила, что в стране лишь полторы тысячи киноустановок, причем 1100 из них находятся в сельской местности и в большинстве своем наверняка представляют собой какие-нибудь древние, стрекочущие кинопередвижки. Причем нашла данные, не свежее 2008 года. А Сильванович, который прежде возглавлял департамент по кинематографии, к сожалению, новой информацией не владеет. Это свидетельствует, на мой взгляд, о пропасти, возникшей между прокатчиками фильмов и всеми остальными сторонами кинопроцесса. И об ущербной системе проката тоже. К слову, в Беларуси, по словам гендиректора киностудии, лишь 137 кинотеатров…
Так что пока совершенно неясно, с чего это вдруг какой-то неведомый независимый продюсер возьмется реализовывать у нас идею спортивного игрового кино — ему что, больше деньги девать некуда? Ну, разве только государство сформирует заказ и выделит необходимую сумму. Вот я и отправилась прозондировать настроение на этот счет прямиком на “Беларусьфильм”.
Кстати, его гендиректор, как и коллега из “Белвидеоцентра”, также с какой-то ноткой ностальгии упомянул про старые фильмы “Большой трамплин” и “Мировой парень”. Нынче же киностудия может похвастаться разве что документальными работами. Две из них появятся на экранах совсем скоро. Это 14-минутный “Мягкий путь” о юном дзюдоисте с трудным детством совместного производства с кинематографистами Латвии (50 на 50), который потянул для нашей стороны на 59,4 млн. рублей. И 39-минутный фильм “Подготовка белорусской сборной к Олимпийским играм в Лондоне” с бюджетом 202 млн. рублей. По словам Сильвановича, “съемочная группа ездила с национальными командами по всему миру”. Премьера состоится буквально на днях. “Прессбол” обещали пригласить.

“Беларусьфильм”: 268 сценариев и пара о спорте

Мне всегда казалось, что спортивные фильмы подпадают под понятие социального заказа. А заказчиком должна быть конкретная структура. Вот давеча и министр культуры Павел Латушко в программе ОНТ “Открытый формат” воскликнул: “Первые, кто может вложить деньги в кино, — это наши национальные каналы!” Увы, на деле все по-другому, по крайней мере в случае со спортом. В этом в очередной раз пришлось убедиться, беседуя с гендиректором “Беларусьфильма” Олегом СИЛЬВАНОВИЧЕМ.

— Олег Игоревич, кто выступает инициатором фильмов на тему спорта?
— Киностудия. Однако никто никому не мешает прийти и предложить качественный кинопроект о спорте. Просто люди, наверное, не в курсе. Впрочем, нельзя и всех настраивать: мол, приходите напрямую к генеральному директору. Потому что на электронной почте “Беларусьфильма” сейчас лежат 268 киносценариев и предложений.

— Наверное, читать не успеваете.
— Конечно. Но основная беда в том, что львиная доля этих проектов не заслуживает называться киносценарием. Сценарий — это зримая литература, которая переводится в визуальную плоскость, когда на основе слов перед глазами встает изображение: ты видишь ярко и объемно рассказываемую автором историю. И это достоинство серьезных киносценариев. Но чтобы произвести отбор, отделить зерна от плевел, надо просматривать гигантское количество макулатуры. Это большая работа, и физически очень трудно успеть. Безусловно, мы стараемся.
А вот что касается киносценария о спорте, когда человек приходит и приносит какую-то идею, здесь можно мгновенно определиться. Занятия спортом — это высокая характеристика личности, включающая умение собраться, отринуть лишнее, преодолеть себя, работать на результат. Вот главные показатели для меня как продюсера, ищущего сюжет, на основании которого можно было бы снять фильм. Любовная тема или любовный треугольник на спортивную тематику для меня не столь очевиден. Гораздо более интересно показать энергетику спорта, потому что фильм будет конкурировать с самим зрелищем спортивного соревнования! А сделать какую-то, мягко говоря, туфту на спортивную тему — вообще не цель!
Сценарии о спорте мы читаем очень внимательно. Но их, во-первых, не так много, у нас сейчас всего пара предложений. И, помимо всего прочего, мы не понимаем, как они складываются по художественной составляющей, кто режиссер, сможет ли он поставить, реализовать фильм не о людях в спорте, а именно о спорте, который сам по себе герой любого подобного фильма. Нас не сильно интересуют коллизии на фоне спортивных сооружений. Поэтому стоит задача сделать фильм со спортивным духом. А вот таких сценариев мы пока не находим…
В то же время вы должны прекрасно понимать, что если мы делаем игровой фильм о спорте, о победах в нем нашей страны, то вряд ли кто-то рванет поддерживать побеждающих белорусов средствами игрового кинематографа да еще участием в финансировании. Мы подобные возможности уже прорабатывали, в начале этого года обращались по ряду проектов к ближайшим к нам по ментальности российским партнерам. Однако они предложили перенести действие в Россию и лишь тогда готовы купить или запустить сценарий в совместное кинопроизводство. А это уже для нас не интересно! Потому что фильмы о победах спорте — тема национальной гордости. Вспомните американский фильм о человеке, который благодаря спорту становится личностью, — “Малышка на миллион” режиссера Клинта Иствуда. Он получил премию “Оскар”. В нем спорт выступает как кристаллизатор характера, как пространство, где расцветает личность главного героя. И пусть это будет не совсем фильм о спорте, скорее, о человеке и преодолении, совершенствовании себя, о предательстве и преданности идеалам спорта, о любви, растворении тренера в своем спортсмене. Подобный подход мы реализовали в документальной ленте “Мягкий путь”, где показали, как развивается личность молодого дзюдоиста.

— Какой вид спорта был бы в кино у нас с успехом воспринят?
— На мой взгляд, варианта два: либо хоккей, либо биатлон, которые сегодня наиболее ярко демонстрируют наш потенциал в спорте. Хоккей, конечно, сейчас немного сдал позиции, но не забывайте, как он рванул в свое время. А в биатлоне возьмите Домрачеву, есть же результаты. Именно по этим видам у киностудии есть два сценария в портфеле. И мы очень внимательно на них смотрим. Но кто из наших постановщиков сумеет снять спорт? И следующая сложность — это финансы.

— Каков в среднем бюджет игрового фильма, производимого на киностудии?
— Бюджет полнометражного фильма или четырехсерийного сериала в среднем миллион сто — миллион четыреста тысяч долларов. Сделать спортивный фильм окупаемым — вопрос сложный. Потому что спорт — это превосходство кого-то над другим. Кто захочет ретранслировать чужую победу? Поэтому надо найти совместную историю. Мы держим эту тему во внимании, но не очень себе представляем, как ее развивать.

— Андрей Курейчик рассказал о вашей встрече…
— Сейчас мы, скажем так, разминаем его материал, обсасываем идею, со всех сторон ее крутим, вращаем: что здесь собственно от спорта, а что от коммерции? Понимаете, я вам скажу страшную вещь: коммерческая состоятельность фильма — это не всегда хорошо. Как раз это может быть какое-то потакание определенным экономическим слагаемым, которые могут сделать правду спортивного кино значительно слабее. Поэтому здесь и идет такой анализ. Потому что проект — и мы об этом говорили с Курейчиком еще летом, — с моей точки зрения, интересный, но в нем слишком много от так называемых “бокс-офисов”.

— То есть от кассовости?
— Да, во главе угла стоит расчет финансовой окупаемости. Конечно, спортсмены, может быть, и имеют мотивацию зарабатывания денег от победы, но главное все-таки талант, бойцовский задор, спортивная злость, азарт. Именно это, по моему убеждению, приводит человека в спорт и к успеху, становится его стержнем, делает чемпионом.

— Можете пояснить, в чем состоит упомянутая кассовость?
— Трудно обсуждать сценарий, если вы его не читали. Все-таки для меня важно, чтобы был драйв именно от спорта. А уже потом какая-то интрига, связанная с любовными переживаниями героев и так далее.
И есть еще сценарий белорусских авторов Лешко и Перегудовой “Серебряная параллель” про биатлон. Юлия Лешко — очень яркий и талантливый писатель, создала уже несколько “женских” сценариев, которые были успешно экранизированы. Она пишет изящные мелодрамы или камерные драмы. А Людмила Перегудова — кинокритик, главный редактор журнала “На экранах”.

— Я несколько раз вычитывала один из первых вариантов этого сценария. Ко мне авторы обращались за помощью: чтобы убрала ляпы, помогла с воссозданием атмосферы, рассказала захватывающие истории. Не мне судить о качестве сценария. Но он лежит уже года три. Какова его перспектива?
— Здесь мы имеем талантливо написанный сценарий, но и он не свободен от замечаний. В то же время материал, как мне кажется, очень интересный. Однако у нас сейчас одним из важных условий является совместное кинопроизводство. И если мы хотим найти иностранного партнера, то история должна не замыкаться в рамках национального сюжета, а экстраполироваться на большее число участников проекта. Поэтому судьба и этого сценария представляется сегодня пока не ясной.

— То есть говорить о каких-то сроках невозможно?
— Очень трудно. Тем более что спортивный режиссер — это серьезно. Нельзя просто сказать: “А давай я спортивное кино сделаю!” По аналогии — “давай рвану за отчизну стометровку на Олимпийских играх!” А можешь ли, а достоин ли ты?.. Чтобы показать красоту спорта, надо, во-первых, его любить, во-вторых, знать, а в-третьих, просто хотеть и уметь сделать хорошо. Потому что неталантливых и недоучек ни спорт, ни кино не терпят. А сегодняшние экономические реалии не позволяют нам благодушничать…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?