Сборная. Виктор Гончаров: без Евролиги
Вот только к чему приведет эта вторая попытка? Увы, к отбору чемпионата Европы ученицы Гончарова, судя по всему, обречены готовиться без надлежащего практикума. Сражаться же за прямой, минуя плей-офф, выход на ЧЕ-2013 предстоит не с кем-нибудь, а с крепкой командой Азербайджана, которая по-прежнему переманивает под свои знамена наших перспективных игроков.
— Виктор Федорович, скоро истекает срок действия вашего контракта с Минспорта, не так ли?
— Он рассчитан до 15 февраля. И пока не продлен. С председателем федерации Борисом Батурой по этому поводу достигнута лишь устная договоренность. Замечу, что на прошлой неделе мной было поставлено условие перед исполнительным директором БФВ Александром Багринцевым — если продолжать сотрудничество, то по контракту с федерацией.
За рубежом это общепринятая практика. Да и наши тренеры сборных по другим игровым видам спорта, насколько известно, работают на таком основании. Федерация ставит задачу, оплачивает услуги по ее выполнению и требует результат. По-моему, вполне цивилизованная форма отношений.
Однако же тренеры наших волейбольных сборных получают зарплату согласно мизерной министерской ставке. У меня, например, это скромная, чисто символическая сумма. Но сегодня ничем не подкрепленный альтруизм перестал быть движущей силой.
А теперь это и вовсе чревато серьезными последствиями для результата. Причем абсолютно неважно, будет его добывать Гончаров или кто-то другой. Из-за проведения грядущим летом Олимпиады сроки основного раунда квалификации чемпионата Европы-2013, как вы знаете, сдвинуты с мая-июня будущего года на сентябрь. И это неминуемо приведет к конфликту интересов. Ведь подготовка к отборочному турниру займет два летних месяца — как и подготовка к чемпионату Беларуси, а также других стран, где выступают наши легионеры.
Вот из этого-то и проистекает угроза поддаться некоторому соблазну. Да, пока я освобожденный тренер. Но мне, допустим, предлагают возглавить команду Х из города Y, причем с достойным, хотя бы по нашим меркам, окладом. Вполне естественно, что он автоматически становится моим основным источником дохода. Значит, и сборной летом придется уделять далеко не все внимание.
Чтобы этого избежать и не отвлекаться на посторонние позывные, нужно лишь заручиться финансовой поддержкой федерации. То есть тем самым контрактом с ней на три-четыре года. Между прочим, мои требования не завышены — договор предполагает отнюдь не астрономические выплаты.
— БФВ к такому шагу готова?
— Пока ее дирекция размышляет. Но вот на недавнем тренерском совете, приуроченном к женскому Кубку страны, с предложением все были согласны — мол, наставник сборной должен работать по контракту и получать достойную зарплату.
При этом готов проводить по всей стране мастер-классы, семинары. Уже давно ратую за организацию по окончании чемпионата выставочного “Матча звезд”. Игроки внутреннего первенства против легионеров — это было бы интересно и тем, и другим, и зрителям. Идей по популяризации волейбола хватает.
— Между тем сборная бездействует до лета?
— Да. И меня это серьезно волнует. Предлагал декабрьский Кубок страны дополнить недельным сбором для лучших игроков нашего чемпионата. Это было бы весьма удобно: под рукой и все девчата, и инфраструктура. Да и календарь внутреннего первенства к этому располагал. Однако мне сказали: нет денег.
— Проведение сборов финансирует федерация?
— И только она. У Министерства спорта подобных полномочий и задач нет. Тем более что впереди — Олимпиада.
Я вообще сторонник того, чтобы по ходу сезона такие сборы — без легионеров — проводить каждые два месяца. Первый из них намеревался посвятить тому, чтобы игроки осознали свою значимость и почувствовали наше внимание. Второй — тактической работе. И так далее, шаг за шагом к определенной цели. Но…
— Календарь чемпионата позволяет проводить такие краткосрочные сборы каждый месяц.
— Организовать их можно и нужно — были бы деньги.
— Возможно, федерация тратит их на потребности “Строителя”? Ведь открытая российская суперлига, где выступает наш мужской чемпион — турнир, который требует немалых расходов.
— Их берет на себя ВК “Минск”. БФВ оплачивает только проживание и разговоры по мобильному телефону главного тренера Милана Жарковича, а также его перелеты — домой до Белграда и обратно.
— Сборы сборами. Но, насколько понимаю, летом остаемся без добротной практики? Это не только Евролига, но также и мемориал Ельцина.
— Все к этому и идет. Но здесь важно понять и помнить, что Евролига — соревнование коммерческое. И, помимо общего для всех, у нее есть и узкое предназначение, для каждого свое. Мы, например, прошлым летом воспринимали этот турнир как основной этап подготовки к континентальной олимпийской квалификации. Но за считанные дни до стартовых матчей с турчанками узнали, что бороться за попадание на Игры-2012 не будем вовсе.
Это стало сильным потрясением для игроков, которые враз потеряли мотивацию. Мы были деморализованы, поникли. У одних появилась веская причина вместо матчей, утративших прежний смысл, отдыхать и восстанавливаться после тяжелого сезона — и их можно понять. Другие — Анна Шевченко, Екатерина Закревская — получали травмы по ходу турнира. Пришлось варьировать состав, распределять нагрузку между опытными игроками и молодежью.
Отсюда, кстати, и невразумительный результат. Тогда как требовался совсем иной — высокий. Для меня это был совершенно новый опыт. Морально оказалось очень тяжело перенести те полтора месяца сборов.
Но это — так, отступление от главной темы. Вспоминаю же к тому, что для нас значение грядущих турниров было бы вполне определенным и неизменным — подготовка к отбору чемпионата Европы.
— Стало быть, она и стартует позднее?
— 9 июля начнем первый сбор — по общефизической подготовке. Спустя две недели состоится и второй — техника, тактика. И уже затем будем изыскивать возможность проведения спаррингов. Конечно, хотелось бы каждый сбор завершать матчем или серией игр. Но с кем? Можно было бы с нашими традиционными гостями — командами Азербайджана и Израиля. Однако с ними нам сражаться за путевку на чемпионат Европы: с первой — совершенно точно, со второй — вполне вероятно. Значит, будем играть с той же “Уралочкой” Николая Васильевича Карполя, сборной Украины, кем-нибудь еще. Вообще, нетрудно провести сбор за рубежом. Но для этого нужны деньги, которых нет.
— То, что основную стадию отбора перенесли со стыка весны и лета на осень, — для нас хорошо или плохо?
— Полагаю, второе. Ведь раньше мы приступали к работе с игроками сразу по завершении национальных чемпионатов. Девчата после долгого сезона были уставшими, но все же неплохо готовыми физически. Их кондиции требовалось всего лишь чуток восстановить. Ну и, разумеется, сплотить волейболисток одной идеей. То есть основной направленностью занятий были психология и тактика.
Теперь же наши сборницы с конца апреля окажутся предоставлены сами себе. И только спустя два месяца мы начнем подготовку к отбору, причем доскональную. Придется трудиться, помимо прочего, еще и над уровнем их технической оснащенности, и над функциональным состоянием. Причем как всегда своими силами, без тренеров по физподготовке.
— Не опасаетесь, что летняя подготовка к чемпионату страны станет для вас серьезной помехой и урежет число игроков на сборах?
— Конфликт интересов на этой почве вполне может возникнуть. И потому мы должны быть готовы ко всему. С трудом представляю, каково придется старшему тренеру сборной — моему помощнику Борису Коляде, который возглавляет “Атлант”. И ладно наш первый сбор — постараюсь сделать его на базе санатория “Чабарок”, что под Барановичами. А дальше?
— Сильно расстроились из-за того, что нам не досталось проведение ни одного из двух мини-турниров квалификации ЧЕ-2012?
— Конечно, хотелось бы обратного. То, что организатором какого-то из них станет команда Азербайджана, было ожидаемо. Как-никак вскоре Баку принимает “финал четырех” женской Лиги чемпионов. Но вот организатором другого турнира стала Финляндия. Тогда как мы вроде и залами хорошими располагаем, и раньше всегда такие матчи проводили.
— Каков нынче потенциал сборной?
— Рад, что легионеры работают под началом хороших специалистов — россиянина Владимира Кузюткина, итальянца Эмануэле Сбано, сербов Дарко Закоча и Драгутина Балтича. С другой стороны, далеко не все из белорусок — игроки основного состава. Пример — пасующая Ольга Пальчевская и блокирующая Вера Климович из азербайджанского “Локомотива”.
Огорчает, что наш чемпионат оскудел на волейболисток хорошего уровня. Они, безусловно, талантливые и перспективные, но едва ли способны с ходу решать высокие задачи на международной арене. А встречи первенства Беларуси с матчами сборных не сравнить.
— Вы ведь посещали и недавние поединки Кубка страны. Есть открытия, новые имена?
— Все более зрелой становится игра Анжелики Борисевич — 16-летней блокирующей “Немана”. С другой стороны, нестабильна диагональная “Минчанки” Кристина Михайленко. Это же касается и наших молодых сборниц — принимающих Насти Гарелик и Нади Молосай.
Стало быть, дефицит игроков этого амплуа по-прежнему имеется. Да, хороша Катя Закревская из румынского “Томиса”, но у нее большие проблемы со здоровьем. Лена Гуркова из турецкого “Анкарагюджю”? Общался с ней на эту тему — дала понять, что к высоким нагрузкам не готова.
— Нападающая Оксана Аксенова летом рассталась с российским “Автодором-Метаром” из-за грядущего декретного отпуска. Вас это, должно быть, расстроило?
— Связывал с ней большие надежды. Во-первых, Оксана способна надежно играть на приеме. Во-вторых, с ее-то данными она хороша и на блоке. Ничего не поделаешь…
— Климович недавно восстановилась после серьезного повреждения. Однако по-прежнему вне игры другие блокирующие сборной — Анна Шевченко и Надежда Черновец из “Минчанки”.
— Еще совсем недавно у меня был полный комплект центральных игроков. Но едва у трех из них случились травмы, как все пошло наперекосяк. Да, Лена Гендель из “Омички” — лучшая сегодня блокирующая российской суперлиги. Но бок о бок с ней матчи Евролиги пришлось проводить диагональной Марине Тумас из турецкого “Иллербанка”, которую мы вынужденно перевели на позицию центральной. А третьей блокирующей была Галина Каршакевич — сильнейший игрок этого амплуа, по меркам нашего чемпионата. Но для того чтобы сборная с ее помощью вышла на тот же ЧЕ-2013, ей еще работать и работать.
— За рубежом выступают 26-летние центральные Анна Калиновская и Наталья Матейчик.
— Очень жаль, что не видим их воочию. Увы, не можем позволить себе, как это делали наставники футбольной сборной Бернд Штанге и Харальд Ирмшер, ездить на матчи с участием наших легионеров.
— Итак, резерв сборной пока оставляет желать лучшего?
— На мой взгляд, это напрямую связано со снижением внимания к детскому волейболу. Костяк нынешнего состава — генерация игроков 1984 года рождения. Это воспитанницы Владимира Козлова Марина Тумас, Елена Гендель, та же Пальчевская. Но им ведь уже по 27 лет. А новое поколение… Две подряд юниорские сборные — девчата 1990 и 1992 годов рождения — не сумели пробиться на чемпионаты Европы.
— Это усугубляется еще и тем, что молодежь меняет гражданство, не так ли?
— Наши 14-15-летние игроки уезжают за рубеж с целью заработка. Тенденция нехорошая, но сделать с этим мы, выходит, ничего не можем. Такова жизнь. Человек волен сам решать, где ему пускать корни. И будет искать лучшие условия, если на родине нормальных не создают.
Очень обидно, когда мы проводим матч ЕЕВЗА (Восточноевропейской зональной ассоциации) с командой Азербайджана, против учениц Михаила Коваленко на площадку выходят пятеро белорусок. Нонсенс да и только…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь