Дураки и налоги. Формула БАТЭ

20:55, 15 декабря 2011
svg image
5510
svg image
0
image
Хави идет в печали

В свою очередь ФК из Борисова выручил на международном рынке более 17 млн. долларов. То есть господдержка составила лишь семнадцатую часть — далеко не половину, как значилось в формуле Александра Лукашенко, которую президент озвучил весной. Сравнивать не с чем. ФК БАТЭ сегодня, пожалуй, самая рентабельная и эффективная спортивная экономика Беларуси, а то и Восточной Европы. В силу закрытости бюджета ХК “Динамо- Минск” ничего не можем сказать о балансе самой посещаемой в бывшем СССР хоккейной команды. При малейшем рассеивании тумана с удовольствием поговорим и о ней, но пока относительно прозрачным в нашей стране остается лишь одно спортивное предприятие, руководитель коего на протяжении последнего десятилетия стабильно представляет повышенный интерес. Сегодня “ПБ” выносит на социум то, что в силу пережитых по горячим следам на “Камп Ноу” событий не вошло в интервью с медийной персоной номер один. Анатолий КАПСКИЙ: 1 к 17. Часть 2.

Футбол — деньги — футбол

— Анатолий Анатольевич, четыре миллиона евро трансферных, еще девять от Лиги чемпионов… На что вы потратили столько денег?
— На развитие клуба, строительство стадиона, бонусы игрокам…

— Каковы эти бонусы?
— Не делайте из меня большего монаха, нежели Папа Римский. Во-первых, мы и без того открыли много коммерческих тайн — как никто другой в Беларуси. Во-вторых, на этом фоне игроки ревностно относятся к разговорам об их доходах, достаточно вспомнить спекуляции относительно зарплаты Виталия Родионова, которого сделали едва ли не главным стяжателем страны. В-третьих, дуракам объяснять бесполезно, а умные люди сами все могут прикинуть и вычислить.
Индивидуальные бонусы за выход в групповые турниры Лиги чемпионов или Лиги Европы были оговорены заранее, еще перед началом сезона в момент переподписания контрактов. С одной стороны, эти бонусы на определенном этапе позволяли мотивировать таких игроков, как Шитов и Нехайчик; с другой — оказались гораздо ниже условий, предлагавшихся рынком вообще и московским “Динамо” в частности. БАТЭ был не в состоянии платить ребятам огромные зарплаты, но в то же время держал планку.
Когда мы получили эти миллионы евро, все почему-то стали считать только плюсы, хотя есть ведь и минусы. В этом году господдержка составила меньше миллиона долларов, но и в 2010-м она не была высока — порядка двух с половиной миллионов. А нам-то приходилось обеспечивать бюджет семи-восьми миллионов. Понимаете, о чем речь?

— Понимаю. А как же формула? Сколько сам заработал, столько получи господдержки — 50 на 50. Так, кажется, формулировалось…
— Пока эта формула в новой редакции президентского указа, честно говоря, в нашем случае просто не работает, даже не просматривается. Там нет элементарной капитализации. Экономический и спортивный успех БАТЭ, которого мы на сегодня достигли, никого не заставляет вкладывать в клуб больше денег. Это факт. Мы просто ожидали, планировали такие поступления — в районе 8 миллиардов рублей — от наших спонсоров по указу. Мы их и получили. Ни больше, ни меньше. То есть ничего в связи с тем, что произошла девальвация, что команда вышла в групповой этап Лиги чемпионов, с позиции господдержки не поменялось. Хотя гораздо дороже стали стоить сборы, зарплаты, переезды и так далее.

— Анатолий Анатольевич, я дурак?
— ?!

— Просто, исходя из вашей прозрачности, мне трудно разложить по полочкам евромиллионы БАТЭ, которые в массе своей превышают бюджет клуба…
— Наш бюджет порядка пяти-шести миллионов евро рассчитан на чемпионство в национальном первенстве, он никак не учитывает расходов на еврокубки.
Надо понимать, что мы выплатили большие бонусы за то, что вышли на европейский уровень. Бонусы непосредственно команды — около двух миллионов, бонусы индивидуальные тоже немаленькие… Потому что нам людей приходилось чем-то мотивировать. Мы же не могли платить зарплату, условно говоря, 400 тысяч долларов, как в хоккее. Вы же знаете, какие у нас зарплаты. А бюджет года следующего не сильно будет отличаться от текущего.

— 15 тысяч долларов Родионова прозвучали на всю страну громче некуда.
— Ну и что такое 150-180 тысяч долларов в год в условиях современного рынка, когда такие суммы сопоставимые по классу игроки в соседних странах получают в месяц? Если клуб зарабатывает несколько миллионов евро, то почему часть этого пирога не отдать нашим ребятам, которые, собственно, своим результатом его испекли? С одной стороны, это, естественно, справедливо, с другой — прагматично. Потому что, так или иначе, если не платить своим, настоящим и будущим Шитовым, Нехайчикам, придется за те же деньги содержать чужих, а иногда им переплачивать, покупать котов в мешках.
При всем при том Родионов, Шитов или Нехайчик никогда не получали зарплаты и бонусы из средств господдержки. Просто опять же дураки, которые не до конца читают или у которых проблемы с логикой и математикой, все равно не поймут. Разумным же людям совершенно очевидно, что в нашем футбольном клубе на зарплату и премиальные тратилось в последние годы менее 50 процентов бюджета. А порядка 70-75 процентов БАТЭ зарабатывал сам — без господдержки. Я просто лишний раз констатирую: если мы 75 процентов бюджета клуба покрываем самостоятельно, без дотаций, а выплаты непосредственно футболистам составляют менее половины, это совершенно конкретно говорит о том, что доходы игроков, тренеров, персонала БАТЭ идут не из государственной казны, не из экономики страны.
Мы не доим легкую и тяжелую промышленность, мы за-ра-ба-ты-ва-ем футбольным промыслом на футбольном же рынке. Это и эффективность нашего менеджмента, и составляющая нашего имиджа, философии, спортивного результата. Поэтому, когда идут инсинуации, когда спекулируют зарплатой Родионова — я опять же не хочу противопоставлять футбол другим видам спорта, — становится больно и неприятно.
Когда сломали Родионова, мы потеряли не просто игрока. БАТЭ, сборная, вся страна лишилась на всю осень нападения, без которого и Гончаренко пришлось тяжело, и Штанге.
Я скажу честно, нам много чего обещали в высоких кабинетах, на уровне министра спорта, помощника президента и других чиновников. В этом году разговоры шли о том, что у БАТЭ должны быть какие-то персональные компании, которые будут нас поддерживать, учитывая тот резонанс, который создает наш клуб на международной арене. Но абсолютно ничего не появилось. Ни-че-го!
Я не жалуюсь — мы как работали, так и будем работать, зарабатывать — просто констатирую. Я знаю только одно: нам надо надеяться исключительно на собственные силы. Ни на чьи больше.

— Часть европирога, надо полагать, отрезали на стадион. Строится ли он на самом деле?
— Стадион, уверен, построят, хотя скорость зависит не только от нас. Но по тем решениям, которые принимались в последнее время, знаю, что все будет в порядке. Клуб уже участвует в покупке железобетонных конструкций на весь каркас арены — это была валютная проплата.

— Говорят, железобетон вам обошелся в такую же сумму, как и Поляков из “Шахтера”. Это тоже будет какая-то часть собственности клуба?
— Во-первых, за Полякова мы заплатили 600 тысяч долларов, а в конструкции вложили 700 тысяч евро — это “немножко” разные цифры. Во-вторых, хотелось бы, чтобы участие в собственности стадиона у БАТЭ было таким, какое оговорили и утвердили на всех уровнях изначально. Мы хотим участвовать в профильных активах, в системных вещах — ни в стенах, ни в коммуникациях, ни в осветительных лампах, а именно в элементах сервиса для болельщика, которые будут непосредственно привлекать людей на трибуны. Я не юрист, но у нас хорошие, доверительные отношения с руководством Минской области. И мы договорились, что эти деньги сейчас проплатим, а потом будем решать, как они конвертируются в наш профиль — в современные гаджеты, плазмы, технологии, позволяющие создавать наиболее комфортные и привлекательные условия для зрителей, журналистов, специалистов — движителей футбола.

— Просто сегодня принимать Лигу чемпионов на “Динамо” стыдно…
— Наверное, так. Но это же стало известно не вчера… Скажем так, я не хочу сегодня трогать некоторые темы, чтобы это не выглядело как обида, следствие какого-то моего настроения, личной трагедии из-за этого поражения на “Камп Ноу”. Никакой трагедии, с точки зрения истории развития футбольного клуба БАТЭ, не произошло. Будем работать и развиваться дальше. Но даже то, что мы этот стадион начали строить, тем более с участием футбольного клуба, уже гигантский шаг вперед. Во-первых, таких стадионов в стране нет. Во-вторых, за исключением, может быть, зала в Бресте, в котором играет гандбольный клуб имени Мешкова, где в строительстве участвовал российский инвестор, нет достойных примеров и долевого строительства социальных, спортивных объектов.
Весь спорт Беларуси выстроен за счет средств государственного бюджета — стадионы, дворцы и прочее. Мы согласились на софинансирование вместе с государством. Но опять же дураки-обыватели, которые просто ненавидят БАТЭ, и этого не хотят видеть. Они орут: “Зачем тратить деньги налогоплательщика на стадион для какого-то клуба?” Зачем тогда платили налоги на арены в других городах, областных центрах, где построили футбольные и хоккейные стадионы? Там что, инвесторы частные были? Просто, когда ты что-то зарабатываешь и пытаешься на себе что-то тащить, найдется масса желающих залезть тебе в карман, сесть на шею или дать в плечи…

Игрок — трансфер — игрок

— Анатолий Анатольевич, сейчас у БАТЭ небывалая по нынешним временам пауза. Если в прошлом сезоне вы начали в феврале, то теперь официальных матчей нет до апреля. Чем станете заниматься, на чем зарабатывать?
— Хочу сказать, что мы предлагаем, с учетом наличия в стране полей с подогревом, начать чемпионат в марте, в том числе обеспечив финансирование энергозатрат совместно всеми участниками. Это не прихоть БАТЭ, а реальный взгляд на ситуацию в свете Олимпиады. Кроме этого, у нас еще игра за Суперкубок. Еще раз подчеркиваю, что серьезнейший вопрос — Игры в Лондоне, которых нет в календаре ФИФА.
Далее — лимит на легионеров, трансферные окна… Сегодня исходим из того, что имеем. Я не принимаю решения на уровне федерации футбола, хотя от нее зависит очень и очень многое. Мы предложили перенос трансферного окна. Олимпиада начнется в конце июля и пройдет в первой половине августа — горячая футбольная пора, ключевые матчи еврокубков. Как одновременно решать задачи БАТЭ и олимпийской сборной? Мы сказали, что в этом сезоне лучше всего трансферное окно закрыть попозже. Но вот уже началось межсезонье, надо заниматься трансферной политикой, а от БФФ пока никакого ответа нет. Сейчас опять пойдут совещания, всех выслушают и примут решение, удобное большинству. Но большинством голосов результаты в Лиге чемпионов и на Олимпийских играх не достигаются.
Ну да ладно, был бы уже хотя бы какой-то индикатор понятный, формула, правила, чтобы можно было начать работать. С одной стороны, если ничего не изменится, нам трансферной политикой надо будет серьезно заниматься зимой. Потому что мы понимаем, что в тот период, когда будем, условно говоря, дай бог, продвигаться по еврокубковой лестнице, возможности достойно заменить кого-то из олимпийцев БАТЭ уже не будет.
Следующий момент. Если ты сейчас приобретешь много легионеров, их более четырех все равно на поле не выпустишь. Да и нет у нас избытка средств, чтобы потратить огромные деньги за людей, которые будут сидеть на лавке. Логично?

— Не то слово. Здесь не вопросы ставить надо — тревогу бить.
— Погодите с тревогой, мы просто, не агрессивно, пытаемся все объяснить, разжевать, так сказать. Шаг за шагом, ступень за ступенью, чтобы все поняли и помогли принять верное решение, способствующее развитию, а не просто комфортному, ни к чему не обязывающему состоянию, всего белорусского футбола. У нас сегодня есть один железный игрок основы, который легионером считается. Это?

— Симич.
— И все. Следовательно, приобрести для основного состава нам нужно еще троих. Однако далеко не факт, что новые приобретения заиграют, что они качественно заменят кандидатов в олимпийскую сборную, которых в БАТЭ больше, чем в других командах. Опять лезем в кошелек. Но если ты хочешь добиться гарантированного качества, то один игрок стоит несколько миллионов евро. У нас просто нет таких возможностей. Мы можем приобретать молодых футболистов и рассчитывать на их развитие.

— Мне кажется, федерация обязана вам помочь — не деньгами, но верными решениями. Без хороших денег футбол развивать трудно, но без грамотной инженерии — невозможно.
— У меня нет цели критиковать федерацию. Просто в белорусском футболе не по вине Румаса или Сафарьяна образовался дисбаланс. Есть два клуба, может, три, которые соответствуют определенному уровню. Остальные… Не сказать, чтобы массовка, они тоже, как вы пишете, соревновательный уровень обеспечивают. Но это обеспечение скорее не футбола, а антифутбола. Почему у нас нет форвардов? Потому что никто не играет в атаке. В первенстве Беларуси забивают меньше, чем во многих других европейских чемпионатах. В позиционном нападении вообще мало кто действовать пробует. Проще выстроить редуты и цепляться за очки. И это кто-то из журналистов назовет ростом конкуренции. Каждый имеет право играть и писать так, как хочет. Но, с точки зрения развития белорусского футбола, мы идем в никуда.

— И что делать?
— Доказывать необходимость иного пути, решать многоуровневую задачу. Первый уровень преодолели — пошли к следующему. И каждый обосновывать, железно доказывать.

— Есть игроки, которые в будущем сезоне покинут БАТЭ?
— На сегодняшний день, с точки зрения конкретных трансферных предложений, вообще нет ни одного.

— А кого железно возьмете?
— Из белорусского чемпионата — Полякова, хотели бы Савицкого… Скажу откровенно, для нас очень важный момент — в решении ситуации по Филипенко, иначе остро встанет проблема центрального защитника. Понимаете, мы очень осторожно относимся к новым людям и не делаем на них ставку с самого начала. Для того чтобы адаптироваться в БАТЭ и выйти на должный уровень, иногда и сезона мало — особенно для легионера, пример Симича здесь скорее исключение. А уж игроки чемпионата Беларуси… Дай бог, чтобы в 2012-м было продвижение у белорусских новобранцев, однако надо понимать, что до сих пор они играли в совершенно другой футбол, с совершенно другими требованиями, на совершенно других скоростях, в ином ритме.
Все считали Сашу Павлова очень хорошего уровня футболистом национального первенства, когда тот выступал в “Днепре”. Но, по большому счету, мы стали позиционировать его таковым — железным игроком основы БАТЭ — только в этом году. И Саша на самом деле, если не брать во внимание травмы, лишь в этом сезоне заиграл стабильно, целиком понял, принял и выполнил наши требования. Опять же Саша Володько в этом году наиболее приблизился к предъявляемым клубом стандартам. Эти люди и были на поле среди лидеров.
А так приходят спортсмены абсолютно сырые. Мало кто поверит, но, когда начинаешь играть в Лиге чемпионов или Лиге Европы, футболисты сильно разочаровываются в своем уровне. Они начинают понимать, что до сих пор участвовали в каких-то не таких соревнованиях и выполняли детские требования. Если их не повышать, на поле будут мальчики для битья.

— Поляков, Савицкий. Кто еще?
— Еще? Назовите! Кого вы видите в белорусском чемпионате?

— Да я не специалист. Но вот есть Веретило, Драгун…
— Ха! Это на самом деле сильные футболисты. Но настолько сильные, что завтра же в БАТЭ им нужно будет искать мотивацию а ля Шитов — Нехайчик. На мой взгляд, ребята переросли ментально уровень не только минского “Динамо”. Даже если договориться по трансферу, вскоре встанет вопрос следующего шага — и опять на рынок. Вроде бы и люди свои, и на контракте, тем не менее не отпустить невозможно. Потому что парни уже занесли ногу на другую ступеньку. А кроме них, в нашем чемпионате… Вот не хочу никого обидеть, может быть, есть перспективные футболисты, а я их не вижу. Но таких, кто в одночасье усилит, поможет, днем с огнем нужно искать.
Вот вы нас за что критикуете? Не за досрочную победу в чемпионате Беларуси, не за выход в Лигу чемпионов, а за то, что уже на уровне группового турнира Лиги чемпионов не оказали достойного сопротивления лучшему клубу мира, не оправдали чьих-то ожиданий. Нас критикуют за то, что мы не ставим сегодня задачу выиграть группу Лиги чемпионов! Но это же следующий уровень! Вот скажите, может ли “Прессбол” рассчитывать на успех в России или Европе только на том основании, что это лучшая газета Беларуси?

— Нет, разумеется.
— Ну вот, а от БАТЭ требуете прыгнуть через пролет?

— Шагнуть на новую ступеньку. Игроки идут, а сам клуб…
— Так не только футболисты БАТЭ, и журналисты “ПБ” в Москву уезжают. Чтобы об этой ступеньке говорить, надо к ней сначала подступиться. Создать внутренние конкурентные и экономические условия, изменить психологию не одного, а сотен людей, участвующих в этом движении. И почему мы сегодня много говорим об этом? Я ведь не оправдываюсь, не жалуюсь. Просто пытаюсь обозначить, насколько труден поиск решений, формулы, которая позволила бы сделать следующий шаг. Когда кто-то на трибуне, в интернете или в прессе анализирует и говорит: мол, все просто, надо только сделать вот то и это, меня, честно говоря, задевает. Здесь ночами не спишь, рисуешь себе, планируешь, вкалываешь одним словом, а оно потом боком выходит. Мы предполагаем — жизнь располагает. И все так сложно, что не дай бог.

— Мне кажется, чтобы выйти на новый уровень, БАТЭ прежде всего необходим достойный конкурент, а лучше два, три во внутреннем чемпионате.
— Когда хороший соперник и не один, хочется еще и находиться с ним в равных условиях. Сколько важных матчей в этом сезоне мы сыграли в достаточно сложных для нас условиях! Только один клуб к нам приблизился в один ряд по нагрузке футболистов — минское “Динамо”. Потому что и у них много ребят было в молодежных сборных. А сколько судьбоносных поединков в еврокубках и чемпионате наложились друг на друга… Согласен, необходимо, чтобы у нас появилось несколько сильных соперников. Только пусть сие соперничество будет открытым, продуктивным, футбольным, на созидание — в атаку, с голами и красотой. Если же противостояние в виде защиты — закрылись, будем стоять, ждать, пока БАТЭ ошибется, толку не будет.
Сколько раз мы пытались построить, смоделировать игру, скажем, от обороны в контратаку. Тренер на доске показывает, рисует правильные линии, а выходит соперник и отдает две трети поля — топчите. Вот я и думаю, почему нам сегодня так тяжело с “Барселоной” пришлось? У нас просто нет навыка противостояния массированной атаке, не умеет БАТЭ из глубокой обороны стрелять…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?