Теория отличительности

21:28, 21 декабря 2011
svg image
2756
svg image
0
image
Хави идет в печали

Все смешалось в человеческом доме: вера и знание, инстинкт и сознание, чувство и правило, закон и понятие… Все равны перед смертью, а жизнь — только миг, полыхнуло, и вот уже застрявшие внутри каждого мыслящего существа антиподы не разлей вода…
Труднее всего в 2011-м было оставаться человеком — не козлом, не бандерлогом, не свиньей, хотя свиньи великому коллеге Черчиллю нравились больше всех: “Собаки смотрят на нас снизу вверх. Кошки смотрят на нас сверху вниз. Свиньи смотрят на нас как на равных”. В самом деле, крайне непросто держать спину и голову прямо — не отводя взгляд, не пряча глаз, не закрывая рот, — чтобы сказать, а не проглотить, не мычать. Генетический код, инстинкт самосохранения, ползучий конформизм сошлись в клубок с научными сомнениями и нравственными переживаниями, поиском правды и предназначения.
Легче всего, конечно, молчать. “Сойдешь за умного”, — осаждал пустомель старый друг и учитель Контарович. Но мудрый еврей и тогда, когда руководил здесь хоккеем, и теперь, когда отмечает там янкипур, за словом в карман не лез — прикладывал и прикладывает крепким выражением того заслуживающих. Может, потому и хоккей у нас был по делу — без денег и прикрас, но на реально своих ногах, по крайней мере не вяз, не тонул в шоколаде идеологических профанаций. Лев Яковлевич сам говорил, и мне приговаривал: “Не молчи! За дурака все одно не сойдешь”…
Пусть не дано предугадать, как наше слово отзовется. Но журналистика — не театр, а из всех искусств для нас важнейшим является анекдот. Месяца два назад, когда гостил у Левы в Израиле, рассказали, как эмигрировавший в 70-х Рабинович спустя 30 лет вернулся в СССР и спрашивает: “Скажите, это у вас уже коммунизм, или будет еще хуже?..”
Профессионалы образов сильны на сцене, но кому-то место вокруг — в зрительном зале, закулисье… Должна же быть хоть какая-то профессиональная обязанность не выдумывать — отражать, пропускать сквозь себя, говорить как есть. Когда энергетика героев светла, позитивна, светло и на твоей душе; когда же преобладает серость или доминирует тень, негатив в остатке. Скверный анекдот, но иначе никак. Иначе можно просто сойти с ума. Или уйти из зала.
Мы остаемся. Мы “среди тут”. Пустомели, дураки, площадь, кризис… Антиподы внутри, плюс-минус снаружи, холодный ум, горячее сердце, ощущение жопы, язык Эзопа, во всем виноваты жиды… Первый мудрый еврей говорил: у людей все так плохо, потому что на лбу все написано (идея приходит в голову и только потом упорно ищет мозг). Следующий за Моисеем приложил руку к плечу: главная проблема в сердце. Иисусу дерзко возразил Маркс — сей мудрец указал на карман. Фрейд — чуть ниже пояса (у кого-то оба полушария защищены черепом, у кого-то — штанами). Ну а пятый мудрый еврей изрек: у человека не все так плохо, потому что все относительно (и я бесконечно уважаю чудовищный выбор моего народа). То был Эйнштейн, и, что-то подсказывает, за ним не последнее слово.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?