ЭХО ЧЕМПИОНАТА МИРА. Без трещинки в отношениях

07:54, 1 сентября 2005
svg image
1297
svg image
0
image
Хави идет в печали

Акулы пера когтями вцепились в чемпиона мира и выцарапали-таки из него признание: Демьян прилетел на крыльях любви. И удивил он не только спортивную общественность, но и свою девушку, гимнастку Наташу Александрову, явившуюся на свидание с одним букетом цветов, а ушедшую с несколькими. Еще одним сюрпризом от виновника торжества была охапка белых роз. Все-таки наши гребцы — настоящие мужчины. Недаром жены олимпийских призеров Афин Вадима Махнева и Романа Петрушенко поднялись в такую рань. И вторая половина Владимира Владимировича Шантаровича, старшего тренера сборной по мужской байдарке, тут как тут. Скоро двадцать пять лет, как они вместе, но Марине не надоедает каждый раз приезжать из неблизкого Мозыря, чтобы встретить супруга…

Более всего свой истинно мужской характер белорусы проявили на мировом форуме, завоевав четыре награды. Каждая из них — особенная, и ни одна не досталась за красивые глаза.

За обобщением мы обратились к Сергею ШАБЛЫКО, помощнику министра спорта и туризма, много лет проработавшему гостренером по гребле на байдарках и каноэ. Но прежде чем перейти на подобающий его положению высокий слог, Сергей Иванович решил пообщаться неформально. В Хорватии он, судья международной категории, находился в качестве рефери. Говорит, судить было нелегко, потерял пять лет жизни. Сказались и нервное напряжение, и большая ответственность, и предельная концентрация. Ведь арбитр, по сути, решает судьбу человека: может остановить заезд, может дисквалифицировать. “На мире” Шаблыко за два фальстарта пришлось снять с полуфинальных соревнований российскую байдарку-двойку. Думал — его за это убьют. На вокзале опасливо посматривал по сторонам, не выбилась ли из графика фирменная “двойка” Москва — Минск. Но россияне не стали преследовать принципиального соседа.

— Вообще-то считается, что в первый год после Олимпиады самая верная тактика — затаиться, лечь на дно. Вероятно, придерживаясь ее, пока ничего не показали Канада и другие заокеанские страны. Отошла в тень китайская сборная, у которой есть олимпийские чемпионы в каноэ-двойке. В то же время команда Германии открыла все карты и вновь доказала, что она — сильнейшая на планете. Судите сами: на чемпионате мира разыгрывается 27 номеров программы, из них 12 олимпийских. В 9 из этих дисциплин золото взяли немцы. При всем при том были свои нюансы — их женская байдарка-двойка не попала в финал. О чем это говорит? О том, что растет конкуренция. Призерами в заезде на 500 метров среди женских дуэтов стали венгерки, австрийки и француженки. Представители последних двух держав уже забыли дорогу на пьедестал. К этому же разряду относится и медаль квартета байдарочников-итальянцев на “пятисотке”, в кои-то веки ставшего третьим.

После Игр в Афинах белорусские каноисты и байдарочники по завоеванным очкам были на пятом месте среди всех видов спорта. И спустя год позиций своих не утратили. Впервые в суверенной истории добыли на чемпионате мира четыре награды — раньше привозили с мировых форумов одну, максимум две. В гребле ситуация не такая, как, скажем, в борьбе, где все весовые категории — олимпийские. Однако тот факт, что наши парни завоевали медали в неолимпийских классах и дистанциях, не принижает их значимости. Начнем с того, что байдарка-четверка стала восьмой на 1000 метров. Ребята с лучшим временем попали в финал, но погнались за золотом — и их не хватило. Каноэ-двойка — Курляндчик, Богданович — была четвертой на 500 метрах. Порадовали молодые каноисты, многим из которых еще не исполнилось двадцати. 250 метров белорусы шли первыми. Но стоило загребному немножко “завязаться”, как румыны своего шанса не упустили, подтвердили репутацию звезд. А вы думаете, почему наши ветераны закусили удила? Потому что их к этому вынудила молодежь! На 200 метрах никто не рассчитывал на медаль каноэ-четверки под предводительством Курляндчика. Бобруйчане пробились в финал из полуфинала, шли по первой воде. Но товарищи по команде их подстегнули, и парни, чтобы не выглядеть белыми воронами, показали себя во всей красе.

Выйдя из вагона, Александр КУРЛЯНДЧИК, как и Семен Сапоненко, и два других Александра, Богданович и Жуковский, были обескуражены вниманием к своим персонам. Мол, истинные герои не они, а другие. Но потом самый опытный из каноистов все же признался:

— Взяли бронзу, что называется, на зубах. Собрались и выложились полностью. Все ребята с медалями, а мы что? Не с пустыми же руками возвращаться. Считайте, сделали невозможное. 200 метров — это не наша дистанция, никогда на ней успехов не добивались.

Саша Курляндчик застал еще сборную Советского Союза. Аксакалом его считали лет шесть назад, а он гребет по сей день — и делает это очень неплохо. Говорит, приятно видеть, что у нас растет хорошая смена. Здоровая конкуренция команде на пользу, будет с кем тренироваться. С одной стороны, подопечные Николая БАНЬКО, старшего тренера сборной по гребле на каноэ, привезли серебро и бронзу, а с другой — целых восемь медалей, поскольку все без исключения спортсмены отметились на пьедестале. Однако Николаю Николаевичу такая арифметика душу не греет:

— Раньше как считалось? Возьмем высокие мерки: приезжают Парфенович, Чухрай. Они завоевали медаль для Союза, но одна награда пошла в зачет Украине, а другая — Белоруссии. Вот и сейчас мы могли бы заняться очковтирательством, поскольку в призы попали две разные четверки. Однако, сказать по правде, выступлением подопечных не совсем доволен: в конце концов хочется золота! В суверенной истории нашей страны только Масейков с Довгаленком однажды выиграли 200 метров на чемпионате мира в Канаде. С тех пор были медали разного достоинства, но самой главной нет. Сейчас ехал домой и думал, как занять первое место. Здесь есть резервные возможности. В этом году два состава вели подготовку в разных местах. Календарь составлялся еще по старой программе. Национальная сборная готовилась в Чехии, а вчерашние юниоры, едва приехав с молодежного чемпионата Европы, оставались дома. Поэтому команды не пересекались. А ведь можно перетасовать составы, усилить экипажи. Вы спрашиваете, пойдут ли на это сами гребцы? Кто же не хочет золотой медали?! В следующем году поставим во главу угла спортивный принцип. Всем спортсменам я объявил: отбирать будем по одиночке: кто сильнее — тот и попадет в сборную. Есть критерий — спортивный результат. Сейчас у украинцев появился самородок, Валентин Демьяненко, выигравший каноэ-одиночку на 200 метров. Это спорт: к следующей Олимпиаде все может поменяться и у нас.

Когда я начинал работу и нам предстоял первый выезд на этап Кубка мира в Севилью, в Мин- спорта ставили условие: “Попадете в финальные заезды — поедете дальше”. То есть с небольшой оговоркой обещали финансировать следующие старты. А сейчас финалы воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Места в девятке сильнейших — в порядке вещей, надо бороться за медали. Конечно, количество ставок в сборной ограничено. Но если ребята подтвердили свою силу, значит, надо корректировать инструкции и циркуляры. Многие страны возят два равных по силе состава, и это здорово, что у нас образовалась такая длинная скамейка.

Командные лодки — конек белорусов. Тем не менее пару слов и о выступлениях “солистов”. Александр Жуковский в Загребе ограничился прохождением “пятисотки”, на которой в финал каноэ-одиночек не попал. Возможно, причина в том, что после чемпионата Европы, где Саша впервые взял личную награду на “тысяче”, произошел спад. К тому же бобруйчанин не успел приноровиться к новой лодке, которая появилась у него после Олимпийских игр. Для байдарочника Романа ПЕТРУШЕНКО выступление в одиночке служит своеобразной разминкой. Ему была дана установка — 350 метров пройти в полную силу, после чего доехать до финиша, чтобы не растрачивать себя на финал “В”. Это чисто тренировочный вариант, проверка фона белорусской одиночной гребли. Зато в четверке Рома показал себя отменным загребным:

— На “тысяче” мы не настроились. По ходу сезона эта дистанция у нас не была готова, поэтому попадание в финал и восьмое место — довольно успешное выступление. Не знаю, с чем это связано. Думаю, в следующем году будет лучше. Зато на 500 метров собрались. К финальной гонке вышли фаворитами. В предварительном заезде попали с теми же словаками, с которыми боролись “на Европе”. Поэтому по логике вещей и в финале должны были у них выиграть. Но сама гонка не получилась. По нашим ощущениям, прошли плохо: немного не попали друг с другом в гребок, не свели усилия в одно целое. Со стороны это не видно, но мы-то знаем. Просто форма была немного лучше, чем у словаков, поэтому и победили. Говорите, заметили, как после финиша я ударил о борт лодки кулаком? Немножко было. Почему, не дожидаясь итогов на табло, стали друг друга поздравлять? Так видно же! По сравнению с Олимпиадой наше преимущество оказалось более осязаемым.

Вадим МАХНЕВ с его склонностью к самоанализу, похоже, нащупал болевую точку. Ведь на Играх в Пекине их успех в Загребе не будет иметь значения: в расчет принимается только олимпийский “километр”:

— Мне кажется, здесь дело в другом. Когда мы переходим с “тысячи” на “пятьсот”, приходится выполнять две слишком разные работы — стайерскую и спринтерскую. Вот у нас немножко и не получается. Утром отгоняемся предварительную “1000”, вечером — квалификация “500”, и на следующий день уже не можем заново настроиться на дистанцию вдвое длиннее. Возможно, задействованы другие мышцы, другая техника. То есть нас хватает на спринт, а на “1000” недостает сил. Сей факт надо как-то осмыслить, посоветоваться с тренером, ребятами, чтобы найти эту самую трещинку. Ну да что-нибудь придумаем.

В “бытописаниях” заездов четверок мы ни разу не упомянули о бронзовой олимпийской двойке Петрушенко — Махнев. В 2005-м парни решили друг от друга отдохнуть, побыть врозь, разгрузиться психологически. Но выходить в тираж наш дееспособный дуэт не собирается. Иначе кто же остановит непобедимых немцев Раухе — Вискоттера?! Как сказал Вадим, он контролирует каждый сантиметр немецкой лодки. Ничего, что в Загребе олимпийские чемпионы Греции были на голову сильнее всех остальных. В сравнении с чемпионатом мира-2003 в Гейнсвилле их преимущество перед поляками Мареком Твардовским и Адамом Высоцким выглядело просто неприлично — 1,422 секунды. Но все это ерунда: немцам тоже можно накостылять. Это дело принципа, а может, и всей жизни. Со своим подопечным солидарен и старший тренер мужской сборной по гребле на байдарках Владимир ШАНТАРОВИЧ:

Что касается финального заезда двоек на 500 метров, где мы не заявлялись, я его очень внимательно просмотрел. Там засветились все те же люди — Раухе с Вискоттером, поляки и литовцы. Новых имен не было. Разрыв между победителями и остальными призерами был огромным. Сегодня остановить немцев можем только мы, что и постараемся сделать в ближайшие год-два. В этом цикле никто конкуренции им не составит. Испанцы и румыны еще очень молодые.

Как и после чемпионата Европы, осталась легкая неудовлетворенность. Все-таки мне хочется добиться результата на олимпийской “тысяче”. В групповом заезде “вмолотили” будущим чемпионам, а в финале сами на себя не были похожи. Почему не получился этот заезд? Проиграли старт. Немцы “подловили” судью на включении автомата со всеми его прибамбасами и вылетели из стартового устройства, как комета. Хотя все было по-честному. Мы пошли вдогонку, однако не в своем режиме работы. Соперничали с ними только метров шестьсот, но перейти эту черту не смогли. При исполнении “тысячной” дистанции обязательно нужен переход — не “донести” лодку на одном здоровье.

Что еще сказать?! Любого специалиста волнуют только секунды, гимн и флаг. Вдобавок у спортсменов других стран очень мощный материальный стимул. Гребля — вид спорта, щедро оплачиваемый в Европе. Не хочу называть суммы, да это ничего и не изменит. Самый красивый флаг с трибуны — это наш. Без вопросов. А если еще и музыка белорусская — ком к горлу.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?