Футбол. Ребрендинг. Просто Брест
На волне экономического кризиса финансовые требования БФСО «Динамо» к брестским партнерам по бренду возросли более чем в 6,5 раз — вместо 3 миллионов рублей в месяц в новый договор прописали 20-миллионый платеж. В городе над Бугом шибко удивились и нашли самый простой способ отвязаться от партнеров — переименоваться. Сей процесс наверняка прошел бы без шума и пыли, не включись общественное мнение.
Движущей силой стали болельщики, высказавшиеся против. Поклонники команды напомнили, что брестский стадион входит в тройку самых посещаемых футбольных арен Беларуси, опережая Минск, Гродно, Витебск и Могилев. И предположили, что переименование оттолкнет значительную часть болельщиков. Мысль изреченную подтвердило голосование в интернете: 86 процентов респондентов высказались за сохранение вывески «Динамо».
Следующий опрос инициировала администрация клуба: 23 декабря на динамовском сайте администратор проекта оставил запись: «Многократные переговоры с БФСО «Динамо» по поводу использования в названии клуба слова «Динамо» не привели к компромиссу. Общим собранием клуба было принято решение о переименовании. Новое название будет выбрано опросом среди болельщиков, журналистов и футбольных специалистов Бреста.
Болельщики брестского «Динамо» дошли до Бильбао
С особым цинизмом к ситуации подошли фанаты. Легкий флешмоб протестного электората вывел в лидеры невесть откуда появившийся вариант «Атлетик». Сложно сказать, как к использованию своего товарного знака отнеслись бы в испанском городе Бильбао, где выступает клуб с таким названием (наряду с «Барселоной» и мадридским «Реалом», он никогда не покидал высший дивизион), но в русской интерпретации слегка резануло. «Локомотивчик» или «Спартачок» — примерно из той же серии.
«Атлетик» лидировал на сайте до той поры, пока голосование таинственным образом не исчезло. Ловкость рук и никакого мошенничества: после официального подведения итогов выяснилось, что испаноязычное название уступило иному варианту одну десятую процента! 41,3 против 41,2 в пользу ФК «Брест». Для проформы назовем остальных конкурсантов: «Арсенал», «Западный Буг», «Крепость», «Берестье», «Фортуна». В категориях «специалисты» и «журналисты» ситуация оказалась прозрачней…
Ранее свое отношение к ситуации с ребрендингом в интервью «ПБ» выказали футболисты Андрей Цеван и Николай Януш, перешедшие на минувшей неделе из брестского тогда еще «Динамо» в солигорский «Шахтер».
А.Ц. К переименовании клуба отношусь резко отрицательно. «Динамо» — это история, имя, которые нужно чтить, а не разбазаривать. В Бресте под динамовским флагом я отыграл одиннадцать лет. И для меня бренд “Динамо” — не просто название.
Н.Я. Мне как-то параллельно. И до этого, по большому счету, было все равно — а теперь тем более.
Внештатный журналист «Прессбола» Василий Сарычев на страницах газеты «Вечерний Брест» бил наотмашь:
Лишение имени — это беда. Это обесчещение. Что вы, руководство клуба, сделало креативного, чтобы переломить ситуацию, кроме стандартных телефонных звонков и пары личных поездок? Обливались бензином, клали мандат, пели с шапкой в метро, искали большие связи, пробивались в хоккейную пятерку? С кем вы поссорились, наконец, чем пожертвовали в ходе этих переговоров, которые должны были стать борьбой за честь?
Эдуард Белемук — исполнительный директор брестского “Аматара”, в недавнем прошлом получившего от УЕФА звание лучшего клуба Европы, развивающего массовый футбол, высказался специально для «ПБ-Онлайн»:
Несмотря на одинаковую прописку, мы живем в параллельных мирах. Уж слишком по-разному оба клуба видят задачу в деле популяризации футбола. Для «Аматара» главным приоритетом всегда были люди, для которых футбол — часть их мировоззрения и времяпровождения. «Динамо» было больше сосредоточено на себе, считая, что популярность игры во многом зависит исключительно от успешности выступлений команды.
В деле о переименовании клуба полярность мнений «аматаровцев» велика. В основной массе болельщики с раздражением отнеслись к ситуации. Оценки в отношении инициаторов этого процесса выносились скорые и нелицеприятные. Для других же название «Динамо» представляло собой охвостье совковой истории и они отнюдь не возражали против смены вывески. Правда, процент тех, кто ратовал за ФК «Брест», был крайне низок. Свою роль в формировании имиджа сыграл одноименный хоккейный клуб, чьи неизменно подвальные подвиги уже превратили зрительскую аудиторию в фантомов.
В качестве пресс-атташе «Динамо» работал на протяжении семи лет, придумал и зарегистрировал клубную эмблему, подержал в руках Кубок Беларуси, подружился с игроками, написал о них сотни статей, сделал десятки тысяч фотографий, исколесил вдоль и поперек страну. И для меня личное переименование — очень тяжелый вопрос.
Почему-то уверен, что в деле отстаивания своего имени клубные боссы использовали далеко не все аргументы. Впрочем, наблюдая за массовым исходом из команды знаковых футболистов, долгое время определявших лицо «Динамо», прихожу к мнению, что изменение названия очень точно совпадает с нынешней распродажной вакханалией.
Трибуны спорткомплекса «Брестский»: только «Динамо»!
Менеджер проекта «Прессбол-Лига», активный болельщик брестского «Динамо» Виталий Ильин столь же оперативно высказался по теме для «ПБ-Онлайн»:
К сожалению, сейчас у руля клуба стоят временщики, для которых имя «Динамо» — пустой звук. Именно это, а не жадность боссов БФСО «Динамо», — главная причина всех негативных процессов, не только переименования.
Я не верю в искренность директора клуба Николая Хорошуна. В то, что им сделано все возможное, дабы отстоять право носить имя «Динамо». Мне памятно его состояние на одной из встреч с болельщиками. Ответом на вопрос о том, какие им предпринимаются усилия для зарабатывания средств для команды, была бледность, краснота и беспомощный развод руками. Мол, ходим-просим, а больше ничего не делаем и делать не можем, так как не уполномочены.
А ведь уже давно можно было бы инициировать процесс реорганизации клуба, преобразовать его в ОАО, ЗАО, создать на его базе ЧУП и начать зарабатывать самим. Но не обучены они сами на хлеб зарабатывать, а уж на имя — тем более.
Два с половиной года назад в аналогичной ситуации побывало хоккейное столичное «Динамо». Тогда его руководители тоже рассматривали вариант с переименованием. Наиболее часто звучали вывески «Зубр» и «Партизан». В итоге же клуб вышел из ребрендинговой ситуации с минимальными издержками: в названии была заменена вторая буква. «Динамо» превратилось в «Дiнамо».
Генеральный директор Александр Белый был юридически бесподобен: «Авторские права на слово «Динамо» принадлежат БФСО «Динамо». На протяжении прошлого года мы ежемесячно отчисляли в БФСО значительную сумму. Так продолжаться не могло. «Дiнамо» — это ни по-русски, ни по-белорусски, ни по-украински. Это новый бренд. Как всемирно известные «U2», «Uma2rman», «АукцЫон».
В качестве же многоточия для футбольного Бреста вполне подойдет мнение журналиста «ПБ» Сергея Новикова, оставленное им на именной форумной ветке:
В футбольном обиходе за пределами Бреста тамошнюю команду для ясности давно величают «Брестом» без всяких добавлений. Потому что, когда говорят «Динамо», то по умолчанию подразумевается, что оно минское.
Примерно как в России — со «Спартаком» и Нальчиком… Уверяю, переименование в масштабах страны в этом смысле ровным счетом ничего не изменит. Равно как не скажется оно сколько-нибудь значимо на отношении и внимании к команде в Бресте. Спросите у болельщиков других областных центров, чьи клубы меняли вывески не единожды. И ничего — живы…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь