Елена Попченко: прошлое не Верню

05:37, 9 августа 2005
svg image
6766
svg image
0
image
Хави идет в печали

Может, так произошло только потому, что я в принципе не люблю ругаться, скандалить. Когда долго вешают лапшу на уши, пытаюсь потерпеть, разобраться, но это, увы, не всегда удается — чаша переполнена…” Около года чемпионка мира-2003 Елена ПОПЧЕНКО хранила молчание, не дав ни единого интервью, не обронив публично ни одного слова. Теперь она решила дать волю чувствам, но сначала целесообразно будет совершить экскурс в историю.

…Если бы лет десять назад кто-нибудь сказал, что в Беларуси будет своя чемпионка мира по плаванию, да еще чуть ли не на самой престижной дистанции, то вслед такому оптимисту абсолютное большинство специалистов покрутили бы пальцем у виска. На коротких и средних дистанциях в плавании вольным стилем почти тридцать лет доминировали спортсменки из ГДР, США и Австралии либо те, кто выступал под флагом своей страны, но преимущественно стажировался именно там. Даже в советской системе с колоссальными возможностями отбора не нашлось ни одной “кролистки”, сумевшей взять мировое золото.

В 1994-м в Беларуси появились славные девочки-подростки, завоевавшие бронзовые награды в кролевой эстафете на молодежном чемпионате Европы. Среди той славной четверки значилось и имя Елены Попченко. Юная воспитанница гомельского тренера Сергея Кузикова ничем особенным среди сверстниц не выделялась, однако многие специалисты твердили, что Лена совсем “свежа”, не знает больших нагрузок. Из чего уже сам собой напрашивался вывод: у гомельчанки большой потенциал. Она завоевала право на участие в Олимпийских играх-96 в Атланте, будучи мастером спорта международного класса. Особо не напрягаясь, девочка постоянно прогрессировала, однако рассчитывать на какие-то сверхскорости в ближайшем будущем не приходилось.

Возможно, поэтому ее победу на чемпионате мира-2003 в Барселоне специалисты восприняли почти так же, как мировая общественность триумф Юлии Нестеренко в беге на сто метров в Афинах- 2004.

С именем Лены Попченко белорусские болельщики связывали большие надежды. Но посредственное выступление на ее третьей Олимпиаде, затем иностранное замужество и отказ выступать за сборную Беларуси породили массу слухов, сплетен, домыслов и даже обвинений в предательстве национальных интересов.

Осенью 2004 года, выступив в последний раз за Беларусь на чемпионате мира-2004 в Индианаполисе, Лена уехала во Францию, где уже в течение трех лет защищала цвета французского клуба под руководством французского тренера. А потом факсом передала свое “сорри” Белорусской федерации плавания: “Не ставьте меня, пожалуйста, на контракт. Я выхожу замуж и выступать в 2005 году на международных соревнованиях за Беларусь не буду”.

Решение выйти замуж за своего французского тренера Фредерика Верню Лена никак не афишировала, комментировать что либо представителям СМИ наотрез отказалась, отключила телефон, ушла в тень. Можно сказать, что во Францию она уехала как бы “по-английски”, без слов. И тем острее воспринимаются ее нижеследующие откровения, явившиеся скорее ответом на все, что выплеснулось вслед Попченко за последний год.

— Я никогда никому не говорила, что вышла замуж за французского подданного по причине несогласия с позицией руководства Белорусской федерации плавания. Может быть, кто-то и выходит замуж в знак протеста, но не надо обобщать. А я считаю, что меня с Фредом свела судьба. И лучше всего мы себя чувствуем, когда нам никто не мешает. Нам просто хорошо вдвоем. Второй момент: какие это претензии я выдвигала руководителям федерации плавания и кому конкретно? Может быть, ты мне скажешь, с кем меня хотели столкнуть?.. Мы вполне цивилизованным путем решаем все вопросы, связанные со сменой моего гражданства.

— Что ж, давай разберемся, чем ты могла быть здесь недовольна.

— Просто поняла, что после победы на чемпионате мира-2003 меня год водили за нос. Все началось с того, что я спросила, можно ли сделать так, чтобы для моего французского тренера в Мин- спорта создали приемлемые финансовые условия во имя моей подготовки к Олимпиаде в Афинах, так как у Фреда возникли дома некоторые сложности с контрактом по той причине, что он готовит чемпионок мира для Беларуси. На этот вопрос Наталья Валентиновна Шоломицкая, возглавлявшая на тот момент сборную, ответила однозначно: “Фредерик Верню иностранец. Контракт ему не положен. Я узнавала об этом в министерстве. Поэтому пиши в графе “личный тренер” рядом с ним меня”. Уже после Олимпиады на меня обрушился шквал упреков, мол, отказывалась от централизованной подготовки со сборной, не выполнила медальные обязательства, а значит, в следующем сезоне с меня снимается президентская стипендия. Тут моему терпению пришел конец. Тем более когда узнала, что, к примеру, у Натальи Цилинской тренер россиянин, а у Екатерины Карстен — немец. Для них нашлись способы и возможности, а я должна была возить Фреда по сборам за свой счет, то есть оплачивать проезд, проживание, питание. От последнего предолимпийского сбора в Словении мы отказались. Медаль я не выиграла, а Фреда, тренировавшего меня и так за бесплатно, обвинили во всех грехах. И вдобавок ко всему меня стращали дальнейшим существенным урезанием ставки. По этой причине я решила напрямую обратиться к министру спорта, чтобы знать, что мне “грозит” в дальнейшем. Дважды пыталась пробиться на прием к Юрию Сивакову. В приемной молодые люди поинтересовались, кто я такая. После того как представилась чемпионкой мира, мне вежливо указали на “обходные” пути, дескать, напрямую к министру по личному вопросу обращаться не положено. Я уже никому не верила и не в состоянии была накручивать лишние круги. Некоторое время спустя мне Шоломицкая сказала, что финалистке Олимпиады можно претендовать вновь на президентскую стипендию и чтобы в очередном контракте я снова написала “личным” тренером ее. Но это было уже потом. Контракт по ее просьбе я заполнила. Правда, вскоре свое решение изменила и попросила его аннулировать. Сейчас, ознакомившись с публикациями в белорусской прессе, поняла: под руководством Фреда Верню я занимаюсь почти три года, а его до сих пор моим тренером не считают.

— Но ведь вы когда-то с Натальей Валентиновной довольно плодотворно работали…

— Я попала к ней в плавательную бригаду для спарринга с Аней Копаченей по рекомендации бывшего главного тренера ныне покойного Александра Афанасьевича Коваленко. От своего гомельского наставника, Сергея Львовича Кузикова, я не отказывалась. Но по семейным обстоятельствам он не мог по полгода проводить на сборах. После очередного сбора Шоломицкая поставила мне условие: или я буду тренироваться у нее постоянно, или на сборы меня больше вызывать не будут. Осенью 2001-го, несмотря на хорошее выступление на Играх доброй воли, я сделала вывод, что дальше вместе идти нам нельзя. Просто почувствовала, как наступил предел — страшный психологический дискомфорт, и если бы не подвернувшийся контракт во Франции, то, вероятнее всего, с плаванием завязала бы окончательно.

— Сегодня ты считаешь себя устроенной?

— Вполне. Во французском городе Клиши одноименный клуб предоставил мне трехкомнатную квартиру. Правда, мы с Фредом сейчас в основном пребываем в шотландском Эдинбурге. Там он тренирует, а я немного плаваю — по 4-5 километров за тренировку. В этом году решила слегка отдохнуть, ведь по положению после смены гражданства я все равно не могу представлять французскую сборную на официальных международных стартах.

— Так можно расслабиться окончательно и потом вообще не собраться.

— Между прочим, недавно я случайно установила три рекорда Франции, дважды на дистанциях 50 метров баттерфляем — 27,20 и 27,05, а также на сотне баттер- фляем — 58,72 . Это были клубные соревнования в Англии и Франции. Правда, на какие-то сотые эти результаты уступают моим же рекордам Беларуси. Уже в декабре нынешнего года собираюсь выступать на чемпионате Европы.

— О возрасте дамы, тем более замужней, не принято говорить. Но, будем откровенны, тебе не 17 лет. Ты действительно рассчитываешь на медальные перспективы?

— А почему бы и нет? На Олимпиаде в 1996-м у меня были очень скромные места, только одно более или менее приличное — 15-е в эстафете. В 2000-м я попала в полуфинал, в 2004-м — в финал. Авось когда-нибудь и до пьедестала доберусь… Голландке Инге де Брюин в Сиднее-2000 было уже за тридцать, и это не мешало ей завоевывать золотые медали.

— Тебя гложет чувство обиды?

— Все ушло. Жаль только, что мне так и не присвоили звания “Заслуженный мастер спорта Республики Беларусь”, как это обычно полагается после победы на чемпионате мира.

— По дому скучаешь?

— Конечно, и по минскому, и по гомельскому. В Шотландии сейчас холодновато. Боюсь простуд. А вообще для меня нет особой разницы, где жить. Лишь бы рядом был любимый человек и никто не стремился нас обманывать.

Дать разъяснения “по делу Елены Попченко-Верню” мы попросили руководителей белорусского плавания. Вот комментарий гостренера и председателя национальной федерации Сергея МАТВЕЕНКО:

— Мы сделали все от нас зависящее, чтобы Лене присвоили звание заслуженного мастера спорта, а Сергею Львовичу Кузикову — заслуженного тренера Беларуси. Федерацией был составлен соответствующий документ и направлен в Министерство спорта. Почему там значилась фамилия Кузиков? Да потому, что он был ее первым тренером и передал Шоломицкой уже мастером спорта международного класса. Такое решение Наталья Валентиновна не одобряла. Она сама высказывала свои притязания на почетное звание. Тогда я ей доступно объяснил: “Имей совесть. И без того все знают, что Попченко уже два года тренируется во Франции”.

Вообще в подготовке Лены участвовало пять тренеров. Сначала с ней единолично работал Сергей Кузиков. Затем на сборы к подготовке к Олимпиаде-96 Попченко привлекалась в бригаду к Александру Гордиенко. К Играм-2000 спортсменку решили включить в группу Натальи Шоломицкой. А после 2001 года она попала в руки французского специалиста Филиппа Люка, который, кстати, заложил в ее подготовку основной фундамент для достижения результатов мирового класса. Ведь под его руководством на чемпионате Европы-2002 в Берлине Лена завоевала бронзовую медаль и установила рекорды Беларуси, которые держатся и по сей день: 100 метров вольным стилем она проплыла за 54,62, 200 — за 1.57, 91. Далее она предпочла тренироваться у Фредерика Верню. Под его опекой и стала чемпионкой мира-2003 в Барселоне. Правда, победное время немного уступало ее рекорду страны, установленному годом ранее.

— Вы пытались оказать содействие в трудоустройстве Фреда Верню?

— Осенью 2003-го по просьбе Лены мы включили Фреда в список национальной команды. На заседании аттестационной комиссия я заявил о необходимости привлечения Верню к подготовке Елены к Олимпиаде-2004. Шоломицкая, как главный тренер, меня не поддержала. Просто промолчала. А потом фамилию Верню из списков кто-то вычеркнул. Хотя в состав официальной делегации на Олимпийские игры в Афинах он был включен и получил форму национальной сборной Беларуси.

— Нет ли противоречий сегодня у Белорусской федерации плавания с аналогичным общественным объединением Франции?

— У нас вполне цивилизованные отношения. Французы обращались к нам с просьбой разрешить Лене выступать уже на летнем чемпионате мира-2005. Вообще-то по положению, как известно, спортсменка не имеет права год выходить на старт после смены гражданства, однако если позволяет федерация — то можно. Мы не препятствовали. Но Лена — девочка очень законопослушная, честная и тактичная. Она сама отказалась от стартов до истечения срока запрета.

Комментарий главного тренера, заслуженного тренера Беларуси Виктора СЕМЕНОВА был конкретным и эмоциональным:

— Давайте называть вещи своими именами. Шоломицкая желала получать президентскую стипендию, которую отрабатывали французские тренеры и, в частности, Фредерик Верню, что с успехом три года она и делала. Я вступил в должность главного тренера в январе сего года. Почему же после Шоломицкой я должен чистить авгиевы конюшни? Какое наследство она мне оставила?! Отъезд ведущих спортсменок за рубеж, допинг, интриги… Этично ли вообще предшественнику, которому абсолютное большинство национальных тренеров выразило недоверие, в самых невыдержанных тонах критиковать работу последователя: “Какой ужас, какой ужас, до чего докатились…”. Что имели, то и сейчас имеем. Это она высказывалась по поводу выступления нашей команды на последнем чемпионате мира-2005. Два года назад, на ЧМ-2003 в Барселоне, Шоломицкая просто прикрылась золотой медалью и двумя четвертыми местами Елены Попченко. Хотя эта медаль — заслуга французских специалистов. Места остальных участников были аналогичными — в третьем, четвертом и пятом десятках. Просто состав нынче кардинально обновился. А Фреду должны были предложить нормальные условия здесь, тогда бы он не метался в поисках работы по холодным шотландиям и Ленку не потеряли бы. Тем более что Фред был не против.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?